ЛЕКЦИЯ
ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Тема 7. Метод «Шесть сигма»
как подход
к совершенствованию производственного процесса
«Шесть сигма» - это инновационная концепция управления организацией, основанная на стандартном отклонении случайной величины от среднего значения.
Термин был заимствован из математической статистики и используется для улучшения качества производимой продукции за счет минимизации отклонений.
Любая случайная величина характеризуется
двумя параметрами
средним значением (в данном случае, значением необходимого качества), который
обозначается символом «мю» - М и стандартным отклонением
(среднеквадратическим), которое обозначается греческим
символом «сигма» - Σ.
Впервые эта концепция улучшения была
применена в компании
Motorola. Ее разработчики утверждали, что при рассмотрении показателя качества
процесса при помощи среднего значения и стандартного отклонения возможно
просчитать вероятную долю дефектов в процессе производства конкретного изделия
(в первоисточнике это касалось задачи снижения отклонений в производстве
электронных компонентов). Для допустимого отклонения устанавливаются верхняя и
нижняя границы допуска самого поля параметра качества.
Отсюда основная закономерность
использования метода «Шесть сигма»: чем больше будет поле возможного допуска,
тем больше продукции будет соответствовать требованиям качества. И наоборот,
чем
больше будет значение сигма (отклонение от границ поля допуска),
тем меньше будет доля качественной продукции.
Философия «Шесть сигма» основана на
необходимости систематического улучшения процессов с целью снижения количества
дефектов (брака) и устанавливает наличие прямой зависимости числа
дефектов продукта, увеличения производственных затрат и уровня
удовлетворенности потребителя.
Для улучшения процессов могут происходить радикальные изменения (реинжиниринг процессов), либо незначительные, но постоянные улучшения (Кайдзен-подход).
Обозначим ключевые составляющие философии
«Шесть
сигма».
1. Удовлетворение потребителя. Именно
потребитель задает для
организации планку необходимого качества продукции, определяя
тем самым уровень качества при изготовлении изделия: надежность,
определение цены, сроки доставки, уровень сервиса и пр.
2. Определение процессов, показателей и
методов управления
процессами. Необходимо анализировать все процессы с позиции восприятия ценности
с точки зрения потребителей. Все виды работы, не
добавляющие ценности потребителю, необходимо устранять.
3. Командная работа и вовлеченность
персонала. Чтобы достичь
высокого качества выполнения работы, следует обратить серьезное
внимание на мотивацию и стимулирование персонала предприятия.
Заинтересованность сотрудников в выполнении качественной работы
будет способствовать росту удовлетворенности потребителей.
В рамках методологии «Шесть сигма» принята
классификация
организаций по уровню вариабельности процессов и его соотношения
с допуском (табл. 3).
Таблица 3
Влияние качества
процессов на конкурентоспособность организации
(данные основаны на опыте компаний США
и являются ориентировочными)
Расстояние между |
Число дефектов на млн |
Стоимость низ- |
Уровень конкурентоспособности |
6σ |
3-4 |
<10 |
Мировой класс |
5σ |
233 |
10-15 |
|
4σ |
6210 |
15-20 |
Средний по отрасли |
3σ |
66807 |
20-30 |
|
2σ |
308537 |
30-40 |
Неконкурентоспособен |
1σ |
690000 |
|
|
Основу методологии философии «Шесть сигма»
определяют три
взаимосвязанных системных компонента:
1) улучшение существующих процессов;
2) проектирование новых процессов;
3) управление процессами.
Для совершенствования существующих
процессов применяется
подход постепенного улучшения. Основное внимание уделяется снижению уровня
дефектности. Целью улучшения в данной концепции
является устранение недостатков в организации и исполнении процессов.
Улучшение осуществляется за счет
применения пяти последовательных шагов. Эти шаги называются методом
DMAIC (первые буквы
от англ. - Define, Measure, Analyze, Improve, Control):
Define (определяй) - на этом шаге определяют основные проблемы процесса, формируется команда проекта «Шесть сигм» по совершенствованию процесса. Команда наделяется необходимыми полномочиями и ресурсами для работы. Устанавливается ее зона ответственности.
Measure (измеряй) - на этом этапе
собираются данные о выполнении процесса. Команда проводит анализ собранных
данных и
выдвигает предварительные предположения о причинах возникающих отклонений в
совершенствуемом процессе.
Analyze (анализируй) - в ходе выполнения
этого шага команда
проверяет предварительные идеи о причинах отклонений в процессах, определяет
все причины несоответствий и предлагает методы по
устранению выявленных причин.
Improve (улучшай) - на этом этапе разрабатываются мероприятия по улучшению процесса и проводится их апробация. Мероприятия внедряются в практику работы организации.
Control (управляй) - этот шаг предполагает
документирование
и стандартизацию улучшенного процесса. Для проверки эффективности мероприятий
команда проекта «Шесть сигм» выполняет контроль
и мониторинг исполнения процесса. В ходе мониторинга особое внимание уделяется
проверке устранения причин несоответствий.
Для вновь создаваемых процессов применяется подход, направленный на предвосхищение ожиданий потребителей. Основное внимание уделяется предупреждению появления дефектов в процессах.
Проектирование нового процесса (или перепроектирование существующего) также осуществляется за пять шагов. Метод проектирования (перепроектирования) в концепции 6 сигм называется методом DMADV (первые буквы от англ. - Define, Match, Analyze, Design, Verify).
Define - на этом шаге определяются цели
нового процесса с
учетом требований потребителей. Создается команда проекта «Шесть
сигм» по проектированию (перепроектированию) процесса.
Match - команда разрабатывает и определяет набор технических характеристик, на основании которых можно определить достижение целей процесса.
Analyze - проводится анализ характеристик
проектируемого
процесса, и разрабатываются предварительные варианты исполнения
процесса.
Design - в ходе этого шага создаются
детальные спецификации
нового процесса и осуществляется его внедрение в работу организации.
Verify - на этом этапе команда проекта шесть сигм по проектированию процесса выполняет проверку процесса на предмет достижения поставленных целей с учетом заданных характеристик.
Основные элементы управления процессами по
методологии
«Шесть сигм» включают в себя:
- определение процессов, ключевых
требований потребителей
и владельцев процессов;
- измерение показателей, характеризующих выполнение требований потребителей и ключевых показателей эффективности процессов;
- анализ результатов полученных измерений и совершенствование механизмов управления процессами;
- контроль исполнения процессов на основе
мониторинга
«входов» процессов, хода исполнения операций, и «выходов» процессов и принятие
мер по устранению проблем или отклонений от
установленных требований.
Внедрение концепции 6 сигм в любой
организации строится на
постоянной работе проектных команд. Команды формируются по
уровням управления. Как правило, таких уровней всего три - высший уровень
управления, уровень управления процессами и уровень
управления отдельными задачами. В состав команд входят специалисты с различной
«степенью владения» концепцией «Шесть сигма».
Выделяют семь степеней владения данной концепцией.
Руководство - это
высшее руководство организации и владельцы бизнеса. Задача руководства состоит
в создании условий для
внедрения концепции «Шесть сигма».
Чемпион - как правило, это представитель высшего руководства организации. Его задача заключается в определении необходимых проектов по совершенствованию процессов, их организация и контроль за ходом исполнения.
Мастер черного пояса -
задача этого специалиста заключается
в разработке концепции каждого конкретного проекта по совершенствованию
процессов. Он определяет ключевые характеристики процессов, проводит обучение
черных и зеленых поясов. Мастер черного
пояса является «технологом» концепции «Шесть сигма» и внутренним консультантом.
Черный пояс -
руководит командой проекта по совершенствованию отдельного процесса. Может
проводить обучение участников
команды проекта.
Зеленый пояс -
работает под руководством черного пояса. Он
анализирует и решает поставленные задачи, принимает участие в
проектах по улучшению качества.
Желтый пояс - в
проекте занимается решением частных задач,
отвечает за реализацию небольших проектов по совершенствованию
процессов.
Белый пояс -
отвечает за решение отдельных, специальных за
дач проекта «Шесть сигма».
Развитие методологии «Шесть сигма» идет в
основном в двух
направлениях:
- все больше внимания уделяется
обеспечению требований к
качеству, нежели его оценке;
- расширяется арсенал средств и методов достижения требуемого качества.
Основная идея управления на основе «Шести сигма» заключается в том, что если организация может измерять число дефектов в процессе, то может и определять способы, позволяющие их устранить, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком. Такие компании, как Motorola, Texas Instruments, IBM, Allied Signal и General Electric, успешно реализовали концепцию «Шести сигма» и добились сокращения затрат на миллиарды долларов. Позже эту методологию приняли на вооружение Ford, DuPont, Dow Chemical, Microsoft и American Express.
Вопросы и задания к теме 7
1. Почему концепция называется «Шесть сигма»?
2. Подготовьте презентацию на тему «Инструменты измерения
качества» и раскройте (краткая характеристика и конкретные примеры) следующие
инструменты и методы управления качеством:
1) инструменты генерации идей и
структурирования информации
(«Мозговой штурм», диаграмма сродства, экспертные методы; древовидная
диаграмма, карта процесса, блок-схема, причинно-следственная
диаграмма Исикавы);
2) инструменты сбора данных (выборочный метод, операционные определения, методы определения голоса потребителя, контрольные листки и электронные таблицы, анализ системы измерений);
3) Инструменты анализа процесса и данных
(анализ течения
процесса, анализ добавленной ценности, графики и диаграммы, правило (анализ)
Парето, гистограмма, график трендов).
Используя таблицу 4, сравните концепцию «бережливого производства» и метод «Шести сигм».
Таблица 4
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
анализ концепции «бережливого
производства» и метода
«Шести сигм»
|
Бережливое |
Метод «Шесть сигма» |
Цель |
Применяется для оптимизации производства и повышения конкурентоспособности. Создание совершенной
производственной системы, которая бы при поступлении заказа мгновенно |
Повышение
рентабельности всех видов деятельности в результате |
Методология |
Бережливое
производство - это системный |
Использование
инструментов статистического |
Основные принципы |
Снижение
всех возможных потерь и увеличение производительности. Эти инструменты
ориентированы, в |
Заинтересованность
руководства, выделение ресурсов и опыт успешных проектов |
Вовлеченность персонала в процесс |
Персонал
максимально |
Вовлечение
в процесс совершенствования |
Достоинства |
Высокая организованность процессов позволяет полностью избежать ненужных затрат |
Вынуждает
персонал организации заново |
Недостатки |
Сложность изменения менталитета и вовлеченности персонала, сложности при проведении изменений в компании |
Упускаются
такие возможности для улучшения процесса, как сокращение непроизводительной
деятельности, снижение времени ожидания, уменьшение запасов и транспортных
расходов, оптимизация рабочих мест |
Ожидаемый
результат |
Поставка в кратчайшие сроки требуемой продукции в случае поступления заказа без накопления промежуточных запасов |
Получение прибыли в результате определения и устранения конкретных дефектов и причин их появления |
Источник литературы
Бурнашева Э.П. Основы бережливого производства: учебное пособие для СПО/ Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 76 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.