Тема 2. История появления и развития бережливого производства
Оценка 4.7

Тема 2. История появления и развития бережливого производства

Оценка 4.7
Лекции
docx
другое
25.11.2024
Тема 2. История появления и развития бережливого производства
Приоритетной целью курса «Основы бережливого производства» является ознакомление студентов с ключевыми принципами, идеями бережливого производства и возможностями их применения в процессе профессиональной деятельности. Соответствует ФГОС СПО.
лекция - глава 1 тема 2.docx

ЛЕКЦИЯ

ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Тема 2. История появления и развития бережливого производства

 

Основателем теории менеджмента по праву считается Фредерик У.Тейлор, американский инженер-практик, который занимался вопросами организации производства, повышения производительности
труда за счет разделения самого процесса на раздельные операции.

Ф. Тейлор обобщил свой опыт и наблюдения в известных трудах, таких как «Управление фабрикой» (1903 г.) и «Принципы научного управления» (1911 г.). Он обозначил три ведущих принципа научного подхода к менеджменту предприятия:

1) при принятии решений опираться на их научную обоснованность (а не на мнение отдельных рабочих);

2) организация обязательного обучения и подготовки рабочих с опорой на знание их качеств (отказ от бессистемного набора работников);

3) установление отношений взаимодействия управленческого
состава и рабочих на основе научных закономерностей, помогающих повышению качества работы (вместо самостоятельного решения отдельным работником возникающих проблем).

Основные идеи преобразований, приводящих к результативности работы предприятий, сводились к следующему:

- рационализация рабочего труда и использования производственного оборудования;

- соблюдение регламентации и использовании сырья и инструментов;

- хронометраж рабочего времени;

- анализ трудовых действий: выстраивание логической цепочки составляющих их операций;

- введение функции контроля в текущем производств
процессе.

Существенным явилось заключение Ф. Тейлора о необходимости совершенствования деятельности управляющего аппарата, а
именно укрепления роли бригадиров и мастеров. Эти изменения
должны были привести к увеличению количества выпускаемой продукции, снижению себестоимости за счет рационализации трудовых
действий, к повышению заработной платы рабочих. Немалая роль отводилась отношениям сотрудничества между управленцами и обычными работниками.

В работах Ф. Тейлора впервые в отдельную управленческую
функцию было выделено планирование. Суть функции планирования
он определил как прогнозирование методов организации работы и
деятельности по управлению производством в целом.

Идеи Ф. Тейлора, таким образом, явились предвестниками будущей концепции устранения потерь и активно применялись в управлении производством ведущих предприятий в первой половине прошлого столетия.

Само понятие «Lean Production» впервые ввел в 1990 г. в оборот Джон Крафчик, американский топ-менеджер, руководитель компании «Вэймо», участвовавший в проекте по исследованию «японского экономического чуда», соавтор книги «Машина, которая изменила мир».

Как было сказано выше, сущность «бережливого производства»
составляет устранение либо частичное сокращение потерь. Работа, не
добавляющая ценности продукции, обозначена термином «Muda»
(япон.- потери). Он был введен Френком Гилбертом, руководителем консультационной фирмы, который давал рекомендации по «технике управления» частным фирмам.

Опыт Ф. Гилберта основывался на его практике управления
строительной компанией. Однажды он наблюдал за действиями, которые осуществлял каменщик при возведении стены: в процессе работы тому приходилось наклоняться для того, чтобы взять новый
кирпич. Ф. Гилберт подробно изучил последовательность выполнения операций рабочим и пришел к выводу установить рядом с рабочим специальную тумбу, на которой будут сложены необходимые
кирпичи. Наблюдения показали, что такое простое организационное
решение повысило производительность труда рабочего почти в три
раза и снизило трудоемкость самого физического процесса.

Новый этап в повышении производительности труда за счет
организационно-управленческих изменений связан с именем Генри
Форда, американского владельца предприятий автомобильного производства, впервые применившего на массовом производстве конвейерную линию. Он, в отличие от Ф. Тейлора, который сконцентрировал свое внимание на организации труда рабочих, акцентировал рациональное применение технологий, производственного оборудования.

Историческая заслуга Г. Форда состоит во внедрении такой модели производственного потока (1913 г.), когда обрабатываемая заготовка передвигалась от одной операции к другой по конвейеру. Внедрению конвейерной линии предшествовали наблюдения Г. Форда за
автономной работой некоторых рабочих: много времени тратилось не
на саму работу, а на доставку необходимого материала, поиск нужного инструмента. Обладавший мобильным мышлением руководитель
быстро просчитал, что все ненужные передвижения рабочих оплачиваются из средств предприятия, а это около 50 миль ежедневно пустого передвижения по цехам. Поэтому Форд сделал вывод, что для сокращения потерь передвижения необходимо, чтобы не сами люди доставляли себе работу, а чтобы работа доставлялась к работнику.

Так были сформулированы важные принципы снижения издержек:

1) рабочий не должен делать при выполнении операции больше одного шага;
2) работник при выполнении операций никогда не должен работать в наклон.

Рассмотрим подробнее организационные основы конвейерной
технологии, которую в 1913 г. впервые применил Г. Форд для процесса сборки автомобиля. Такой подход способствовал повышению производительности труда до 50%, стандартизации операций: каждый рабочий выполнял свою стандартную операцию. Один ставил болт, другой его закручивал, третий закреплял накрепко. До минимума были сокращены передвижения: рабочие оставались на месте, заготовки и комплектующие доставлялись к их рабочему месту и раскладывались таким образом, что никакие наклонные движения не
происходили. Такая организация сборки автомобиля позволила установить минимальную оплату в двукратном размере от средней по отрасли. Повышение производительности труда позволило сократить
продолжительность рабочего дня до восьми часов.

Предпринятые Г. Фордом прогрессивные методы организации
производства укрепили лояльность персонала, практически исчезла
текучесть кадров, рабочие сами стали приобретать свои машины. Это
важный показатель качества продукции.

Как своеобразный девиз инновационных преобразований звучат
слова Г. Форда: «Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику. Побольше мозга в вашем рабочем
методе - мозга и еще раз мозга! Работайте лучше, чем прежде, только
таким путем можно оказать помощь и услугу для всех стран. Этого
можно достигнуть всегда».

Продолжатель идей Г. Форда чешский предприниматель, основатель обувной фирмы «Вата» Томаш Батя. Т. Батя известен в истории менеджмента как революционный руководитель, который значительное внимание уделял проблемам качества выпускаемой продукции, внедрил конвейерное обувное производство, в результате чего увеличилась производительность труда на 75%. Такой стремительный рост производства позволил открыть дочерние предприятия в европейских странах, наладить систему обучения работников овладению новыми технологиями. Именно знания сотрудников Т. Батя считал главной ценностью и капиталом компании.

Обобщая опыт совершенствования управленческого подхода в
организации труда предприятия, можно выделить особенности системы менеджмента Томаша Бати:

- объединение труда вместо его разделения;

- постоянное применение инноваций, повышающих качество продукции;

- развитие самоуправления в подразделениях предприятия для
развития ответственности за принимаемые решения;

- привлечение работников для принятия стратегических решений развития предприятия совместно с управленческим аппаратом;

- определение зоны ответственности отдельного работника;

- организационная мобильность.

Т. Батя достаточное внимание уделял созданию социальных пособий, обеспечению комфорта работников:

- выплата пособия при рождении ребенка (вклады под капитализацию в 10% годовых);

- размещение вкладов в сберкассах под высокий процент;

- строительство домов с лужайками с последующим выкупом
(прообраз современной ипотеки);

- создана специальная программа поддержки семей, потерявших кормильцев, предполагавшая еженедельные выплаты;

- строились больницы, детские сады, стадионы.

Т. Батю по праву называли сторонником концепции «капитализма с человеческим лицом»: своих рабочих он хотел видеть партнерами, неравнодушными к судьбе предприятия.

В таблице 1 рассмотрены операционные методы, которые применялись в управлении предприятиями Т. Бати.

Таблица 1

Операционные методы Т. Бати

Метод

Описание метода

Непрерывное внедрение
инноваций и
усовершенствований

Проведение систематической профилактики оборудования, станков и механизмов: работа в цехах
должна была проходить без остановок

Адаптация к собственным процессам всего оборудования

Участие инженерных сотрудников и технического персонала в обсуждении процессов внедрения новых технологических линий (10% от категории работников)

Обеспечение выпуска высококачественной продукции



Повышение роли отдельного сотрудника за выпуск качественной продукции, овладение технологиями работы без поломок механизмов

Общая производственная гибкость

Использование приспособлений, сокращающих количество потребляемой энергии, автономное
обеспечение работы оборудования (робот Баги)

Мобильность и гибкость производства обеспечивалась за счет раздробленности крупного производства на специализированные подразделения

Скорость изменения

Обеспечивалась за счет быстрой переналадки, переоборудования механизмов на сборочной линии
Иногда этот процесс требовал временной остановки некоторых станков или приспособлений, а
иногда происходил в режиме непрерывности
технологического процесса

Отношение рабочих к использовавшемуся оборудованию как к своей «собственности»

Работники проявляли заботливое, бережное отношение к оборудованию. Соблюдали требования, обозначенные в инструкции по использованию

Каждый работник имел возможность в любой момент остановить конвейер

Минимальное время на потери вследствие грамотного ухаживания за оборудованием, его профилактикой. Системный подход к профилактическому обслуживании всего оборудования

Автоматизация

Внедрение в производство универсального оборудования - станка, который за минимум движений изготавливал обувь. Иностранные инженеры не смогли изготовить аналог «универсального пресса»

Профилактическое обслуживание оборудования

Использование полуавтоматической системы проведения профилактического обслуживания
оборудования, не требующей прекращения производственного процесса

 

В своей практике управления Т. Батя придерживался ряда принципов:

1) товары и прибыль рассматривались не как цель, а как средство обеспечения фундамента благосостояния и развития предприятия и его сотрудников;
2) работники должны быть партнерами и совладельцами предприятия за счет реинвестирования их доходов в развитие производства и социальной сферы;
3) не государство, а работодатель обязан обеспечивать качество
жизни сотрудников;

4) каждый руководитель высшего звена был обязан овладеть всеми
производственными операциями и изготовить свою пару обуви.

Система управления предприятием, отношение и принципы его
осуществления способствовали возникновению кружков качества, в
которых принимали участие представители всех категорий работников: от топ-менеджеров до обычных рабочих-станочников. Роль таких кружков состояла в разработке мероприятий по дальнейшему совершенствованию компании, обучению сотрудников основам экономических расчетов.

На предприятиях Т. Бати была возможность пенсионного обеспечения сотрудников, которые в 40 лет могли выйти на пенсию и
жить на те средства, которые отчислялись на накопительный счет под
10% годовых.

Интересен опыт снижения потерь в период депрессии на предприятиях Т. Бати. Лояльное отношение работников к своей компании
и признанный авторитет руководителя позволил получить согласие
на временное снижение зарплаты, но при этом была предусмотрена
50%-ная компенсация на товары первой необходимости. За счет таких манипуляций он снизил стоимость продукции предприятия на
50%, что привело к возрастанию потребительского спроса и обеспечило достойный уровень жизни работников.

Что касается опыта внедрения концепции бережливого производства в отечественной практике менеджмента, то она определялась
разработкой системы научной организации труда (HOT). В рамках
концепции НОТ решались задачи рационализации и улучшения обустройства рабочих мест, оптимизации нормативных установок и требований к квалификации сотрудников.

В начале ХХ в. теоретическое обоснование науки об организации дал А. А. Богданов в известной работе «Тектология. Всеобщая организационная наука».

Тектология, или «всеобщая организационная наука» — научная дисциплина, разработанная учёным-экономистом А. А. Богдановым в 20-х годах XX века, существенно развёрнутый проект был опубликован им в одноимённом труде (в трёх томах). В соответствии с фундаментальными предпосылками тектологии, два и более элемента, включённые в единый процесс, могут при особой организации (организованности) превосходить по эффективности функционирование этих же элементов по отдельности, а могут и уступать отдельной работе, мешая друг другу (Богдановым также рассматривается «нейтральный» тип взаимодействия). Рассмотрению, анализу и теоретизации фактора организации, при правильном применении которого эффективность элементов, включённых в состав целого, увеличивается, и посвящается «Тектология».

Другим теоретиком, исследовавшим подходы к организации
труда, был О. А. Ерманский. Он утверждал, что все действия рабочих
должны быть заранее детально продуманы и научно обоснованы, что
и является залогом точного выполнения намеченного. Ученый
обосновал принцип оптимума, в сути которого заложено понимание
роли двух величин:

- значение полученного результата;

- показатель израсходованной на его получение энергии.

Принцип оптимума означает, что критерий рационализации -
это максимальное значение отношения количества достигнутого полезного результата к количеству расходуемой энергии; минимальное
значение отношения свидетельствует об обратной ситуации (нерациональном соотношении рассматриваемых величин).

Наиболее известной персоной в обосновании положений и разработке методических рекомендаций в осуществлении концепции
научной организации труда является А. К. Гастев. Его основные подходы нашли отражение в работах Центрального института труда.
Среди программных документов можно упомянуть о правилах организации труда, которые были изложены в книге «Как надо работать».
Эти правила в формате плакатов и листовок можно было встретить в
цехах, организациях, на строительных площадках. Впервые при проектировании предприятий рассматривались вопросы организации
труда: обеспечение персоналом, его подготовка и обучение.

Следующим этапом было всеобщее признание разработок по
научной организации труда, созданных на базе Научно-исследовательского института труда (1955). Далее последовал период перестройки (после 1985) и, как следствие, разработки по НОТ потеряли свою актуальность до вступления России в условия рыночных отношений.

 

Вопросы и задания к теме 2


1. Кто из известных теоретиков менеджмента стоял у истоков концепции бережливого производства?

2. Подготовьте сообщение на тему «Идеи преобразований производства в работах Ф. Тейлора «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

3. Подготовьте слайд-презентацию по проблеме «Г. Форд и его конвейер».

4. Составьте и оформите в таблицу основные идеи теоретиков концепции бережливого производства:

Теоретики концепции БП

Содержание изменений
и преобразований

Тейлор Фредерик

 

Форд Генри

 

Оно Тайити

 

Имаи Масааки

 

Богданов Александр Александрович

 

Ерманский Осип Аркадьевич

 

Гастев Алексей Капитонович

 


Источник литературы

Бурнашева Э.П. Основы бережливого производства: учебное пособие для СПО/ Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 76 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

ЛЕКЦИЯ ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

ЛЕКЦИЯ ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Само понятие «Lean Production» впервые ввел в 1990 г

Само понятие «Lean Production» впервые ввел в 1990 г

Один ставил болт, другой его закручивал, третий закреплял накрепко

Один ставил болт, другой его закручивал, третий закреплял накрепко

Т. Батю по праву называли сторонником концепции «капитализма с человеческим лицом»: своих рабочих он хотел видеть партнерами, неравнодушными к судьбе предприятия

Т. Батю по праву называли сторонником концепции «капитализма с человеческим лицом»: своих рабочих он хотел видеть партнерами, неравнодушными к судьбе предприятия

Каждый работник имел возможность в любой момент остановить конвейер

Каждый работник имел возможность в любой момент остановить конвейер

В начале ХХ в. теоретическое обоснование науки об организации дал

В начале ХХ в. теоретическое обоснование науки об организации дал

Вопросы и задания к теме 2 1

Вопросы и задания к теме 2 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2024