Технология критического мышления на уроках географии по ФГОС
География – древнейшая наука и уникальный школьный предмет, расширяющий мировоззрение и кругозор учащихся, их познания об окружающем мире. Основные виды учебной деятельности ученика на уроках географии - умение составлять характеристик какой-либо местности или области, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и многое другое.
Сегодня, география в школе и вообще в целом в российском образовании находится в весьма затруднительном положении. Интерес учащихся к ней с каждым годом всё ниже и ниже. Количество сдающих ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9-м – минимально, по сравнению с другими предметами. И количество российских ВУЗов, принимающих в качестве вступительных испытаний результаты ЕГЭ по географии – так же можно пересчитать по пальцам. Так в чем же проблема школьной географии? Как вернуть интерес к ней среди учащихся средних образовательных учреждений? Эту проблему пытаюсь решить в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предъявляет в современном образовании новые требования к выпускнику школы, эта проблема актуальна т.к. прогресс, возникший в современном мире, неизбежно отражается в системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого поколения. В этих условиях всё чаще не срабатывают традиционно применяемые средства и методы обучения, которые не развивают творческую познавательную активность учащихся. Большинство детей не уверены в своих знаниях, а значит, испытывают дискомфорт на уроке.
Критическое мышление представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.
Цель применения технологии критического мышления:
- Формировать у обучающегося критическое мышление, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Показателями успешного применения технологии критического мышления является повышенный интерес у учащихся к изучению предмета география.
Одним из показателей эффективности применения технологии критического мышления является результаты проведенных олимпиад по географии, где дети занимают призовые места, а также увеличение успеваемости по предмету.
Таким образом, технология критического мышления является средством решения проблемы школьной географии, вернув интерес учащихся к предмету. И если мои ученики стали задавать больше умных вопросов, более вдумчиво читать, выделять основные мысли, активно общаться - спасибо технологии критического мышления.
Список литературы
1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 c.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.: М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
5. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: СПб. – C.-Петербург, 2004. – 541 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.