Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Оценка 5

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
8 кл
11.02.2017
Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.
Технология развития критического мышления.docx
Аманкулова  Нуржахан Ташболатовна Многопрофильная гимназия №41 имени  А.Пушкина г.Тараз учитель английского языка первой категории Технология развития критического мышления на уроках английского языка “Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”  Эдисон  Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать   собственную   точку   зрения,   опираясь   на   знание   фактов,   законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт. Все это способствует интеллектуальному   и   нравственному   развитию   личности,   умению   работать   с   информацией, формированию критического и творческого мышления. Технология   развития   критического   мышления (ТРКМ)   –   это   «изобретение» американской педагогики. Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя,   на   развитии   у   школьников   аналитического   подхода   к   любому   материалу.   Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики   и   личностно­психологического   подхода,   с   тем,   чтобы   применять   полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы Хоуп­колледжа (Холланд, штат Мичиган, США), определяет следующие  признаки критического мышления: 1.  Критическое мышление – мышление самостоятельное. Каждый   формирует   свои   идеи,   оценки   и   убеждения   независимо   от   других.   Чтобы сформировать   собственное   мнение,   знания   необходимо   черпать   не   из   лекций   и   учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа. При этом следует заметить, что критическое мышление не обязательно должно быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи и убеждения другого человека, как свои собственные. 2. Информация   является   отправным,   а   не   конечным   пунктом   критического мышления. Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты,   концепции.   Фактические   знания   не   исчерпывают   критическое   мышление.   Благодаря критическому   мышлению   процесс   познания   обретает   индивидуальность   и   становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. 3. Критическое   мышление   начинается   с   постановки   вопросов   и   уяснения проблем, которые нужно решить. Сторонники   критического   мышления   считают,   что   следует   заменить   традиционное образование на «проблемно­постановочное», когда ученики работают над решением реальных, взятых из жизни проблем. Учение пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы на основе собственного жизненного опыта, а затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставила им школа. 4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его   разумными,   обоснованными   доводами.   Аргументация   будет   более   убедительна,   если учитывается   существование   возможных   контраргументов,   которые   либо   оспариваются,   либо признаются   допустимыми.   При   этом   критически   мыслящий   человек   старается   доказать,   что выбранное   им   решение логичнее   и   рациональнее прочих.   Критически   мыслящий   человек, вооруженный   сильными   аргументами,   способен   противостоять   даже   таким   признанным авторитетам,   как   печатное   слово,   сила   традиции   и   мнение   большинства.   Таким   человеком практически невозможно манипулировать. 5. Критическое мышление – мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, говорится о независимости мышления, с другой – подчеркиваются социальные параметры критического мышления. Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе   продуктивного   обмена   мнениями   вырабатываются   такие   качества,   как   умение   слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни. Данная   характеристика   критического   мышления   позволяет   сделать   вывод   о   том,   что критически   мыслящий   человек   готов   жить   в   современном   мире,   мире   неоднозначном   и меняющемся. Технология РКМ позволяет решать задачи: ­образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; ­информационной   грамотности: развития   способности   к   самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности; ­социальной   компетентности: формирования   коммуникативных   навыков   и ответственности за знание. ТРКМ   способствует   не   только   усвоению   конкретных   знаний,   а   социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на   запоминание,   а   на   вдумчивый   творческий   процесс   познания   мира,   на   постановку проблемы, поиск ее решения. Методические   приемы   для   развития   критического   мышления,   включающие   в   себя групповую   работу,   моделирование   учебного   материала,   ролевые   игры,   дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки. ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления. Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.  Значение стадии вызова:  1)   Происходит   вызов   того,   что   учащийся   знает   по   данной   теме.   Это   заставляет   его анализировать   собственные   знания   и   начинать   думать   о   той   теме,   которую   им   предстоит разбирать.   Через   эту   стадию   учащийся   формирует   собственный   запрос   на   получение информации.   Это   важно,   так   как   знание   становится   прочным   только   тогда,   когда   оно увязывается с уже известным. 2)   Происходит   активизация   обучаемого.   Учение   –   активная   деятельность. Учение становится   активным,   когда   учащийся   целенаправленно   думает,   выражая   свои   мысли собственными словами. Каждый «ликвидатор» сначала отвечает учителю по своему вопросу, затем находит свой материал, выполняет его. Эта работа проверяется учителем после уроков.  3)   Вызывается   интерес   и   определяется   личная   цель   рассмотрения   данной   темы. Целенаправленная   учеба   более   эффективна,   чем   нецеленаправленная.   Цели,   выбранные самостоятельно   более   сильны,   чем   цели,   поставленные   преподавателем.   Главное: научиться самому, чтобы научить других.  Приемы: 1. Кластер 2. Корзина идей 3. Денотатный граф 4. Дерево предсказаний 5. Верные и неверные утверждения Стадия   осмысления нового   материала   (новой   информации,   идеи,   понятия).   Здесь происходит   основная   содержательная   работа   ученика   с   текстом.   Причем   «текст»   нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя. Значение стадии осмысления:  1) Главная задача ­ поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.             2) Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным. Ученики стремятся к более высокой оценке, значит, стараются решить предлагаемые   задания и при желании перейти на следующий уровень. 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез. Что я знал, что я теперь знаю, что еще могу узнать. Приёмы: 1. Инсерт 2. Чтение с остановками 3. "Рыбий скелет" или "Фишбоун" 4. Приёмы, работающие с таблицами          таблица ПМИ таблица ЗХУ таблица­синтез сводная таблица концептуальная таблица таблица "Что? Где? Когда? Почему?" вопросительные слова толстый и тонкий вопросы ромашка вопросов (ромашка Блума) 5. Стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы          Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему. Значение стадии рефлексии:            1) Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.           2) Идет рефлексия своего процесса учения. 3) Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Приёмы:  1.Эссе 2.Рафт 3.Диаманта 4.Синквейн 5.Хокку (хайку) 6.Бортовой журнал 7.Двухчастный дневник 8.Трёхчастный дневник 9.Шесть шляп мышления Все   три   стадии   необходимо   на   уроке   соблюдать,   так   как   это   отражает   сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости. Технология   РКМ   наиболее   эффективно   реализуется   в проектной   ученической деятельности. Несомненно, решение поставленной проблемы и ее реализация в виде проекта дает более высокий результат качества обучения. При использовании метода проектов учитель вместе с учениками проходит весь тернистый путь познания. При этом учитель не декларирует знания   и   не   требует   их   воспроизведения   на   репродуктивном   уровне.   Он   может   подсказать источники   информации,   а   может   направить   мысль   учеников   в   нужном   направлении   для самостоятельного поиска. В итоге ученики самостоятельно решают проблему, применяя знания, добытые, что радует, из дополнительных источников, и получают вполне реальный и ощутимый результат ­ внутренний и внешний. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике; Внутренний результат ­это   опыт   деятельности   (достояние   учащегося), соединяющий знания и умения. Технология РКМ разработана для ученика,   для того, чтобы приблизить его к процессу познания, даже преодолевая его сопротивление. Более того ТРКМ срабатывает и в отношении учителя. Только обладая критическим мышлением, учитель в состоянии выбраться из, казалось бы, тупиковых ситуаций и выполнить свою основную задачу: научить учиться. Технология развития критического мышления является личностно­ориентированной и позволяет   решать   широкий   спектр   образовательных   задач:   обучающих,   воспитательных   и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить   возможность   включиться   в   межкультурное   взаимодействие,   сформировать   базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.  «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, ­ это несчастный человек»,­ писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Технология РКМ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы ему было интересно учиться, а педагогу интересно обучать, и это в нашей учительской власти: сделать ребенка счастливым! Литература 1.М. Агранович «Успеху можно научить» Российская газета, 2005 2.А.Б.Воронцов «Формы организации учебной деятельности учащихся в собственно           подростковой фазе основной школы» 3.О.Громова «Критическое мышление: как это по­русски?»  Первое сентября,                              16.01.2001,  3 стр. 4.В.Д.Повзун, А.А.Повзун Сургутский государственный университет г.Сургут 5.Е.С.Полат  РАО Лаборатория Дистанционного Обучения Институт содержания            и методов обучения 6.А. Фонтанова «Технология, которая позволяет нам стать другими»Первое сентября,        16.01.2001, 3 стр. 7.Д. Клустер «Что такое критическое мышление?», Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена», 2001, № 4 8.http://www.ioso.ru;          9.http://ismo.ioso.ru;

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка

Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017