Технологии социально-коммуникативного развития.

  • Педсоветы
  • rtf
  • 11.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками. Задачи: - развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий; - развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.
Иконка файла материала технологии.rtf
Технологии социально­коммуникативного развития.    Цель     развития   коммуникативных   навыков   –   это   развитие   коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками. Задачи: ­ развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий; ­ развивать умение выражать эмоционально­положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета. ­ развивать навыки ситуативно­делового общения; ­ развивать связную диалогическую и монологическую речь. ­ формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; ­ обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях; ­ развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний; ­ развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки; Коммуникативная   компетентность   является   сложным,   многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте. Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение   организовывать   общение,   включающее   умение   слушать   собеседника,   умение эмоционально   сопереживать,  проявлять   эмпатию,   умение   решать   конфликтные   ситуации; умение   пользоваться   речью;   знание   норм   и   правил,   которым   необходимо   следовать   при общении с окружающими. Условиями   развития   коммуникативной   компетентности   дошкольников   являются: социальная   ситуация   развития   ребенка;   формирующаяся   потребность   в   общении   со взрослыми   и   сверстниками;   совместная   деятельность   (ведущая   игровая   деятельность)   и обучение  (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка. Любой коммуникативный навык подразумевает прежде всего распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его. Скажем,   меню   «Приветствия»   может   содержать   пункты:   «Добрый   день!», «Здравствуйте», «Привет!», «О­какие­люууди!» Меню «Сочувствие»: «Бедная ты девочка!», «Как я вас понимаю», «Боже мой, что же творится­то!» И если человек владеет навыком приветствия, то он способен:• распознать ситуацию, требующую приветствия; • выбрать подходящую случаю формулировку из списка; • а также опознать чужое приветствие как таковое – пусть оно даже больше походит на мычание – и ответить на него. И так со всеми остальными навыками, на владение которыми мы претендуем. Если человеку не удается распознать какую­то ситуацию общения или у него в меню слишком мало шаблонов и ни один не подходит для ситуации, то человек обычно либо ведет себя так, словно ничего не происходит, либо висит в ступоре и ждет «помощи зала». И тогда уж эффективным общение не назовешь.  Известно,   что   коммуникативная   функция   речи   рассматривается   как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи — диалогической. Основу диалога составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера: •   вопросы,   которые   к   пяти   годам   носят   ярко   выраженную   познавательную направленность; • побуждения (просьбы, предложения, приказания­команды и пр.); • сообщения; • вопросы,  побуждения  и сообщения  с отрицанием  (появление  отрицания  является основой резкого скачка в речи ребенка второго года жизни). При   организации   процесса   формирования   диалогической   речи   дошкольников необходимо   использовать   технологии,   которые,   актуализируя   личностные   особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно­речевых умений. Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают   невербальные   средства   коммуникации.   Важно,   чтобы   ребенок   мог   адекватно воспринимать   несловесную   информацию,   отличать   близкие,   но   не   тождественные эмоциональные   состояния   собеседника.   Развитие   невербальных   умений   создает дополнительные   возможности   для   установления   контактов,   выбора   правильной   линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников. Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно,   объясняется   это   тем,   что   жест   используется   чаще   всего   не   сам   по   себе,   а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для   установления   контактов,   выбора   правильной   линии   поведения,   усиливаетэффективность социального взаимодействия дошкольников. Человек   не   рождается   готовыми   речевыми   навыками.   Все   коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее сенситивным для этого является период дошкольного детства.  В работе воспитателя основным вопросом становится   ­ определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника. Выбор   методов   и   приемов   определяется   возрастными   и   индивидуальными особенностями   детей,   их   психофизиологическими   особенностями   детей   (для   визуалов, аудиалов, кинестетиков). Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка   словами   и   побуждать   его   к   проговариванию.   В   работе   по   развитию   речи   детей используются   следующие   формы   совместной   деятельности:   наблюдение   и   элементарный труд   в   природе;   сценарии   активизирующего   общения;   игры­забавы   и   игры­хороводы   на развитие   общения;   слушание   художественной   литературы   с   использованием   ярких красочных   картинок;   инсценирование   и   элементарная   драматизация   литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; элементарное экспериментирование.  Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать   это   обстоятельство,   чтобы   путем   ненавязчивой   игры   привить   ребенку   все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д. Дидактическая   игра   является   по   праву   любимым   видом   игры   для   детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она   является   игровым   методом   обучения   детей,   формой   обучения,   самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.  Коммуникативные навыки ­ это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию. Познавательные   (дидактические)   игры   –   это   специально   созданные   ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход. Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. Распространены   настольно­печатные   игры,   устроенные   по   принципу   разрезанных картинок,   складных   кубиков,   на   которых   изображённый   предмет   или   сюжет   делится   не несколько частей.  В   игре   дети   учатся   помогать   друг   другу,   учатся   достойно   проигрывать.   В   игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся залидером в классе.  Среди   многообразия   средств   и   методов   развития   коммуникативных   навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру. Режиссерские   игры   являются   разновидностью   самостоятельных   сюжетных   игр.   В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек­артистов, однако не участвует в игре в качестве   действующего   лица.   Такие   игры   не   только   очень   занимательны,   но   и   полезны. «Озвучивая»   героев   и   комментируя   сюжет,   дошкольник   использует   разные   средства вербальной   и   невербальной   выразительности.   Преобладающими   средствами   выражения   в этих   играх   являются   интонация   и   мимика,   пантомима   ограничена,   поскольку   ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.     Виды режиссерских игр определяются в соответствии   с   разнообразием   театров,   используемых   в   детском   саду:   настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Сказки­подсказки  Придумывание   сюжетов   для   игры,   конечно   же,   облегчают   сказки.   Они   как   бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок  сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения   художественного   произведения.   А   минусы   в   том,   что   ничего   не   нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать»   их,   добавлять   неопределенные   игрушки,   чтобы   они   стали   новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее,   потому   что   ребенку   нужно   будет   придумать   какие­то   новые   события   или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.  В   сюжетно­ролевой   игре   –   заложены   большие   возможности   для   развития   навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей . В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов.   Именно   в   этом   столкновении   складывается   личность   каждого   ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей Театрализованные   игры.   Театрально­игровая   деятельность   обогащает   детей   новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно­этическому воспитанию каждого ребенка.  Необходима   конечно   и   специально   созданная     речевая   среда:   коммуникативныетренинги, комментированное рисование, работа с картинками со сменой позиции ребенка; работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т.д.;  В   совместной   деятельности   педагога   с   детьми   можно   выделить   основные   виды: Рассказывание   по   картине;   рассказывание   на   тему   из   личного   опыта;   рассказывание   по предложенным   сюжетам;   пересказ   (частичный   или   подробный);   беседы,   привлечение подвижных игр и физических упражнений, специальные занятия на которых осуществляется просмотр   видеофильмов,   чтение   художественной   литературы;   музыкальные   занятия; экскурсии; праздники, конкурсы; индивидуальная работа с детьми. Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность   налаживать   отношения   с   окружающими   при   помощи   языковых   и   неречевых средств. Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание   общаться  (из­за   нехватки   времени,  усталости   родителей),  неумение   общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие   между   педагогами   и   родителями   позволяет   комплексно   решать   данную проблему. В   основу   взаимодействия   с   семьёй   по   данной   проблеме   заложены   следующие принципы: •    партнёрство родителей и педагогов; •    единое понимание педагогами и родителями целей и задач; •    помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей; •        знание   педагогами   и   родителями   воспитательных   возможностей   коллектива   и семьи,   максимальное   использование   воспитательного   потенциала   в   совместной   работе   с детьми; •    постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов. Наша цель – формирование и развитие компетентности семьи в вопросах воспитания и совершенствование или корректировка детско­родительских отношений. Основными   задачами,   стоящими   перед   педагогическим   коллективом   в   работе   с родителями, являются: •    изучение семьи; •         привлечение   родителей   к   активному   участию   в   деятельности   дошкольного учреждения;•    изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; •    просвещение родителей в области педагогики и детской психологии; •    работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей. Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые   занятия;   семинары;   совместные   мероприятия.   На   наш   взгляд   наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь   ли   ты   о   чём   поговорить   с   ребёнком?»,   «Как   установить   доверительное взаимоотношения?»,   «Как   развивать   речь   детей?»,   «Давайте   говорить   друг   другу комплименты» и т.д. Отношения   с   другими   людьми   зарождаются   и   наиболее   интенсивно   развиваются   в дошкольном   возрасте.   Первый   опыт   таких   отношений   становится   тем   фундаментом,   на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Формирование  социальных   навыков поведения  детей  дошкольного возраста     Социальные   навыки   предполагают   обучение     детей    этически    ценным     формам   и способам     поведения   в   отношениях     с     другими   людьми.     Для   этого     необходимо формировать  коммуникативные  навыки, умение  устанавливать  и  поддерживать  контакты, кооперироваться  и  сотрудничать,  избегать  конфликтных  ситуаций.  Необходимо  обучить детей  нормам  и  правилам  поведения, на  основе  которых  в  дальнейшем  складываются этически  ценные  формы  общения,  так же  помочь  понять, как  легко  может  возникнуть ссора,  её  причина  и  помочь находить  способы  и приемы  самостоятельного  разрешения. Поэтому, считаем необходимым, помочь детям  понять,  что  делать  что­то  вместе  не только   интересно,   но   и   трудно,   так   как     нужно   уметь   договариваться,   соблюдать очередность,  прислушиваться  к  мнению  товарищей.  Личностные  качества  ребенка  формируются  в  активной  деятельности  и,  прежде всего  в  той,  которая  на  каждом  возрастном  этапе  является  ведущей,  определяет  его интересы,  отношение  к  деятельности,  особенности  взаимоотношений  с  окружающими людьми.  Поэтому, одна из главных задач в нашем дошкольном учреждении ­ формирование социальных  навыков поведения  детей. На   первом   этапе   своей   работы   мы   изучали детскую   жизнь   в играх,   и   нашлиорганизованности,     заинтересованности.     дисциплинированности,   черты     Изучив литературные   источники   («Я — ты — мы». Программа социально­эмоционального развития  дошкольников. «Особенности общения  с  дошкольниками» Е.О. Смирновой. «Практикум     по     дошкольной     психологии»     Г.А.   Урунтаевой  )     и     по     своим наблюдениям,    обратили  внимание  на  то,  что  дети,  обладающие  этими  качествами, совсем  не  становятся  хорошими  членами  детского  игрового  общества. Как  показал  наш  опыт  организации  детской жизни,  необходимо,  чтобы развилось  и действовало  особое  качество,  позволяющее  детям  устанавливать  между  собой  связи, чувствовать  друг  друга,  общаться  друг  с  другом,  быть  способными  действовать  друг  с другом.  Это  качество — общественность.  Для  этого необходимо  создать  определенные условия.  Поэтому,  на  втором  этапе, воспитатели  решили изменить развивающую  среду  в группе ­ для  формирования  общественности,  социальных  навыков. Создали    центр    социально­эмоционального   развития ­ это  место,    где     у    детей формируются  основы  культуры  общения  через  решение  проблемных  ситуаций,  игровую и     театрализованную   деятельность,     где     закрепляются     знания     об     окружающей действительности.       В  центре  представлены  семейные  альбомы,  фотографии,  детские рисунки,  домашние  реликвии,  что  помогает  формировать  у  детей  важнейшие  душевные ценности,  в  том  числе  представление  о  гармонии  семейных  отношений.  Это  рождает  в ребенке  чувство  защищенности,  теплоту,  эмпатию. Для  нас  было  важным  помочь  детям осознать,  что  социально  принятые  правила поведения  обуславливают лишь  внешний  слой общения.   Чтобы   научить   детей   строить   отношения   с   другими   людьми   уважительно   и деликатно     вести     себя     со     сверстниками,     мы     предлагали   детям,     в     совместной деятельности,   проблемные     ситуации,     разрешая     которые,     они     будут     овладевать определенными     социальными,     коммуникативными     навыками,     и     сюжеты     для     игр­ драматизаций  различного  содержания,  такие  как: ­  «Отнял  игрушку»,  ­  «Толкнул»,  ­  «Долго  качается  на  качелях,  а  другие  не  могут  дождаться  своей  очереди»,  ­  «Нечаянно  разрушил  постройку  товарища»,  ­  «В  группу  пришел  новенький»… В  своей работе   используем различные  методы  и  приемы:­  Наглядный   метод. Рассматривание   картин, иллюстраций,   показ   видеофильмов, диафильмов,  дидактический  материал.  ­  Практический   метод.   Игровые   упражнения   и   занятия, игровые   ситуации   и сюжеты,  введение  сказочных  героев,  игры­драматизации.  ­  Словесный  метод.   Беседа,  вопросы­ответы,  игровые  упражнения.      Теперь  мы  уже  можем  говорить  о результатах  проделанной  нами  работы:  1.   Дети  стали  более  общительными,  дружелюбными;  они  научились  устанавливать и  поддерживать  контакты,  избегать  конфликтных  ситуаций.  2. Наши воспитанники   научились на   занятиях   слушать   друг   друга, стали более организованные,  дисциплинированные,  внимательные,  наблюдательные.  3. В процессе  работы,  у  детей  сформировалось  понятие  о  том, что  воспитанный человек    дружелюбней,  всегда  будет  пользоваться  симпатией  у  окружающих. Это  и опрятный  внешний  вид,  и  умение  вести  себя  в  гостях,  выбрать  подарок,  угостить гостей.  4. Мы   помогаем   детям   понять, что «дружба»   дает   радость   общения   и   нужно уметь  доставлять  эту  радость  другому.  5. У многих  детей  со  временем  появилось  новое,  личностное  начало  в  отношении к  сверстникам, в  котором  он (ребенок) относит  себя  к  другому  во  всей  своей  и  его целостности. Наша задача:   продолжить    работу   по     этой проблеме   и    добиться   следующих результатов:  1. Улучшить  и  сформировать  коммуникативные  навыки  и  умения.  2. Снизить  негативные  эмоции  и  конфликтные  ситуации.  3. Научить  детей  умению  договариваться,  соблюдать  очередность,  прислушиваться к  мнению  товарищей.  4. Формировать  наиболее сплоченные  отношения  детей  в  обществе  и  играх. Материалы подготовили: педагог­психолог Рачёва И.С., воспитатели Толстых Л.Н.,  Ерёмина И.О., Лещевая Н.В.