Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
25.02.2017
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"
Технологическая карта урока открытия новых знаний по русскому языку, составленная в рамках федеральных государственных общеобразовательных стандартов основного общего образования. На уроке используется системно - деятельностный подход. В свете требований новых стандартов ведущая деятельность на уроке отводится учащимся, учитель лишь корректирует их работу. Используемый метод на уроке: исследовательский.Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Технологическая карта урока русского языка в 6 кл.doc
Технологическая карта урока «Не с именами существительными» Ф.И.О. педагога:  Мельникова Вера Владимировна Предмет: русский язык Класс:  6 Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: урок добывания новых знаний  Цели урока: познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу. Задачи урока: образовательная:  помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными; учить различать НЕ как часть  корня, приставку, частицу;  развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы (речь,  воображение, восприятие), творческие  способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение); воспитательная: содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку П р е д м е т н ы е : имеют представление о русском языке как языке русского  народа, государственном языке  М е т а п р е д м е т н ы е : •  познавательные – владеют всеми видами  речевой деятельности (понимают информацию  Л и ч н о с т н ы е : понимают, что русский язык является одной из  основных национально­ Планируемые результаты Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают  определяющие роли родного языка в  развитии интеллектуальных  способностей, русского языка – в  процессе самообразования; владеют  видами речевой деятельности  (аудирование и чтение: адекватно  воспринимают информацию устного и  письменного сообщений, владеют  разными видами чтения, приемами  работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно  излагают свои мысли в устной и  письменной форме, соблюдают в  практике речевого общения основные  нормы современного русского языка,  стилистически корректно используют  лексику; применяют при письме  основные правила орфографии и  пунктуации, участвуют в речевом  общении с соблюдением норм речевого  этикета, уместно пользуются  внеязыковыми средствами), основами  научных знаний о родном языке,  понимают взаимосвязи его уровней и  устного сообщения, владеют разными видами  чтения, приемами отбора и систематизации  материала на определенную тему, умением  вести самостоятельный поиск информации, ее  анализ и отбор, извлекают информацию из  различных источников, проявляют способность  к преобразованию, сохранению и ее передаче);  применяют приобретенные знания, умения и  навыки в повседневной жизни, проявляют  умение в использовании родного языка как  средства получения знаний по другим учебным  предметам; •  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют  последовательность действий, оценивают  достигнутые результаты и адекватно  формулируют их в устной и письменной форме; •  коммуникативные – владеют  коммуникативно целесообразным  взаимодействием в процессе речевого общения,  совместного выполнения учебной задачи,  участия в обсуждениях, национально­ культурными нормами речевого поведения в  различных ситуациях общения; проявляют  способность свободно, правильно излагать свои  мысли в устной и письменной форме культурных ценностей  русского народа, осознают  определяющую роль родного  языка в развитии  интеллектуальных, творческих  способностей и моральных  качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования;  осознают  эстетическую ценность русского язы­ ка, проявляют уважительное  отношение к родному языку,  гордость за него, стремление к речевому  самосовершенствованию,  испытывают потребность в  сохранении чистоты русского  языка как явления национальной культуры, имеют достаточный  объем словарного запаса и  усвоенных грамматических  средств для свободного  выражения мыслей и чувств в  процессе речевого общения, единиц проявляют способность к  самооценке на основе  наблюдения за собственной  речью Образовательные ресурсы: ноутбук, мультипроектор, презентация, текст, пословицы, тест, алгоритм написание сказки и  синквейна, лото, оценочные листы, орфографический и толковый словарь С.И. Ожегова . УМК:  Учебник русского языка 6 класс. Методические рекомендации к учебнику по русскому языку 6 класс. Авторы: М.Т.  Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности I.  Организацио нный момент Цель:  Приветствует учащихся, проверяет готовность к   уроку,   создает   эмоциональный   настрой   на работу.  Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.   Организация   рабочего   места. Демонстрируют готовность к уроку. «Верь в себя, в свои силы, в возможность Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности включение в  учебную  деятельность  на личностно­ значимом  уровне. II.  Актуализаци я знаний и  этап  мотивации. Цель:  готовность  мышления и  осознание  потребности к построению  способа  бесконечного творчества, и тогда всё  получится» Аристотель  Задание. Прочитайте  данные предложения, объясните  написание выделенных слов. Какая мысль  объединяет эти пословицы. Работа в парах. Пары обсуждают  правописание выделенных слов, отвечают на вопрос, участвуют в определении темы урока. Обсуждают,  осуществляют  контроль и  оценку Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не  жалей. (Не)имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь. Истинный друг радуется успехам ближнего,  мнимый – за них его (не)навидит. Не кланяйся, не имей, не разрубишь –  пишем раздельно, потому что это  глаголы; ненавидит – слитно, так как  этот глагол без НЕ не употребляется. Эти пословицы о дружбе. Этап урока Содержание деятельности учителя действия.   Нам сегодня на уроке будет помогать дружба. Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности Работа с текстом.  (Не)настье длилось трое суток. После  (не)погоды небо прояснилось, тучи рассеялись, и из­за горизонта показалось ласковое  солнышко. Метель сотворила чудо: природу не узнать.  Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и  ели, словно снежные бабы. А береза? Да это  (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так  чудеса! — Что перед нами?  — Назовите стиль речи. — Тип речи Ребята, внимательно посмотрите  на текст. Мы можем сказать, как нужно написать частицу      ­НЕ? Работа в парах. Чтение текста. Извлекают  нужную  информацию, выполняют  логические  операции, делают умозаключение Текст. Художественный. Повествование с элементом описания. Нет. Мы не знаем, когда частица  –НЕ­   пишется слитно, а когда – раздельно с  существительными. Этап урока Содержание деятельности учителя Правильно. Этому мы должны научиться  сегодня. Значит, как будет звучать тема  нашего урока? III. Этап  целеполаган ия и  плани­ рования Проанализировав свои затруднения, я думаю,  вы сможете определить цель сегодняшнего  урока. ­ Что необходимо для того, чтобы научиться  писать  имена существительные с НЕ? IV.  Проблемное  объяснение  нового  материала Цель:    Работа в парах  (Каждая пара получает  карточку со словами и фишками) По  лексическому значению угадать слово,  закрыть фишкой. Над существительным –  фишкой с буквой «С».  ­Относящийся невнимательно к своей работе  ( небрежный). ­Почувствовать неприязнь, нерасположение к  Игра «Лото». По лексическому значению  определяют значение слова и закрывают  его фишкой, а существительные  закрывают с фишкой С. Знакомятся с результатами работы.  Взаимопроверка.   Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности Не с именами существительными. Пары участвуют в постановке цели  урока. Научиться писать НЕ с  именами  существительными. Необходимо выяснить, при каких  условиях существительные с НЕ будут  писаться слитно, а при каких – раздельно. Умеют слушать. Формулируют  ответы на  поставленные  вопросы. Высказывают и  аргументируют  свое мнение по  заданию. Извлекают  необходимую  информацию из  различных  источников. Осуществляют  контроль и Формируемые способы деятельности оценку учебных  действий. Осуществляют  логические  действия Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Развивать  умение  устанавливать причинно –  следственные  связи. кому­нибудь, чему­нибудь (невзлюбить) . ­Не очень много, в некоторой степени,  слегка(немножко) . ­В народном творчестве: шуточный рассказ о  том, чего не может быть, не бывает (небылица). ­Неизвестный человек(незнакомец). ­Оставшийся неповреждённым (невредимый) . ­Неаккуратный человек (неряха). ­Подвижный, шумливый, который никак не  может успокоиться(неугомонный) . ­Грубый, невоспитанный человек (невежа) . ­Малообразованный человек, а также  несведущий в какой­нибудь области(невежда) . ­Растение с мелкими голубыми цветками  (незабудка)  ­Горе, несчастье (невзгода) . ­Неожиданный, случайный; гость,  например(неожиданно­негаданно) . ­Непривлекательный с виду, некрасивый  (невзрачный) . ­Находиться в недоумении (недоумевать) . ­Обидчивый, не терпящий вольного обращения Этап урока Содержание деятельности учителя человек (недотрога) . Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности Что объединяет слова в ваших карточках? Как  написано Не с этими словами? Найдите все  существительные . Подумайте, почему Не  с  этими существительными написано слитно?  Запишите их в тетрадь Игра «Я работаю волшебником» К данным существительным запишите новые  слова с приставкой НЕ, а к ним подберите  синонимы. Если у вас будут трудности,  обратитесь к волшебнику. О б р а з е ц : друг – недруг (враг)     Ребята обсуждают в парах вопросы,  отвечают на них.   ­ Не. Слитно. Без –не эти слова не употребляются.  Слова записывают в тетради. В классе выбирают волшебника. При  необходимости он помогает подбирать  слова с частицей  не­ или  синонимы. Потом слова записывают в тетрадях. Счастье –  несчастье (горе.) Внимательность – невнимательность  (рассеянность). Воля – неволя (рабство). Погода – непогода (слякоть). Противник – неприятель (враг). Правда – неправда (ложь). Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности Уверенность – неуверенность (сомнение). ­ Сделайте вывод, когда ещё  частица НЕ  пишется слитно с  именами  существительными ?      Игра «Собери пословицы». 3.    Работа в парах  Каждой группе раздаются карточки с  половинками пословиц. Задача – правильно  их собрать. (Не) работа сушит,        а забота.  (Не) печь кормит,         а руки. Глупость (не) порок,        а беда. Дружба крепка (не) лестью,  а правдой и  честью. (Не) друг поддакивает,                     а друг  спорит. Существительное с –НЕ пишется слитно,  если к нему можно подобрать синоним  или слово близкое по значению. Работа в парах. Ребята собирают  пословицы. ­ Как нужно писать НЕ с существительными в  этих пословицах? Если в предложении есть  противопоставление с союзом –а, то Этап урока Содержание деятельности учителя ­ Когда –НЕ­  приставка, часть корня, частица? Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) частица –не пишется раздельно. Формируемые способы деятельности Начертите схему правила: правописание не с  существительными. Физкультминутка Поиграем в игру. Если я называю слово,  которое пишется с НЕ слитно, вы приседаете;  если я называю имя существительное, которое  пишется с НЕ раздельно,  вы хлопаете в  ладоши над головой. Игра «Веришь ли ты…» V.  Первичное  закрепление  изученного Цель:  закрепление  предметных  ­НЕ приставка ­  к слову можно  подобрать синоним; ­не часть корня – слово без – НЕ не употребляется;   частица пишется раздельно – есть  противопоставление с союзом –а.  Рисуют схему. Таким образом, выводят  правило правописания НЕ с  существительными Выполняют элементарные физические  упражнения, соглашаясь или опровергая  сказанное. Формулируют  ответы на Формируемые способы деятельности вопросы.  Логически  мыслят. Извлекают  нужную  информацию Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) умений,  универсальны х действий  ( решение  предметных  задач) Веришь ли ты, что НЕ является у  существительного приставкой, частью корня  или  просто частицей?» Веришь ли ты, что не с именами  существительными всегда пишется слитно?  Почему?» …..   Работа по учебнику. Предлагает выполнить упражнение Игра «Корректор» Что это такое?  Лексическое значение слова выясняется по  толковому словарю Ожегова. В  каких предложениях неверное написание не  с существительными. Исправьте ошибки, как  учитель, только карандашом. 1. Все с не терпением ожидали решающей  минуты. Отвечают на вопросы Выполняют  упражнения 285 Работают по толковому словарю Ожегова Учащиеся работают в парах.  Проговаривают правило. Находят  ошибки. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности 2. Случившееся мне показалось настоящим не  счастьем. 3. Он относится ко мне со скрытой не  приязнью. 4. В любом ожидании страшнее всего не  известность. 5. Трудно преодолеть не ловкость, когда  оказываешься среди незнакомых людей. Игра «Аукцион знаний» Кто больше назовёт  слов, которые без –НЕ­ не употребляются. Незнайка            неверие Негодник           невольник Недоделка         недоросль Недотёпа           неистовство Неурядица        нехватка Учащиеся называют слова. Оценку  «5»получает ученик, который больше  всех назовёт слов на данное правило. При необходимости учащиеся могут  пользоваться орфографическими и  толковыми словарями. Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) VI.  Самостоятел ьная работа   с  самопроверк ой Цель:  контроль  знаний. IV. Итог  урока.  Рефлексия  учебной  деятельности Цель:  соотнесение  Эти слова нужно запомнить! Предлагает выполнить задание теста  Учащиеся проговаривают слова в парах. Выполняют тест. Самопроверка теста 1 группа составляет синквейн по теме урока. 2 группа отвечает на вопросы. – Над какой темой мы работали? – Каких успехов вы достигли? – Какие задания вызвали у вас затруднения?  Почему? ­ Кого и за что хотели бы вы поблагодарить  после уроков? Выполняют предложенное задание.  Формулируют ответы на вопросы. Формируемые способы деятельности Осуществляют  контроль и  оценку учебных  действий Принимают и  сохраняют  учебные задачи. Осуществляют  поиск способов  их решения Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности Учащиеся выбирают из предложенного  материала домашнее задание.Записывают задания, задают уточняющие вопросы. Знакомятся с алгоритмом написания  сказки. Этап урока Содержание деятельности учителя – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: 1. Выполнить упражнение 291; 2. Из произведений художественной литературы выписать 3 предложения, в  которых не с существительными  употребляется раздельно; 3. Написание сказки «Не с существительными» Дерзайте! Творческих вам успехов! цели урока и  его  результатов,  самооценка  работы на  уроке,  осознание  метода  построения  нового знания на уроке.  Раздаточный материал : 1. Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей. (Не)имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь. Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его (не)навидит. 2. Счастье – Внимательность –  Воля –  Погода –  Противник –  Правда –  Уверенность –  3. Игра «Лото» 4. (Не)  (Не) Глупость Дружба честью. (Не) друг 5. Работа НЕБРЕЖНЫ НЕВЗЛЮБИТЬ НЕВЕЖА НЕМНОЖКО Й НЕЖДАННО­ ­ НЕБЫЛИЦА НЕУГОМОННЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ НЕГАДАННО НЕВЕЖДА НЕВЗРАЧНЫ НЕВЗГОДА НЕРЯХА Й НЕДОТРОГА НЕЗАБУДКА НЕДОУМЕВАТЬ НЕВРЕДИМЫЙ работа сушит,        а беда. печь кормит,         а друг спорит. (не) порок,        а забота. крепка (не) лестью,  а правдой и  поддакивает,                     а руки. с текстом.  (Не)настье длилось трое суток. После  (не)погоды небо прояснилось, тучи  рассеялись, и из­за горизонта  показалось ласковое солнышко. Метель сотворила чудо: природу не узнать. Все вокруг укрыто снежным одеялом. Сосны и ели, словно снежные бабы. А  береза? Да это (не)береза, а снегурочка настоящая! Вот так чудеса! 6 .  Тест 1. «НЕ» с существительными пишется слитно: 1) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»; 2) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»; 3) если слово без «НЕ» не употребляется. 2. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении: 1) Он всё время рассказывал (не)былицы. 2) девочка в (не)решительности стояла перед дверью. 3) по (не)осторожности мы едва не попали в аварию. 3. Слово с «НЕ» можно заменить синонимом в предложении: 1) В (не)счастье важна поддержка друга. 2)На его лице было написано  (не)годование. 3) (Не)вежливость – это нарушение правил поведения. 4. Слово с «НЕ» пишется слитно в предложении: 1) Он никогда (не)видел моря. 2) (Не)приятель был разгромлен. 3) Счастье и (не)счастье по кругу ходят. 5. слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении: 1) Дурное слово друга делает его (не)другом. 2) В небесах туча – на земле (не)счастье. 3) (Не)знания ценны, а умения их использовать. 6. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении: 1) Не вежливость вызывает возмущение. 2) В сочинении надо было отметить недочёты. 3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд. Ключи:1­1,3; 2­ 1; 3­ 1,3; 4 – 2,3; 5 – 3; 6 – 1,3. 4. Алгоритм написания сказки: 1.Выберите объект, о котором будете писать. 2.Найдите литературу, желательно выйти за рамки учебника. Порой мимоходом прочитанный отрывок о живом существе  или природном объекте наталкивает на тему сказки. 3.В сказке полагается быть зачину, кульминации и развязке. Не забывайте о связи зачина и развязки. 4.Продумайте сказочный сюжет:      4.1.Используйте термины;      4.2.Не забудьте о волшебных предметах и волшебных превращениях ;      4.3. Не забудьте, что в сказке всегда торжествует добро, а зло бывает наказано. 5.Продумайте жанр вашего произведения. Это может быть сценарий, стихотворение, баллада, музыкальное шоу и т.д. 6.Продумайте характеры героев и постарайтесь быть последовательными в их изображении. Предупреждение об ошибках: 1.Не заменяйте сказку простым пересказом правила или описанием объекта. 2. Не забывайте, что имена героев пишутся с заглавной буквы. Дерзайте! Творческих вам успехов! 5. Правила написания синквейна 1.     Первая строка ­ одним словом обозначается тема (НЕ с существительными). 2.     Вторая строка ­ описание темы двумя словами (имена прилагательные). 3.     Третья строка ­ описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия). 4.     Четвертая строка ­ фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи). 5.     Пятая строка ­ это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 6. Схема «Не с существительными» 7. Лист самооценки Задания  Задание   выполнено Задание   выполнено   не верно(+) точно(?) 1.Задание на листочках (не с глаголами) 2.Игра «Лото» 3.Упражнение 285 4.Игра «Я работаю волшебником» 5. Игра «Собери пословицы» 6. «Веришь ли ты…» 7. «Корректор» 8. Аукцион знаний 9. Тест 8. Синквейн ( возможный вариант)   Не с существительными Необычная, загадочная       Отделяется, соединяется, запоминается Не с существительными пишется и слитно, и раздельно.                                 Чудеса!

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе " Не с существительными"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017