Понятие «Деятельность», структура и специфика деятельности. Что мы понимаем под словом «деятельность»? Что есть деятельность и не деятельность?
Слово «деятельность» состоит из слов «деяние»и «тело» – т. е. некое высокое действо в целях изменения… Деятельность – это специфически человеческая активность, регулируемаятекст
Деятельность текст к презентации.doc
Учитель: Михалева Светлана Васильевна
МАОУ «СОШ №3 г. Черепанова»
Слайд 1. Понятие «Деятельность», структура и специфика
деятельности
Слайд 2.Что мы понимаем под словом «деятельность»? Что есть
деятельность и не деятельность?
Слово «деятельность» состоит из слов «деяние»и «тело» – т.е. некое
высокое действо в целях изменения…
Деятельность
– это специфически человеческая активность,
регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на
познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Т.е.
деятельность – это целенаправленный, осознанный процесс изменения
человеком природы, общества себя.
Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не
определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в
качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и
содержание деятельности определяются общественными целями,
требованиями и опытом.
Слайд 3. Различают три основных вида деятельности: игру, учение и
труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее
результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение
знаний, умений и навыков, называется учением. Труд – это деятельность,
целью которой является производство общественно необходимых продуктов.
Что необходимо, чтобы игра, учеба и труд стали деятельностью?
преобразование окружающего мира и себя.
Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных
характеристик.
Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть
непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека,
сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие
культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и
обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к
трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.
Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные
приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно
изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством
растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной
деятельности. Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной
активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы
природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в
природе.
В условиях системнодеятельностного подхода необходимо различать
и О деятельности, т.к. в основе деятельности лежат SS
что такое S
отношения.
Слайд 4.
Человек в процессе деятельности, преобразуя, окружающий мир,
превращает себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления – в объект
своей деятельности.
Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее
лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего
именно он именуется субъектом.
Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону
взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом
деятельности может быть природный материал или предмет (земля в
сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект
обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных
тренировок).
Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует
действительность, себя самого и свои социальные связи.Деятельность
невозможна без представления о том, что будешь менять в объекте.
Слайд 5.Что такое SS отношения в образовательном процессе?
Слайд 6. Вернемся к понятию деятельность! И посмотрим какова
осознание,
отношениях (активность,
специфика деятельности
потребности, познание и преобразование).
SS
Учитель и ученик в SS отношениях – партнеры.
Слайд 7.Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде,
где каждый компонент следует за другим во времени.
→
Мотив Цель Средства Действие Результат.
→
Потребность
Слайд 8.Подытожим…
1. Что отличает деятельность от действия, труда, другой активности?
Каковы специфические признаки? /осознание, познание и преобразование
внешнего мира и самого человека /
→
→
→
2. Что лежит в основе субъектсубъектных отношений педагога и
обучающегося?
3. Найдите три отличия субъектсубъектного построения урока от
субъектобъектного. /активность – активность; цель учителя – цель ученика;
контроль – самоконтроль/
4. Какой тип отношений самый оптимальный???? Дополнительная информация.
Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.
Потребность в действии
Потребность – это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка
чегото необходимого для нормального существования. Для того чтобы
человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.
Наиболее разработанная классификация потребностей человека
принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (19081970) и
известна как пирамида потребностей.
Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и
вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя
потребности:
физиологические в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте,
жилье, физическом отдыхе и т.д.;
экзистенциальные– безопасность и защищенность, неприкосновенность
личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем
дне и т.д.;
социальные стремление к принадлежности и причастности к какойлибо
социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются
ценности привязанности, дружбы, любви;
престижные основанные на желании уважения, признания другими
личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
духовные ориентированные на самовыражение, самоактуализацию,
творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными
психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в
нее три дополнительные группы потребностей:
познавательные– в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда
можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к
самопознанию;
эстетические– стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
трансцендирования– бескорыстное стремлен ие помочь другим в
духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.
По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей
необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают
место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности
какоголибо уровня, у человека возникает естественная необходимость
удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Мотивы деятельности Мотив основанное на потребности осознанное побуждение,
обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет
мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к
действию.
В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и
другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами,
традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.
Интересом называется конкретная причина действий, определяющая
социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные
социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у
рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров.
Так, для молодежи более важны инновации, для пенсионеров – традиции; у
предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства –
духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на
индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку,
занимаются разными видами спорта и т.п.).
Традиции представляют собой социальное и культурное наследие,
передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях
религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например,
французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например,
воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности
(сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого
риска).
Убеждения – твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на
мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека
отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что
он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).
Установки – преимущественные ориентации человека на определенные
институты общества, которые накладываются на потребности. Например,
человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на
материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и
поступать он будет в каждом случае поразному.
В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а
несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается
движущим.
Цели деятельности
Цель это сознательное представление о результате деятельности,
предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание,
т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от
человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности
заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен
формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в
природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет
заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность,
держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в
реальности, он создает это в уме.
Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется
ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно
приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму,
поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных
результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на
конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и
общая цель.
Средства, используемые в деятельности
Средства это используемые в ходе деятельности приемы, способы
действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание,
необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом,
требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы,
постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.
Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Вопервых,
средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть
недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или
избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например,
нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов;
бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно
для его постройки.
Вовторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать
аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то
аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М.
Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство
мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).
Действие
Действие
элемент деятельности,
имеющий относительно
самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных
действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки
и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.
Немецкий социолог Макс Вебер (18651920) выделял такие типы
социальных действий:
целерациональные действия, ориентированные на достижение разумной
пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные
препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий
предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
ценностнорациональные – действия, основанные на убеждениях,
принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для
собственной жизни);
аффективные действия, совершенные под влиянием сильных чувств –
ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная
агрессия);
традиционные– действия, основанные на привычке, часто являющиеся
автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований,
образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной
церемонии).
Основу деятельности составляют действия двух первых типов,
поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер.
Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое
влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.
Особыми формами действий являются: поступки – действия, которые
имеют ценностнорациональное, нравственное значение, и деяния – действия,
имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь
человекуэто поступок, выиграть важную битву – деяние. Выпить стакан воды
– обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово
«деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или
бездействия,
в
законодательстве «преступление – это противоправное, общественно опасное,
виновное деяние».
которое нарушает правовые нормы.
Например,
Результат деятельности
Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность
удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы
могут быть знания, умения и навыки, результатом труда – товары,
результатом научной деятельности – идеи и изобретения. Результатом
деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он
развивается и меняется.
Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее
структурного анализа.
Основные формы деятельности человека
Деятельность человека осуществляется в среде обитания
(производственной, бытовой, природной окружающей).
Деятельность – активное взаимодействие человека со средой обитания,
результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека
высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений,
повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления,
эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе трудовой деятельности осуществляет
эргономика, цель которой – оптимизация трудовой деятельности на базе
рационального учета возможностей человека.
Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на
две основные группы по характеру выполняемых человеком функций –
физический и умственный труд.
Физический труд
Физический труд требует значительной мышечной активности,
характеризуется нагрузкой на опорнодвигательный аппарат и
функциональные системы организма (сердечнососудистую, дыхательную,
нервномышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат
от 17 до 25 мДж (4 0006 000 ккал) и выше в сутки.
Умственный труд
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) – это труд,
объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации,
требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Суточный расход энергии при умственном труде составляет 1011,7 мДж (2
0002 400 ккал).
Текст к презентации "Деятельность".
Текст к презентации "Деятельность".
Текст к презентации "Деятельность".
Текст к презентации "Деятельность".
Текст к презентации "Деятельность".
Текст к презентации "Деятельность".
Текст к презентации "Деятельность".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.