Авторы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма - американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
В России данная технология реализуется с середины 90-ых годов.
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Проявлять любознательность
Использовать исследовательские методы
Ставить перед собой вопросы
Осуществлять планомерный поиск ответов
Вскрывать причины и последствия фактов
Сомнение в общепринятых истинах
Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление
Думать критически это:
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Цель данной технологии
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Технологические этапы урока | ||
I стадия | II стадия | III стадия |
- актуализация имеющихся знаний; | - получение новой информации; | - размышление, рождение нового знания; |
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Приёмы ТРКМ
З-Х-У
Сиквейн
Фишбоун
Инсёрт
Ромашка Блума
Кластер
Таблица «Тонкие- толстые» вопросы
Плюс- минус - интересно
Дерево предсказаний
Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
6 шляп
Бортовые журналы
«Концептуальная таблица»
Перепутанные логические цепочки
Верные неверные утверждения
Оценочное окно
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Основные приемы ТРКМ
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
? | ? |
Дайте три объяснения, почему…? | Кто…? |
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Инсерт (условные значки) авторы Воган и Эстес
V | + | - | ? |
Я это знал | Это для меня абсолютно новое | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу знать об этом больше |
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Миллер А.А. ТРКМ приёмы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.