Танец, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования личности школьника, для его гармоничного духовного и физического развития.
Предметом изучения историко - бытового танца является бытовые танцы 15-19 веков, а также сценические образцы бытовых танцев прошлого.
Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах.
Целью изучения предмета «Историко-бытовой танец» является ознакомление учащихся с танцевальной культурой, элементами быта и этикой разных эпох; формирование умения применять полученные знания в школьной и повседневной жизни (школьные балы, вечера); развитие художественного вкуса.Танец, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования личности школьника, для его гармоничного духовного и физического развития.
Предметом изучения историко - бытового танца является бытовые танцы 15-19 веков, а также сценические образцы бытовых танцев прошлого.
Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах.
Целью изучения предмета «Историко-бытовой танец» является ознакомление учащихся с танцевальной культурой, элементами быта и этикой разных эпох; формирование умения применять полученные знания в школьной и повседневной жизни (школьные балы, вечера); развитие художественного вкуса.
«Введение в образовательную программу «Историкобытовой танец»»
Текст презентации на тему:
Слайд № 1. «Историкобытовой танец»
«…Жизнь в танце, что может быть прекрасней…»
Танец,
как никакое другое искусство,
обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования
личности школьника, для его гармоничного духовного и физического
развития.
Предметом изучения историко бытового танца является бытовые танцы
1519 веков, а также сценические образцы бытовых танцев прошлого.
Бытовые танцы,
ставшие историческими,
представляют собой
переработку народного танцевального материала и отражают особенности
определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в
построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах.
Целью изучения предмета «Историкобытовой танец» является
ознакомление учащихся с танцевальной культурой, элементами быта и этикой
разных эпох; формирование умения применять полученные знания в школьной
и повседневной жизни (школьные балы, вечера); развитие художественного
вкуса.
Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий
(разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь
происходит теоретическая разработка правил «Бальный танец». Затем
бальный танец распространился во Франции.
В 15 16 веках итальянские и французские танцмейстеры, создавая
технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры
танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная
размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные
приветствия поклоны и реверансы. Соблюдение всех этих правил не только в
танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и
высокого общественного положения. Живые и непосредственные движения
народных танцев считались дурным тоном.
В эпоху Средневековья (1516 века) модны басседансы, бранль,
шествия с поклонами и салютами.
1Слайд № 2. «Танцы эпохи Средневековья»
Слайд № 3. «Французский бальный танец «Бранль»
В эпоху Возрождения (17 век) бальный танец распространился по
всей Европе. В каждой из стран он приобретал различные оттенки,
национальную стилистику, обогащался и непрерывно видоизменялся.
Популярными бальными танцами становятся вольта, павана, куранта,
аллеманда, менуэт.
Слайд № 4. «Танцы эпохи Возрождения»
Слайд № 5. «Менуэт»
Господствующее положение занимал менуэт.
«Менуэт это танец королей и король танцев», так назвали его
историки танцевального искусства. Считалось: «кто хорошо танцует менуэт,
тот все делает хорошо».
Основной чертой исполнения менуэта является церемониальность,
галантность и торжественность.
В 1661 году в Париже была основана Академия танца, которая
регламентировала стиль и манеру исполнения (парадность, запрещение
импровизации, соблюдение определенного порядка в зависимости от ранга
танцующих и др.). Бальному танцу обучаются у специальных учителей или в
школах танца.
Слайд № 6. «Танцы 18 века»
В 18 веке наступает расцвет придворного бального танца и получили
распространение новые, более свободные танцы: скорый менуэт, гавот,
полонез, контрданс. Успех контрдансов объясняется тем, что его могли
исполнять одновременно все желающие (лишь бы было четное число пар), в то
время, как старые танцы (павана, менуэт) исполнялись ограниченным
количеством пар. Контрдансы по своему типу и танцевальному содержанию
были интереснее и живее, чем многие церемониальные танцы.
Слайд № 7. «Полонез»
Слайд № 8. «Светский раут»
В 1715 году в Париже состоялся первый общественный платный бал.
Такие балы приобретают большую популярность (например, в 1797 в Париже
состоялось 684 публичных бала).
2В 1768 году в Париже было открыто первое специальное помещение для
бальных танцев.
К концу 17 – началу 18 веков окончательно складывается такая форма
времяпрепровождения, как балы. Бал становится одной из важнейших частей
общественной жизни. Это место встречи и общения. Танцевальное
пространство предназначалось не только для танцев, но и для демонстрации
мод. Бальные платья не использовались более одного двух раз и должны
были выглядеть «по последней моде».
Для развития бального танца в России большое значение имели
учрежденные по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые можно
считать первыми русскими балами. Основным развлечением на ассамблеях
были танцы, в которых принимали участие и пожилые люди. Кавалеры могли
приглашать на танец любую из присутствующих дам, отказываться было не
принято.
Неумение танцевать становится позорным, и потому бояре выписывают
себе учителей танцев и «светских обхождений», обязанности которых были
очень обширными. Танцмейстер должен был обучить танцам (менуэт, полонез,
контрданс, павана, куранта, англез) и одновременно преподать хороший тон.
Под влиянием петровских указов Бальный танец получил в России
широкое распространение и к середине 18 века входил как обязательный
предмет в программу многих учебных заведений.
В конце 18 начале 19 в. на смену чопорным танцам прошлых веков
приходят стилизованные народные танцы Англии, Германии, Австрии и
других славянских стран. Массовые танцы французская кадриль, вальс,
полька, мазурка, галоп становятся общеевропейскими бальными танцами.
Они более живые, непринужденные и легкие, более быстрого темпа. Развитию
свободных, прыгающих и вращательных движений способствовало изменение
моды и облегченность костюмов.
Слайд № 9. «Танцы 19 века»
Слайд № 10. «Мазурка»
Слайд № 11. «Вальс»
С середины 19 века самым популярным бальным танцем становится
вальс, вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с
творчеством венских композиторов И. Штраусаотца, И. Ланнера, И.
Штраусасына.
Вальс стал способом раскрепощения от условностей, которые еще по
прежнему были основой общественной жизни. В это же время появился еще
один танец, успех которого затмил популярность многих других, полька.
3Слайд № 12. «Балы в произведениях русской литературы»
Балы и танцевальные вечера 19 века отражены во многих классических
произведениях русской литературы, особенно в «Евгении Онегине» А. С.
Пушкина и «Войне и мире» Л. Н. Толстого.
Расцвет русского балета повлиял на бытовой танец в России, особенно в
конце 19 начале 20 веков бытовой танец всегда обогащал балетный театр. В
свою очередь многие бальные танцы, создаваемые в эти годы артистами
русского балета, несли в себе элементы и стилистические особенности
классического и народносценического танца. Именно в эти годы были
созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), падетруа (А. Бычков),
падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), па д’эспань (А. Царман) и др.
Слайд № 13. «Танцы 1920 веков»
Слайд № 14. «Падеграс»
В конце 19 века с переменами в общественной жизни бальная культура
постепенно угасает, придворные балы проводятся все реже. Последние балы и
танцевальные собрания прошли в 1914 г.
В первые годы советской власти бальные танцы были провозглашены
мещанскими и не соответствующими новой культурной политике.
Однако в европейских странах в высшем свете сохранялась традиция
проведения балов.
Слайд № 15. «Современные балы»
Сегодня культура светских балов вновь возрождается; танцевальные
вечера, салоны и балы становятся все более популярными. Как и раньше, на
них встречаются, знакомятся и общаются (на них можно придти даже
одному). Танцы, блиставшие в прошлых веках и исторически исполняемые на
балах, вновь интересны и модны, во многом благодаря своей доступности,
«нетребовательности», элегантности и красоте.
Слайд № 16. «Бал выпускников в школе № 1»
Обучение по программе «Историкобытовой танец» можно условно
разделить на два периода.
На 1м году обучения учащиеся овладевают технической основой
исполнения основных элементов бытовых танцев прошлых веков: шагов,
поклонов,
В этом периоде
простейших танцевальных движений.
4вырабатываются также навыки общения в паре, развивается пластичность,
координация движений, музыкальность. Обучение происходит в основном на
материале танцев ХIХ века, как более простых и доступных по манере
исполнения.
При освоении учебных основ историкобытового танца, исполняя
кажущиеся простыми элементы, необходимо добиваться скрупулезной
отделки не только движений ног, но и рук, головы, корпуса, выработки тех
мелких нюансов, которые в историкобытовом танце имеют очень большое
значение.
Во втором периоде
обучения изучаются в определенном
хронологическом порядке танцы 1519 веков.
Режим занятий 72 часа в год (по 1 часу 1 раз в неделю).
В программе использованы приоритетные формы занятий:
репетиционные, интегрированные, бал.
Формы подведения итогов реализации программы:
опрос,
контрольное занятие, открытое занятие, концерт, презентация творческих
работ, взаимозачет.
Бал как форма отчетного занятия по прохождению отдельных тем,
разделов программы (Рождественский бал, бал цветов, бал выпускников).
Итоговое занятие.
К концу 1го года обучения учащиеся должны знать и уметь:
истоки развития историкобытового танца;
основные элементы историкобытового танца;
правила исполнения элементов, фигур и грамотно их исполнять;
танцевальный этикет;
распознавать характер танца и музыкального сопровождения;
ориентироваться в композиции танца, точно запоминать рисунок и
последовательность фигур;
уметь технически правильно и непринужденно исполнять танцы 19 века:
польку, полонез, падеграс.
Слайд № 17.
«Я не стараюсь танцевать лучше остальных.
Я стараюсь танцевать лучше себя самого»
(Михаил Барышников, балетмейстер).
5