Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Оценка 5
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
21.01.2018
Театр–это форма знаний: он должен и может быть способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто ждать этого будущего
Августо Боаль
На сегодняшний день профилактика через образование является наиболее проверенным и эффективным средством. Обладая значительным интеллектуальным,информационным потенциалом, работа по профилактике средствами образования и просвещения способна создать у подрастающего поколения психологические установки нравственного образа жизни и физического здоровья, нивелировать стереотипы асоциального поведения и способствовать ориентации молодежи на традиционные духовные ценности.
forum_teatr.docx
Технология «Форумтеатр» как метод профилактической работы в
учреждениях образования
Театр–это форма знаний: он должен и может быть
способом трансформирования общества. Театр может помочь
нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто
ждать этого будущего
Августо Боаль
На сегодняшний день профилактика через образование является
наиболее проверенным и эффективным средством. Обладая значительным
интеллектуальным,информационным потенциалом, работа по профилактике
средствами образования и просвещения способна создать у подрастающего
поколения психологические установки нравственного образа жизни и
физического здоровья, нивелировать стереотипы асоциального поведения и
способствовать ориентации молодежи на традиционные духовные ценности.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных
возможностей для проведения профилактической работы. В частности, оно
имеет огромное влияние на формирование и развитие личности учащегося,
доступ к семье несовершеннолетнего и механизмы воздействия на семейную
ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами,
психологами,
способными
обеспечитьведение в образовательном учреждении эффективной
профилактической работы.
социальными работниками и др.),
Анализ системы профилактической работы в учебном и внеурочном
процессах, показывает, что необходимо переходить от информирования (эта
задача уже решена) к развитию умений и навыков здоровьесберегающего
поведения. Одной из приемлемых технологий, позволяющих формировать
модели безопасного поведения в ситуациях риска, является «Форумтеатр».
годах
ХХ
60х
Рассмотрим более
подробно данную
технологию.
Основоположником«Форумтеатра»является бразильский режиссер Августо
Боаль.В
столетия
онсоздал«газетныйтеатр»,вкоторомтруппазанималась
инсценировкойгазетныхстатей.Этиспектакли демонстрировались тем, кто не
был
одном
изтакихвыступлений,рассказывающемобунтенафабрике,
когдаактерыпроигрывалимизансцену,ктотоиззрителейсказал «СТОП».
Почему вы остановили спектакль? спросил Августо Боаль.
грамоте.
обучен
На
1 Вы не правильно рассказываете, я там был, я знаю, ответил мужчина.
Тогдапокажите,какбылоделонасамомделе, имужчина вышел из толпы,
встал на место актера и, проигрывая, изменил ситуацию.
Когда труппа начала играть заново, мужчина вновь выкрикнул «СТОП»
и снова вышел заменять актеров. Так и появился «Форумтеатр» или «Театр
угнетенных».
Вметоде«Форум
театра»входеспектакляразыгрываетсяконкретная,заранее
спланированнаяиотрепетированнаясцена,отражающаяпроблему.Вкачествепро
блемы
рассматриваютсяреальныеповседневныеконфликты(всемье,вшколеит.д.),азате
мследует
драматическаяситуацияикульминация.Такимобразом,сценическаяпостановкав
ыставляетна рассмотрение социальную проблему, а каждый персонаж в игре
выполняет определенную социальную роль.
Сущностьметодики«Форумтеатр»–поискврамкахпредложенного
спектаклявместесучастникамипутейрешенияпроблемыиливыходаиз сложной
жизненной ситуации.
Данный метод решат следующие задачи:
– устранение причин зависимости;
– разрушениеотрицательныхкачеств,стереотипов поведения;
– поддержка положительных проявлений в поведении.
Основу «Форумтеатра» составляет методика сценического действия и
обратная связь с аудиторией. А его особенностью является отсутствие
рекомендаций, как следует поступать в сложившейся ситуации.
защите
по
деятельности
«Форумтеатр» рассматривается каксредство стимулирования людей
прав,
кактивной
улучшениюобществачерезизменениесвоегоповедения.Задачапредставления–
подтолкнуть зрителей к активному решению своих проблем, поднять
дискуссию в обществе. Вторичными результатами являютсяпозитивные
изменения в актерской группе, изменения личности актеров. Здесь«Форум
театр»пересекаетсяспсиходрамойисоциодрамой,однакоследуетпомнить,чтоон
предназначен для более широкой задачи и направлен на общество в целом или
большую целевую группу.
своих
Общее представление о методике проведения «Форумтеатра»
Ведущий «Форумтеатра» перед началом спектакля знакомит
участников
2 зрителейспроблемой,которуюбудетосвещатьспектакль.Послеспектакля
ведущийпутеминтерактивногоопросааудиториивыясняетуровень
осознаниягруппойпроблемыиеёпоследствийдлявсегообществаидля
конкретногочеловека.Принеобходимостивыделяетнесколькопроблем,
проговаривая их. Выясняется, кто именно страдает в изображённой ситуации.
Зрителям предлагается ещё раз посмотреть спектакль и, если у них
приостановить
возникает
действие.Возможныепутиулучшенияситуациипредлагаютсамизрители.В
момент,когдаприповторномпроигрыванииспектакляпоявляетсяшанс
улучшитьситуациюиуучастникаестьидея,какименно это сделать, он говорит
«Стоп!»,выходитнасцену,сменяетперсонажа,пострадавшегоот
угнетения,ипоказывает,как,поегомнению,следуетсебявестиичто
говоритьдляизмененияситуацииклучшему.Ведущего«Форумтеатра» называют
джокером.
предложение,
полезное
Этаметодикаиспользуетопыттренинговиинтерактивноготеатра.
Объединяя техники предоставления информации и навыков через тренинги и
влияниенаподсознаниечерезчувства,вызываемыесозданнымивинтерактивномте
атре
на
эмоциональныйинтеллектчеловека,формируятворческийподходк позитивному
решению проблемы.
художественнымиобразами,«Форумтеатр»влияет
Проведение «Форумтеатра» требуетпредварительной подготовки,
которая состоит из нескольких этапов.
Первыйэтапсвязансвыбором
проблемы.Привыбореобязательно
должныучитыватьсяособенности
аудитории,длякоторойготовится
постановка:возраст,социальныйстатус, родзанятий,интересы.Писатьсценарий
длямолодежиопроблемахлюдейболее
старшеговозрастанерекомендуется,у
зрителей не возникнет интерес к проблеме инеобходимостьрешитьданную
проблему.Необходимописатьсценарии
проихсверстников,чтобыучастникпроцессазаинтересовалсяпроблемой,понял,ч
товыбранная проблема близка, может произойти с кемлибо из его круга
общения, а он сможет помочь разрешить ее.
Важнымвэтомэтапеявляетсядоступностьиузнаваемостьситуации,ничего
надуманногоилифантастического в них не должно быть, они должны
соответствовать реальной жизни.
Второйэтапсвязансразработкойсценарияинаписаниямизансцен.Наэто
мэтапеважно
взаимодействиегруппымеждусобой.Правильнопостроенныйсценарийдля«Фору
3 мтеатра»можно написать только совместными усилиями, постоянно
импровизированно
этом
записываядиалоги.Втакомслучаенарастаниеконфликтабудетэмоциональнымие
стественным.
ситуацию
проигрывая
при
и
Обязательным является разделение персонажейгероев на угнетенных и
угнетателей и четкое написание им текста. Впостановкемогутучаствоватьот4
хдо6участников:изнихраспределениепостатусугероя следующее:
100%угнетатель,
100%угнетенный,
союзникугнетателя(на70%),
союзникугнетенного (на 70%).
Сценарийдля«Форум
театра»имеетрядособенностей,отличающихегоотсценарияклассического
спектакля.
Сценарииспектаклей,какправило,делятсянадействия(акты),которые,всво
юочередьзаключают в себя эпизоды (явления). В каждом явлении должно
быть, какоелибо событие. Сначала идет завязка. Потом по ходу акта
действие нарастает от эпизода к эпизоду, приходя к кульминации, после чего
наступает развязка, где драматург показывает, к чему пришел каждый
персонаж
Авторвыводитмногомини
кульминаций,действиенеможетинеразвивается,какправило,по
восходящейпрямой.Есливпьесенеодинакт,тоглавнаякульминацияобычнонаход
итсявконце
последнегоакта,послечегоидетбыстраяразвязка.Вкаждомактеестьпромежуточ
наябольшая кульминация.
спектакля.
ходе
в
В«Форумтеатре»завязкадолжнараскрыватьсяв12эпизодах,далееочень
кульминация,
действия,
и
напряженное
«СТОП!»Развязкиниктонезнает…
развитие
–
Сценарий должен содержать 46 мизансцен, которые по мере
действияраскрываютпричины,ведущиеглавногогерояк
трагедии:
Приэтомдействиезанимает1520минут,идетпо нарастающей, и обрывается на
кульминации,
личного
выбораглавногогероя.Выборегонеизвестен,зрителю
предлагаетсясамомудодумать,чтосделаетперсонажв следующее мгновение.
момент
в
Сценарийдолженбытьнаиболееприближенкдействительности,креальности
.Диалогидолжныбыть написаныпростымязыком,местадействиядолжныбыть
4 «живыми»В«Форумтеатре»должнаприсутствовать
жизненнаяправда,чтобызадеть,спровоцироватьзрителя на активность.
Всценарииизначальнодолжнаприсутствоватьконфликтнаяситуациявначал
есюжета,а
кульминациядолжназаканчиватьсятрагедией.Зрительдолженпочувствовать,что
этасценаможет
закончитьсяиначе.Всценариидолжныбытьзаложенымоменты(«бомбы»),вкотор
ыхв
последующемзрительсможетсделать«СТОП»иизменитьситуацию,тоестьдейств
ия,которые призваны провоцировать зрителя на разрешение и предотвращение
конфликта – это мизансцена и «бомба».
Мизансцена – в классической постановке – взаимное расположение
актеров и декораций на сцене. В«Форумтеатре»мизансцена сопоставляется с
эпизодом, явлением (в театре), либо кадром (в кино).Событие происходит в
конкретном месте действия (кухня, магазин, улица, др.).
«Бомба» место в мизансцене, в котором предполагается, чтозритель
«СТОП».
захочет
Оченьэмоциональнаясценаявногоугнетения,вкоторойможночто
либоизменить,исправитьк лучшему. В каждом сценарии должно быть не
меньше четырех «бомб».
сделать
–
–
–
текстом;
–
Таким образом, сценарий должен быть:
максимально приближенным к жизни;
эмоциональным, завершаться потенциальной трагедией;
с присутствием 4х статусов героев и полностью расписанным для них
с четко узнаваемыми моментами для «СТОПов».
Третийэтап:подготовкаирепетицияспектакля.Наданномэтапепроисходит
работанад мизансценами,
Детально
прорабатываются диалоги персонажейработа над образами, вносятся
необходимые ремарки, помогающие в процессе постановки.Необходимо
также провести подготовку и с ведущим, обучить его, так как именно джокер
занимает в проведении «форумтеатра» центральное место. Он направляет,
координирует, мотивирует, управляет.
репетиция всех мизансцен.
Задачи ведущего «Форумтеатра» джокера:
– провоцировать зрителя на обсуждение;
– начинать и вести дискуссию;
– контролировать ситуацию внутри группы.
5 Джокер должен:
– владеть навыками тренерской деятельности и методикой«форум
театра»;
– владеть информацией по проблемной теме форум театра;
– быть лидером в группе по подготовке «форумтеатра»;
– следить за работой внутри группы (написание сценария, его
детализация, оценивать поведение участников группы в конкретных
ситуациях).
Во время проведения «форумтеатра»
– четко формулировать свои вопросы;
– наталкивать зрителя на размышление;
– принимать все мнения зрителя, не критикуя и не оценивая их;
– уметь делать СТОП, если этого не сделали зрители.
Роль актера в «Форумтеатре» имеет также немаловажное значение,
поэтому предварительную подготовку, чёткий инструктажнеобходимо
провести и с актёрами.
Актёр должен:
– четко выдерживать статус героя, не изменяя его во время замен;
– уметь четко формулировать свои мысли;
– уметь импровизировать во время замен одного из героев;
– владеть информацией о проблеме, поднимаемой в спектакле;
– во время «Форумтеатра» не комментировать действие зрителей,
джокера и других актеров;
– всегда следовать поставленным целям;
– знать хорошо текст спектакля, уметь быстро вернуться в любую
мизансцену
– пройти стадии «вхожденияв роль» для более детального вхождения в
игровой образ;
– быть эмоциональным, уметь «достучаться до сердец зрителя»;
– садиться на место зрителя, который выходит на замену;
– активно встраиваться в фазу разогрева;
– уметь сдерживать не относящиеся к спектаклю эмоции;
– уметь «выходить» из роли;
– владеть технологией «форумтеатр».
Сам по себе спектакль не начинается спонтанно, не возникает по
объявлению ведущего и т.п.Спектакль имеет чёткую обязательную структуру,
фазы.
6 Первой, и всегда обязательной, является фаза «Разогрев».Это
которыепроводятсяведущимсцелью
и
представления
разогреваобязательно).Врезультате
телесныеупражненияиигры,
раскрепощенияучастников
зрителей(участиеактероввпроцессе
проведенияфазы«Разогрев»происходит
снятиемышечныхзажимов,установлениеконтактовнавербальноминевербальном
уровняхмежду
актерамиизрителем.Такиеупражненияпомогаютзрителямбыстреевойтиватмос
ферутеатрального действия и не бояться стать участником
представления.Упражненияпроводятсявтечение15
20минутвопределеннойпоследовательностии,усложняясьпо содержанию и
эмоциональности, вовлекают все большее число участников в действие. Все
упражнения проводятся в кругу, поэтому и актеры и зрители участники
могут
чтобы
актерысамибылиактивными,раскрепощенными,находчивымииэмоциональными
,толькотаким
образомудаетсяподготовитьи«зарядить»зрителей
участниковдляработывинтерактивнойтехнике
«форум
театр».Приэтомследуетсоблюдатьбезопасность,чтобыневозниклостолкновени
йи агрессивного соперничества.
познакомиться.
Необходимо,
После того,как актеры и зрители раскрепостились, познакомились,
почувствовали себя комфортно, наступает фаза «Действие».
Вэтойфазевниманиюзрителяпредлагается5
10минутнаяинсценировкаспектакля,
кадром.Передэтойфазойведущийпроситзрителябытьвнимательнымиине
комментироватьдействие,неделать«СТОПов».Послестоп
кадра,ведущийдаетзрителямвремя
чувствами,
обменяться
проанализироватьувиденное, предсказать последствия поведения героев,
затем происходит переход к следующей фазе собственно форуму.
заканчивающаястоп
Фаза «Форум».
Эта фаза является очень важной во всей интерактивной работе. Перед
началом данной фазы ведущий говорит зрителям о возможности делать
«СТОПы» и заменять одного из актеров в любом месте спектакля. На этом
этапе спектакль разыгрывается заново и зритель, видя моменты, где ситуацию
можно было разрешить, делает «СТОП» и происходит неполная замена
зрителями ролей актеров. Встраиваться в действие может только один
зритель, первым сделавший «СТОП». Он может заменить только одного
героя, будь то мужчина или женщина. Зритель может включаться в сцены
7 спектакля постепенно, сначала проговаривая роль, а затем проигрывая ее. Это
поддерживает
остальныхучастников
кпроигрываниюмизансцен,потомучтоименночерезигруисобственныеэмоционал
ьныепереживания можно достичь максимального психопрофилактического
эффекта.
активизирует
и
актеров
ведущего,
Главное в этой фазе – психологическая и эмоциональная поддержка со
стороны
и
зрителей.Ниоднодействиенекритикуется,неосуждается,алишьподдерживается
аплодисментами.
Такаяподдержкасостороныведущего,иактеровдаетвозможностьзрителямстать
участникамии
предложитьбольшоеколичествовариантовразрешениеситуации.Ведьв«Форум
спектаклях»нет
однозначныхответовнавопросы,какнеможетбытьидеальноговариантаразрешен
ияконфликтной ситуации.
Следуетобратитьособое
выходящихнасцену.Онимогут
обсуждатьвариантыидажемешать
элементоминтерактивнойтехники,
глубокопроблемазаделазрителей, насколькоонаважнадляних.
вниманиенареакциюзрителей,не
дискутироватьдругсдругом,
действию,ноэтоявляетсяважным
таккакпоказывает,насколько
Актерамиприэтомосуществляется
особыйприем.Подыгрываяи
импровизируявместесозрителями,онивтожевремянепозволяютситуациистатьи
деально
разрешимой.Этодаетвозможностьискатьвсеновыеиновыепутиразрешенияпробл
емы.Заменять можно всех героев кроме 100% угнетателя, т.к. если его
заменить, вся суть инсценировки в дальнейших «стопах» теряется. В любой
момент по желанию зрителя, или сам ведущий, может прочитать мысли
актерагероя. Для этого необходимо подойти к нему и положить руку на
плечо.
его
действиядолжныбеспрекословноотвечатьцелям.Когдазрительделает«СТОП»о
нможет
«перемотать»спомощьюведущегодействиеназаднастолько,насколькоемунеобх
одимодля встраивания в спектакль и изменения ситуации.
Мысли
актера
и
Этафазаспектакляможетпродолжатьсянесколькочасов,еепродолжительно
стьзависитоттого,
насколькобудутинтереснывариантырешенияпроблемвкаждоймизансцене.Приэ
томособаяроль принадлежит ведущему. Ему необходимо почувствовать и
8 отреагировать
зрителей,
вовремя
еслионисталинеэффективнымиилиповторяющимися,итактичноперейтикдруго
ймизансценеили завершить спектакль.
действие
на
Фаза «Передачапрофилактическойинформации».
Этафазанепоявляетсяотдельно,таккакпередача
профилактической
информации может быть осуществлена как в ходе спектакля, так и по его
завершении.
Этуинформациюможетдатьведущийилиспециалист,присутствующиенаспектак
ле.Наибольший
эффектдостигается,когдаинформацияпсихопрофилактическогопланаисходит
отсамихзрителей. Кроме того, профилактическая информация может
включаться в канву спектакля с помощью «подсадных уток» актеров,
находящихся среди зрителей или разъяснение ведущего после спорного
момента.
Фаза«Обратная связь». В этой фазе обычно берется интервью у
зрителей о спектакле, о тех переживаниях, которые они испытали, об
изменении отношения к той проблеме, о затронутой в спектакле.
Вопросы могут быть следующими:
Что вы чувствовали после первого просмотра спектакля?
Что вы чувствовали по отношению к 100% угнетателю, угнетенному?
Что вы чувствовали заменяя актеров?
Что вы чувствовали, когда вам не удалось изменить ситуацию?
Может ли эта ситуация произойти в нашей жизни?
Фаза «Обсуждение итогов спектакля актерами и специалистами»
Важныймоментздесь–
выявлениеуспешныхили
неуспешныхдействийактеров.
Обсуждаютсяте«открытия»
зрителей,которыемогутпомочь успешнопроводитьспектаклипо данному
сценарию
Происходитотборлучших
решенийактеровизрителей,но это не означает, что находки будут неизменно
использованы в следующей работе.
это
чащевсегоимпровизациязрителей,ивсегдапоявляютсяновыеинеожиданныепово
ротыврешении проблем. Одинаковых спектаклей не бывает, повторяется
только начальное действие.
«Форумтеатр»
дальнейшем.
в
Главная цель «Форумтеатра» – предоставление информации и
обретение
навыковразрешениясуществующейпроблемыопределеннымчеловекомс
9 использованиемопытадругихлюдейисподключениемвозможностей
собственного эмоционального интеллекта.
Темами спектаклей форумтеатра могут быть самые разные проблемы
общества: отношения между членами семьи, сверстниками, представителями
разныхнаций,культур,религий,проблемыВИЧинфицированных,людейс
ограниченнымивозможностями,вопросы,касающиесяздоровогообраза жизни,
наркомании, алкоголизма, торговли людьми и т.п.
Говоря о преимуществах технологии «Форумтеатра» по сравнению с
классической театральной постановкой в профилактической работе в
учреждениях образования, необходимо отметить следующие:
1. Стереотипы. В деле профилактики социальных проблем «Форум
театр» может привлечь больше людей, т.к. это на данный момент новое,
многим неизвестное, явление. В то время как «Профилактический спектакль
государственного театра» вряд ли заинтересует большую часть школьников,
ожидающих от подобного представления агитации. В данный момент такие
серьезные постановки не находят желаемого отклика в большинстве душ еще
не взрослых людей школьного возраста.
2.Контакт со зрителем. Игры стадии разогрева, отсутствие сцены
(постановки проходят на одной плоскости со зрителем) дают зрителю
проникнуть в суть «Форумтеатра», психологически раскрепоститься,
открыться. То, что профилактическая информация передается ненавязчиво
(во время повторного проигрывания ситуаций, обсуждения; самими
студентами), лишает профилактику нравоучительного характера, и эта
информация легче усваивается зрителем.
3. «Думающий зритель». Многим зрителям интересен вариант изменения
ситуации. Возможность экспериментирования, поиска новых решений
пробуждает интерес у всех участников практикума. Возникает бесконечное
количество вариантов. Порой рождаются самые нелепые идеи, но мало ли?
Самое незначительное изменение ситуации может в корне поменять весь
ход постановки, либо наоборот: кажется, что найденный вариант решает все
проблемы разом, а на практике —ничего не изменилось. Непредсказуемость,
многочисленностьновых штрихов действия заставляют думать, просто
заинтересовывают зрителей.
4. Игра в театр. Уже сама возможность попробовать себяв роли актера
привлекает зрителя к участию. При этом, конечно возможны зажимы,
стеснения с их стороны, но именнодля их устранения и проводятся игры в
разогреве, чтобы актеры и зрители «смешались», познакомились друг с
10 другом, сняли зажимы. Практикум «Форумтеатра» превращается вигру, в
которой участвуют все присутствующие, и это тожеявляется одним из плюсов
«Форумтеатра».
«Форумтеатр» в сравнении с классической постановкой это:
– хорошая форма для усвоения информации по профилактике
социальных проблем;
– постоянный контакт со зрителем;
– профилактическая информация передается ненавязчиво;
– информация лучше усваивается зрителем;
– игровая форма проведения;
– возможность экспериментировать и искать новые решенияпроблемы;
– возможность почувствовать себя в роли актера.
Технология «Форумтеатр» является не только интерактивным
способом профилактики социальных проблем, но и формой группового
психологического консультирования с широким спектром применения.
«Форумтеатр» создает миниатюрную модель общества; подчеркивает
постоянное стремление искать новые способы поведения; создает безопасную
атмосферу, благоприятную для обучения; помогает понять, как учиться;
ответственность за то, чему хочется научиться перекладывает на
самихучастников процесса. Это своеобразная лаборатория, цель которой
помочь и участникам, и зрителям понять: могут ли изменения, происходящие
на сцене и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше чувствовали
себя в общении с другими людьми.
Список литературы:
образования
1) Организация профилактической работы по вопросам ВИЧ и СПИД в
учреждениях
сиспользованиемтехнологии«Форум
Театр»/Метод.Пособие/Е.Н.Радионова,[идр.]– Минск: Лазурак, 2009. – 168с.
2) ЭТОработает!СборникуспешныхпрактикпрофилактикиВИЧинфекции,
реализованных
организациями
Беларуси,УкраиныиРоссии/ Сост.Свидерская О.И., Никонович В.Н.Минск,
2009.70с.
неправительственными
3) «ФорумТеатр в Беларуси, или интерактивный метод гражданского
образования», Елена Касько / Адукатар №2(14), 2008, стр.3031.
4) БоальАвгусто:'ТеатрУгнетенных(London:PlutoPress,1979),'ИгрыдляАкте
ровиНеактеров(London: Routledge, 1992; Second Edition 2002) 'Радуга
Желания:
метод
Боала(London:Routledge,1995)LegislativeTheatre:UsingPerformancetoMakePolit
ics.London: Routledge, 1998. Hamlet and the Baker’s Son: My Life in Theatre and
Терапия,
Театр
и
11 Politics. London: Routledge, 2001. The Aesthetics of the Oppressed. London:
Routledge, 2006
5)
12
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.