ЛЕКЦИЯ
ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Тема 3. Характеристика принципов непрерывного
совершенствования Кайдзен
Кайдзен как базовая составляющая концепции «бережливого
производства» фокусируется на постоянном улучшении абсолютно всех процессов (производственного, социального,
экономического),
которые обеспечивают деятельность любого
предприятия, его сотрудников.
Японская философия Кайдзен в отношении
бизнес-процессов
заключается в принципиально комплексном
разностороннем подходе
к динамичным и эффективным изменениям в области
изготовления,
продвижения продукта, управленческой
деятельности. Ставя основной целью философии Кайдзен работу без потерь,
руководители процессов ведущей идеей организации технологической составляющей
считают правило: каждый день ступенька к
совершенствованию.
Принципы Кайдзен впервые применяли в период
послевоенного
(1940-е гг.) восстановления Японии. Во всем мире
был отмечен
успешный и динамичный экономический и
технологический результат необычного подхода к организации труда, приведший к
«японскому экономическому чуду».
Далее рассмотрим содержание основополагающих
принципов
(исходных положений), на которых основана
концепция Кайдзен.
1. Фокус на клиентах - необходимо изготавливать и продвигать на рынок такие продукты или услуги, которые удовлетворяли бы запросам потребителей.
2. Непрерывные изменения небольшие, но
систематические
изменения - улучшения, ежедневно происходящие на
всех участках
производственного процесса, приведут к
оптимальному результату.
3. Открытое признание проблем все проблемные
ситуации,
возникающие на предприятии, должны обсуждаться
открыто, не
скрываться и не умалчиваться от сотрудников.
Меры по усовершенствованию процессов невозможны без определения сути проблем.
4. Пропаганда открытости общие площади (помещения
офисов) с оборудованными рабочими местами для специалистов, работающих над
выпуском одной продукции. Способствуют снижению
обособленности, ускоряют координацию действий
при решении производственных вопросов.
5. Создание рабочих команд - организация
инициативных
групп - «Кружков качества», где каждый работник
может поделиться своим видением проблемных моментов в организации работы.
6. Управление проектами посредством создания
межфункциональных команд - суть принципа состоит в ротации сотрудников с
целью обеспечения взаимозаменяемости, что
позволяет расширить
функциональную ценность каждого работника.
7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений»
-
успешность (финансовая, уровень прибыли)
организации основывается на лояльности ее сотрудников,
эмоционально-психологическом
климате межличностного общения, вовлеченности
работников в
процессы принятия решений.
8. Развитие по горизонтали - любое обучение,
овладение новыми технологиями, повышение квалификации, способствующие
улучшению технологичности и развитию, должны
распространяться
среди всех работающих в организации.
9. Развитие самодисциплины - самоконтроль
соблюдения правил и норм, принятых на предприятии; уважение к себе и к
коллегам,
принятие традиций и уклада организации в целом.
10. Самосовершенствование сотрудник должен
ставить перед
собой те цели, за достижение которых отвечает он
лично, и начинать
решать собственные задачи для их достижения.
11. Информирование каждого сотрудника - все работники организации должны владеть полной информацией о ее текущем состоянии и перспективном развитии.
12. Делегирование полномочий сотрудникам - поручение каждому работнику выполнение конкретных задач, решение которых повышает чувство ответственности за успехи предприятия.
13. Организация управления соблюдение алгоритма
любого
управленческого процесса: целеполагание,
планирование, организация, мотивация и контроль.
14. Анализ производственной ситуации на
предприятии и действие на основе фактов грамотно проведенный анализ, получение
достоверного фактического материала способствуют
принятию рациональных решений.
15. Преодоление причины возникновения проблем на
предприятии и предупреждение повторов - важно при возникновении проблемы
установить ее причину, чтобы в дальнейшей работе
видеть
возможные ее проявления и предпринимать
превентивные меры по
устранению.
16. Встраивание качества в процесс на раннем
этапе - предполагает качественное выполнение работы на протяжении всего
производственного цикла. Если наводить порядок только в преддверии проверки
- эффекта улучшений не произойдет: ни одна
проверка не
способствует повышению качества работы
предприятия.
17. Стандартизация производственных процессов - любой результат необходимо закрепить, постоянно повторяя алгоритм успешных действий.
По мнению профессора О. С. Виханского, внедрение принципов Кайдзен
в управленческий процесс предприятия способствует укреплению
конкурентоспособности компании, увеличивает прибыль,
не требуя при этом значительных финансовых вложений. Переход к работе на основе
системы постоянного улучшения процессов требует
всего коллектива осознания значимости преобразований и концентрации внимания на
выполнении трудовых функций. Как правило, в
тех организациях, где уже осуществлен переход на методику
Кайдзен, в случае если работники видят возможность изменения
стандартов выполнения отдельных операций, они стремятся оптимизировать свои
действия.
В условиях рыночных социально-экономических отношений перед большинством предприятий стоят задачи обеспечения стабильного развития, укрепления конкурентоспособности и получения максимальной прибыли за счет минимизации возможных потерь.
Однако если выполнение этих задач для одних организаций
осуществляется успешно, они выходят на рынок и занимают лидирующие позиции, то
большинство же компаний находятся в постоянной
стрессовой ситуации борьбы за место на рынке труда.
Практика организационного управления показала наличие двух
основных подходов к обеспечению эффективности предприятия.
Первый, который популярен среди западных компаний, называется «инновационный», так как в основе его реализации лежит внедрение инновационных технологий, требующих дорогостоящих затрат.
Второй, популярный у японских бизнесменов, опирается на интеллектуальные инструменты организации работы, больше требующие наличия рационального мышления и знания принципов сокращения затрат с применением концепции Кайдзен.
Обозначим отличия вышеупомянутых подходов обеспечения
эффективности предприятия (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика
инновационного подхода и Кайдзен
(разработано в. Качалаем)
|
Кайдзен |
Инновации |
1. Эффект |
Длительный срок |
Краткосрочный |
2. Темп |
Медленный |
Быстрый |
3. Изменения |
Постепенные и непрерывные |
Резкие, переменного |
4. Практические требования |
Большие усилия при небольших затратах |
Значительные финансовые
вложения при |
5. Критерии оценки |
Оценивается производственный процесс |
Оценивается полученный
результат |
6. Условия |
Медленное развитие экономики |
Стремительное развитие экономики |
Вопросы и задания к теме 3
1. Выполните творческое задание. Необходимо выбрать 3 высказывания по проблеме
качества из предложенных шести вариантов
и в виде небольшого эссе раскрыть, каким образом они объясняют
философию непрерывного совершенствования качества.
Например: «Стандарт работы - "ноль ошибок"».
Принцип “ноль ошибок" был одним из основополагающих в
японской системе управления качеством. Он означает, что если на всех
промежутках процесса работы предприятия или организации соблюдать прописанные
или установленные стандарты, то можно
будет избежать потери, которые приводят либо к браку, либо к ненужным
передвижениям и переделыванию неквалифицированной работы. Чем меньше будет
ошибок, тем выше и качественнее будет
выпускаемый товар».
1) Вера в то, что нет предела совершенству;
2) участие всех работников, как коллективное, так и индивидуальное;
3) уделение основного внимания совершенствованию процессов, а не людей;
4) вера в то, что поставщики станут партнерами, если будут понимать задачи;
5) уверенность, что предотвращение проблем лучше, чем реагирование на них;
6) отношение к потребителю как важнейшей составляющей
процесса производства.
2. Используя схематическую таблицу, проанализируйте использование принципов непрерывного совершенствования Кайдзен работниками различного уровня подчиненности на конкретном предприятии.
Высший |
Менеджеры |
Мастера |
Рабочие |
Применяют
концепцию Кайдзен |
Реализуют принципы Кайдзен через функциональный менеджмент |
Используют
принципы Кайдзен для организации работы |
Вносят
предложения на основе |
Осуществляют |
Применяют |
Разрабатывают |
Обеспечивают |
Определяют политику Кайдзен и межфункциональные цели |
Разрабатывают |
Обеспечивают
информационное и |
Занимаются
самосовершен- |
Реализуют
цели |
Организуют обучение персонала с использованием программ обучения |
Сопровождают работу «Кружков качества» |
Организуют
|
Выстраивают |
Способствуют |
Следят за дисциплиной на участке |
|
Вносят предложения по применению Кайдзен |
Источник литературы
Бурнашева Э.П. Основы бережливого производства: учебное пособие для СПО/ Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 76 с.
В переводе с японского слово «кайдзен» означает «изменение». Кайдзен — это философия, суть которой состоит в постоянном совершенствовании бизнес-процессов. Это не отдельная методика, а набор техник, методик и идей, следующих философии непрерывного улучшения.
Мы собрали наиболее часто встречающиеся принципы кайдзен, и у нас получился список из пяти пунктов.
Кайдзен начинается с самодисциплины. Сотрудники должны самостоятельно планировать своё время на работе, контролировать её качество и соблюдать сроки.
Моральный дух в компании — важен. Задача работодателя — мотивировать сотрудников работать на результат. В этом помогают премии и достойные рабочие условия. Это позволяет сохранить хороший моральный настрой, который нужен для работы.
Важна работа в команде. Основа этой философии в том, что все трудятся ради общего дела. Поэтому в современной интерпретации кайдзен поощряется создание брейншторм-групп, взаимообучение и курсы повышения квалификации. Приветствуется, если компания их оплатит и выделит время на учёбу в рабочие часы.
Непрерывность изменений. Последователи кайдзен выступают за изменения в компании. Текучка кадров допустима, главное — чтобы новые сотрудники разделяли философию кайдзен. Многие компании отказываются от формальных регламентов, если те замедляют работу и не помогают решать задачи.
Открытость. В кайдзен не приветствуют кулуарные договорённости. Все рабочие вопросы принято обсуждать публично: в чатах и по видеосвязи. То же касается отношений с клиентом: сотрудники компании не должны скрывать от него проблемы. Это помогает решать проблемы быстрее и эффективнее.
Если клиент нарушает рабочую этику, об этом стоит говорить открыто. В диджитал-компаниях, которые следуют кайдзен, популярны офисы в формате open space. Часть офиса при этом может вообще быть коворкингом — чтобы сотрудники могли поработать в удобном для них месте в отрыве от рабочего стола.
Кайдзен и методика 5S
В кайдзен принято уделять внимание рабочему месту. Это особенно важно в производственных компаниях. Чтобы улучшать места для работы, японцы придумали пять принципов, которые вместе называются методикой 5S.
Seiri (сортировка) — важно постоянно следить, что сотрудники используют на рабочем месте. Предметы и инструменты, которые не используются кем-то из сотрудников, маркируют. Если их не использует никто из команды — их удаляют с рабочего места.
Seiton (систематизация) — на рабочем месте должен быть полный порядок. Все предметы и инструменты должны быть в поле зрения сотрудника и находиться там, где их легко обнаружить.
Seiso (содержание в чистоте) — важно держать рабочее место чистым. После окончания рабочего дня нужно убраться и расставить оборудование по своим местам.
Seiketsu (стандартизация) — первые три шага должны стать привычкой. Руководство должно провести тренинг для её закрепления.
Shitsuke (совершенствование) — важно поддерживать практику управления рабочим местом. В компании должна быть система наблюдения за организацией рабочих мест.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.