Технология
проблемно-диалогического обучения
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Антрацитовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №19»
Луганской Народной Республики
Подготовил
учитель высшей категории
старший учитель
Алексеенко Светлана Михайловна
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
«проблемный»
постановка проблемы
поиск решения
«диалог»
побуждающий
подводящий
Приёмы создания проблемной ситуации
«с удивлением»
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
«с затруднением»
Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими
Приём 6.
шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
Технология проблемно-диалогического обучения является:
результативной
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
здоровьесберегающей
позволяет снижать нервно-психические нагрузки
учащихся за счет стимуляции познавательной
мотивации и «открытия» знаний;
общепедагогической
реализуется на любом предметном содержании и
в любой образовательной ступени.
Приём 4- предлагается невыполнимое задание
-Что такое склонение?
-Какие части речи мы научились склонять?
-Попробуйте просклонять слово прыгать.
-Получилось?
-В чём затруднение? Какой возникает вопрос?
Приём «яркое пятно»
Сегодня мы познакомимся с падежом, про который
Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как….
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
-Кто догадался, о каком падеже идёт речь?
-Значит тема нашего урока?
РЕФЛЕКСИЯ
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивил
мне захотелось…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.