1
Тема работы:
«Технология успеха
обучения математике».
учитель математики Филиппова Ирина Викторовна
МБОУ «Большеуковская СОШ»
Большеуковского муниципального района Омской области2
«Технология успеха обучения математике».
Считаю, что – ведущим субъектом процесса обучения является учитель, а
результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и
методов обучения, но и личностных качеств, его мировоззрения, профессиональной
подготовки.
На протяжении ряда лет стремлюсь создать индивидуальную методическую
систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности
ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий,
собственные «ноу – хау», учитывая реальные условия работы с различными категориями
учащихся, творчески подходить к конструированию содержания предмета в целом:
создавать оптимальные тематические планы, изобретать методические приёмы,
разрабатывать свои дидактические модули, содержание и последовательность применения
средств обучения, способы контроля.
Проработав некоторое время в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в
себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какойто мере
социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен
обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по традиционным
методикам, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А
положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его
изучении.
Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
«Технология успеха обучения
математики», выстроила методическую систему
математике».
Цель технологии:
Активизировать учебное познание;
Ориентировать и формировать личностный смысл учения;
Строить логическую структуру учебной информации;
Адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач;
Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая
всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем? Как? и т. д.;
Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями
учеников.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать методическую литературу по данному вопросу;
разработать систему уроков, заданий;
помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью;
вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться;
создать обстановку комфортности для ученика;
развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;
дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.
Считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на
собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью
математики. А логика усвоения математики должна быть «понимающей математикой».3
Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной
активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть
вызвано различными причинами.
Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное
мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный,
способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты
действительно станешь таким.
Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока всё же определяется нормами,
установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с
предложенным уровнем.
Итак, ситуацию успеха нужно создавать в учебной деятельности. Но как и любую
деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной
цепи:
установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной
задачи);
обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);
сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к
результату своего учебного труда).
Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она
должна включать в себя все перечисленные компоненты.
Этапы создания ситуации успеха:
1. Мотивационный этап.
Ставлю задачу сформировать у ученика установку на успешное усвоение,
выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств»,
преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами,
сформировать мотив достижения:
стремление самостоятельно решать интересные задачи;
попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;
рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других людей;
установить новые контакты в ходе выполнения и т. д.
2. Организационный этап.
Стараюсь обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с
учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика
самим познавательным процессом.
На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны
необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи.
К таким условиям можно отнести четыре аспекта:
1) недостаток способностей,
2) трудность задания,
3) отсутствие везения,
4) слабость волевых усилий.
Первые два условия можно учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в
соответствии с индивидуальными способностями ученика.
Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются
фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от
способностей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или
самоорганизация, является единственной контролирующей попыткой улучшить результат
деятельности. Здесь особенно нужна помощь учителя, а точнее, организованная им4
специальная ситуация, которая поможет ребёнку правильно включиться в работу,
преодолеть утомление, усталость, сомнения.
Структуру учебного успеха можно представить в виде схемы
Зависит от моей системы ценностей
Я сам
хочу
могу
Я
знаю
умею
Я с другими
Зависит от моей природы
Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым
ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить
настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать – превращать
тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные
данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой…
Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов
ситуации успеха. К ним, в частности, я отношу эмоциональную разгрузку, смену задания
по желанию ученика, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику;
«подсказка» (работа с учебником) и т. п.
Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности
таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении
творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием.
Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к
учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых
предметов путём формирования их познавательной активности.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность,
которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий
интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить
познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто стараюсь передать свой опыт, но
и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей.
Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в
своём развитии более способным детям, учу воспитывать силу воли, твёрдый характер и
целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой
личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания
глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности
необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности,
самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционно построенные уроки, я
сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения,
предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм
активного обучения.
В своей работе применяю: уроки лекции, уроки – путешествия, уроки – турниры,
уроки решения «ключевых задач», уроки – консультации, зачётные уроки,5
интегрированные уроки. Для подготовки таких уроков даю творческие задания:
составить увлекательный и содержательный рассказ, сочинить сказку, стихотворение,
отразив в них основные положения темы урока. Без знания основных правил, умения
решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание получить
хорошую оценку опятьтаки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность
школьника. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив – быть
первым и получить хорошую оценку переходит в мотив: хочу глубже изучить материал
данной темы.
Успешности обучения математике нельзя добиться только при использовании
классноурочной формы, необходима планомерная и системная внеклассная,
индивидуальная работа с учащимися.
Повысить интерес и добиться поставленных задач урока мне помогают современные
информационно – коммуникационные средства обучения.
Так, например, практикую в своей работе электронный учебник «Стереометрия
1011 класс». Особенностью структурной формулы учебника является её наглядность,
обозримость, дающая ясное представление о внутреннем строении учебного материала
соответствующего учебника.
Электронный учебник может быть использован
непосредственно в работе с учащимися на уроках для изучения нового материала,
организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний, а так же для
самостоятельных занятий, ликвидации пробелов во внеурочное время.
В электронном учебнике имеется программа «Стереоконструктор». Данную
программу применяю при построении сложнейших чертежей для решения задач. Если при
решении задач, использовать стереоконструктор в совокупности с интерактивной доской,
то экономится время на уроке, которое можно эффективно использовать для другого вида
работ.
Используя электронный учебник «Стереометрия 1011 класс», делаю выводы, что
ребята с большим желанием включаются в работу на уроке, особенно при решении задач.
Широко использую уроки – презентации. Основа такого урока – это изложение нового
материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами,
анимационными видеофильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все
подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в
общую презентацию. Презентации позволяют наглядно показать сложные объёмные
фигуры, легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз.
Работа над созданием таких уроков развивает информационнокомпьютерные компетенции
и мои и моих учеников, расширяет круг пользователей накопленным материалом, так как
эти презентации будут использованы другими преподавателями в своей работе.
Считаю, что использование компьютера в учебном процессе, способствует
повышению интереса школьников к изучению математического материала, расширяет и
углубляет знания в области математики, что в свою очередь позволяет улучшить качество
знаний по предмету.
3. Итоговый этап.
На этом этапе ставлю основную цель: организовать работу таким образом, чтобы
обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего
учебного задания.
Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным.
Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами, ученик ждёт, что
оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить
достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него
появилось желание с охотой учиться дальше. Важным условием осознанного отношения нестолько к отметке, сколько к результатам учебной деятельности является рефлексия:
размышления о себе, своей работе, динамике познания.
Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, имеет психологопедагогический
характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит
основой для формирования мотивов будущей деятельности.
6