«Технология успеха обучения математике».
Оценка 4.6

«Технология успеха обучения математике».

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
математика
Взрослым
19.01.2017
«Технология успеха обучения математике».
«Технология успеха обучения математике».
Публикация является частью публикации:
Успешное обучение математике.doc
1  Филиппова Ирина Викторовна  ФИЗИКО­МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ (физика, математика,      информатика)  Тема работы:  «Технология успеха обучения математике». учитель математики  МОУ «Большеуковская СОШ» Большеуковского муниципального  района Омской области 2  «Технология успеха обучения математике».                  Считаю,   что    –  ведущим   субъектом   процесса   обучения   является   учитель,   а результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и методов   обучения,   но   и   личностных   качеств,   его   мировоззрения,   профессиональной подготовки.                      На протяжении  ряда лет стремлюсь  создать индивидуальную  методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда   известных   дидактических   и   воспитательных   методик,   уроков,   мероприятий, собственные «ноу – хау», учитывая реальные условия работы с различными категориями учащихся,   творчески   подходить  к   конструированию   содержания  предмета   в   целом: создавать   оптимальные   тематические   планы,   изобретать   методические   приёмы, разрабатывать свои дидактические модули, содержание и последовательность применения средств обучения, способы контроля.                 Проработав некоторое время в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе   не   только   знание   предмета   и   методики   его   преподавания,   но   и   в   какой­то   мере социологии,   психологии,   педагогики.   Не   говоря   о   том,   что   хороший   учитель   должен обладать   ещё   и   высокими   актёрскими   способностями.   Работая   по   традиционным методикам,   невозможно   добиться   успеха,   воспитать   творческую   личность.   А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.           Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках  «Технология   успеха   обучения математики»,   выстроила   методическую   систему   математике».           Цель технологии:  Активизировать учебное познание;  Ориентировать и формировать личностный смысл учения;  Строить логическую структуру учебной информации;  Адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач;  Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем?  Как? и т. д.;  Индивидуализировать   обучение,   в   связи   с   интеллектуальными   возможностями учеников.      Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:  проанализировать методическую литературу по данному вопросу;   разработать систему уроков, заданий;  помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью;  вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться;  создать обстановку комфортности для ученика;  развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;  дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.         Считаю,   что   обучение   математике   должно   быть   ориентировано   не   столько   на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть «понимающей математикой». 3                 Как   регулятор   отношения   к   учебной   деятельности   в   целом   и   познавательной активности   в   частности   в   учении   необходим   успех.   Переживание   успеха   может   быть вызвано различными причинами.        Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким.                  Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными   заранее,   ученик   каждый   раз   вынужден   сверять   свои   достижения   с предложенным уровнем.           Итак, ситуацию успеха нужно  создавать в учебной деятельности. Но как и любую деятельность,   учение   можно   представить   в   виде   достаточно   простой   последовательной цепи:         ­ установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);       ­ обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);         ­   сравнение   полученных   результатов   с   предполагаемыми   (осознанное   отношение   к результату своего учебного труда).               Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.          Этапы создания ситуации успеха: 1. Мотивационный этап.                  Ставлю   задачу   ­   сформировать   у   ученика   установку   на   успешное   усвоение, выполнение   учебного   задания,   при   этом   ощутить   себя   «творцом   обстоятельств», преодолеть   трудности,   которые   могут   встретиться   в   ходе   работы,   другими   словами, сформировать мотив достижения:   ­ стремление самостоятельно решать интересные задачи;   ­ попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;  ­ рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других   людей;  ­ установить новые контакты в ходе выполнения и т. д. 2. Организационный этап.                  Стараюсь обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом   индивидуальных   способностей   и   личностных   качеств),   заинтересовать   ученика самим познавательным процессом.         На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны ­ необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. К таким условиям можно отнести четыре аспекта: 1) недостаток способностей, 2) трудность задания, 3) отсутствие везения,  4) слабость волевых усилий.             Первые   два   условия   можно   учесть   заранее,   стоит   лишь   подобрать   задачи   в соответствии с индивидуальными способностями ученика.                  Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей,   везения   и   трудности   задания.   Следовательно,   волевое   усилие,   или самоорганизация, является единственной контролирующей попыткой улучшить результат деятельности.   Здесь   особенно   нужна   помощь   учителя,   а   точнее,   организованная   им 4 специальная   ситуация,   которая   поможет   ребёнку   правильно   включиться   в   работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.       Структуру   учебного   успеха   можно   представить   в   виде   схемы         Зависит от моей системы ценностей Я сам хочу могу Я знаю умею Я с другими Зависит от моей природы        Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий   успех   в   учении.   С   этой   информацией   надо   уметь   работать   –   превращать тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой…             Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов ситуации успеха. К ним, в частности, я отношу эмоциональную разгрузку, смену задания по желанию ученика, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику; «подсказка» (работа с учебником) и т. п.         Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким   образом,   чтобы   у   учащихся   сформировались   потребности   в   осуществлении творческого   преобразования   учебного   материала   с   целью   овладения   новым   знанием. Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности.         Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес   к   знаниям   и   потребность   в   самообразовании   –   это   означает   пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.       Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто стараюсь передать свой опыт, но и   укрепить   веру   в   свои   силы   у   каждого   ученика   независимо   от   его   способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своём развитии более способным детям, учу воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой личности   в   самом   широком   и   глубоком   понимании   этого   слова.   Но   для   создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности,   личной   инициативы   и   творчества   учащихся   разного   возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционно ­ построенные уроки, я сделала   вывод,   что   именно   такие   уроки   повышают   эффективность   обучения, предполагают   творческий   подход   со   стороны   учителя   и   ученика.   Это   одна   из   форм активного обучения. 5        В своей работе применяю: уроки ­ лекции, уроки – путешествия, уроки – турниры, уроки   решения   «ключевых   задач»,   уроки   –   консультации,   зачётные   уроки, интегрированные   уроки.       Для   подготовки   таких   уроков   даю   творческие   задания: составить  увлекательный  и  содержательный  рассказ, сочинить  сказку, стихотворение, отразив в них основные положения темы урока. Без знания основных правил, умения решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание получить хорошую оценку опять­таки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность школьника. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив – быть первым и получить хорошую оценку переходит в мотив: хочу глубже изучить материал данной темы.              Успешности   обучения   математике   нельзя   добиться   только   при   использовании классно­урочной   формы,   необходима   планомерная   и   системная   внеклассная, индивидуальная работа с учащимися.       Повысить интерес и добиться поставленных задач урока мне помогают современные информационно – коммуникационные средства обучения.            Так, например, практикую в своей работе электронный учебник «Стереометрия 10­11 класс».  Особенностью   структурной   формулы   учебника   является   её   наглядность, обозримость,   дающая   ясное   представление   о   внутреннем   строении   учебного   материала соответствующего   учебника.   Электронный   учебник   может   быть   использован непосредственно     в   работе   с   учащимися   на   уроках   для   изучения   нового   материала, организации   самостоятельной   работы,   повторения   и   обобщения   знаний,   а   так   же   для самостоятельных занятий, ликвидации пробелов во внеурочное время.                     В   электронном   учебнике   имеется   программа   «Стереоконструктор».   Данную программу применяю при построении сложнейших чертежей для решения задач. Если при решении задач, использовать стереоконструктор в совокупности с интерактивной доской, то экономится время на уроке, которое можно эффективно использовать для другого вида работ.          Используя электронный учебник «Стереометрия 10­11 класс»,  делаю выводы, что ребята с большим желанием включаются в работу на уроке, особенно при решении задач.         Широко использую уроки – презентации. Основа такого урока – это изложение нового материала,   иллюстрируемое   рисунками,   простыми   и   анимированными   схемами, анимационными   видеофильмами.   Поиск   материалов   к   уроку   проводится   заранее.     Все подобранные  материалы  объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую   презентацию.   Презентации   позволяют   наглядно   показать   сложные   объёмные фигуры, легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз. Работа над созданием таких уроков развивает информационно­компьютерные компетенции и мои и моих учеников, расширяет круг пользователей накопленным материалом, так как эти презентации будут использованы другими преподавателями в своей работе.                     Считаю,   что   использование   компьютера   в   учебном   процессе,   способствует повышению интереса школьников к изучению математического материала,  расширяет и углубляет знания в области математики, что в  свою очередь позволяет улучшить качество знаний по предмету. 3. Итоговый этап.          На этом этапе ставлю основную цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.        Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами,  ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить 6 достижения   ученика,   показать   своё   уважительное   отношение   к   труду,   чтобы   у   него появилось желание с охотой учиться дальше. Важным условием осознанного отношения не столько   к   отметке,   сколько   к   результатам   учебной   деятельности   является   рефлексия: размышления о себе, своей работе, динамике познания.            Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, имеет психолого­педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.      Представлю урок, разработанный мною на основании вышеизложенной технологии.  План – конспект урока по алгебре в 8 классе. ТЕМА: Решение квадратных уравнений. ЦЕЛИ УРОКА:  Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Решение квадратных уравнений, используя общую формулу»,   Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся;   Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать математические  ситуации;  Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность,  самостоятельность, упорство в достижении цели; побуждать учеников к  самоконтролю, самоанализу своей деятельности. ОБОРУДОВАНИЕ:  Урок сопровождается презентацией.  Компьютер  Видеопроектор  Интерактивная доска  Листы самоконтроля  Карточки для сам. работы ПЛАН УРОКА: 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Основная часть – 30 мин.: а) разминка – 3 мин. б)1 гейм «Заморочки из бочки», в) 2 гейм «Ты мне, я тебе», г) 3 гейм «Тёмная лошадка» д) 4 гейм  «Спешите видеть, ответить, решить»,  е) 5 гейм «Гонка за лидером». 4. Подведение итогов урока – 3 мин. 7 ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. ­ на партах у вас лежат листочки (приложение 1), которые условно назовём «листками самоконтроля», впишите свою фамилию, имя. В течение урока вы должны его заполнять: за правильный ответ ставите себе балл. 2. Разминка. 1) х2 + 2х – 3 = 0,    3х2 + 5х – 2 = 0,    9х2 + 1 = 0,  3х2 – 7х = 0 ­ Как называются равенства, которые перед вами представлены? ­ Разбейте по типам эти уравнения. 2) Работа со схемой (слайд 1). ( при работе со схемой выявляются типы квадратных уравнений, методы их решения) 2. Основная часть. ­ А сейчас мы проведём небольшой турнир (слайд 2) между двумя командами. Условия игры:   за   каждый   правильный   ответ   команда   получает   жетон,   и   каждый   участник оценивает своё участие, заполняя «лист самоконтроля».        ­ Итак, я конкурс начинаю,          Всем успехов вам желаю. 1 гейм «Заморочки из бочки» (слайд 3)       (Каждая команда вынимает из «бочки» задание, представитель от команды выходит к доске  и решает)    1) х(2х – 3) = 4х – 3,         2) 100х2 + 20х +1 = 0, 3) 4) –х2 + х – 10 = 0 2 гейм «Ты мне, я тебе» (слайд 4)     (Каждая команда задаёт по очереди друг другу задания) 3 гейм «Тёмная лошадка» (слайд 5) Он есть у дерева, цветка, Он есть у уравнений, И знак особый – радикал – С ним связан, без сомнений. Заданий многих он итог. И с этим мы не спорим. Надеемся что каждый смог Ответить: это…    (корень) 4 гейм «Спешите видеть, ответить, решить» (слайд 6)     (самостоятельная работа: команды получают карточки с заданиями «лото») (х + 3 )2 = 2х + 6, 8 ­   Решите   три   уравнения,   записанные   на   карточке,   найдите   карточки   с   правильными ответами и закройте ими соответствующие уравнения, ответом вниз, тогда на верхней стороне получится ребус.  Карточка №1 х2 – 9х + 18 = 0,               2х2 – 9х – 5 = 0,             5х2 – 8х + 3 = 0    6; 3                                      5; ­ ½                               ½; 3/5       Карточка №2 5х2 – 25х + 20 = 0,           х2 – 6х + 5 = 0,               2х2 – 5х + 2 = 0             4; 1                                5; 1                                 2; ½           ­ разгадать ребус, ответить на вопрос: (слайд 7)  1) Что нужно искать прежде, чем корни квадратного уравнения? (дискриминант) 2)   Какой   математик   доказал   теорему,   выражающую   связь   между   коэффициентами квадратного уравнения и его корнями? (Виет). ­   Дома,   вам   необходимо   подготовить   небольшую   информацию   об   этом   знаменитом математике. 5 гейм «Гонка за лидером» (слайд 8)    (Командам предлагается разгадать кроссворд) Вопросы: 1) Название выражения b2 ­ 4ac. 2) Квадратное уравнение, в котором а = 1. 3) Уравнение вида ах2 + вх + с = 0, где а не равно нулю. 4) Число корней квадратного уравнения при Д > 0. 5) Равенство, содержащее неизвестное. 6) Математик, доказавший, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. 7) Существуют ли действительные корни, в квадратном уравнении, если  Д < 0? 8) Квадратное уравнение, в котором в или с равны нулю. 9) Число корней квадратного уравнения при Д = 0. 10) Решение уравнения.      Проверка разгаданного кроссворда (слайд 9) – дети по очереди называют отгаданные слова. Подведение итогов урока. ­ Какое уравнение случайно попало? Х2 + 3х = 0,                                 5х + 5 = 0, 2х2 = 4,                                        3х – 3 = х2.   6х + х2 – 7 = 0, ­ Почему?  ­ Ребята, оцените свою работу в листах самоконтроля.   Команды,   подсчитайте   свои   жетоны.   (Члены   команды,   набравшей   больше   жетонов, ставят каждый себе по 1 баллу дополнительному).  Выставление оценок. (слайд 10) Приложение 1. Лист самооценки: этапы задания Количество баллов Наибольш.  кол. баллов 9 1 гейм Решить уравнение 2 гейм Решить дом. зад. 3 гейм Ответить на вопрос 4 гейм «Лото» 5 гейм Разгад. кроссворд Дополнит. отв. Итого баллов: Самооценка  Оценка учителя: 4 2 2 4 10 22 «5» ­ 20­22 б.;  «4» ­ 15 – 19 б.;  «3» ­ 11 – 14 б.

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».

«Технология успеха обучения математике».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017