Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
26.03.2018
Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)
Тема урока: Балет «Петрушка» ; Тема раздела : "В музыкальном театре". 3 четверть, 24 урок по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной Тип урока: урок изучения, осмысления и первичного применения знаний и способов деятельности Урок позволит углубить знания о жанре балета, получить знания о русских сезонах, расширить знания о музыке в народном стиле.
Разработка урока музыки 4 класс.docx
собственную Методическая разработка урока музыки в 4 классе. Раздел «В музыкальном театре» Тема «Русские сезоны в Париже И. Стравинский балет «Петрушка» Цель:  создание   условий   для   формирования   понятия   «Русские   сезоны»   и   знакомства учащихся с музыкой в народном стиле на примере  музыки И.Ф. Стравинского. Задачи   образовательные:  формировать   понятие   жизненного   содержания   музыки   в народном   стиле,   определять   своеобразие   музыкального   языка,   узнавать   изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Задачи развивающие: совершенствовать УУД. Познавательные: формировать умения слушать и анализировать музыку, владеть словарём эмоциональных терминов, навыками интонационно – образного анализа, поиск информации о музыке композитора И. Стравинского, развитие умения постановки и формулирования проблемы. Личностные:  усвоить единство деятельности композитора – исполнителя – слушателя в процессе   восприятия   и   музицирования,   участие   в   различных   видах   музыкального творчества. Регулятивные:  формировать   умения   целеполагания,   планировать   деятельность исполнения, сочинения музыки. Коммуникативные:   развивать   навыки   развёрнутого   речевого   высказывания   в   процессе групповой   деятельности,   уметь   сотрудничать   с   учащимися   и   учителем   в   процессе деятельности. Задачи   воспитательные:   содействовать   формированию   мотивации   к   урокам   музыки, формировать культуру слушателя и исполнителя. Тип урока: урок  «открытия» нового знания Жанр урока: тематический Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, материалы для учащихся, ф­но Музыкальный материал: фрагменты балета «Петрушка»,  П.И.Чайковский  «Уж как по мосту­мосточку»   из   оперы   «Евгений   Онегин»;  Н.А.Римский­Корсаков     «Белочка   из музыкальной картины «Три чуда»»; Глинка «Полонез» из оперы «Иван Сусанин», р.н.п «Ай во поле липенька»,песня «Родные места». Метапредметные результаты: формирование умения планировать, контролировать и  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Предметные результаты: знакомство с жизнью и творчеством композитора И.Ф.  Стравинского, актуализация знаний обучающихся о балете, на примере балета “Петрушка”, знакомство с историей создания этого балета, его сюжетом, действующими лицами,  развивать личностно­окрашенное эмоционально­образное восприятие  музыки,  увлеченность музыкальными занятиями и музыкально­творческой деятельностью на  примере музыкального фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского. Личностные результаты:   формирование  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторо Действия учителя Действия обучающихся Метапредметные результата   Организационный   момент.   1­2   мин. Учитель   организует   подготовку   к   уроку, настраивает   детей   на   работу.   Организует работу   по   воссозданию   в   памяти   детей композиторов,   изучавшихся   на   предыдущих уроках.  Сейчас прозвучат фрагменты из музыки. Вспомните   что   за   музыка   звучала   и   что общего в этих произведениях?   Дети   ориентируются в   пространстве   урока, проверяют готовность к уроку.   Повторяют тех композиторов,   которых изучали на предыдущих уроках  (П.И.Чайковский  «Уж   как   по   мосту­ мосточку»   из   оперы   «Евгений   Онегин»; Н.А.Римский­Корсаков     «Белочка   из музыкальной картины «Три чуда»»; Глинка «Полонез» из оперы «Иван Сусанин») Это народная музыка, но   звучит   она   в произведениях композиторов.  Как мы называем такую музыку?   Постановка учебной задачи Как думаете, о чем пойдёт сегодня речь на уроке? Музыка   в   народном стиле. О музыке композитора,  который писал музыку в народном стиле.   Умение   анализировать составлять целостный образ   объекта,   связывать разрозненное   в   единую картину,   систематизация имеющейся информации. Посмотрим   на   запись   и   попробуем   задать вопросы к нашей теме: «Русские   сезоны.   И.Стравинский   балет «Петрушка»  (слайд 1)   Построение поставленных задач  Как нам это сделать? проекта   решения Мини­лекция о И. Стравинском и «Русских сезонах». Учитель, используя слайд­шоу (5­6 слайдов), рассказывает о биографии И. Стравинского т Что такое «Русские  сезоны», узнать о  новом  композиторе,  познакомиться с  музыкой балета. Прочитать   в   учебнике, получить   информацию от   учителя,   послушать музыку и выяснить есть ли   в   ней   народные мотивы? Учащиеся   заполняют трансфертные   листы по   ходу   получения информации Нахождение  способов  решения проблем  творческого и поискового  характера. его роли в «Русских сезонах» 10 мин. Игорь   Федорович   Стравинский     ­ русский   композитор,   дирижёр   и  пианист, один   из   крупнейших   представителей мировой   музыкальной   культуры   XX   века родился в музыкальной семье. Его   отец   —   русский   певец,   солист Мариинского   театра.   Мать   —   одарённая пианистка   и   певица   была   постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей. Среди   разнообразных   музыкальных впечатлений   детских   лет   будущего композитора видное место заняли оперные произведения,   с   которыми   он   знакомился благодаря   профессии   отца.   Стравинский вспоминал   о   первом   посещении   оперного спектакля — «Ивана Сусанина» М. Глинки. «Тогда­то я впервые услыхал оркестр — да и   какой   оркестр!   Оркестр,   исполнявший Глинку! было незабываемое...». Впечатление     Рано   вошла   в   его   сознание   также   и народная   песня,   которую   он   слышал   в деревне,   где   семья   проводила   летние месяцы.   В   возрасте   девяти   лет Стравинский заниматься фортепианной игрой.Годам к шестнадцати относятся первые сохранившиеся попытки сочинения. начал       который С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал   частные   уроки   у   Н.   А.   Римского­ Корсакова, предложил Стравинскому занятия два раза в неделю. Это   была   единственная   композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел профессией в совершенстве.   Под руководством Римского­ Корсакова были написаны первые  сочинения. На премьере  его музыки  присутствовал Сергей Дягилев ­ Великий театральный и художественный деятель,  высоко оценивший талант молодого  композитора. Интересно, что Дягилев  является нашим земляком, т.к в Перми  находился его родовой дом. В настоящее  время в доме Сергея Дягилева находится  гимназия № 11  и носит его имя. Переехав  1890г. в Петербург Дягилев параллельно  занимается музыкой с профессором  петербургской консерватории Николаем  Римским­Корсаковым. Эти занятия  становятся поворотным моментом ­  благодаря Римскому­Корсакову Дягилев  знакомится с молодым композитором  Игорем Стравинским, и это знакомство  становится важнейшим в жизни всех  троих.  В начале XX века  Дягилев и взялся  организовать выступление русских  артистов в Париже. В мае 1909 года после долгой подготовительной работы  (репетиций, написания декораций, поиска  денег) в Парижском театре «Шатле»  открылся первый сезон «Русских балетов»  (слайд 5, портреты Фокина и  Дягилева)  (слайд 6, афиша «Русских сезонов») Великие создатели «Сезонов»       Композиторы: Н.А. Римский­ Корсаков  (слайд 8, портрет) С.В. Рахманинов (слайд 9, портрет) И.Ф. Стравинский (слайд 10, портрет) Художники А. Бенуа, Н. Рерих, А.  Головин (слайд 11, портреты) Выдающиеся танцоры: Вацлав  Нижинский (слайд 12, портрет) Тамара Карсавина  (слайд 13, портрет)  Анна Павлова  (слайд 14, портрет) Самая   известная   балерина,   с   которой начинается классический балет XX века, – Анна Павлова, участница «Русских сезонов» (слайд   15,   афиша   выступления   А. Павловой) Так выглядела афиша из выступлений Анны   Павловой   в   Париже   в   1909   году.  я Дягилев   предложил   Стравинскому написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. Настоящим звёздным часом стали «Русские сезоны» для балета «Петрушка»                             В   эти   годы Стравинский периодически ездит из России в Париж и обратно. Первичное закрепление Возвращаемся к изначальному списку наших вопросов.  Что     вы   записали   в   своих   трансфертных листах? Самопроверка.   Дети добавляют   к   своим вариантам информацию, полученную   из   мини­ лекции. По тому, что дети записали, мы можем судить о степени  их умения контролировать  свои действия. Какие факты  жизни Стравинского повлияли на его творчество? Родители – музыканты. Каждое лето­в деревне. Учеба   у   Римского   – Корсакова. ­ Что такое балет? Кто такой Петрушка? Обратимся к учебнику. История создания балета «Петрушка». Первая   картина.  Народные   гулянья   на масленой.   Адмиралтейская   площадь   в Петербурге, яркий зимний день. В центре сцены   —   театрик   Фокусника.   Тут   же раешник,   карусели,   перекидные   качели, ледяные   горы,   лавки   со   сластями. Проходит   группа   подвыпивших   гуляк. Балаганный   дед   потешает   толпу. Появляется   шарманщик   с   уличной танцовщицей. с противоположной стороны слышны звуки музыкального   ящика.   Около   него   пляшет другая   танцовщица.   Выходит   старый Фокусник.   Занавес   театрика   задвигается, показывая   трёх   кукол   —   Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением флейты, и они пускаются в пляс Я приглашаю вас в мастерскую композитора Стравинского.  Чему можно научиться у композитора? Одновременно     Представьте   себя   композитором   и подумайте,   как   должна   звучать   музыка Петрушки на масленичном гулянии ? Выберите   нужные   характеристики   в карточке («Лови ошибку»)   Дети дают определение   термина «балет». Дают ответы на вопрос о Петрушке. Дети   читают   в учебнике   на   стр.   106 содержание   первой картины балета Сотрудничество в поиске и выборе информации Формулировка вопросов   и способов   действий   для организации деятельности Освоение способов решения проблем творческого и  поискового характера. Сочинять музыку. Дети работают с  карточкой в паре,  предлагают варианты  ответа на вопрос   (характер  музыки, мелодия, лад, регистр, темп, динамика,  музыкальные  интрументы). Дети формулируют план анализа  музыкального  произведения, убирая  ненужные, выбирают  правильные.  Может использовать  народную музыку. Поют хором. Предметные Совершенствуют навык  вокально­хоровой работы. Оценивается умение контролировать и оценивать в свои соответствии с поставленной задачей. действия         Контроль, усвоенного.   осознание   что   бы Что   делает   композитор, максимально приблизить свою музыку к народной жизни? Именно   так   и   поступил   Стравинский. Послушайте русскую народную песню «Ай во поле липенька», пропойте.  Прослушивание фрагмента из балета. Совпали   наши   мысли   с   чувствами композитора?  8­10 мин После прослушивания  дети уточняют план  прослушивания,  поясняют свои  варианты. ­ «Русская»   Краткое обсуждение фольклорных мотивов в балете.    это   колкая, механически   ритмичная   музыка   с преобладанием тембра фортепиано. В ней можно узнать тему русской песни «Ай, во поле липенька». Проверка усвоенных знаний Пришло время подводить итоги работы.  У меня есть   шапка Петрушки, а в ней вопросы. Достаём и отвечаем. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Музыка, каких композиторов звучала  на уроке?  Где проходили «Русские сезоны», в  каком веке?  Кто был организатором «Русских  сезонов»? Назовите известную балерину начала  XX века и её самый знаменитый номер?  Какой художник рисовал декорации к  балету «Петрушка»?  Назовите балет, композитора, главных героев балета, с которым мы  познакомились на уроке 7. 8. Что такое русские сезоны? В чём особенность музыки И.  Стравинского? Рефлексия Прошу продолжить  предложение: После этого урока я Узнал….. Научился…… Могу…………. Удивился……………… Адекватно оценивать  собственное поведение и  поведение окружающих. ПРИЛОЖЕНИЕ: Трансфертный лист «Русские сезоны» Организатор «Русских  сезонов» Создатели «Русских  сезонов» Знаменитая   балерина, которой классический балет 20 века    с начинается   Главные герои балета Самый   знаменитый   балет «Русских сезонов»     Карточка для работы в паре: Мелодия: отрывистая, танцевальная, плавная, маршевая Характер музыки: раздольный, грустный, яркий, праздничный, печальный, игривый, бравый, радостный Звуки: наигрыши народных песен, плачущие, говор, гудок, шум, балалайка, смех Динамика: громкая, тихая, очень громкая, не очень тихая Темп: спокойный, скорый, быстрый, медленный, умеренный Инструменты:  ф­но, бубен, треугольник, медные духовые, барабан, орган, рожок, синтезатор

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)

Технологическая карта урока "Руские сезоны. И.Ф.Стравинский балет "Петрушка" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018