Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы ы - и после ц"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы ы - и после ц"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
24.06.2019
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы ы - и после ц"
Комбинированный урок (урок первичного предъявления новых знаний + урок формирования первоначальных предметных умений + урок применения предметных умений), где учащиеся знакомятся с новой орфограммой – правописанием И – Ы после Ц, учатся обозначать данную орфограмму графически. На уроке продолжается формирование орфографической зоркости учащихся.
Технологическая карта урока русского языка Ы-И после Ц ++++.docx

 

Технологическая  карта  урока

Ф.И.О. учителя: Петрухина Лариса Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Дата:  24 января 2017 года

Уровень: районный 

Тип урока: комбинированный урок (урок первичного предъявления новых знаний + урок формирования первоначальных предметных умений + урок применения предметных умений)

Тема: «Буквы ы – и после Ц»

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с новой орфограммой – правописанием И – Ы после Ц, обозначением данной орфограммы; продолжить формирование орфографической зоркости учащихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Ы – И после Ц в корнях, словах на –ЦИЯ, окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы – И после Ц в разных частях слова.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Технологии, применяемые на уроке:  здоровьесбережения, информационно-коммуникационные

Оборудование: интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся.

Основные понятия: орфограмма-буква

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся  к усвоению изучаемого материала

Приветствие.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс ваш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья? Да!

 

Вступительное слово.

-Отгадайте звук по «паспорту»: [ ? ]-согласный глухой непарный, твёрдый. (это [ц)])

-Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока, а пока повторим изученное.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность  к уроку

Фронталь-ная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Обучающая игра, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока, письменная работа, взаимопроверка

Лексическая разминка. (На слайде «появление» Незнайки.)

Игра «Корректор», или «Исправь ошибку».

- Незнайка дал лексическое значение слов. Правильно ли он выполнил задание? Исправьте его ошибки.

Хоккей – профессиональный праздник на скачках, бегах.

Жонглер – актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

Жернов – мельничный каменный круг для размола зерна в муку.

Словарный диктант «По следам былых ошибок».

Ловкий, нарядить, вырезать, каникулы, фарфор, лесник, жюри, брошюра, парашютист, жердочка, крыжовник, шепот, желтый, щеголь, шоколад, шов, челка, шорох, черный, черт, шелк.

- Обменяться работами и выполнить взаимопроверку (ключ на слайде)

Выполняют упражнения, участвуют в обучающей игре, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные:

Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают участие сохраняют учебную задачу.

Коммуникационные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы. Письменная работа.

3. Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

- Ребята, есть еще одна ошибкоопасная орфограмма.

На слайде:

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ

- Цыпленок не знал. А вы знаете?

( Цимбалы – музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым, играя, ударяют молоточками.)

Учитель произносит слова с орфограммой еще раз.

- Какие звуки слышатся во всех словах? (ЦЫ.)

- А посмотрите, как написано? (ЦЫ и ЦИ.)

-Почему?

 

 

Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные:

Осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями.

 

 

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение за языком, составление схемы рассуждения по применению правила (пользуясь таблицей, слайд 1)

Формулируется цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

-Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И. На время вы превратитесь в учёных и сами сделаете вывод.

Открывается запись на доске (слайд):

станция               Синицын

огурцы                цыплёнок

пальцы                цифры

циркуль

-Что общего в словах-примерах? (Сочетание с Ц.)

-давайте попробуем разделить слова на группы по этому признаку.

 

Деление на группы по обозначению [ы] буквами

1 гр.                     2 гр.                3 гр.

пальцы   [ы]       цифры           цыплёнок

огурцы                циркуль

Синицын            станция

                               [ы]              [ы](искл)

                 Ы

                                    И                Ы

-По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А почему же слово «цыплёнок» пишется через ы? Прочитаем

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer/?s=%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%80%D1%8C

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Наблюдают за звуковым обозначением [ы] в словах, воспринимают на слух информацию, работают с учебником, со справочным материалом интернета, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы (опираясь на таблицу)

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, справочного материала сети интернет, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Задают вопросы для уточнения информации.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

 

- Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому необходимо составиь алгоритм, схему рассуждения.

Алгоритм рассуждения

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют алгоритм правила.

фронтальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Устные ответы.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение тематической физкультминутки.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника, электронных заданий и тестового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение психического и физического здоровья учащихся.

1.Распределительный диктант (слайд)

-Распределите слова по двум столбикам: с ЦЫ и ЦИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выборочно-восстановительный диктант.

-Из текста (он проецируется на доску) выпишите слова с орфограммой «Правописание И – Ы после Ц».

-По выписанным словам восстановите текст.

 На берегу реки расположился цыганский табор. Старый цыган повёл коней на водопой. Цыганята рассматривали коллекцию ружей и ели цитрусовые.

 

3. Игра «Лови ошибку» (на слайде)

-Ребята, к  нам пришло письмо от Незнайки. Вот что он пишет?

             Профессору Синицину

 Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.                                 Незнайка.

-Давайте исправим ошибки с объяснением и поясним значение слов с данной орфограммой.

Циклон вихревое движение атмосферы при низком давлении в центре движения, сопровождающееся появлением сильной облачности, осадков.

Экспедицияпутешествие, поездка группы лиц, отряда с какой-нибудь специальной целью, со специальным заданием. Научная экспедиция. Экспедиция на Северный полюс.

Коллекция систематизированное собрание каких-либо однородных предметов.

Цикадыпрыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Безошибочный диктант».

При первом чтении текста учителем ученики записывают только те слова, в правописании которых сомневаются. Устно объясняется каждое слово, затем записывается текст диктанта и сверяется с ключом на слайде.

 

В цирк

Сегодня мы идём в цирк. Мы — это папа, мама, моя сестрёнка и я, Вова Синицын. Папа сказал, что сегодня будут выступать борцы, гимнасты, акробаты, наездницы, мотоциклисты, весёлый зверинец.  

По дороге в цирк, на углу одной улицы, папа купил букет душистой белой акации для артистов. Сестрёнка приподнялась на цыпочках и понюхала цветы.

Вот и цирк. Круглолицый контролёр с улыбкой пригласил нас в зал.

 

5. Творческий диктант (слайд)

- Замените одним словом. Соедините стрелками верные пары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют тренировочные упражнения на заданную орфограмму.

Индивидуальная, групповая

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Устные ответы, письменная работа.

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, контроль, оценивание работы на уроке.

Тест по теме «Правописание И – Ы после Ц».

http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test41.xml 

http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/5-klass/morfemika-orfografiia-14362/glasnye-posle-tc-15120/re-0b3602f5-3a0b-403a-80ee-b99633259f5d/pe?resultId=18041059

 

 

 

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

Тестовая работа на компьютере. Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

-Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке? Какое сейчас у вас настроение?

-Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных смайликов и покажите мне. Урок понравился – смайлик улыбающийся, нет- смайлик грустный.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств…

Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств…

Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражненияДеятельность учителяОсуществляемая деятельность учащихсяФормы организации взаимодействияФормируемые умения(универсальные учебные действия)Промежуточный контроль 1

Этапы урокаОбучающие и развивающие компоненты, задания и упражненияДеятельность учителяОсуществляемая деятельность учащихсяФормы организации взаимодействияФормируемые умения(универсальные учебные действия)Промежуточный контроль 1

Лексическая разминка. (На слайде «появление»

Лексическая разминка. (На слайде «появление»

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Формулируется цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя

Формулируется цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение тематической физкультминутки

Выполнение тематической физкультминутки

Сестрёнка приподнялась на цыпочках и понюхала цветы

Сестрёнка приподнялась на цыпочках и понюхала цветы

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019