Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Петрухина Лариса Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Дата: 24 января 2017 года
Уровень: районный
Тип урока: комбинированный урок (урок первичного предъявления новых знаний + урок формирования первоначальных предметных умений + урок применения предметных умений)
Тема: «Буквы ы – и после Ц»
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новой орфограммой – правописанием И – Ы после Ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Ы – И после Ц в корнях, словах на –ЦИЯ, окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы – И после Ц в разных частях слова.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.
Технологии, применяемые на уроке: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные
Оборудование: интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся.
Основные понятия: орфограмма-буква
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения(универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Приветствие. Прозвенел
звонок для нас.
Вступительное слово. -Отгадайте звук по «паспорту»: [ ? ]-согласный глухой непарный, твёрдый. (это [ц)]) -Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронталь-ная |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах |
Листы обратной связи |
2.Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Обучающая игра, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока, письменная работа, взаимопроверка |
Лексическая разминка. (На слайде «появление» Незнайки.) Игра «Корректор», или «Исправь ошибку». - Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки. Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах. Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов. Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку. Словарный диктант «По следам былых ошибок». Ловкий, нарядить, вырезать, каникулы, фарфор, лесник, жюри, брошюра, парашютист, жердочка, крыжовник, шепот, желтый, щеголь, шоколад, шов, челка, шорох, черный, черт, шелк. - Обменяться работами и выполнить взаимопроверку (ключ на слайде) |
Выполняют упражнения, участвуют в обучающей игре, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Познавательные: Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают участие сохраняют учебную задачу. Коммуникационные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Устные ответы. Письменная работа. |
3. Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
- Ребята, есть еще одна ошибкоопасная орфограмма. На слайде: Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ - Цыпленок не знал. А вы знаете? ( Цимбалы – музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.) Учитель произносит слова с орфограммой еще раз. - Какие звуки слышатся во всех словах? (ЦЫ.) - А посмотрите, как написано? (ЦЫ и ЦИ.) -Почему?
|
Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: Осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Устные ответы |
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями.
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение за языком, составление схемы рассуждения по применению правила (пользуясь таблицей, слайд 1) |
Формулируется цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. -Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И. На время вы превратитесь в учёных и сами сделаете вывод. Открывается запись на доске (слайд): станция Синицын огурцы цыплёнок пальцы цифры циркуль -Что общего в словах-примерах? (Сочетание с Ц.) -давайте попробуем разделить слова на группы по этому признаку.
Деление на группы по обозначению [ы] буквами 1 гр. 2 гр. 3 гр. пальцы [ы] цифры цыплёнок
Синицын станция [ы] [ы](искл)
И Ы -По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:
-А почему же слово «цыплёнок» пишется через ы? Прочитаем http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer/?s=%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%80%D1%8C Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы. |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Наблюдают за звуковым обозначением [ы] в словах, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, со справочным материалом интернета, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы (опираясь на таблицу) |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, справочного материала сети интернет, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Задают вопросы для уточнения информации. |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
|
- Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому необходимо составиь алгоритм, схему рассуждения. Алгоритм
рассуждения |
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют алгоритм правила. |
фронтальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Устные ответы. |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение тематической физкультминутки. |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, электронных заданий и тестового материала.
Обеспечение психического и физического здоровья учащихся. |
1.Распределительный диктант (слайд) -Распределите слова по двум столбикам: с ЦЫ и ЦИ.
2. Выборочно-восстановительный диктант. -Из текста (он проецируется на доску) выпишите слова с орфограммой «Правописание И – Ы после Ц». -По выписанным словам восстановите текст. На берегу реки расположился цыганский табор. Старый цыган повёл коней на водопой. Цыганята рассматривали коллекцию ружей и ели цитрусовые.
3. Игра «Лови ошибку» (на слайде) -Ребята, к нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет? Профессору Синицину Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе. Незнайка. -Давайте исправим ошибки с объяснением и поясним значение слов с данной орфограммой. Циклон – вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков. Экспедиция – путешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс. Коллекция – систематизированное собрание каких-либо однородных предметов. Цикады – прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот
При первом чтении текста учителем ученики записывают только те слова, в правописании которых сомневаются. Устно объясняется каждое слово, затем записывается текст диктанта и сверяется с ключом на слайде.
В цирк Сегодня мы идём в цирк. Мы — это папа, мама, моя сестрёнка и я, Вова Синицын. Папа сказал, что сегодня будут выступать борцы, гимнасты, акробаты, наездницы, мотоциклисты, весёлый зверинец. По дороге в цирк, на углу одной улицы, папа купил букет душистой белой акации для артистов. Сестрёнка приподнялась на цыпочках и понюхала цветы. Вот и цирк. Круглолицый контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.
5. Творческий диктант (слайд) - Замените одним словом. Соедините стрелками верные пары.
|
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Выполняют тренировочные упражнения на заданную орфограмму. |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
Устные ответы, письменная работа. |
8.Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, контроль, оценивание работы на уроке. |
Тест по теме «Правописание И – Ы после Ц». http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test41.xml http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/morfemika-orfografiia-14362/glasnye-posle-tc-15120/re-0b3602f5-3a0b-403a-80ee-b99633259f5d/pe?resultId=18041059
|
|
|
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
Тестовая работа на компьютере. Оценивание работы учащихся на уроке. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
-Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? Какое сейчас у вас настроение? -Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных смайликов и покажите мне. Урок понравился – смайлик улыбающийся, нет- смайлик грустный. |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.