Технологическая урока музыки по теме" Царит гармония оркестра" 4 класс
Оценка 4.6

Технологическая урока музыки по теме" Царит гармония оркестра" 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
24.03.2017
Технологическая урока музыки по теме" Царит гармония оркестра" 4 класс
Урок музыки по теме" Царит гармония оркестра" в 4 классе по программе " Музыка" Е.Д. Критская. Раздел " В концертном зале". Тип урока - Урок « открытия» нового знания. Цели урока - расширение знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.Виды деятельности на уроке включали в себя: вокально-хоровую деятельность, восприятие и анализ музыки, музицирование, музыкально - пластические движения, выполнение проблемно-творческих заданий, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом учебника.Урок музыки по теме" Царит гармония оркестра" в 4 классе по программе " Музыка" Е.Д. Критская. Раздел " В концертном зале". Тип урока - Урок « открытия» нового знания. Цели урока - расширение знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.Проблема урока: Что значит « гармония» в оркестре? Прогнозируемые результаты: узнавать по изображению и определять на слух звучание симфонического оркестра, а также входящих в него четырех инструментальных групп — струнной смычковой, деревянной духовой, медно-духовой, ударной. Уметь выражать себя в разных формах деятельности (хоровая, пластическое интонирование).
технологическая карта урока музыки 4 класс.docx

Технологическая карта конструирования урока

Предмет

Музыка

Класс  4,четв 3

5

Тема урока

Царит гармония оркестра

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-умение пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями; (гармония, партитура, дирижёр, оркестр)

-расширение   знаний об особенности звучания оркестров и отдельных музыкальных   инструментов;

-воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к классической музыке;

-узнавать по звучанию различные виды музыки (хоровая, оркестровая) из произведений программы;

-определение понятия «оркестр», состав симфонического оркестра.

 -  выполнять творческие задания из рабочей тет­ради.

Регулятивные:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,

 -умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности;

     -умение применять полученные знания для решения творческих задач.
Познавательные:
узнавать, называть и определять виды оркестров, группы музыкальных  инструментов;

    -анализ музыкальных произведений, исходя из их содержания;

Коммуникативные : участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Умение строить понятные высказывания, сотрудничать со сверстниками в процессе творческой деятельности;

 -формировать умение слушать и слышать друг друга.

-   музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

   

 -развитие эмоционального восприятия произведения искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности (восприятие музыки, музыкально-пластические движения).

- реализация творческого потенциала,       эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

    -использование фантазии и воображения во время слушания музыки.

-проявление учебно­ познавательного интереса к новому учебному материалу

Условия реализации урока

Информационные ресурсы
(в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы
(методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

1.    Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

2.    Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

4.Модули по предмету «Музыка»

1.      Музыка. 4 класс. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2014 г

2.Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия музыкального материала(mp3). М.: Просвещение, 2011г

Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 1-4 классы. Пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2014 г.

Фортепиано; персональный компьютер, медиапроектор.

 Портреты композиторов, дирижёров. Таблица с видами инструментов и оркестров.

Основные понятия

Оркестр, дирижёр, партитура, красота, гармония

Этап урока
(название, время, цели)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

I. Мотивационно - целевой этап


 Определение темы, актуализация имеющихся знаний, постановка проблемы.


 

Музыкальное приветствие

 « Здравствуйте, ребята!»

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок.

Прием обучения « Найди рифму»

  С    Музыкой можно (смеяться),  С   музыкой можно… (грустить),
С     музыкой можно  (общаться),
А, значит, с ней нужно (дружить)

Звучит запись« Настройка музыкальных инструментов»

 

Показ видеофрагмента -  звучание оркестра

 

 

Сегодня перед нами стоит задача. Мы должны используя имеющий  запас  знаний, открыть для себя новые знания.

(Показ карточек с изображением музыкальных инструментов.)  Как эти инструменты могут сотрудничать?

 

Слова ассоциации    оркестр

 

Что является главным в звучании

оркестра?

Звучит, звучит оркестр в зале

Сплочен и слитен хор металла,

И властно над безмолвьем зала

Царит гармония оркестра.

 

 

 

 

 

Найти рифму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В чём особенность звучания?

 

 

- какая особенность есть в звучании этих произведений?

 

 

 

 

 

 

Приём « Общие признаки»

 

 

 

 

Назвать слова ассоциации

 

 

 

 

Назвать новое понятие

Отвечают на музыкальное приветствие

 

 

 

 

Рифмованное начало урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, отвечают на вопросы

 

.

 

 

Определяют мотивацию для работы на уроке.

Выполняют творческие задания из рабочей тет­ради

 

 

 

Работа со словарём (оркестр, дирижёр)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока, ставят проблему

II. Процессуальный этап
Цели:

организовать учащихся на обдумывание возникшей проблемной ситуации  и  ее решение.

Формировать интерес к восприятию музыки различного характера




Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу







  Вы правильно определили тему. «Царит  гармония  оркестра…»- строчка из стихотворения В. Солоухина «Оркестр», определившая тему и давшая название уроку

Какие цели в начале урока, что хотели узнать?

Как вы понимаете слово гармония?

 

Произнеся слово гармония, мы подразумеваем гармонию в семье, в природе, в быту, гармонию души и тела, взаимоотношений.

Давайте подумаем, какова роль гармонии в музыке, хоре, оркестре?

 

 

Это самый большой по составу исполнителей из всех знакомых вам видов оркестра – симфонический. Вы уже знаете много музыкальных произведений, написанных для симфонического оркестра. Это и симфонии, и увертюры, и концерты, и симфоническая сказка, и музыка к спектаклям и кинофильмам

Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Многие могут подумать: если их много, да ещё и с разными музыкальными инструментами – то о каком же порядке и о какой гармонии можно вести речь…

Но в его звучании, всё-таки каким-то необъяснимым образом, они есть – оркестр звучит стройно и удивительно красочно! Дело в том, у каждого инструмента есть своя роль – партия, и своё, строго отведённое место, в оркестре.  Музыканты оркестра всегда располагаются в строгом порядке и не могут меняться местами. Ударные инструменты никогда не будут сидеть в первом ряду, а скрипки - на последнем.

П.И. Чайковский называл оркестр «музыкальной республикой!»

Давайте послушаем и посмотрим внимательно, расположение музыкантов с инструментами  в оркестре.

-Как вы можете объяснить эту необходимость?

        Определите особенность муз.                    инструментов ( тембр)

 Партитура, пюпитр – новые понятия

 

Отгадать загадку.

Я на сцену в полумраке

Выйду в элегантном фраке.

Тонкой палочкой взмахну

Скрипочки зальются,

Всколыхнет арфист  струну

Трубы отзовутся.

Как оркестр играет славно

Ну а я в нем  ̶  самый главный!

Кто помогает оркестру звучать согласованно и  гармонично?

 

Просмотр видеофрагмента.

Сравните свои ответы с музыкальным видеофрагментом

 

Я предлагаю вам представить себя в роли музыкантов симфонического оркестра, попробуйте жестами изобразить игру на музыкальных инструментах и жесты дирижёра

Нужна ли гармония в хоре?

Определите вокально-хоровую работу с учётом темы урока.

 

Отвечают на вопросы, размышляют, слушают музыку и анализируют в процессе сравнения с собственными предположениями

 

 

 

 

 

 

 

 Слушание муз фрагментов

(Звучит увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»).

Дают определение - симфонический

 

 

 

 

Записать в тетрадь жанры симфонической музыки

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеофрагмента

Собрать на карточках группы инструментов

 

 

 

 

Найти информацию в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушать загадку

 

 

 

 

 

 

Просмотр видеофрагмента

 

 

Выбор инструментов для пластического упражнения

 

 

 

Дать определение

Выразительно исполнить песню

 « Мудрость золотая»

 

 

 

 

Работа с музыкальным пособием.

Группа музыковедов выбирает правильный ответ.

 

 

 

Записать в тетрадь «Гармония, Композиция, Красота»

 

Записать в тетрадь «созвучие, сочетание, выразительность, согласованность звуков»

 

 

 

 

 

Работа с музыкальным пособием.

 

Из музыкального произведения добывают необходимую информацию

 

 

 

 

Группа музыковедов выбирает правильный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

 

 

Определяют и соотносят особенности групп музыкальных инструментов

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с музыкальным пособием.

Группа музыковедов выбирает правильный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают информацию,

размышляют, отвечая на вопросы

 

 

 

 

Записать в тетрадь-дирижёр, тембр, пюпитр

 

Самостоятельно работают в творческих тетра­дях. Корректируют собственные ответы.

Игра « Я – дирижёр!»

 

Моделируют варианты интерпретаций игры на муз .инструментах(групповая работа)

 

Хоровое исполнение

Оценивают свою творческую деятельность

III. Рефлексивно-оценочный этап
Цели:
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.







-Встречи с симфоническим оркестром у нас будут продолжаться. А это значит, что мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому… 

Мини-тест

1. Инструмент, не входящий в группу струнных смычковых инструментов симфонического оркестра:

Скрипка , альт, арфа,  виолончель

2. Что такое тембр?

A)    сила звучания в музыке

B)    скорость движения в музыке

C)    окраска голоса, звука

D)    чередование коротких и длинных звуков

3.По составу перечисленных инструментов определите вид оркестра: Балалайки, гусли, домры, рожки, трещотки, гармони

A)    симфонический

B)    духовой

C)    эстрадный

D)    русских народных инструментов

-Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

-Кто доволен своей работой? Почему?

-Как звучала тема нашего урока?

-Нужна ли гармония в оркестре?

Мне запомнилось  … Я познакомился....Было непросто...Мне понравилось.... У меня получилось...

Домашнее задание: Творческая работа « Оркестры в моём городе», презентация « Великие дирижёры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

Обобщают полученные знания в процессе ответов на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка (и самооценка) умений учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

 

 

 

 

Самоанализ урока.

Содержание данного урока является частью программы по « Музыке» в 4 классе.

 Тип урока -  Урок « открытия» нового знания.
Цели урока
  -
расширение   знаний о музыкальных   инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

Задачи урока -  учить на слух распознавать звучания инструментов в симфоническом оркестре,  раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме, углубление знаний о тембре музыкальных инструментов через взаимосвязь с настроением человека.

Проблема урока:  Что значит « гармония»  в оркестре?

Прогнозируемые результаты: узнавать по изображению и определять на слух звучание симфонического оркестра, а также входящих в него четырех инструментальных групп — струнной смычковой, деревянной духовой, медно-духовой, ударной. Уметь выражать себя в разных формах деятельности (хоровая, пластическое интонирование)

             Учащиеся  получат  возможность научиться: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра,  обобщить  родство инструментов внутри каждой группы.

Повышенные знания: анализировать прослушанные произведения, выделять особенности звучания различных музыкальных инструментов и  видов оркестров, умение свободно дирижировать.

 

При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности класса, активность класса при решении проблемно-поисковых задач, опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся.

На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.

На уроке применялись следующие методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, проблемные

Виды деятельности на уроке  включали в себя: вокально-хоровую деятельность,  восприятие и анализ музыки, музицирование, музыкально - пластические движения, выполнение проблемно-творческих заданий, записи определений в рабочих тетрадях,  знакомство с  материалом  учебника.

Средства обучения:

-наглядные пособия: карточки с музыкальными инструментами, методическое пособие « Музыкальная копилка»

            - портрет  М. И. Глинки, портреты дирижёров

-ноутбук, мультимедийный проектор, экран

            - видеофрагменты

 

Виды контроля:

- вводный, текущий

- фронтальный, комбинированный,  устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, тест.

На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

На этапе целеполагания урока учащиеся формулируют тему урока сами , так как учитель подводит учащихся к осознанию темы. Опираясь на помощь учителя обучающиеся планировали способы достижения намеченной цели урока и осуществляли учебные действия по намеченному плану (применялся групповой, индивидуальный методы).

На этапе закрепления учащиеся выполняли задания, требующие анализа  музыкального  произведения, учились моделировать музыкальный материал.

На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку,хоровом исполнении.

Формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном и групповом исполнении музыкального материала.

Для актуализации новых знаний применялись методические приемы «Эмоциональное вхождение в урок», «Ассоциативный  ряд», «Найди лишнее».  Восприятию музыки способствует прием – «дирижирование», так как через пластическое движение ученики ярче, эмоциональнее воспринимают музыку. 

 

Большая часть времени на уроке ушла на основной этап (ученики знакомились с новым материалом, участвовали в музицировании, слушали музыку).

Использование современных педагогических технологий на уроке музыки: технология развития процессов восприятия музыки,

технология  детского музицирования, технология развития ассоциативно-образного мышления школьников,

информационно-коммуникационные технологии  помогают формированию универсальных учебных действий , созданию комфортной обстановки для обучения, освоению практических способов двигательной активности, а также формировать у школьников установку на позитивное восприятие музыкального материала.

 

Для  реализация принципа наглядности в обучении  использовались возможности наглядных средств обучения.  Применение ТСО и ИКТ позволили рационально  расходовать время на уроке. Использовались возможности учебного кабинета.

Реализуя воспитательную и образовательную функцию оценки на уроке, педагог привлекал обучающихся класса к комментированию и оценке ответов своих товарищей, применял приемы стимулирования ответов обучающихся.

Выявлены  затруднения при выполнении творческой работы в тетради при определении новых музыкальных терминов. Для стимулирования познавательной активности обучающихся использовались  деятельностные методы и приемы, самостоятельная музыкально – творческая деятельность (поисковая, музыкально - исполнительская, музыкально – пластическая).

 

При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника и методического пособия, исполняли  и слушали музыкальные  произведение, смотрят видеофильм по теме, а затем предлагается тестовое задание.

Организация деятельности обучающихся по применению новых знаний предусматривает домашнее задание, направленное на творческое проявление учащихся в проектно-исследовательской деятельности.

 

На протяжении всего урока осуществлялся контроль знаний в форме беседы, индивидуальных ответов, игровой форме.

Своих целей урок   достиг, как показало закрепление и  рефлексия, учащиеся  были  заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия. Темп урока сохранялся на протяжении всего занятия.

Временные рамки выдержаны. Планируемые результаты частично достигнуты.

 

 

Список использованной литературы

1.        Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.

2.        Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.-5 –е изд.-М.: Просвещение, 2010г.

3.        УМК «Школа России» Учебник «Музыка. 4 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2014  г.

4.        Примерные программы по музыке. М., «Просвещение»  2014г.

5.        Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта конструирования урока

Технологическая карта конструирования урока

Условия реализации урока

Условия реализации урока

I. Мотивационно - целевой этап

I. Мотивационно - целевой этап

Слова ассоциации оркестр

Слова ассоциации оркестр

Вы правильно определили тему. «

Вы правильно определили тему. «

Дело в том, у каждого инструмента есть своя роль – партия, и своё, строго отведённое место, в оркестре

Дело в том, у каждого инструмента есть своя роль – партия, и своё, строго отведённое место, в оркестре

Отгадать загадку. Я на сцену в полумраке

Отгадать загадку. Я на сцену в полумраке

Цели: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

Цели: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

III. Рефлексивно-оценочный этап

III. Рефлексивно-оценочный этап

Самоанализ урока. Содержание данного урока является частью программы по «

Самоанализ урока. Содержание данного урока является частью программы по «

Формы (приемы) контроля: - наблюдение, самостоятельная работа, тест

Формы (приемы) контроля: - наблюдение, самостоятельная работа, тест

Выявлены затруднения при выполнении творческой работы в тетради при определении новых музыкальных терминов

Выявлены затруднения при выполнении творческой работы в тетради при определении новых музыкальных терминов

Технологическая урока музыки по теме" Царит гармония оркестра" 4 класс

Технологическая урока музыки по теме" Царит гармония оркестра" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017