Технология проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.9

Технология проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
математика
Взрослым
03.01.2018
Технология  проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС
доклад Кузьменко Наталья Николаевна.docx
Технология  проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС       Математике должно учить в школе еще с той целью,  чтобы познания, здесь приобретаемые,  были достаточными для обыкновенных  потребностей в жизни.      И. Л. Лобачевский.         Сегодня, в связи с изменениями ценностных ориентиров российского общества,   образование   оказалось   перед   необходимостью   кардинальных перемен. Современный  человек   живет  в  условиях  постоянного  обновления знаний,   получая   ежедневно   большой   объем   информации.   Телевидение, интернет,   печатная   продукция,   предлагая   огромный   объем   информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать,   понимать,   преобразовывать,   применять,   представлять   оценивать достоверность   получаемой   информации.   В   процессе   работы   с   различной информацией   учащиеся   осознают   необходимость   учиться   в   течение   всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии  может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.         Мой опыт работы в школе доказывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные   знания   могут   получить   все   школьники,   если   развивать   у   них логическое   мышление,   память,   интерес   к   изучаемому   предмету.   Ведь   не секрет,   что   учитель   довольно   часто   встречается   с   такой   ситуацией:   он рассказывает   и   показывает   иллюстрации,   но   некоторые   ученики   его   не слышат, поскольку голова занята совсем другим.  И если проводить занятия однообразно,   шаблонно   повторять   одни   и   те   же   действия,   то   у   учащихся просто   пропадает   интерес   к   учению.   Дети   лишаются   радости   открытия. Многие учащиеся просто зазубривают то или иное определение (не понимая его сути) или теорему, не стремятся связать новое понятие с ранее изученным, затрудняются обобщить разные точки зрения. А ведь  нам, учителям необходимо снабжать детей не просто знаниями, а   навыками   добывать   их   самостоятельно,   создавать   условия   для   поиска необходимой информации, научить ориентироваться в потоке информации, анализировать,   оценивать.   И   еще   не   забывать   о   качественной   подготовке учащихся.   Одним   из   путей   решения   проблемы   качественной   подготовки учащихся я считаю активизацию познавательной деятельности,  как на уроках, так   и   во   внеурочное   время.   Как   же   можно   акцентировать   познавательную деятельности учащихся?         Гимназия в которой я работаю, имеет гуманитарное направление, но не смотря на это выпускники  при поступлении в вузы выбирают техническое направление  (60­70%),  поэтому   мне,  как   учителю   математики,  приходится решать   проблемы   качественной   подготовки   учащихся,   организовывать систематическую познавательную деятельность от которой   зависит степень интереса   учащихся   к   учебе,   уровень   их   знаний,   готовность   к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.        Математика   является   предметом   общего   образования,   позволяющим наделять   подрастающего   человека   способностями,   необходимыми   для свободной   и   безболезненной   адаптации   учащегося   к   условиям   жизни   в современном обществе.      Применяя на практике разнообразные  технологии  обучения , я пришла к выводу,   что   математика   начинается   вовсе   не   со   счёта,   а   с   …загадки,   с проблемы. Чтобы у учащихся развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление или любопытство.        Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти   в   мир   творчества   и   ключевым   направлением   для   развития познавательной деятельности я выбрала   технологию проблемного обучения через,   моделирование   проблемных   ситуаций   на   уроках   математики.   Это соотносится с требованиями ФГОС  «Развивать мыслительную активность учащихся,   включающую   умение   искать,   анализировать,   обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего»        Сегодня   под   проблемным   обучением   понимается   такая   организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по   их   разрешению,   в   результате   чего   и   происходит   творческое   овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.                 Или   еще   можно   сказать   словами  Павла   Петровича.   Блонского: «Обучать ребенка ­ значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира,   созданного   нашей   мыслью,   но,   помогать   ему   перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».         При   использовании   технологии   проблемного   обучения   опираюсь   на основные   положения   теории   проблемного   обучения   (Мирза   Исмаилович Махмутов).     Любая   проблемная   ситуация   придерживается   требований   к формулировке вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Этапы   проблемного   обучения   (постановка   и   разрешение   проблемной ситуации). I этап ­ создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления II этап ­ перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую:   состояние   вопроса  ­   начало   активного   поиска   ответа   на него.   На   этом   этапе   я   оказываю   дозированную   помощь,   задаю   наводящие вопросы и т.д. III этап ­ поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия. Совместно со мною или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель при этом оказывает ученикам необходимую помощь. IV   этап   ­   появление   идеи   решения,   переход   к   решению,   разработка   его, образование нового знания в сознании учащихся. V этап ­ реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.  VI этап ­ отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.       Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового   понятия.   Затем   изучаются   его   свойства.   Если   я   буду   буквально следовать   учебнику,   то   новое   понятие   сваливается   ученику   «как   снег   на голову»: и содержание является новым, и название часто слышится впервые, а поэтому   на   слух   не   усваивается.   Ученику   неясно,   зачем   дается   это определение.  Все   это   мешает   восприятию,  а   главное   ­   тормозит   усвоение, приводит к психологическому дискомфорту.  А что, если сделать наоборот? Сначала рассмотреть примеры, а затем дать   определение.   Причем,   можно   показать   готовые   иллюстрации,   можно составить   их   на   глазах   учеников.   Наконец,   можно   предложить   ученикам самим их построить (составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать пример самому, надо хоть немного вникнуть в суть дела, поразмышлять. Уже тут   начинается   понимание,   появляются   вопросы.   Рассмотрев   примеры, ученики могут сами участвовать в составлении определения.     Когда   ученик   сам   участвует   в   составлении   определении,   он действительно   слушает   и   больше   понимает,   тогда   материал   усваивается прочнее   и   у   ученика   активизируется   способность   к   познанию   нового. Открывать,   доказывать   самому   интереснее,   следовательно,   меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового. Для того, чтобы реализовать свою цель применения элементов данной      технологии – активизировать умственную деятельность учащихся и развить их мыслительные   способности,  использую   познавательные   задачи,  опираясь   на типологию   задач,   предложенную   психологом   Виктором   Алексеевичем Крутецким. На слайде представлены некоторые из них: 1. Задачи занимательного характера. 2. 3. Задачи, формулировка которых связана с жизненной ситуацией. Задачи, предполагающие выполнение практических заданий. Задачи,   содержащие   противоречие   нового   материала   старому,   уже 4. известному. Задачи на выполнение небольших исследовательских заданий. 5. Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций».     ПРИВОЖУ ПРИМЕРЫ    Заключение:  Использование   технологии   проблемного   обучения требует от меня значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.          Проблемное   обучение   формирует   гармонически   развитую   личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребенком   проблемных   ситуации   приводит   к   тому,  что   он   начинает   видеть проблему, определять ее границы, искать решения этого вопроса, не «пасует» перед   проблемами,   а   это   важно   в   условиях   развития   социально адаптированной личности.

Технология проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология  проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология  проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология  проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология  проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология  проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС

Технология  проблемного обучения математике в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2018