Эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека.Эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют новые требования к личностному и профессиональному развитию человека.
Златина А.С. современный урок биологии.docx
Учитель биологии
МАОУ «СОШ №16» г.Перми
А. С.Златина
Технология эвристического обучения в биологии
Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь
вечность…
Каждый шаг в профессии учителя – это «встреча с незнаемым», своеобразный
лабиринт, выход из которого найтипросто необходимо.
Новые стандарты образования становятся для учителя тем лабиринтом, где
приходится решать огромное количество новых проблем, о которых мы не
подозревали раньше. Лабиринт – великий мотиватор, потому что, останешься в нем –
попадёшь в пасть к Минотавру. А как найти ту нить Ариадны, которая укажет пути
выхода из проблем? Вопервых, постараться понять, осмыслить идеологию ФГОС.
Вовторых, найти те приёмы, которые помогут создать новый образ урока.
Современные условия ставят задачу организовывать обучение таким образом, чтобы
оно максимально обеспечивало умственное развитие школьников,
содействовалоформированию способностей к самообучению, самообразованию.
Таким образом, учитель биологии должен быть не только источником
предметной информации, но и побуждать детей к осмыслению мировоззренческих
проблем жизни, стараться развивать способности учащихся по использованию
информации; развивать у своих учеников умение думать, размышлять, сопоставлять,
анализировать, принимать решения, ориентированные на гуманистические принципы
устойчивого развития.
Чтобы повысить эффективность уроков биологии, я применяю технологию
проблемноэвристического обучения, разработанную А.В. Хуторским.
Дидактическая эвристика – наука об обучении как открытии.
Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика от
греч. heurisko отыскиваю,
концепции
эвристической технологии является идея личностноориентированного обучения,
выработанная Андреем Викторовичем Хуторским. Её суть состоит в том, что в
основе личностноориентированной парадигмы обучения – признание уникальной
сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории.
открываю).Фундаментом
нахожу,
Эвристическая технология в образовательном процессе предполагает отказ от
готовых знаний, основываясь на добыче и поиске информации, которые в условиях
научнотехнического прогресса, информатизации общества, когда быстрыми темпами
увеличивается объем информации, стремительно устаревают знания, предъявляют
новые требования к личностному и профессиональному развитию человека.
Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких
качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность
быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать
творчески, самостоятельно. Задатки творческих способностей присущи любому
ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их. Эвристическая технология обучения позволяет педагогу предоставить
учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Концептуальными положениями эвристической технологии являются:
1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и
должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической
беседе задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на
проблемные вопросы, решение познавательных задач);
2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их
анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы;
получать решения и доказывать их достоверность;
3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания в новых
условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение
обобщенными способами деятельности.
К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки,
олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты,
интерактивные формы обучения, творческие защиты.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество
учащихся. Примеры таких заданий: дать определение изучаемому понятию, объекту,
явлению; сочинить сказку, поговорку, пословицу, рифму, стихотворение; составить
кроссворд, игру, викторину, родословную, свое задание для других учеников;
придумать образ; нарисовать картину природы; изготовить поделку, модель, макет,
фотографию, видеофильм; разработать план домашней, классной или творческой
работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по
предмету.
Эффективность проблемноэвристических уроков заключается в том, что:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
существенно усиливается роль самостоятельного образования, инициативность
учащихся;
формируется положительная внутренняя мотивация в результате решения
проблемных задач;
формируются навыки творческого подхода к решению задач, использованию
полученных знаний и умений в новых, нетиповых ситуациях;
повышается уровень усвоения учебного материала;
групповая организация работы учащихся в процессе проблемно
эвристического обучения приводит к укреплению межличностных отношений,
развивает взаимодействие в коллективе;
проблемноэвристическое
обучение обеспечивает возможность
самореализации учащихся в процессе обучения;
7.
повышается самооценка учащихся.
Школа…Это и есть мой путь, по которому иду, находя выход из лабиринтов
познания, стараясь оставить добрый след в сердцах своих воспитанников. Это моя
жизнь.
Технология эвристического обучения в биологии
Технология эвристического обучения в биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.