Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)
Оценка 4.9

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
24.04.2019
Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)
Данный урок является первым в разделе «Эта удивительная природа» линии авт. А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс. На уроке формируются представления о телах (естественных и искусственных), о веществах и частицах, об отличии смеси и чистого вещества; опытным путем устанавливаются различия между твердыми, жидкими и газообразными телами; доказывается существование мельчайших, невидимых глазом частиц (молекул и атомов). Обучающиеся учатся изображать частицы и их расположение (в твердом веществе, жидкости и газе) с помощью моделей.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тела, вещества, частицы ФИО  Полякова Лариса Николаевна Место работы МБОУ ИСОШ №1 с. Илек Должность учитель начальных классов Предмет Класс окружающий мир 3 Тема и номер  урока в теме Тела, вещества, частицы. Урок №8 Базовый учебник  (УМК) Актуальность  материалов     Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч.1., Москва, Просвещение, 2012г. Данный урок является первым в разделе «Эта удивительная природа» линии авт. А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс. На уроке формируются представления о телах (естественных и искусственных), о веществах и частицах, об отличии   смеси   и   чистого   вещества;   опытным   путем   устанавливаются   различия   между   твердыми,   жидкими   и газообразными   телами;   доказывается   существование   мельчайших,   невидимых   глазом   частиц   (молекул   и   атомов). Обучающиеся   учатся   изображать   частицы   и   их   расположение   (в   твердом   веществе,   жидкости   и   газе)   с   помощью моделей.  Педагогические  цели Cформировать понятие о том, что все тела состоят из веществ, а все вещества из мельчайших частиц, невидимых глазом. Развивать кругозор учащихся. Тип урока Решение учебной задачи Современные  образовательные  технологии Методы  обучения Развивающее обучение, личностно­ориентированный подход, использование информационно­коммуникативных  технологий.  Объяснительно­иллюстративный, частично­поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и  самоконтроля, проблемно­поисковые методы. Принципы  обучения память); 1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка (логическое мышление, внимание, 2. Принцип действенного подхода к обучению; 3. Принцип   обоснованного   ответа   (каждый   учащийся   доказывал   свое   мнение   в   процессе   выполнения индивидуальных и групповых заданий). 4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Универсальные  учебные  действия  (метапредметные ) Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь па схему; работать в парс: анализирован» схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Формы работы  учащихся Оборудование: Формы, методы,  методические  приемы Фронтальная, индивидуальная, групповая. Учительский компьютер, мультимедийный проектор Для эксперимента: пластилин, ножницы, пластилин (на столах у детей). Для опыта: стакан, чайная ложка, кусочек сахара; кипячёная вода.  Листы с заданиями на команду (Приложения 2 ­ 4), лист оценивания на каждого ученика (Приложение 1) Х о д   у р о к а Деятельность учителя  Деятельность учащихся осуществляемые действия формируемые  умения УУД I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу Психологический  настрой. Приветствие учащихся.. ­ С каким настроением вы пришли на урок? Слайд 1 Приветствуют  учителя.  Проявляют  эмоциональную  Коммуникативные Уметь оформлять Фронтальная.  Словесный.  Слово учителя  Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи карточек, которые лежат у вас на парте. Солнышко настроение отличное,  солнышко с тучкой хорошее, тучка ­ так себе.  ­ Я тоже покажу вам своё настроение (солнышко). ­ Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят  нашего класса настроение было прекрасное.  ­ Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:  Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я помогу. Организуют свое  рабочее место. отзывчивость на  слова учителя свои мысли в  устной форме;  договариваться с  одноклассниками  совместно с  учителем о  правилах поведения и общения и  следовать им. Регулятивные  Развитие мотивов  учебной  деятельности. Цель:  повторение   изученного   материала,   необходимого   для   "открытия   нового   знания",   и   выявление   затруднений   в   индивидуальной деятельности каждого учащегося. Индивидуальный.  Практический. Сегодня вы все задания будете выполнять в группах.  (Памятка на столе у каждой группы) II. Актуализация знаний Осуществлять  самоконтроль,  оценивать свои  достижения Коммуникативные Уметь оформлять  свои мысли в  устной форме с  достаточной   полнотой и  точностью мысли  (диалог) Отвечают на  вопросы теста 1. Будь вежлив с товарищами в группе. 2. Умей выслушивать мнения каждого. 3. Доказывай своё мнение. 4. Внимательно выслушай мнения ребят из других групп. ­ Перед вами лежит лист самооценки (Приложение 1). В течение всего урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу, а в конце урока подведём итоги. ­ Но для начала проверим домашнее задание Тест. Работа на индивидуальных листах Я буду зачитывать утверждения. Если утверждение правильное,  ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «­». 1. Природа – это всё, что нас окружает и существует  независимо от человека.  (+). 2. Снег относится к живой природе. (­) 3. Природа бывает живая и неживая. (+). 4. Бактерии относятся к живой природе. (+). 5. Сердце, лёгкие, печень – это внутренний мир человека. (­). 6. Дерево, дом, человек – это объекты окружающего мира.  (+). 7. Самые маленькие и самые примитивные живые существа на Земле – это бактерии. (+). 8. Живую природу изучает наука астрономия.(­). 9. Наука, изучающая внутренний мир человека – психология.  (+). ­ А теперь соедини знаки плюс в таком порядке: От 3 к 1, от 1 к 4, от 4 к 6, от 6 к 9, от 9 к 7 (Приложение 2) ­ Если у вас получилась цифра 5, значит, за тест вы получаете 5! ­ Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за первое  задание. ­ Сегодня мы с вами продолжим открывать тайны в интересном  предмете: «Окружающий мир». ­ Вспомним, какими способами мы можем воспользоваться, чтобы  получить новые знания. Ответы детей: ­  спросить у  взрослого, ­  прочитать, ­ понаблюдать, ­ провести опыт. III. Этап усвоения и осмысления новых знаний  на основе решения проблемной ситуации. Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения. Диалог, групповая или парная работа; Методы:  побуждающий к  гипотезе диалог,  подводящий к  открытию знания  диалог,  подводящий без  проблемы диалог Фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. ­ Мы говорили о природе и человеке, об   окружающей среде и экологических   связях.   Но   все   ли   мы   уже   знаем   об   устройстве мира? ­   Сегодня   мы   приступаем   к   изучению   нового   раздела   «Эта удивительная природа». ­   Перед   вами   два   объекта.   Сравним   их.   Что   значит   сравнить? Назовем сходства и различия. Каким способом получения знаний воспользуемся? (наблюдение) По какому признаку? ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь?     Пресная вода Сладкая вода Слушают  учителя Формулируют  тему урока  совместно с  учителем Личностные Интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные Умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя. ­ Я утверждаю, что эти объекты разные. Вызвать одного человека попробовать. ­  Почему вода стала сладкой? ­ Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим? Ответим на эти вопросы в конце урока. ­ Тема нашего урока «Тела. Вещества. Частицы». Можете ли вы  сейчас определить где перед нами тело, где вещество, где  частицы? ­ Почему затруднились? ­ Какие вопросы возникли? Отвечают на  вопросы  учителя. Формулируют  тему урока. Учатся  формулировать  тему урока,  прогнозировать  содержание  материала. Коммуникативные Умение слушать собеседника. Цель: сформировать понятие о том, что все тела состоят из веществ, а все вещества из мельчайших частиц, невидимых глазом. IV. Работа по теме урока Фронтальная.  Словесный.  Сообщение  учителя. Осуществлять  самоконтроль,  оценивать свои  достижения Познавательные  Уметь добывать  новые знания:  находить ответы на  вопросы, используя  учебник, свой  жизненный опыт и  информацию,  полученную на  уроке  (Коммуникативны е взаимодействие с  партнером,  постановка  вопросов,  инициативное  сотрудничество в  поиске и сборе  информации. Регулятивные  саморегуляция,   способность к  волевому усилию. Поиск решения проблемы Исследование в группах. ­   Перед   нами   список   объектов.   Что   мы   можем   сейчас   с   ним сделать? Воспользуемся своими знаниями и опытом. (Молекула, соль, облако, стол, железо, кошка, атом, береза, луна, стекло, ваза, воздух, вода). ­   Варианты   распределения   разные.   Какой   верный?   Будем разбираться. Знакомство с понятием  «тело». ­ Что вы представляете, когда слышите слово «тело»?  – В словаре Ожегова дается  такое значение этого слова: «Тело – организм  человека  или  животного  в его  внешних  и физических формах». ­  Прочитаем слова из первого столбика «Тела». ­ Каким способом проверить правильность составленного списка? (Учебник с.36) ­   Если   вас   попросят   изобразить   тела   на   бумаге,   легко   ли   вы справитесь с этим заданием?  ­ Почему?  ­   Но   у   этого   слова   есть   и   другое   значение.     Тела   –   это   все предметы, окружающие нас.  ­   Что   еще   узнали   про   тела   из   текста?   (естественные   и искусственные) ­ Распределите на две группы. ­ Можно ли еще распределить тела внутри групп? (Природные: живые и неживые) ­ Сравните тела (линейка, мяч, кубик). Чем похожи? (Искусственные тела) ­ Определите основные  признаки этих тел. Чем они различаются?   (Мяч – резиновый, круглый, маленький.   Кубик – деревянный, большой.  Линейка – металлическая, прямоугольная) ­ Какой вывод можно сделать?  ­   Возьмите   фигурку   из   картона,   разрежьте   ножницами   на несколько частей. Распределяют  по группам. Первая группа  работает с  группой тела,  вторая –  вещества,  третья –  частицы. Фронтально на  доске  сгруппировали. Обратиться к  тексту учебника  и проверить свои  предположения. Проверяют  слова в столбике «Тело». Во время   объяснения  заполняют  таблицу «Тела и  вещества». (Приложение 3) Проводят  сравнение. Делают выводы: каждое тело ­  Что  произойдёт   с  телом,  если   разделить   его  на  части?  (Тело меняется) ­ Что произойдёт с телом, если не делить его на части, а просто изменить его форму?  Проведём эксперимент. Возьмите в руки кусочек пластилина, слепите из него любое тело. Сравните   с   фигурками   ребят   по   команде.   Превратите   свои фигурки в шарик. ­ Какой вывод можно сделать?  Знакомство с понятием  «вещество». ­ Прочитаем названия объектов  из второго столбика. Эти объекты не имеют определенной формы. ­ Какая связь между ними и телами? (Вещество – это то, из чего состоит тело) ­ Веществ существует бесчисленное множество. Есть природные вещества:   вода,   соль,   глина,,,,   Есть   вещества,   придуманные человеком:   пластмасса,   резина,   стекло.   И   каждый   год   человек придумывает новые вещества.  ­   Из   одного   вещества   можно   сделать   разные   тела.   Возьмем целлюлозу (древесина), какие тела можно из нее сделать? ­   Есть   тела,   которые   образованы   одним   веществом:   линейка, проволока, пластмассовый стаканчик ­   Есть   тела,   которые   образованы   несколькими   веществами: ножницы, карандаш. ­ Есть тела, которые образованы многими веществами: растения (вода,   сахар,   соль,   крахмал…),   еще   более   сложный   состав   у животных. ­   Определите   главные   признаки   этих   веществ.   Чем   они различаются?  (Вкус, цвет, запах) ­ Что произойдёт с веществом, когда мы тело делим на части или меняем его форму? Измениться ли оно? ­ Сделайте вывод. Проверка заполнения таблицы.(Приложение 3)  ­ Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за второе имеет размеры,  форму. Эксперимент с  пластилином. Делают выводы: тело не делили  на части,  изменили форму, изменилось тело Мяч –  резиновый,  круглый,  маленький.   Кубик –  деревянный,  большой.  Линейка –  металлическая,  прямоугольная Определяют  главные признаки веществ и  записывают в  таблицу. Один  представитель  команды  зачитывает  ответы,  обсуждения  детей, с чем  Регулятивные  Уметь планировать  своё действие в  соответствии с  поставленной  задачей.  Уметь оценивать  правильность выполнения  действия на уровне  адекватной  ретроспективной  оценки.  задание. ­ Проверим, как вы сможете отличить, что из перечисленного тела, а что вещества. Если я называю тело, вы рисуете кружок, если вещество – треугольник. (Гвоздь,   медь,   проволока,   железо,   алюминий,   ложка,   стекло, роса). ­ Выполните проверку  (O ∆ O ∆ ∆O ∆ O) ­Кто ответил верно, ставит в лист оценивания  1 балл  за третье задание. Знакомство с понятием  «частица». ­   Все   вещества   по   своему   состоянию   делятся   на   3   группы. Распределите на группы: газообразные, жидкие, твердые. Ученым удалось в микроскоп рассмотреть вещества из этих групп. Они изобразили их строение в виде моделей.  Слайд  ­ Что показали на моделях ученые? (Частички) ­ Что еще можем увидеть на моделях?   Учёные установили, что между частицами есть промежутки. Просмотр видео Почемучка. Бибигон. www.youtube.com Практическая Дети изображают три состояния веществ V. Физкультминутка согласны, не  согласны. Распределяют  на 3 группы В результате  обсуждения,  дети приходят к выводу, что в  твёрдых телах  эти  промежутки  маленькие. Выполняют  движения V. Усвоение новых знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод  том, что он уже умеет. Групповая.   Словесный.  Наглядный  Вернёмся к тому, о чём говорили в начале урока. Можете   ли   вы   сейчас   определить   где   перед   нами   тело,   где вещество, где частицы?    Где же находится сахар? Что с ним произошло? Почему мы его не видим? Тело: кусок сахара. Состоит из вещества.  Слушают рассказ  учителя,  отвечают на  вопросы. Познавательные  Поиск и выделение  необходимой  информации.  Выполнять  действия по Вещество:   сахар   белого   цвета,   сладкое   на   вкус   –   твердое. Состоит из частиц. Как показать? В стакан налито вещество ВОДА – жидкое. Состоит из частиц. Как показать? Что происходит с куском сахара? Помещаем в воду. Что   будет   происходить   с   куском   сахара   в   воде.   Твердое вещество,   из   которого   он   состоит,     начнет   рассыпаться   на частички,   которые   занимают   место   между   частичками   воды. Смешиваются.  Вывод: Изменилось тело – оно рассыпалось. А сахар не исчез после   растворения   и   не   перестал   быть   сахаром,   потому   что остался в воде). Тетрадь с.24, №5 (Отметьте   знаком   «+»   в   соответствующей   графе,   какие   из перечисленных   веществ   относятся   к   твёрдым,   жидким, газообразным). Проверка выполнения работы.  ­ Кто ответил верно, ставит в лист оценивания 1 балл за четвёртое задание. По очереди  команды  называют  вещество и  объясняют, к  какой группе его  отнесли Самоконтроль,  самооценка VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса. Открыто  Фронтальная. осмысливают и  Словесный. Беседа оценивают свою  деятельность на  уроке Отвечают на  вопросы ­ Вы дружно работали. ­ Узнаем, какая команда была самой внимательной на уроке.  Заполните схему (Приложение 5) Что же мы узнали сегодня об устройстве мира? Что называется телом? Какие они бывают? Что такое вещество? Какие они бывают по состоянию? Из чего состоят вещества? Что можно сказать о частицах? ­ Посчитайте, сколько баллов набрал каждый из вас. Это ваша  заданному  алгоритму. Коммуникативные Взаимодействие в  группе. Выполняют  действия по  заданному  алгоритму. Сотрудничество с  учителем и  сверстниками.. Регулятивные:  самоконтроль,  самооценка. Личностные Способность к  самооценке на  основе критерия  успешности  учебной  деятельности  Коммуникативные .   Умение  с  достаточной   полнотой и  точностью  выражать свои  мысли. Регулятивные.  Самооценка отметка за урок. Проверим  ваше настроение. С каким настроением уходите с урока? Фронтальная.  Словесный.  Объяснение  учителя Обеспечивает понимание цели, содержания и способов  выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие  записи. А – учебник стр.36­39 читать, отвечать на вопросы В – подготовить дополнительный материал учебник стр. 40 VII. Домашнее задание Принимают  учебное задание. Понимают цели,  содержание  и способы  выполнения  задания Слушают  объяснение  учителя.  Делают  соответствующ ие записи Учащиеся  выбирают  самостоятельно .

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)

Тела, вещества, частицы. Урок №8 (окружающий мир, 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2019