Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
01.08.2018
Текст выступления на педсовете в ОУ "Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью" содержит анализ социальной работы с родителями, затрагивает специфику контингента и связанные с этим трудности. В приложении представлена одна из форм работы.Выступления на педсовете
копия.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет»
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
Технологии психологопедагогической и социальноэмоциональной
поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью
Скорых Ирины Николаевны, социального педагога
МБОУ «Школаинтернат №1 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» г.Перми
Пермь
2018 Содержание работы
Семья и школа должны работать «в одной упряжке» это давно уже
не нужно никому доказывать, но осуществить это удается далеко не
всегда.
С детьми и семьями с ОВЗ работаю двенадцать лет, девять из них
связаны с работой в специальном коррекционном образовательном
учреждении «Школаинтернат», в котором обучались только дети с легкой
степенью умственной отсталости. Поскольку в учреждении все дети имеют
такой диагноз, поддержка семьи специалистами велась системно с первого
класса. Консультировали родителей дефектологи, логопеды, психолог, для
того, чтобы семья могла оказать ребенку поддержку и помощь в развитии.
Семья, безусловно, является жизненно необходимой средой для развития
и воспитания. Именно она должна быть тем ресурсом, который помогает
ребенку, а затем подростку преодолевать трудности. Ребенок с ОВЗ
нуждается в семейной поддержке еще больше, однако, когда речь идет о
детях с нарушениями интеллектуального и психического развития, возникают
не очень здоровые тенденции.
Родители, которые устраивали детей в наше образовательное
учреждение, очень часто вздыхали с облегчением, так как у них появлялась
возможность переложить проблемы связанные с особым ребенком на школу.
Ребенок в интернате находился всю неделю, мама и папа забирали его только
на выходные (в среднем, в ночующей группе находилось ок. 80%
обучающихся начальных классов).
Передав ребенка специалистам в
образовательное учреждение, они чаще всего выстраивали в семье новую
систему взаимоотношений, из которой тот был исключен, либо перемещен на
другой план. Проблемы не возникали и тогда, когда ребенок появлялся дома.
Родители в лучшем случае заботились о базовых потребностях накормить,
одеть, подлечить. Ребенок, соскучившись по членам семьи, старался вести
себя хорошо (у большинства был страх, что в следующий раз могут не забрать
на выходные домой). Срывы случались в основном тогда,
когда он
недополучал внимания. О развитии ребенка, чаще всего, речи вообще не шло.
И основные проблемы в семьях начинались тогда, когда в 5м классе дети не
включались в ночующие группы и уезжали домой каждый день. А родители к
тому моменту привыкли жить без него. Снижался эмоциональный контакт с
ребенком, у которого, в свою очередь, формировался комплекс «ненужности»
(гипоопека). Как следствие возникали вторичные отклонения в психическом
развитии. Ребенок становился скрытным, равнодушным, приспособляемым к
обстоятельствам, или бунтарем и мстителем. Таких случаев в практике, к
сожалению, очень много. •
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Необходимо учитывать контингент семей, в которых воспитывались
наши ученики. И этот контингент мало ресурсный. Информацию можно
увидеть из социального паспорта.
В качестве примера, возьмем последний год существования МБОУ
«Школаинтернат № 12 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми, в котором я
работала.
Социальный паспорт (фрагмент)
Учебный год _________________20152016_____________
Количество классов _______________13________________
Количество детей, обучающихся в школе____176_______
Количество детей, воспитывающихся в семьях со статусом СОП
(социально опасное положение) _______13_______
Количество детей «группы риска» СОП___________18______из них:
Учащиеся, с которых снят статус СОП __________14______
Количество опекаемых детей ___16____ из них в замещающей семье
___2___
Количество детейинвалидов _______17__________
Количество детей из многодетных семей _________15_____
Количество детей из малообеспеченных семей,
имеющих
соответствующий статус _______19________
Количество детей, воспитывающихся в неполных семьях ____98____
Количество детей, воспитывающихся в семьях, где оба родителя
безработные ____ 11____
(указано количество только тех семей, которые подтвердили статус
малоимущей и многодетной семьи. Большое количество семей с низким
материальным достатком по разным причинам не
оформили
необходимые документы. Кроме того, не указано, что 8% родителей
окончили нашу школу, а ок.38% склонны к злоупотреблению алкоголем).
Если посмотреть на перспективу, то, наблюдается рост по всем позициям (см.
диаграмму за последние 4 года) 20
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
18
15
12
6
14
12
9
13
10
10
8
16
17
19
18
17
15
11
8
6
4
СОП
группа риска
опекаемые
инвалиды
малоимущие
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными
семейными правилами, гибкие взаимоотношения с четкими образцами
поведения, эмоционально теплые отношения. Многие семьи этого дать не
могли. Причин может быть много: недостаточность педагогических знаний в
т.ч. и об особенностях возрастного развития, отсутствие системы воспитания
(его эпизодичность), деформация внутрисемейных отношений, оценивание
ребенка, а не поступка, недостаточное количество времени, уделяемого
ребенку и т.д. Семьи с ребенком с ОВЗ с самого начала нуждаются в психологопедагогической поддержке, но они её далеко не всегда получают,
а неблагополучные семьи не принимают. И чем больше проблем в семье, тем
сложнее было помочь ребенку в школе, тем чаще он попадал в беду, уходил
на улицу. А так как у детей с диагнозом умственная отсталость низкая
степень эмоционально волевого развития, они часто становились
участниками или жертвами преступлений.
Кроме того, достаточно часто родители, не будучи готовыми
воспитывать ребенка с отклонениями, делают его виновником всего
происходящего (изза него у них проблемы с социумом: соседями, школой,
полицией; он постоянно усложняет им жизнь: лжет, ворует, дерется, курит,
попрошайничает, сквернословит и т.д.). Родители чаще всего используют
неадекватные приемы воспитания или пытаются реализовать себя за счет
других детей. (Пример: Саша 14 лет – 15 эпизодов совершения
правонарушений, склонность к бродяжничеству, недоверие, агрессия,
отторжение. Мать снова выходит замуж, рождается девочка и в ДОУ эта
семья характеризуется как мега активная, благополучная и самая
заботливая и дружная. А на Васю только кричат, предъявляют
претензии, игнорируют. В 17 лет у него появляется своя семья –
рождается дочь, Василий оказывается в тюрьме)
Результаты подобного влияния близких людей проявляются в виде
искажения коммуникативного взаимодействия с социальным окружением,
в первую очередь — с самими родителями. В практике были случаи, когда
последним аргументом в детскородительском конфликте становиться
«ремень», оставление без пищи, запирание в темной комнате и не только. За
последние несколько лет специалистами школы было зафиксировано пять
случаев жестокого обращения с ребенком.
Моя часть работы как социального педагога заключалась в
защите прав
профилактике деликвентного поведения
несовершеннолетних.
и
Демонстрация социально неприемлемых форм поведения детей,
вызывает у родителей чувство безысходности и полной потери связи с
ребенком.
В этих случаях рекомендуется обратиться к психологу, но родители
не всегда готовы тратить много времени и не считают, что сами нуждаются
в помощи этого специалиста. «Пусть психолог с ребенком и занимается, я
то зачем там нужна». В этих случаях, предлагаем такую услугу, как
разовая встреча по решению какой либо проблемы.
Считаю успешным опытом своей работы проведение круглых столов
«Неотложная помощь» по вопросам: «Как реагировать на агрессию»,
«Что сделать, чтобы ребенок перестал лгать?», «Мой особенный
ребенок», «Кого воспитает ремень?», «Пить, курить, ругаться матом»,
«Дети в сети» (после каждой такой встречи на руках у родителя остается насколько это возможно.
памятка). Консультация для родителей во время круглого стола обычно
проводится специалистами: психологом или социальным педагогом. Ее
особенность заключается в том, что существующая проблема раскрывается
глубоко
Специалисты дают подробные
рекомендации и алгоритмы действий в той или иной ситуации. Родителю не
реально запомнить, всю предлагаемую информацию. В этом случае памятка
просто не заменима.
Это также касается родительских встреч «Семья и ребенок» с
использованием приемов «Щит» (приложение №1) и неотправленное письмо
«Моему подростку». Они предполагают интерактивную форму проведения,
полное включение родителей в происходящее, когда они сами приходят к
результату и выводам, а не получают готовое.
С конкретной семьей я сталкивалась только тогда, когда в ней уже
назрела проблема. В таком случае составляется индивидуальный план
коррекционной работы. В нем прописываются мероприятия, ответственные
специалисты и сроки выполнения. Родители также являются одними из
ответственных за выполнение индивидуального плана коррекции. (приложение
№2)
Приложение №1
Тема: «Семья и ребенок. Безопасность» Данное занятие было разработано и реализовано в работе с родителями
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Параллель 5х
классов. Оптимальное количество для работы – 1216 человек.
Цель: Создание условий для повышения родительскопедагогической
компетентности через использование приема «Щит»
Задачи:
Способствовать формированию доверительных и доброжелательных
отношений между родителями и детьми.
Дать представление о защитных факторах.
Обсудить совместно с родителями источники ресурсов для защиты,
которые может предоставить семья.
Оборудование и материалы: эпиграф на доске, фрагменты рисунка «Щит»
на формате А3, ручки для заполнения фрагментов, кукла (без одежды,
непричесанная, немного запачканная), пустая медицинская аптечка с 3 или 4
отсеками, фишки в виде пилюль.
Ход работы:
работы.
1. Организационный момент. Приветствие и ознакомление с формой
2. Ознакомительно – мотивационный этап.
Родителям предлагается сесть в круг для того чтобы познакомиться и
сделать обстановку менее напряженной, снять коммуникационные
барьеры. Это позволит легче общаться в процессе встречи.
Задание: предлагается передавать друг другу куклу и тот, у кого она в
руках, называет свое имя и говорит сын у него или дочка, добавив
характеризующее прилагательное из любой буквы имени ребенка. (Меня
зовут Татьяна, я мама стеснительной девочки, я Ольга, у меня
вспыльчивый сынок и спортивная дочка и т.д. больше никакой
информации не добавляется)
Познакомившись со всеми спросить их мнение о той игрушке, которая
была своеобразной эстафетной палочкой. (Обычно родители говорят,
что ощущения странные хотелось бы видеть её в одежде, и
машинально многие пытались пригладить волосы у куклы, потереть
запачканное место).
Одежда выполняет не только эстетическую функцию, но и является
защитой от разных факторов. У родителей сработал инстинкт,
поскольку на собрание приходят преимущественно матери. Далее
сообщается тема родительской встречи: «Как защитить ребенка?»
3. Основной этап. Постановка проблемы:
Семья — это то, что удержит нас в шторм,
Ведь ей не страшны брызги жизненных волн, Укроет от стужи и в дождь защитит.
Семья — наша крепость и верный наш щит.
Однако мы не всегда можем быть рядом с нашими детьми, и с
большинством проблем им придется справляться самим, какую роль в
таком случае играет семья? На самом деле каждый ребенок обладает
большими возможностями психического и физического здоровья. Эти
возможности называются защитными факторами. И они формируются
как раз благодаря семье. Будет ли Ваш ребенок стараться чегото
достичь, сможет ли он принимать решения, проявлять сострадание,
отстаивать свое мнение, противостоять давлению, выбирать, с кем
дружить и т.д.? Мы все этого хотели бы, но не знаем, все ли мы для
этого делаем? Давайте сегодня попробуем определить, как именно,
какими действиями мы поможем детям быть уверенными и решать
проблемы, участвуя в строительстве внутренней защиты.
4. Работа в группах
Перед вами части «Щита», на которых с лицевой стороны подписаны
направления защиты. У вас есть возможность этот щит собрать, но
прежде чем поставить фрагмент на место, необходимо дописать какие
конкретно действия со стороны членов семьи могут быть предприняты в
данном направлении.
Для выполнения этого задания необходимо разделиться на 4 группы
(каждая получает по одному фрагменту (А4)). В процессе обсуждения в
группе фрагменты «Щита» (на обратной стороне) заполняются
предложениями родителей. На работу отводится 5 минут, затем группы
меняются фрагментами и дополняют своими предложениями. Каждый
фрагмент должен быть заполнен всеми четырьмя группами. 5. Презентация. По истечении времени каждая группа презентует мысли
и рекомендации, касающейся того фрагмента, который был у них
изначально. Педагог на листе А2 в форме щита фиксирует.
6. Следующий этап – краткое обсуждение (с чем родители согласны, с
чем нет) и возможно педагог предложит еще моменты, которые не были
затронуты родителями и после обсуждения дополняют.
7. С помощью магнитов на доске составляется целый рисунок (записи
родителей остаются на обратной стороне, а им выдаются заранее
подготовленные памятки)
8. Рефлексия. То, что в семье вы дадите ребенку с тем он и уйдет. Как
наша кукла в школе ребенок может стать беззащитным, если за ним не
стоят его близкие люди, не оказывают ему поддержку, не научили его
правильно справляться с трудностями, верить в себя.
Родителям предлагается привести куклу в порядок – надеть одежду,
обуть, причесать.
В заключение нашей встречи, хотелось бы у вас, уважаемые родители,
спросить: насколько интересным и полезным она для вас была. Сделаем
это с помощью аптечки, которая есть в каждом доме. Представьте, что
полученная вами сегодня информация – это как средство первой
помощи, которое будет использоваться вами в семейных ситуациях. В
нашей «Аптечке» три отдела, а у вас на столах есть маленькие пилюли.
Вы можете брать неограниченное количество. Положите в первый отсек столько пилюль, сколько услышанных
сегодня советов вы регулярно используете в своих отношениях. В
средний поместите столько, сколько сегодня узнали нового и
планируете применять, а в третий столько пилюль, сколько советов вам
нужно обдумать, прежде чем решить – применять или нет.
Если в вашей семье возникнут ситуации, в выходе из которых вам нужна
будет квалифицированная помощь специалистов, то вы можете обратиться в
Центр психологомедикосоциального сопровождения города Перми (они есть
в каждом районе нашего города, или воспользоваться телефоном доверия 8
8002000122. Дополнительную информацию можете получить через
социальных педагогов школы)
Спасибо всем за участие!
Варианты полезных советов – действий по направлениям.
Поддержка семьи.
1. Интересоваться делами и успехами ребенка.
2. Разделять его увлечения.
3. Чаще обнимать, хвалить, если он проявил старание или заботу, но оценка должна быть
взвешенной и аккуратной
4. Делать периодически чтонибудь вместе всей семьей
5. Уметь отложить дела и уделить время ребенку, если это требуется
6. Внимательно слушать ребенка
7.
Относиться серьезно к его проблемам или протестам, даже если это кажется нам
глупостью
8. Не нужно навязывать помощь, если не просит, но должен знать, что вы готовы помочь.
9.
Смотреть на ребенка добрыми глазами, улыбаться, когда он заходит в комнату.
Повышение уверенности в себе.
1. Найти в ребенке чтото особенное и рассказать ему об этом. Значимый ресурс есть у
любого ребенка
2. Разрешать ошибаться, объяснить, что это нормально.
3. Если провинился, то осуждать и оценивать нужно поступок, а не личность (он не плохой
человек, а вот то, что он сделал – плохо)
4. Объяснить, что безвыходных ситуаций не бывает, вместе придумать, как исправить ошибку.
5. Относиться с уважением, не оскорблять и не унижать, тем более при посторонних.
6. Поощрять оптимизм и самостоятельность.
7. Показывать веру в ребенка, говоря: Это непросто, но у тебя обязательно получится. У тебя
всё получается, если ты только захочешь. Я верю в тебя. Я тебе доверяю. У тебя получается
это лучше чем у меня...
Семейный контроль.
1. Знать друзей ребенка, познакомиться с их родителями
2. Когда дети дома, а вас нет – позвонить и спросить как дела?
3. Быть в курсе куда ходят, где проводят время все члены семьи. Это проявление заботы,
заинтересованности и участия
4. Когда ребенок собрался кудато идти – спросить куда идет, с кем, чем будут заниматься,
когда вернется. Это должно стать привычкой для ребенка
5. Когда ребенок идет на день рождения друга, убедится, что там будут взрослые
6. Объяснить правила пользования интернетом.
7. Установить на компьютер программы «Родительский контроль», блокирующие доступ к
нежелательным сайтам. Поместить компьютер в общей комнате. Родители как пример.
1. Выполнять данные обещания.
2. Когда кудато уходим, или задерживаемся – предупреждать об этом членов семьи
3. Не исключать ребенка из семейных дискуссий, давать возможность высказаться
4. Делиться впечатлениями о событиях, рассказывать о своих чувствах и переживаниях
5. Вести здоровый образ жизни.
6. Завести и поддерживать семейные традиции.
7. Заниматься собственным развитием.
8. Идеальным быть не нужно – если ошиблись признать ошибку и постараться исправить
9. Помнить, что дети делают, не то что мы говорим, а то, что мы им показываем.
Приложение №2
Индивидуальная программа коррекции
Семьи /несовершеннолетнего группы риска социально – опасного положения
ФИО матери Обшарова Ирина Юрьевна пенсия
ФИО несовершеннолетнего – Личман Евгений Михайлович 18.03.2005 г.р.
Занятость несовершеннолетнего МБОУ «Школа – интернат №1 для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» г.Перми 5в класс Место жительства: ул.Томская,
3239
Условия жизни
1)Состав семьи: Мать Обшарова Ирина Юрьевна пенсия
Отец Личман Михаил Алексеевич 1966 г.р.
Дочь Личман Виктория Михайловна 1999 г.р.
2)Жилищно бытовые условия : Семья проживает в двухкомнатной муниципальной квартире. Квартира
светлая, теплая. Есть необходимая бытовая техника и мебель.
Дата постановки на учет 25.10.2017г.
Основание постановки на учет: нарушения в психоэмоциональном состоянии, конфликты с
одноклассниками, отказ от занятий.
Проблемы семьи нарушение детскородительских отношений, гиперопека, потакание желаниям ребенка.
Сроки работы с семьей (несовершеннолетним) 25.10.2017 г. по «30» мая 2018
Куратор ИПК – Леонтьева М.В.
Программа мероприятий
Мероприятия
Ожидаемый результат
Ответственный
специалист
Срок реализации
мероприятия
1
Проблема: нарушения в психо – эмоциональном состоянии, конфликты с одноклассниками.
Задача: снижение количества конфликтов.
Адаптационное занятие «Я
большой»
Соц.пед. Филимонова С.А.
16 – 27.10.17.
Укрепление личностных ресурсов.
Коррекция поведение, изменение
социального статуса.
Уменьшение количества
конфликтов
Кл.рук. Леонтьева М.В.
По необходимости
Индивидуальные беседы по
коррекции поведения
Контроль за своевременным
обращением к врачу – психиатру.
Стабилизация психо –
эмоционального состояния.
Уменьшение количества срывов и
конфликтов.
Кл.рук. Леонтьева М.В.
Сезонно
Мать Обшарова И.Ю.
Поиск вариантов смены
коллектива.
Будут подобраны для ребенка более
комфортные условия
Ккуликова В.Н., Лопатин
И.В.
Октябрь 2017.
Определение домашних
Развитие волевой сферы, приучение Мать Обшарова И.Ю.
Октябрь 17 2
3
обязанностей.
к выполнению обязанностей.
«Как бороться с гневом» индив.
тренинговые занятия
Овладение приемами снижения
агрессии, расслабления.
Соц.пед. Скорых И.Н.
Октябрь 2017, ноябрь
2017, март 2018.
Диагностика и инд.занятия с
педагогом психологом.
Укрепление личностных ресурсов
подростка.
Психолог Ершова Е.Ю.
1р. в месяц
Проблема: низкая мотивация для получения образования.
Задача: создание условий для проявления успешности. Повысить мотивацию на получение образования.
Система индивидуальный заданий,
разнообразие форм и видов
заданий.
Создание ситуации успеха,
повышение заинтересованности.
Кл.рук. Леонтьева М.В.,
педагоги предметники.
В течение года
Контроль за посещением занятий.
Отсутствие пропусков без
уважительной причины.
Кл.рук. Леонтьева М.В.
В течение года
Организация и контроль за
посещением логопедических
занятий.
Коррекция проблем, помощь в
освоении материала.
Кл.рук. Леонтьева М.В.,
педагог логопед
По расписанию
Дополнительные задания для
работы дома с мамой.
Коррекция проблем, помощь в
освоении материала.
Кл.рук. Леонтьева М.В.
В течение года
Проблема: недостаточный уровень правовой и педагогической грамотности родителей
Задача: повысить уровень пед. грамотности матери.
Индивидуальное
консультирование по вопросам
коррекционной педагогики и
стилям семейного воспитания.
Повышение уровня педагогической
грамотности родителей.
Кл.рук. Леонтьева М.В.
Сентябрь 2017, апрель
2017
Анкетирование «Стили
воспитания»
Подготовка памятки и
рекомендаций. Беседа по
результату.
Соц.пед. Скорых И.Н.
Декабрь 2017
Проблема: организация досуга
Задача: организовать досуг, вовлекать в мероприятия, конкурсы, соревнования. Проконтролировать получение и реализацию сертификата.
Организация досуга:
Кл.рук. Леонтьева М.В.
Досуг будет организован, мальчик
получит положительный опыт
социально – активной жизни.
В течение всего
периода.
участие в спортивных и
творческих мероприятиях
занятие в спортивных кружках и
секциях по интересам,
привлечение к участию в
мероприятиях и праздниках,
проводимых в школе.
контроль за каникулярной
занятостью
Получение и реализация
сертификата.
Мать Обшарова И.Ю.
Сезонные каникулы Дата составления ИПК 08.09.2017
Куратор _______________________ Леонтьева М.В.
Директор ОУ____________________ Куликова В.Н.
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Технологии психолого-педагогической и социально-эмоциональной поддержки семьи, имеющей ребенка с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.