Технология работы с текстом в свете требований ФГОС
Оценка 4.7

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература
1 кл—4 кл
03.03.2018
Технология работы с текстом в свете требований ФГОС
Технология- это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В этой методической разработке показаны различные технологии работы с текстом. Общеучебные умения и навыки, формирующие информационную компетентность, необходимы в сегодняшнем обществе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.
Технология работы с текстом в свете требований ФГОС.docx
Технология работы с текстом в свете требований ФГОС Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци Реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго   поколения,   устанавливает   требования   к   достижению   новых образовательных результатов.     Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают   все   предметы,   помогают   преодолеть   горы   знаний.   При целенаправленной   работе   по   достижению   новых   результатов   возникает необходимость в измерениях, отслеживании  процесса формирования УУД, то есть   перед   учителем   встает   задача:  как  же метапредметные результаты оценивать?    Невозможно   измерить   новые   результаты   старыми   методами, такие как контрольные и проверочные работы.   учебных             Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных (регулятивных, коммуникативных,   познавательных),   т.   е.   таких   умственных   действий обучающихся,   которые   направлены   на   анализ   своей   познавательной деятельности и управление ею.    действий   учащихся Основное   содержание   оценки   в   начальной   школе   строится вокруг умения учиться и  может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных  или комплексных работ по предметам; текущей, тематической   или   промежуточной   оценки,   решения   задач   творческого   и поискового  характера, учебное проектирование и т.д  Я работаю по программе УМК «Школа России».  Все учебники  данного   к комплекта   направлены   на   обеспечение   требований,   предъявляемых   метапредметным   результатам   образования,   формированию   универсальных учебных действий:  учитываются возрастные особенности детей, соблюдается принцип постепенного перехода от преобладания совместной деятельности учителя и ученика (1­2 классы)   к деятельности детей в парах и небольших группах, к усилению самостоятельной деятельности учащихся в постановке и решении   учебных   задач.   Принципами   построения   УМК   «Школа   России» являются   приоритет   воспитания   в   образовательном   процессе,   личностно­ ориентированный   и   деятельностный     характер   обучения.   Эти   принципы реализуются   в   учебниках   по   всем   предметам,   формируя   у   ребёнка современную   картину   мира   и   развивая   умение   учиться.   Психолого­ педагогические модели построения всех  тем в учебниках включают общие подходы   к   организации   учебного   материала   и   совместной   деятельности учителя и учащихся. От  современного учителя, требуется  дать детям не только образование в виде системы знаний­умений­навыков, а всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.  Традиционные   методы   обучения   ориентированы   на   средний   уровень готовности   учащихся   и     в   новых   условиях   не   дают   достаточно   высокого результата,   поэтому   не   первый   год   использую   в   своей   практике инновационные   технологии,   которые   способствуют   формированию   у   детей ключевых компетенций и  успешности  в современном обществе.  Хочу остановиться на технологиях работы с текстом. Набрав в этом году 1 класс, я поставила для себя цель: научить детей смысловому чтению, т.к. не всегда дети понимают то, что читают.  Для этой работы я  использую тексты, понятные и интересные детям. К каждому тексту составлен список вопросов, на которые дети должны дать ответ. Работа ведется систематически. Раз в неделю дети получают новый текст,   читают   его,   отвечают   на   вопросы.   Вначале   некоторым   детям   для выполнения   задания   требовалось   прочитать   текст   не   один   раз.     Ученикам моего   класса   такое   задание   очень   нравится,   выполняют   они   его   с удовольствием.  Начиная уже с 1 класса, учу детей работать в парах, причем стараюсь систематически подбирать задания для выполнения в паре.  Я   сделала   карточки   по   количеству   учащихся,   но,   думаю   потом, придется   увеличить   их   количество.   На   каждой   карточке   текст   в   4­6 предложений. На некоторых – маленькие стихотворения. На уроке каждому ученику была дана карточка. Причем тексты на них разные. Детям объяснила, что   ваш   сосед   будет   вполголоса   читать   текст,   а   вы   внимательно   следите указкой   по   тексту   и,   если   он   допускает   ошибку,   добивайтесь,   чтобы   он прочитал   правильно.   Если   он   допускает   ошибку,   говорите:   «Ошибка, прочитай, пожалуйста, правильно». На первых порах очень важно показать, научить,   как   нужно   исправлять   ошибки.   Затем   учителями   становились ученики   второго   варианта.   Сначала   дети   читали   друг   другу,   проверяли, добивались правильного чтения каждого текста. Работа проходит оживленно, с большим  интересом.  2 В конце урока обычно проводится обсуждение: какие рассказы вам понравились, с кем было хорошо работать? Почему?». Особое место при работе с текстом занимают творческие задания.  Творческие   задания   ­   могут   быть   индивидуальными   и   групповыми. Результатом   выполнение   творческих   заданий   является   появление   продукта, отличающегося   новизной,   оригинальностью,   уникальностью   (нового   образа, рисунка, сказки) Приведу   примеры   выполнения   детьми   творческих   заданий   по   сказке "Репка".  ∙ Разыграть сказку. Дети распределяют роли. ∙   Рассказать   о   пользе   репы   и   о   том,   какие   блюда   из   нее   можно приготовить. ∙ Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).           Могут быть и другие творческие задания: ­Сказки   о   бытовых   предметах.   Началом   сказки   является   рассказ   о любом бытовом предмете. ­Узнай сказку по песенке героев ∙ Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь") ∙ Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь ­ липовая нога") ∙ Козлятушки, ребятушки! ­Продолжи сказку. Вместо известной концовки сказки надо придумать свою.           Так же на уроках чтения для анализа произведений можно использовать различные   виды   работ   с   таблицами.   Например,  «сравнительная   таблица» при изучении темы «Басни И.А. Крылова» (Литературное чтение, 3 класс).   «Мартышка и  очки»  «Зеркало и  обезьяна»  «Ворона и лисица» Линии сравнения  Словарная  работа Главные герои Поступки, дела Мораль Чему учит?   Все   чаще   в   практике   работы   с   текстом   появляется   такой   вид,   как «Кластер».  Слово   «кластер»   в   переводе   означает   «пучок,   созвездие».   Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, 3 рефлексии.   Хочу   привести   пример   использование   кластера   при   изучении произведения В. Осеевой «Волшебное слово».  На стадии осмысления используется прием чтения с остановками.  Начинает   читать   учитель.   (По   ходу   чтения   учащиеся   подчеркивают непонятные слова, объясняют значения слов, используя словарь). Затем идут вопросы по осмыслению текста, выборочное чтение и после этого заполнение кластера.  Дети  вспоминают, каким был Павлик до встречи со стариком, и заполним синие ячейки. Затем,   после   анализа   всего   произведения,   учащиеся   делают   вывод, каким стал Павлик, и заполняют оставшиеся ячейки. На уроках окружающего мира так же можно использовать различные приемы   работы   с   текстом.   Я   часто   использую     таблицу   «Знаю»,   «Узнал», «Хочу узнать». Например,  при   изучении   темы   «Развитие   и   размножение   животных» (Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс) После выяснения, что потомство птицы появляется из яиц, предлагается заполнить первую колонку таблицы: «Что мы   знаем   про куриное яйцо?» (работа ведется в парах или в группах):    Знаем размера, ­ белого цвета; ­разного   завистит от сорта; ­ есть желток и белок; тонкая скорлупа; ­ легко бьется; ­вылупляется     из   желтка цыпленок;…. Хотим узнать Узнали 4 Затем   заполняют  следующую   графу   таблицы   «Хочу   узнать»  —   это определение   того,   что   дети   хотят   узнать,   пробуждение   интереса   к   новой информации.  После заполнения колонки можно вывести тему и   цели   урока. Узнали Знаем ­ белого цвета; ­разного   размера, зависит от сорта; ­   есть   желток   и белок; тонкая скорлупа; ­ легко бьется; ­вылупляется   желтка цыпленок;….   из Хотим узнать ­   откуда   берется   в   яйце птенец; ­ зачем нужен белок, куда он девается; ­   может   ли   вылупиться два цыпленка из яйца; Затем,  после   обсуждения   текста,  после       получения  новых   знаний учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».  Так же при работе с текстом я использую прием «Инсерт» ­  это чтение с пометками,  а затем заполнение таблицы.                Урок окружающего мира  в 4 классе по теме «Мир глазами астронома».                  В начале урока предлагаю детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…»             У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в   первой   строке   плюс,   если   согласны   с   утверждением,   и   минус,   если   не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.  ­ Земля – это одна из планет солнечной системы. ­ Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар. ­ Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. ­ Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. ­ Земля движется вокруг Солнца. ­ Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.          1 2 5 3 4 6    В течение урока учащиеся обращаются к таблице и видят, насколько были правы.  5 Затем,   на   этапе   осмысления,   т.е.   непосредственно   при     чтении материала,   предлагаю   детям   сделать   пометки   в   тексте,   используя специальные знаки ­ V (уже знал), + (новое), ? (не понял, есть вопросы).        Для заполнения таблицы учащимся приходится вновь возвращаться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.  В результате получилась вот такая таблица: V (уже знал) + (новое) ? (не понял, есть вопросы) Солнце находится на небе,   значит   оно небесное тело Солнце даёт нам свет и тепло Диаметр   Солнца   в   109   раз больше диаметра Земли Масса Солнца в 330 тысяч раз больше Земли Солнце имеет форму шара Солнце   похоже   на клубок,   значит   оно круглое   Расстояние   от   Земли   до Солнца составляет   150 миллионов километров Температура   на   поверхности Солнца   достигает   6   тысяч градусов,   а   в   центре   Солнца 15­20 миллионов градусов   возникла Как Солнечная система? Есть   ли   жизнь   на других   планетах Солнечной системы? Есть   ли   другие системы   в   космосе кроме Солнечной? Такая таблица  помогает видеть процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Помимо   словесной   формы   представления   информации   я   использую знаково­символические средства и моделирование.  Вот  один из приёмов  работы, основанный  на использовании  знаково­ символических средств:  Задание  –   Сделайте   прогноз   погоды,   используя   условные обозначения. Придумайте условные знаки для обозначения погоды (Ветер слабый,   средний,   сильный.   Облачность   ­   ясно,   частичная   облачность, сплошная облачность. Осадки – снег, дождь и др.). Для парной работы или   групповой   (Замените   знаковое   описание   погоды,   словесным   или замените словесное описание погоды знаковым). Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством   учителя   образа   изучаемого   объекта.   Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое 6 демонстрирование   натуральных   объектов,   а   стимулирует   самостоятельную практическую деятельность детей.  В первом классе при изучении окружающего мира в работе с учащимися использую модели частей компьютера, светофора, изготовленные из бумаги, игрушки­модели  транспортных  средств,  глобус. На  уроках   первоклассники изготавливали   модели   Солнца,   Земли   из   пластилина,   модели­аппликации радуги,   облаков.   Работа   проходит   в   группах,   парах,   индивидуально.   В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и   природы.   Это   составление,   например,   схем   цепей   питания,   экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д. На уроках  русского языка  одним из видов работы с текстом могут служить  взаимные  диктанты   учащихся.  Это  работа  в  парах,  когда  каждый выполняет   функции   то   обучающего   (диктующего   и   проверяющего),   то обучаемого. Впервые этот метод я попробовала в конце 4 класса. Ребятам очень понравилась такая работа.  Теперь эту работу я решила продолжить с 1 классом.  Сначала  я  использую разрезную азбуку. Дети в парах составляли простые слова: мама, папа, Таня, сосна. Когда начали   писать слова, стали диктовать   друг  другу  по  одному  слову, затем  по  два, а впоследствии  это будут небольшие предложения.  Количество   слов   во   взаимных   диктантах   постепенно   будут наращиваться, но при этом диктанты не должны быть большими.   Очень   интересно   проходит   работа   на   уроке   русского   языка   с использованием  приемов «Мозговой штурм», «Корзина идей» и «Кластер». Приведу фрагменты уроков с использованием этих приемов. Тема» «Обобщение о глаголе» 4 класс.  Мозговой штурм. Предлагаю учащимся ответить  на вопросы, представленные на слайде «Кто что делает?»  Повар ­…, врач ­ ….., учитель ­ …, ученик ­ …, баянист ­ …, художник ­ …, продавец ­ …, пекарь ­ .., ветер ­ …, молния ­ .., трава ­ .., дождь ­ … Сделайте  вывод. (Глагол – одна  из  наиболее  употребляемых    частей речи. Глагол  обычно обозначает действие).   «Корзина» идей. ­ Затем предлагаю вспомнить все, что они знают  о глаголе, при этом  не повторять ранее сказанного. Собираем свои мысли в корзину идей (учащиеся называют   сведения,   а   учитель   записывает   все   идеи   в   виде   тезиса   без комментариев, даже если они ошибочны). Стадия осмысления 7 Составление кластера (работа в группах) ­    Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить   кластер.   Напомните,   пожалуйста,   что   это   такое.  (Кластер­это пучок, созвездие, гроздья).   Сначала   пишем   слово   «глагол»   в   центре   листа,   страницы.   От   него рисуем   стрелки­лучи   в   разные   стороны,   которые   соединяют   это   слово   с другом. Для   рефлексии   можно   воспользоваться   упражнением «Плюс­минус­ интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.  В  графу  «П» ­ «плюс»  записывается   все,  что  понравилось  на   уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких­то целей.  В графу «М» ­ «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось   скучным,   осталось   непонятным,   или   информация,   которая,   по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки  зрения решения жизненных ситуаций.  В   графу   «И»   ­   «интересно»   учащиеся   вписывают   все   любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Работа   с   текстом   на   уроках   математики  подразумевает   работу   с текстовыми   задачами.  Текстовая   задача   открывает   педагогу   широкое   поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно логическое мышление, но и учит   детей   конструировать   и   рассматривать   математические   модели некоторых жизненных ситуаций. 8 В своей работе я  решила использовать конструктор задач.  В основу конструктора   вошли   детали   ­   карточки   ключевых   слов­опор   в     задачах   и ключевых слов ­ вопросов  задач.     Конструктор выглядит следующим образом.   Карточки из картона 25см на 10см. 1) Ключевые   слова   задачи,   где   полоска   это   предполагаемое   слово,   а квадратик – число. ? больше на ? меньше на ? больше в ? меньше в 2)Ключевые вопросы к задаче. ?                                                                                                                                                         ? и по во ? <, >       Как работать с конструктором?  Например, дана задача « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?». Задачу конструктором можно выложить так:  ? ? больше на         Работа   с   конструктором   позволяет   организовать   плодотворную обучающую и творческую работу с каждым учеником и группами учащихся. 9 При   использовании   вышеперечисленных   технологий,   мои   ученики   не сидят   пассивно,   слушая   учителя,   а   становятся   главными   действующими лицами   урока.   Они   думают   и   вспоминают,  делятся   рассуждениями   друг   с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.  У школьников уже с 1 класса формируются приёмы понимания текста, которые они переносят при чтении текстов на различных уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений – умение учиться. В процессе такой работы у учащихся появляется потребность соучаствовать, создаётся   новое   коммуникативное   пространство   урока.   Таким   уроком   в большей степени свойственно диалогичность, открытость  многих вопросов, импровизированность.  Таким   образом,   продуманная   и   целенаправленная   работа   с   текстом позволяет   добывать   ребёнку   из   большого   объема   информации   нужную   и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.      Хочу закончить свое выступление словами китайской пословицы:  Скажи мне ­ и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я  научусь. 10

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС

Технология работы с текстом в свете требований ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018