Технология проблемно-диалогического обучения

  • Семинары
  • pptx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер-класс Технология проблемно-диалогического обучения.pptx

Технология
проблемно-диалогического обучения

Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
                                                                         С.Я. Маршак

Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Антрацитовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №19»
Луганской Народной Республики

Подготовил
учитель высшей категории
старший учитель
Алексеенко Светлана Михайловна


Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

«проблемный»

постановка проблемы
поиск решения

«диалог»

побуждающий
подводящий

Методы постановки учебной проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Приёмы создания проблемной ситуации

«с удивлением»
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.


«с затруднением»

Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими
Приём 6.
шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.



Технология проблемно-диалогического обучения является:

результативной
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
здоровьесберегающей
позволяет снижать нервно-психические нагрузки
учащихся за счет стимуляции познавательной
мотивации и «открытия» знаний;
общепедагогической
реализуется на любом предметном содержании и
в любой образовательной ступени.



Приём 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения

Бежит по тропинке
Бежит у тропинки

Бежит по земле
Бежит по степи

Д.п.
Р.п..

Д.п.
Д.п.



Приём 2 – столкновение разных мнений

Ручьи, Анна, объявил, сугроб, весна,

Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

бер - ёза, б – ерёза, бе – рёза, берёз -а



Приём 3 – обнажение житейского представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку», а затем предъявление научного факта

Южный полюс



Приём 3

Редкий

Мягкий

Лёгкий

Редко

Мягко

Легко

Что вы можете сказать об этих словах?



Приём 4- предлагается невыполнимое задание

-Что такое склонение?
-Какие части речи мы научились склонять?
-Попробуйте просклонять слово прыгать.
-Получилось?
-В чём затруднение? Какой возникает вопрос?



Приём 5 –предлагается практическое задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались

Сравните дроби

1/6…1/8

1/20…1/5

1/25…1/52

Сравните дроби

3/4…2/4

5/6…1/6

3/10…7/10



Приём 6-предлагается задание, похожее на предыдущее, а после его выполнения доказывается, что задание выполнено не правильно

Найдите площадь фигур

4 см

5 см

3 см

5 см

4 см



Приём «яркое пятно»

Сегодня мы познакомимся с падежом, про который
Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как….
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.

-Кто догадался, о каком падеже идёт речь?
-Значит тема нашего урока?



РЕФЛЕКСИЯ


сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивил
мне захотелось…