«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ»
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
26.10.2017
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового обеспечения функционирования дошкольных организаций, введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признание дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного образования. ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого.
«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ».docx
«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ»
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает
серьезные изменения, связанные с обновлением нормативноправового обеспечения
введением федерального
функционирования дошкольных организаций,
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признание
дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного
образования. ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний
– развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Развитие
ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние
ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. В условиях
перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации
воспитательно образовательной работы в соответствии с новыми стандартами.
Реализации данных задач в полной мере способствует системнодеятельностный
подход. В системнодеятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно
из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Понятие системнодеятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода
понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной
психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в
исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который
всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Исследования С.Л.
Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления
субъективности ребенка в процессе деятельности. Он показал, что любые внешние
причины и деятельность в первую очередь действуют на ребенка не посредственно, а
предъявляются через внутренние условия. Основная идея системно деятельностного
подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают»
их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя
при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно
объяснить, показать и рассказать. Целью деятельностного подхода является воспитание
личности ребенка как субъекта жизнедеятельностионятие системнодеятельностного
подхода указывает на то, что результат, может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который
помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается
знание. Основная цель системно деятельностного подхода в обучении: научить не
знаниям, а работе. Для этого педагог ставит ряд вопросов: какой материал отобрать и
как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения
выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность детей; как
сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе
знаний и ценностных ориентаций. Деятельностный подход предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после
их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных
задач.
Говоря о системнодеятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это
понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а
не потока информации, нравоучений человек выступает как личность.Познавательно
исследовательская,проектная, игровая деятельность, коллективные творческие дела –
это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную
обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность,
свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системнодеятельностный подход,
который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность
для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность,
свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является
оптимальной для достижения этих целей. Так, например, чтобы дать ребенку знания об окружающем мире, мы в детском саду используем системнодеятельностный
подход. В младшей разновозрастной группе нашего детского сада, мы, совместно с
детьми, решали проблемную ситуацию: «Поможем кукле Оле разложить овощи и
фрукты по отдельным корзинам». Для решения этой проблемной ситуации,
использовались различные виды детской деятельности: коммуникативная,
восприятие художественной литературы
познавательноисследовательская,
продуктивная, двигательная, игровая. Стояла задача: закрепить понятия «овощи» и
«фрукты», названия отдельных овощей и фруктов. Чтобы разложить овощи и фрукты
по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно было узнать, чем же они (овощи,
фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи, мы рассматривали фрукты,
овощи находили их на картинках, затем загадывались загадки, и дети отгадывали и
показывали соответствующую картинку. Дети раскладывали овощи и фрукты по
разным корзинам, узнавали, что внутри у овощей и фруктов могут находиться
семечки или косточки. Показывали кукле Оле, как лепить яблочко для ёжика. На
физкультуре вместе с детьми ходили « на огород», где собирали овощи в «корзинки».
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую
информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается
основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в
процессе собственной деятельности. Таким образом, применение системно
деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно
взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию
дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
Литература:
1) Асмолов А.Г. Системнодеятельностный подход в разработке стандартов нового
поколения/ Педагогика М.: 20013 №4. С1822. 2) Кудрявцева, Н.Г. Системно
деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г.
Кудрявцева //Справочник заместителя директора. 2011.№4.С.1327. 3) Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.
Полат. М. , 2000. 4) ФГОС ДО ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155. 5) Хуторской
А.В. Системнодеятельностный подход в обучении : Научнометодическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63
с..
«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ»
«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ»
«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ»
«ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.