Технология проблемного обучения
Оценка 4.7

Технология проблемного обучения

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
математика
5 кл
15.03.2019
Технология проблемного обучения
Данный материал представлен для ознакомления учителями новых технологий обучения, в частности технологии проблемного обучения. Обучение необходимо строить таким образом, чтобы дети прилагали максимум своих усилий для достижения цели, учились преодолевать препятствия, т. к это и есть движение, а значит неизменный спутник развития.
Технология проблемного обучения.docx
Технология проблемного обучения Не мыслям надобно учить, а мыслить. Иммануил Кант «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать,   копировать,   т.к.   мало   таких, которые   бы   научившись   копировать,   умели сделать   самостоятельное   приложение   этих сведений». Л.Н.Толстой. Современная   жизнь,   с   ее   быстрыми   темпами   научно­технического прогресса,   диктует   человеку   свои   условия,   ставит   перед   ним   различные задачи,  выдвигает   разного   рода   проблемы.  Насколько   человек   успешно   их решит, зависит и жизнь будущих поколений. Практика убеждает нас в том, что успешно справляются со многими проблемами люди творчески мыслящие, интеллектуально развитые. Федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое   место   не   предметный,   а   личностный   результат.   На   первый   план выходят   не   столько   сами   знания,   сколько   средства,   инструменты самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат. Для учителя работа по федеральным государственным образовательным стандартам   ­   это   переход   от   передачи   знаний   к   созданию   условий   для активного познания и получения детьми практического опыта. Для   учеников   это   ­   переход   от   пассивного   усвоения   информации   к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. В   школу   поступают   дети   разного   уровня   обученности   и   из   разных социальных   слоёв   населения.   Возникают   противоречия   между необходимостью   формирования   у   них   универсальных   учебных   действий   и низкой учебной мотивацией обучающихся. Практически   все   педагоги   в   начале   учебного   года   отмечают,   что большое   количество   ребят   на   уроках   отвлекается   и   отвлекает одноклассников. Усидчивости хватает на 5­7 минут, активность детей низкая. Для того чтобы привлечь внимание детей, уходит много времени и сил.   Для решения данной проблемы необходимо на начальном этапе выявить уровень познавательной активности учеников. Сделать это можно при помощи наблюдения: на начальном этапе отмечается количество заданных вопросов каждым   ребенком;   количество   поднятых   рук;   количество   высказываний, имеющих   направленный   характер;   количество   реплик;   количество выполненных   заданий;   отвлекаемость   учащихся.   Определив   среднюю   за данное время наблюдения активность и отвлекаемость, можно сделать вывод об   уровне   познавательной   активности   учащихся   класса.   Высокий   уровень ­11%, средний ­ 30%, низкий – 59% Анализ результатов наблюдения показал, что основная масса учащихся –   дети   с   низким   уровнем   заинтересованности   в   учебе,   а   отвлекаемость превышает активность.    Каков путь решения данной проблемы? Познавательная   активность   и   познавательная   самостоятельность   ­ качества,   характеризующие   интеллектуальные   способности   обучающихся   к учению.   Как   и   другие   способности,   они   проявляются   и   развиваются   в деятельности.  Эффективно   активизировать   учебно­познавательную   деятельность учащихся, овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать новое позволяет технология проблемного обучения.  Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение,   классификация,   аналогия,   обобщение,   в   результате   чего происходит   творческое   овладение   знаниями,   умениями,   навыками,   что,   в итоге,   даёт   положительные   результаты   обучения.   Постоянная   постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Обучение   необходимо   строить   таким   образом,   чтобы   учащиеся   на каждом   этапе   переходили   от   низкого   уровня   самостоятельности   к   более высокому.   В   соответствии   с   возрастными   особенностями   и   содержанием материала,   обучение   младших   школьников   предполагает   4   уровня самостоятельности: 1. Учитель сам ставит проблему и решает ее. 2. Учитель   создает   проблемную   ситуацию,   а   учащиеся   включаются   в   ее разрешение. 3. Проблемная ситуация создается учителем, решение ее происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся. 4. Нахождение   проблемы   учащимися   на   основе   представленных   учителем неупорядоченных знаний. Данное обучение не предполагает, что все учащиеся смогут достигнуть 4 уровня, но предполагается, что все они в совместной деятельности должны научиться разрешать проблемные ситуации. Особенность   проблемного   обучения   в   том,   что   основным   элементом данного   этапа   становится   проблемная   ситуация   –   главное   средство активизации мыслительной деятельности учащихся. В   педагогической   практике   существует   несколько  типов   создания проблемной ситуации, но важным условием является то, что на уроках они создаются   с   нарастанием   сложности.   Так   при   постановке   проблемной ситуации,   рассчитанной   на   удивление,   можно   использовать   одновременно предъявить   противоречивые   факты,   столкнуть   разные   мнения   учеников посредством   вопроса   или   практического   действия,   обнажить   житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой», предъявить   научный   факт   сообщением,   экспериментом,   презентацией.   При постанове   учебной   ситуации   в   центре   которой   находится   трудная   для учеников задача, можно дать практическое задание, не выполнимое вообще; дать   практическое   задание,   сходное   с   предыдущим;   дать   невыполнимое практическое   задание,   похожее   на   предыдущее   и   доказать,   что   задание учениками не выполнено. Тип ситуации С удивлением Между   двумя   (или   более) Тип противоречия   проблемной фактами.   Между житейским представлением   учеников   и научным фактом. С затруднением Между   необходимостью   и невозможностью   выполнить задание учителя. Приемы создания проблемной ситуации Одновременно   предъявить   противоречивые факты, теории. Столкнуть   разные   мнения   учеников   вопросом или практическим действием. Обнажить   житейское   представление   учеников вопросом   или   практическим   заданием   с «ловушкой». Предъявить   научный   факт   сообщением, экспериментом, презентацией. Дать   практическое   задание,   не   выполнимое вообще. Дать   практическое   задание, предыдущим. Дать   невыполнимое   практическое   задание, похожее на предыдущее. Доказать, что задание учениками не выполнено.   сходное   с В качестве проблемной ситуации на уроке можно использовать:  проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными с заведомо допущенными ошибками;  поиск истины (способы, приемы, правила решения);  противоречия практической деятельности. Также можно использовать несколько путей, которые помогают привести учеников к проблемной ситуации:  побуждающий диалог – помогает формулировать учебную задачу;  подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов;  применение   мотивирующих   приемов:   сообщение   интригующего материала   (исторических   фактов,   легенд   и   т.п.),   демонстрация непонятных   явлений   (эксперимент,   наглядность),   «актуализация»   ­ обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. В ходе обучения детям необходимо предлагать проблемные ситуации, которые активизируют их мыслительную деятельность. Детям предлагается ситуация,   которая   уже   рассматривалась   и   были   выявлены   противоречия. Ученикам   необходимо   рассказать,   как   определить   познавательную   задачу, наметить план поиска путей выхода, показать направление поиска и наиболее рационального   выхода   из   ситуации   затруднения.   Если   ситуацию предварительно   обдумать,   выяснить,   что   надо   узнать,   используя   уже известное,   то   можно   провести   аналогию   и   задания   выполнить   самим.   Это первый уровень изложения учебного материала. У учащихся в ходе такой работы еще не возникает четкого различия между проблемой и задачей. Для них проблема – это такая задача, способ решения   которой   неизвестен.   чтобы   ребенок   начал анализировать проблемную ситуацию и тогда только формулировать задачу, так   же   необходимо,   чтобы   он   осознал   затруднение,   препятствие   в   своей деятельности,   и   чтобы   у   него   возникло   желание   разрешить   проблемную ситуацию.   Необходимо, Второй   уровень   достигается   тогда,   когда   учитель   организует проблемные ситуации, а учащиеся вместе с ним включаются в их разрешение. Самостоятельность   детей   должна   все  больше   возрастать,  а   задача   учителя увеличивать   мыслительную   активность   детей.   Постепенное   разрешение проблемных   ситуаций,   происходит   в   ходе самостоятельной деятельности учащихся.   созданных   учителем, Следует отметить еще один важный момент: проблемная ситуация на уроке   –   это   еще   и   решение   эмоционально­положительного   комфорта   в обучении, с которым связан интерес и увлеченность обсуждаемой темой или проблемой.   Выбирая   способ   решения,   а   затем,   решая   проблему самостоятельно,   ребёнок   становится   в   позицию   субъекта   обучения   и,   как результат, у него образуются новые знания, к пониманию которых он пришёл сам. Наблюдение   за   детьми   во   время   решения   проблемных   ситуаций помогает   педагогу   увидеть,   у   кого   из   ребят   имеется   потенциал   к исследовательской деятельности. После индивидуальных бесед с учащимися, соблюдая   принцип   добровольности,   определяется   группа   детей,   готовых выполнять такой вид работы как исследование. Тему ребята выбирают сами, учитель с родителями только немного их направляют.  Проблемный   метод   позволяет   помочь   учащимся   концентрировать внимание   на   учебном   материале,   удерживать   внимание   не   уроке   более продолжительное время, увеличить долю самостоятельности.            Следует   отметить,  что   результатом   применения   данного   метода   в образовательном   процессе   стало   более   увлеченное   выполнение   учебных заданий,   прослеживается   формирование   таких   навыков,   как   наблюдать, стремление   к   экспериментированию,   также   развиваются   и коммуникативные   навыки   (о   ходе   своих   исследований   и   полученных результатах ребята охотно делятся со своими одноклассниками).  Использование   технологии   проблемного   обучения   способствует формированию познавательной самостоятельности обучающихся.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2019