Полосина Наталья Борисовна,
учитель МБОУ «СОШ №1
города Новоалтайска Алтайского края»
Урок: «Почему нужно быть осторожным»
Класс 2. 13ый урок раздела ««Кто ты такой?». УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Цель. Создать условия для формирования у обучающихся навыков оценки дорожной ситуации, предвидения ее развития,
принятия верного решения.
Задачи:
Сформировать у обучающихся представление об организации движения пешеходов и транспортных средств на дорогах и
улицах; научить их различать участников дорожного движения, оценивать правильность и безопасность действий водителей,
пешеходов и пассажиров.
Ознакомить учащихся с группами дорожных знаков; довести до сознания детей важность знаний дорожных знаков и
соблюдения Правил дорожного движения.
Формировать у учащихся приемы логических операций, развивать устную речь, воображение, мелкую моторику руки;
обогащать словарный запас и расширять детский кругозор.
Планируемые результаты:
Личностные:широкая мотивационная основа учебной деятельности, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с
учетом изменений окружающей среды , использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
Предметные:осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; расширение
кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные: использование знаково символических средств;формирование умений осуществлять целеполагание и
планирование пути достижения цели; формулирование умений, осуществление само и взаимооценки , аргументированное
высказывание мнениея и позиции,координирование её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения;работа в группе.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальнаяЭтап
занятия
1.Организ
аци
онный.
Цели
Вр
е
мя
Создание
положитель
ного
психологиче-
ского
климата
2.Актуализа
-
ция знаний.
Актуализиро
-
вать
имеющие-
ся знания по
п.д.д.
Деятельность
Деятельность
учителя
учащихся
Представляет гостей.
Приветствуют гостей.
Предлагает поприветствовать
Исполняют1 куплет песни
друг друга.
«Улыбка»
-Почему начали занятие с этой песни?
Чтобы с
утра было хорошее
настроение.
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте Дети
общаются друг с дру –
доброго утра.
гом.
-Расшифруйте «заколдованное» слово ПДД -Это «правила
дорожного движения
Открывает слова на доске.
-Под каким девизом проводим это занятие ? -Детям знать
положено правила
дорожные.Ты, дружок,
доверься
им- будешь цел и
Для проведения занятия дети разделились на невредим.
команды.
Представляют команды:
Оргниз
.
формы
Примечан
.
беседа
Беседа
На доске:
Правила
Дорожного
Движения
Слайд 2.1-«Пешеходы»:
«Пешеход,
не забудь-через дорогу
держишь
путь,влево,вправо
посмотри
и
спокойненько иди!»
2
«Светофор»:
«Выполняй
совет простой- красный
свет
зажёгся-стой. Жёлтый вспых-
нул-
подожди,а зелёный свет-иди.
3
«Водители» :
«Мы
команда-просто класс!
Привезём к победе вас!»
Каждой команде поочерёдно задаются вопросы:
1)Назовите части дороги? -Проезжая часть,
тротуар, обочина.
2)Объяснить термин «проезжая часть» -Часть дороги,по которой
движутся авто-
мобили .
3)На какой сигнал светофора могут
двигаться пешеходы? -На зелёный сигнал.
1)С какого возраста разрешено пользо-
ваться велосипедом как транспортом? -С14 лет .
2)Как переходить проезжую часть? -По зелёному сигналу
светофора.
3)Как переходить дорогу, если нет -Посмотреть налево,
затем направо , если
светофора? поблизости нет
Группова
я работа
ролевая
игра
Слайд3.
Под музыку
выезжают
«медвежо-
нок» на ве-
лосипеде
и «лисёнок»
на самокате
Слайд 4.
3.Принятие
учебно-
практи
ческой
задачи,
определени
е
темы
занятия
Создать
условия для
самостоятел
ь-
ного
осмысле-
ния уч-ся
темы
занятия.проблем-
ная ситу-
ация
диалог
Слайд 5.
Слайд 6.
На доске
назва
ние темы :
«Дорожные
знаки»
машин- переходить.
1)Как регулируется движение на пере-
крёстке? -Светофором или
регулировщиком.
2)Какое движение на дорогах в нашей
Стране? -Правостороннее
движение.
3)По какой стороне тротуара должен
двигаться пешеход?
Для определения темы занятия учитель
Предлагает посмотреть инсценировку,
заранее подготовленную уч-ся .
Инсценировка.
Ведущий(в форме работника ГБДД -фуражка,жезл):
- Ехали медведи на велосипеде,ехали лисята на самокате.
-Едут и смеются ,песенки поют и не замечают:
Знак запретный тут! (жезлом указывает на знак на слайде 3)
«Медвежонок» : Говорил мне мой сосед, у кого велосипед-
(катается) Где угодно,там кати, знай,педалями крути !
Выезжает « машина», «наезжает» на «медвежонка» и « лисёнка»,
визг тормозов,
ездоки падают .
«Машина»:
-Не крутите здесь педали, разве знака не видали?
А ведь это запрещенье велосипедного движения!
(указывает на знак слайда)
Задание группам: объяснить причину ДТП. Группы
обсуждают, высказывают
своё
мнение, дополняют ответы
других
групп.
-Какая тема занятия?
-Дорожные знаки.4.Целепола
га-
ние ,
планиро-
вание.
5.Реализац
ия
Плана
Создать
условия
для
постановки
целей ,для
формирован
ия
умений
а)планиро-
вать свою
дея-
тельность
б)выбирать
спо-
собы
получения
информации.
Создать
условия
для
формирова-
ния умений
оп-ределять
после-
довательнос
ть
-Какие знания о дорожных знаках 1)Какие бывают
знаки?
считаете необходимыми? 2)Как различать
знаки?
3)Для кого
существуют знаки?
4)Как
применять в жизни?
-Какие способы получения инфор- Перечисляют
( книги,друзья, учитель,
мации знаете?
телевизор,компьютер и т.д.)
-Какие из них используете на занятии?
Называют( учебник, учитель, члены
Организует детей на решение У-ПЗ
группы).
-Что сделать для реализации плана? -Найти ответы на
вопросы плана.
-Как удобнее организовать работу? -Каждой группе
найти ответы на
вопросы
плана.
Уточняет задание: найти ответы на 1-3 во-
просы.
-Найдите ответы ,используя учебник. Открывают книгу
на стр.27.
-Что сначала будете делать? -Прочитаем
статью.
Фиксирует . –Найдём ответы
.
-Зафиксируем
на листе бумаги.
Нацеливает на групповую работу: Повторяют
коллекти-
вная
План
записы-
вается на
до-
ске.
фронталь-
ная
фиксация на
доске
условными
знаками
звучитсвоих
действий,
умений рабо-
тать в
группе.
6.Физ.пауза
.
Создать
условия
для
укрепления
здоровья
детей
музыка
диалог
Слайд 7.
Слайд 8.
коллектив
-
ная
правила ,условия.
-Какие правила при групповой работе?
Организует групповую работу. Распределяют
роли (спикер, улавлива-
тель идей и
т.д.)
Работают в
группах.
Помогает, направляет, выполняет функ-
цию хранителя времени.
Предлагает 1 группе ответить на первый Спикер первой
группы выходит к до-
вопрос, 2группе-на второй и т. д. ске,
представляет мнение группы.
Дети других
групп слушают, задают
вопросы,
дополняют.
Спикер
второй группы представляет
ответ на
второй вопрос и т.д.
Ответы групп фиксирует на доске:
Запрещающие для машин
Разрешающие
Предписывающие для пешеходов
Предупреждающие
Знаки сервиса(указательные)
Предлагает вернуться к ситуации ДТП:
-Какой знак нарушил «медвежонок»? -Запрещена езда
на велосипеде.
Ведущий:Я
скажу тебе, дружок,
Коротко и
ясно: только там ,где
этот знак,
ездить безопасно!
(указывает
жезлом на знак слайда7.Контроль
Создать
усло-
вия для
закрепления
знаний,
форми-
рования
умений
проверять и
кон
тролировать
свои
достижения
Круг
окрашен в синий цвет,
А в кругу –
велосипед.
Предлагает поиграть в игру : «Светофор», Выполняют
движения по сигналам . объясняет правила :
Красный-стоять смирно ,жёлтый -руки согну-ты в локтях,
зелёный – активная ходьба на месте.
1 .Предлагает каждой команде задание на
слайде 9. Объясняют,
какой знак, для кого, что
означает .
Предлагает вернуться к плану занятия.
-Какой пункт плана не реализовали? -Остался 4 пункт-
применение знаков.
2.Буратино решил стать водителем,но Выполняют на
выданных группам
для этого надо сдать экзамен на знание листах.(рисунок
слайда10)
правил ПДД и знаков. Помогите Буратино,
соедините стрелкой цифры и знаки .
Предлагает проверить работу групп: Спикер выходит
к доске, соединяет
1 группа -1,2,3 знаки знак и цифру,
другие группы реаги-
2группа-4,5 знаки руют (знаки
невербального обще-
3группа-6,7 знаки ния
установлены ранее) ,исправ-
ляют.
блиц-
опрос
Слайд 9.
Слайд 10.
фронталь
ная
по
группам
диалог
Правильный
ответ
«выво-
дит» знак
на
цифру.8.Рефлекси
я
Оценивани
е
Домашнее
Задание
Итог.
Формироват
ь
умения
оцени
вать себя,
рабо
ту
коллектива
Воспитывать
самостоятел
ь-
ность,
творчес-
кое
отношение
к домашней
работе.
-Что новое узнали? Отвечают на
вопросы.
-Что было трудным?
-Что вызвало интерес?
-Кого хотели бы поблагодарить? Оценивают по
«шкале успеха»
-_Оцени своё участие в работе группы.
-Придумать необычный знак, изобразить его так, чтобы другие
поняли без
объяснений.
фронталь
ная
индивиду-
альная
Шкала у
каждо-
го ученика.
Слайд 8.
Исполняют песню на мотив «Пусть бегут
неуклюже…»
«Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам
Мы дорог не боимся, потому что стремимся
И машины шуршат тут и там.
Правила ПДД соблюдать!
Припев:
Пешеходу очень важно много разных правил знать,
Чтоб ходить повсюду смело, под авто не попадать».