Авторы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма - американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
В России данная технология реализуется с середины 90-ых годов.
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Проявлять любознательность
Использовать исследовательские методы
Ставить перед собой вопросы
Осуществлять планомерный поиск ответов
Вскрывать причины и последствия фактов
Сомнение в общепринятых истинах
Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Думать критически это:
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Цель данной технологии
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Технологические этапы урока | ||
I стадия | II стадия | III стадия |
- актуализация имеющихся знаний; | - получение новой информации; | - размышление, рождение нового знания; |
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Приёмы ТРКМ
З-Х-У
Сиквейн
Фишбоун
Инсёрт
Ромашка Блума
Кластер
Таблица «Тонкие- толстые» вопросы
Плюс- минус - интересно
Дерево предсказаний
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
6 шляп
Бортовые журналы
«Концептуальная таблица»
Перепутанные логические цепочки
Верные неверные утверждения
Оценочное окно
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Основные приемы ТРКМ
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? | ? |
Дайте три объяснения, почему…? | Кто…? |
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Ромашка Блума
Простойвопрос
Уточняющийвопрос
Оценочныйвопрос
Творческийвопрос
Вопрособъясняющий
Практическийвопрос
?
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Ромашка Блума
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
«Листочки» - это ПРОГНОЗ
«Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Инсерт (условные значки) авторы Воган и Эстес
V | + | - | ? |
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу знать об этом больше |
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Таблица Донны Огл«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы | Х – что мы | У – что мы узнали и что нам осталось узнать |
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
«Бортовые журналы»
Что мне известно | Что нового я узнал из текста? |
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Групповые приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговой штурм
Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
«Оценочное окно»
Хочу применять
Совсем непонятно Хорошо понятно
Не хочу применять
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.