Тема 7. Метод «Шесть сигма» как подход к совершенствованию производственного процесса

  • Лекции
  • docx
  • 25.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Приоритетной целью курса «Основы бережливого производства» является ознакомление студентов с ключевыми принципами, идеями бережливого производства и возможностями их применения в процессе профессиональной деятельности. Соответствует ФГОС СПО.
Иконка файла материала лекция - глава 2 тема 7.docx

ЛЕКЦИЯ

ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Тема 7. Метод «Шесть сигма» как подход
к совершенствованию производственного процесса

 

«Шесть сигма» - это инновационная концепция управления организацией, основанная на стандартном отклонении случайной величины от среднего значения.

Термин был заимствован из математической статистики и используется для улучшения качества производимой продукции за счет минимизации отклонений.

Любая случайная величина характеризуется двумя параметрами
средним значением (в данном случае, значением необходимого качества), который обозначается символом «мю» - М и стандартным отклонением (среднеквадратическим), которое обозначается греческим
символом «сигма» - Σ.

Впервые эта концепция улучшения была применена в компании
Motorola. Ее разработчики утверждали, что при рассмотрении показателя качества процесса при помощи среднего значения и стандартного отклонения возможно просчитать вероятную долю дефектов в процессе производства конкретного изделия (в первоисточнике это касалось задачи снижения отклонений в производстве электронных компонентов). Для допустимого отклонения устанавливаются верхняя и нижняя границы допуска самого поля параметра качества.

Отсюда основная закономерность использования метода «Шесть сигма»: чем больше будет поле возможного допуска, тем больше продукции будет соответствовать требованиям качества. И наоборот, чем
больше будет значение сигма (отклонение от границ поля допуска),
тем меньше будет доля качественной продукции.

Философия «Шесть сигма» основана на необходимости систематического улучшения процессов с целью снижения количества дефектов (брака) и устанавливает наличие прямой зависимости числа
дефектов продукта, увеличения производственных затрат и уровня удовлетворенности потребителя.

Для улучшения процессов могут происходить радикальные изменения (реинжиниринг процессов), либо незначительные, но постоянные улучшения (Кайдзен-подход).

Обозначим ключевые составляющие философии «Шесть
сигма».

1. Удовлетворение потребителя. Именно потребитель задает для
организации планку необходимого качества продукции, определяя
тем самым уровень качества при изготовлении изделия: надежность,
определение цены, сроки доставки, уровень сервиса и пр.

2. Определение процессов, показателей и методов управления
процессами. Необходимо анализировать все процессы с позиции восприятия ценности с точки зрения потребителей. Все виды работы, не
добавляющие ценности потребителю, необходимо устранять.

3. Командная работа и вовлеченность персонала. Чтобы достичь
высокого качества выполнения работы, следует обратить серьезное
внимание на мотивацию и стимулирование персонала предприятия.
Заинтересованность сотрудников в выполнении качественной работы
будет способствовать росту удовлетворенности потребителей.

В рамках методологии «Шесть сигма» принята классификация
организаций по уровню вариабельности процессов и его соотношения
с допуском (табл. 3).

Таблица 3

Влияние качества процессов на конкурентоспособность организации
(данные основаны на опыте компаний США
и являются ориентировочными)

Расстояние между
центром распределения и границей
допуска

 

Число дефектов на млн

Стоимость низ-
кого качества, %
от объема продаж

 

Уровень конкурентоспособности

3-4

<10

Мировой класс

233

10-15

 

6210

15-20

Средний по отрасли

66807

20-30

 

308537

30-40

Неконкурентоспособен

690000

 

 

Основу методологии философии «Шесть сигма» определяют три
взаимосвязанных системных компонента:

1) улучшение существующих процессов;

2) проектирование новых процессов;

3) управление процессами.

Для совершенствования существующих процессов применяется
подход постепенного улучшения. Основное внимание уделяется снижению уровня дефектности. Целью улучшения в данной концепции
является устранение недостатков в организации и исполнении процессов.

Улучшение осуществляется за счет применения пяти последовательных шагов. Эти шаги называются методом DMAIC (первые буквы
от англ. - Define, Measure, Analyze, Improve, Control):

Define (определяй) - на этом шаге определяют основные проблемы процесса, формируется команда проекта «Шесть сигм» по совершенствованию процесса. Команда наделяется необходимыми полномочиями и ресурсами для работы. Устанавливается ее зона ответственности.

Measure (измеряй) - на этом этапе собираются данные о выполнении процесса. Команда проводит анализ собранных данных и
выдвигает предварительные предположения о причинах возникающих отклонений в совершенствуемом процессе.

Analyze (анализируй) - в ходе выполнения этого шага команда
проверяет предварительные идеи о причинах отклонений в процессах, определяет все причины несоответствий и предлагает методы по
устранению выявленных причин.

Improve (улучшай) - на этом этапе разрабатываются мероприятия по улучшению процесса и проводится их апробация. Мероприятия внедряются в практику работы организации.

Control (управляй) - этот шаг предполагает документирование
и стандартизацию улучшенного процесса. Для проверки эффективности мероприятий команда проекта «Шесть сигм» выполняет контроль
и мониторинг исполнения процесса. В ходе мониторинга особое внимание уделяется проверке устранения причин несоответствий.

Для вновь создаваемых процессов применяется подход, направленный на предвосхищение ожиданий потребителей. Основное внимание уделяется предупреждению появления дефектов в процессах.

Проектирование нового процесса (или перепроектирование существующего) также осуществляется за пять шагов. Метод проектирования (перепроектирования) в концепции 6 сигм называется методом DMADV (первые буквы от англ. - Define, Match, Analyze, Design, Verify).

Define - на этом шаге определяются цели нового процесса с
учетом требований потребителей. Создается команда проекта «Шесть
сигм» по проектированию (перепроектированию) процесса.

Match - команда разрабатывает и определяет набор технических характеристик, на основании которых можно определить достижение целей процесса.

Analyze - проводится анализ характеристик проектируемого
процесса, и разрабатываются предварительные варианты исполнения
процесса.

Design - в ходе этого шага создаются детальные спецификации
нового процесса и осуществляется его внедрение в работу организации.

Verify - на этом этапе команда проекта шесть сигм по проектированию процесса выполняет проверку процесса на предмет достижения поставленных целей с учетом заданных характеристик.

Основные элементы управления процессами по методологии
«Шесть сигм» включают в себя:

- определение процессов, ключевых требований потребителей
и владельцев процессов;

- измерение показателей, характеризующих выполнение требований потребителей и ключевых показателей эффективности процессов;

- анализ результатов полученных измерений и совершенствование механизмов управления процессами;

- контроль исполнения процессов на основе мониторинга
«входов» процессов, хода исполнения операций, и «выходов» процессов и принятие мер по устранению проблем или отклонений от
установленных требований.

Внедрение концепции 6 сигм в любой организации строится на
постоянной работе проектных команд. Команды формируются по
уровням управления. Как правило, таких уровней всего три - высший уровень управления, уровень управления процессами и уровень
управления отдельными задачами. В состав команд входят специалисты с различной «степенью владения» концепцией «Шесть сигма».

Выделяют семь степеней владения данной концепцией.

Руководство - это высшее руководство организации и владельцы бизнеса. Задача руководства состоит в создании условий для
внедрения концепции «Шесть сигма».

Чемпион - как правило, это представитель высшего руководства организации. Его задача заключается в определении необходимых проектов по совершенствованию процессов, их организация и контроль за ходом исполнения.

Мастер черного пояса - задача этого специалиста заключается
в разработке концепции каждого конкретного проекта по совершенствованию процессов. Он определяет ключевые характеристики процессов, проводит обучение черных и зеленых поясов. Мастер черного
пояса является «технологом» концепции «Шесть сигма» и внутренним консультантом.

Черный пояс - руководит командой проекта по совершенствованию отдельного процесса. Может проводить обучение участников
команды проекта.

Зеленый пояс - работает под руководством черного пояса. Он
анализирует и решает поставленные задачи, принимает участие в
проектах по улучшению качества.

Желтый пояс - в проекте занимается решением частных задач,
отвечает за реализацию небольших проектов по совершенствованию
процессов.

Белый пояс - отвечает за решение отдельных, специальных за
дач проекта «Шесть сигма».

Развитие методологии «Шесть сигма» идет в основном в двух
направлениях:

- все больше внимания уделяется обеспечению требований к
качеству, нежели его оценке;

- расширяется арсенал средств и методов достижения требуемого качества.

Основная идея управления на основе «Шести сигма» заключается в том, что если организация может измерять число дефектов в процессе, то может и определять способы, позволяющие их устранить, а значит, выйти на уровень качества с практически нулевым браком. Такие компании, как Motorola, Texas Instruments, IBM, Allied Signal и General Electric, успешно реализовали концепцию «Шести сигма» и добились сокращения затрат на миллиарды долларов. Позже эту методологию приняли на вооружение Ford, DuPont, Dow Chemical, Microsoft и American Express.


Вопросы и задания к теме 7


1. Почему концепция называется «Шесть сигма»?

2. Подготовьте презентацию на тему «Инструменты измерения
качества» и раскройте (краткая характеристика и конкретные примеры) следующие инструменты и методы управления качеством:

1) инструменты генерации идей и структурирования информации
(«Мозговой штурм», диаграмма сродства, экспертные методы; древовидная диаграмма, карта процесса, блок-схема, причинно-следственная
диаграмма Исикавы);

2) инструменты сбора данных (выборочный метод, операционные определения, методы определения голоса потребителя, контрольные листки и электронные таблицы, анализ системы измерений);

3) Инструменты анализа процесса и данных (анализ течения
процесса, анализ добавленной ценности, графики и диаграммы, правило (анализ) Парето, гистограмма, график трендов).

Используя таблицу 4, сравните концепцию «бережливого производства» и метод «Шести сигм».

Таблица 4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

анализ концепции «бережливого производства» и метода
«Шести сигм»

 

Бережливое
производство

Метод

«Шесть сигма»

Цель

Применяется для оптимизации производства и повышения конкурентоспособности. Создание

совершенной производственной системы, которая бы при поступлении заказа мгновенно
поставляла требуемую
продукцию, и при этом
не происходило накопления промежуточных
запасов

Повышение рентабельности всех видов деятельности в результате
достижения уровня дефектности не более 3,4 дефекта на миллион изделий (возможностей)

Методология

Бережливое производство - это системный
подход к выявлению
потерь и поиску путей
их устранения, для того
чтобы уменьшить время
между заказом клиента
и отгрузкой товара.
Данная методология
направлена на борьбу с
потерями во всех их
проявлениях

Использование инструментов статистического
управления процесса-
ми. Для достижения качества «Шесть сигма»
выделяют восемь этапов: понимание, определение, измерение,
анализ, совершенствование, контроль, стандартизация и интегрирование

Основные принципы

Снижение всех возможных потерь и увеличение производительности. Эти инструменты ориентированы, в
первую очередь, на производственную
часть компании

Заинтересованность руководства, выделение ресурсов и опыт успешных проектов

Вовлеченность персонала в процесс

Персонал максимально
вовлечен в производственный процесс

Вовлечение в процесс совершенствования
всех сотрудников, каждый из которых выполняет определенную роль

Достоинства

Высокая организованность процессов позволяет полностью избежать ненужных затрат

Вынуждает персонал организации заново
изучить способы выполнения работ

Недостатки

Сложность изменения менталитета и вовлеченности персонала, сложности при проведении изменений в компании

Упускаются такие возможности для улучшения процесса, как сокращение непроизводительной деятельности, снижение времени ожидания, уменьшение запасов и транспортных расходов, оптимизация рабочих мест
и др.

Ожидаемый результат

Поставка в кратчайшие сроки требуемой продукции в случае поступления заказа без накопления промежуточных запасов

Получение прибыли в результате определения и устранения конкретных дефектов и причин их появления

 

Источник литературы

Бурнашева Э.П. Основы бережливого производства: учебное пособие для СПО/ Санкт – Петербург: Лань, 2023. – 76 с.


 

Посмотрите также