«Технология успеха обучения математике».

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Технология успеха обучения математике».

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Успешное обучение математике.doc
1  Филиппова Ирина Викторовна  ФИЗИКО­МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ (физика, математика,      информатика)  Тема работы:  «Технология успеха обучения математике». учитель математики  МОУ «Большеуковская СОШ» Большеуковского муниципального  района Омской области2  «Технология успеха обучения математике».                  Считаю,   что    –  ведущим   субъектом   процесса   обучения   является   учитель,   а результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и методов   обучения,   но   и   личностных   качеств,   его   мировоззрения,   профессиональной подготовки.                      На протяжении  ряда лет стремлюсь  создать индивидуальную  методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда   известных   дидактических   и   воспитательных   методик,   уроков,   мероприятий, собственные «ноу – хау», учитывая реальные условия работы с различными категориями учащихся,   творчески   подходить  к   конструированию   содержания  предмета   в   целом: создавать   оптимальные   тематические   планы,   изобретать   методические   приёмы, разрабатывать свои дидактические модули, содержание и последовательность применения средств обучения, способы контроля.                 Проработав некоторое время в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе   не   только   знание   предмета   и   методики   его   преподавания,   но   и   в   какой­то   мере социологии,   психологии,   педагогики.   Не   говоря   о   том,   что   хороший   учитель   должен обладать   ещё   и   высокими   актёрскими   способностями.   Работая   по   традиционным методикам,   невозможно   добиться   успеха,   воспитать   творческую   личность.   А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.           Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках  «Технология   успеха   обучения математики»,   выстроила   методическую   систему   математике».           Цель технологии:  Активизировать учебное познание;  Ориентировать и формировать личностный смысл учения;  Строить логическую структуру учебной информации;  Адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач;  Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем?  Как? и т. д.;  Индивидуализировать   обучение,   в   связи   с   интеллектуальными   возможностями учеников.      Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:  проанализировать методическую литературу по данному вопросу;   разработать систему уроков, заданий;  помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью;  вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться;  создать обстановку комфортности для ученика;  развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;  дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.         Считаю,   что   обучение   математике   должно   быть   ориентировано   не   столько   на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть «понимающей математикой».3                 Как   регулятор   отношения   к   учебной   деятельности   в   целом   и   познавательной активности   в   частности   в   учении   необходим   успех.   Переживание   успеха   может   быть вызвано различными причинами.        Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким.                  Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными   заранее,   ученик   каждый   раз   вынужден   сверять   свои   достижения   с предложенным уровнем.           Итак, ситуацию успеха нужно  создавать в учебной деятельности. Но как и любую деятельность,   учение   можно   представить   в   виде   достаточно   простой   последовательной цепи:         ­ установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);       ­ обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);         ­   сравнение   полученных   результатов   с   предполагаемыми   (осознанное   отношение   к результату своего учебного труда).               Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.          Этапы создания ситуации успеха: 1. Мотивационный этап.                  Ставлю   задачу   ­   сформировать   у   ученика   установку   на   успешное   усвоение, выполнение   учебного   задания,   при   этом   ощутить   себя   «творцом   обстоятельств», преодолеть   трудности,   которые   могут   встретиться   в   ходе   работы,   другими   словами, сформировать мотив достижения:   ­ стремление самостоятельно решать интересные задачи;   ­ попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;  ­ рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других   людей;  ­ установить новые контакты в ходе выполнения и т. д. 2. Организационный этап.                  Стараюсь обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом   индивидуальных   способностей   и   личностных   качеств),   заинтересовать   ученика самим познавательным процессом.         На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны ­ необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. К таким условиям можно отнести четыре аспекта: 1) недостаток способностей, 2) трудность задания, 3) отсутствие везения,  4) слабость волевых усилий.             Первые   два   условия   можно   учесть   заранее,   стоит   лишь   подобрать   задачи   в соответствии с индивидуальными способностями ученика.                  Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей,   везения   и   трудности   задания.   Следовательно,   волевое   усилие,   или самоорганизация, является единственной контролирующей попыткой улучшить результат деятельности.   Здесь   особенно   нужна   помощь   учителя,   а   точнее,   организованная   им4 специальная   ситуация,   которая   поможет   ребёнку   правильно   включиться   в   работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.       Структуру   учебного   успеха   можно   представить   в   виде   схемы         Зависит от моей системы ценностей Я сам хочу могу Я знаю умею Я с другими Зависит от моей природы        Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий   успех   в   учении.   С   этой   информацией   надо   уметь   работать   –   превращать тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой…             Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов ситуации успеха. К ним, в частности, я отношу эмоциональную разгрузку, смену задания по желанию ученика, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику; «подсказка» (работа с учебником) и т. п.         Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким   образом,   чтобы   у   учащихся   сформировались   потребности   в   осуществлении творческого   преобразования   учебного   материала   с   целью   овладения   новым   знанием. Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности.         Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес   к   знаниям   и   потребность   в   самообразовании   –   это   означает   пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.       Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто стараюсь передать свой опыт, но и   укрепить   веру   в   свои   силы   у   каждого   ученика   независимо   от   его   способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своём развитии более способным детям, учу воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой личности   в   самом   широком   и   глубоком   понимании   этого   слова.   Но   для   создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности,   личной   инициативы   и   творчества   учащихся   разного   возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционно ­ построенные уроки, я сделала   вывод,   что   именно   такие   уроки   повышают   эффективность   обучения, предполагают   творческий   подход   со   стороны   учителя   и   ученика.   Это   одна   из   форм активного обучения.5        В своей работе применяю: уроки ­ лекции, уроки – путешествия, уроки – турниры, уроки   решения   «ключевых   задач»,   уроки   –   консультации,   зачётные   уроки, интегрированные   уроки.       Для   подготовки   таких   уроков   даю   творческие   задания: составить  увлекательный  и  содержательный  рассказ, сочинить  сказку, стихотворение, отразив в них основные положения темы урока. Без знания основных правил, умения решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание получить хорошую оценку опять­таки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность школьника. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив – быть первым и получить хорошую оценку переходит в мотив: хочу глубже изучить материал данной темы.              Успешности   обучения   математике   нельзя   добиться   только   при   использовании классно­урочной   формы,   необходима   планомерная   и   системная   внеклассная, индивидуальная работа с учащимися.       Повысить интерес и добиться поставленных задач урока мне помогают современные информационно – коммуникационные средства обучения.            Так, например, практикую в своей работе электронный учебник «Стереометрия 10­11 класс».  Особенностью   структурной   формулы   учебника   является   её   наглядность, обозримость,   дающая   ясное   представление   о   внутреннем   строении   учебного   материала соответствующего   учебника.   Электронный   учебник   может   быть   использован непосредственно     в   работе   с   учащимися   на   уроках   для   изучения   нового   материала, организации   самостоятельной   работы,   повторения   и   обобщения   знаний,   а   так   же   для самостоятельных занятий, ликвидации пробелов во внеурочное время.                     В   электронном   учебнике   имеется   программа   «Стереоконструктор».   Данную программу применяю при построении сложнейших чертежей для решения задач. Если при решении задач, использовать стереоконструктор в совокупности с интерактивной доской, то экономится время на уроке, которое можно эффективно использовать для другого вида работ.          Используя электронный учебник «Стереометрия 10­11 класс»,  делаю выводы, что ребята с большим желанием включаются в работу на уроке, особенно при решении задач.         Широко использую уроки – презентации. Основа такого урока – это изложение нового материала,   иллюстрируемое   рисунками,   простыми   и   анимированными   схемами, анимационными   видеофильмами.   Поиск   материалов   к   уроку   проводится   заранее.     Все подобранные  материалы  объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую   презентацию.   Презентации   позволяют   наглядно   показать   сложные   объёмные фигуры, легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз. Работа над созданием таких уроков развивает информационно­компьютерные компетенции и мои и моих учеников, расширяет круг пользователей накопленным материалом, так как эти презентации будут использованы другими преподавателями в своей работе.                     Считаю,   что   использование   компьютера   в   учебном   процессе,   способствует повышению интереса школьников к изучению математического материала,  расширяет и углубляет знания в области математики, что в  свою очередь позволяет улучшить качество знаний по предмету. 3. Итоговый этап.          На этом этапе ставлю основную цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.        Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами,  ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить6 достижения   ученика,   показать   своё   уважительное   отношение   к   труду,   чтобы   у   него появилось желание с охотой учиться дальше. Важным условием осознанного отношения не столько   к   отметке,   сколько   к   результатам   учебной   деятельности   является   рефлексия: размышления о себе, своей работе, динамике познания.            Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, имеет психолого­педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.      Представлю урок, разработанный мною на основании вышеизложенной технологии.  План – конспект урока по алгебре в 8 классе. ТЕМА: Решение квадратных уравнений. ЦЕЛИ УРОКА:  Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам: «Решение квадратных уравнений, используя общую формулу»,   Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учащихся;   Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать математические  ситуации;  Воспитывать такие качества личности, как познавательная активность,  самостоятельность, упорство в достижении цели; побуждать учеников к  самоконтролю, самоанализу своей деятельности. ОБОРУДОВАНИЕ:  Урок сопровождается презентацией.  Компьютер  Видеопроектор  Интерактивная доска  Листы самоконтроля  Карточки для сам. работы ПЛАН УРОКА: 1. Организационный момент – 2 мин. 2. Основная часть – 30 мин.: а) разминка – 3 мин. б)1 гейм «Заморочки из бочки», в) 2 гейм «Ты мне, я тебе», г) 3 гейм «Тёмная лошадка» д) 4 гейм  «Спешите видеть, ответить, решить»,  е) 5 гейм «Гонка за лидером». 4. Подведение итогов урока – 3 мин.7 ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. ­ на партах у вас лежат листочки (приложение 1), которые условно назовём «листками самоконтроля», впишите свою фамилию, имя. В течение урока вы должны его заполнять: за правильный ответ ставите себе балл. 2. Разминка. 1) х2 + 2х – 3 = 0,    3х2 + 5х – 2 = 0,    9х2 + 1 = 0,  3х2 – 7х = 0 ­ Как называются равенства, которые перед вами представлены? ­ Разбейте по типам эти уравнения. 2) Работа со схемой (слайд 1). ( при работе со схемой выявляются типы квадратных уравнений, методы их решения) 2. Основная часть. ­ А сейчас мы проведём небольшой турнир (слайд 2) между двумя командами. Условия игры:   за   каждый   правильный   ответ   команда   получает   жетон,   и   каждый   участник оценивает своё участие, заполняя «лист самоконтроля».        ­ Итак, я конкурс начинаю,          Всем успехов вам желаю. 1 гейм «Заморочки из бочки» (слайд 3)       (Каждая команда вынимает из «бочки» задание, представитель от команды выходит к доске  и решает)    1) х(2х – 3) = 4х – 3,         2) 100х2 + 20х +1 = 0, 3) 4) –х2 + х – 10 = 0 2 гейм «Ты мне, я тебе» (слайд 4)     (Каждая команда задаёт по очереди друг другу задания) 3 гейм «Тёмная лошадка» (слайд 5) Он есть у дерева, цветка, Он есть у уравнений, И знак особый – радикал – С ним связан, без сомнений. Заданий многих он итог. И с этим мы не спорим. Надеемся что каждый смог Ответить: это…    (корень) 4 гейм «Спешите видеть, ответить, решить» (слайд 6)     (самостоятельная работа: команды получают карточки с заданиями «лото») (х + 3 )2 = 2х + 6,8 ­   Решите   три   уравнения,   записанные   на   карточке,   найдите   карточки   с   правильными ответами и закройте ими соответствующие уравнения, ответом вниз, тогда на верхней стороне получится ребус.  Карточка №1 х2 – 9х + 18 = 0,               2х2 – 9х – 5 = 0,             5х2 – 8х + 3 = 0    6; 3                                      5; ­ ½                               ½; 3/5       Карточка №2 5х2 – 25х + 20 = 0,           х2 – 6х + 5 = 0,               2х2 – 5х + 2 = 0             4; 1                                5; 1                                 2; ½           ­ разгадать ребус, ответить на вопрос: (слайд 7)  1) Что нужно искать прежде, чем корни квадратного уравнения? (дискриминант) 2)   Какой   математик   доказал   теорему,   выражающую   связь   между   коэффициентами квадратного уравнения и его корнями? (Виет). ­   Дома,   вам   необходимо   подготовить   небольшую   информацию   об   этом   знаменитом математике. 5 гейм «Гонка за лидером» (слайд 8)    (Командам предлагается разгадать кроссворд) Вопросы: 1) Название выражения b2 ­ 4ac. 2) Квадратное уравнение, в котором а = 1. 3) Уравнение вида ах2 + вх + с = 0, где а не равно нулю. 4) Число корней квадратного уравнения при Д > 0. 5) Равенство, содержащее неизвестное. 6) Математик, доказавший, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. 7) Существуют ли действительные корни, в квадратном уравнении, если  Д < 0? 8) Квадратное уравнение, в котором в или с равны нулю. 9) Число корней квадратного уравнения при Д = 0. 10) Решение уравнения.      Проверка разгаданного кроссворда (слайд 9) – дети по очереди называют отгаданные слова. Подведение итогов урока. ­ Какое уравнение случайно попало? Х2 + 3х = 0,                                 5х + 5 = 0, 2х2 = 4,                                        3х – 3 = х2.   6х + х2 – 7 = 0, ­ Почему?  ­ Ребята, оцените свою работу в листах самоконтроля.   Команды,   подсчитайте   свои   жетоны.   (Члены   команды,   набравшей   больше   жетонов, ставят каждый себе по 1 баллу дополнительному).  Выставление оценок. (слайд 10) Приложение 1. Лист самооценки: этапы задания Количество баллов Наибольш.  кол. баллов9 1 гейм Решить уравнение 2 гейм Решить дом. зад. 3 гейм Ответить на вопрос 4 гейм «Лото» 5 гейм Разгад. кроссворд Дополнит. отв. Итого баллов: Самооценка  Оценка учителя: 4 2 2 4 10 22 «5» ­ 20­22 б.;  «4» ­ 15 – 19 б.;  «3» ­ 11 – 14 б.