Логопедическое занятие
Тема «Дифференциация звуков С - Ш, букв С – Ш в игре «Лесная школа».
Цель: Различение звуков С - Ш изолированно, в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Образовательные: Уточнить артикуляцию звуков С — Ш, выделяя сходство и различие. Формировать умение синтезировать слова по первым звукам названий картинок, тренироваться в определении гласных – согласных и количества слогов в словах.
Коррекционно – развивающие: Развивать фонематический слух, фонематические представления, мыслительные операции, уточнять зрительный образ букв С, Ш, зрительное внимание и восприятие, общую моторику, мимику, навык плавного речевого выдоха, применять методы биоэнергопластики при чтении слогов.
Воспитательные: Воспитывать положительное отношение к занятиям по развитию речи.
Оборудование: зеркала, мяч, картинки, карта на ватмане с «рассыпанными» буквами С,Ш, шерстяные ниточки. Презентация к занятию.
Ход:
1.Вводная часть, настрой на занятие.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии наши глаза будут внимательно… (смотреть и всё видеть), наши уши готовы… (слушать и всё слышать), наша голова хорошо работает - всё понимает и запоминает. Мы с вами научились правильно произносить многие звуки речи. Очень важно их различать и не путать. А какие звуки «дежурят» на сегодняшнем занятии, вы узнаете из загадок.
Определите тему занятия, отгадав загадки.
2.Слайд 3.-Села мышка в уголок, съела бублика кусок. (Буква С).
Слайд 4. -Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл. (Буква Ш).
Уточнение темы: «Различаем С - Ш».
3.Артикуляция и произношение звуков С, Ш. (перед зеркалами)
Слайд 5. Таблица с алгоритмом деятельности. Рассказать, как расположены речевые органы при произношении данных звуков.
Слайд 6.Связь речевых звуков с неречевыми: С – ветер воет, холодная воздушная струя. Символ – снежинка. Ш – змея шипит. При выдохе воздушная струя тёплая. Символ – солнышко.
Слайд 7. Произношение звуков по «Звуковой дорожке».
4.Слайд8. Введение в основную часть – сказку. Ребята, а вы хотите узнать, как
проходят занятия в сказочной лесной школе? Там учится много разных зверят. Учитель
Ёж разучивает с Ежатами чистоговорки.
Язык вверх – ша, ша, ша - каша, пирожки, лапша.
Язык вниз – са, са, са - сахар, масло, колбаса.
5.Упражнение на развитие фонематического слуха.
Слайд 9. Рысёнок развивает слух. Как услышит шорох - насторожит уши, готовится к прыжку. А вы, если услышите слово со звуком С – хлопните в ладоши, со звуком Ш – топните ногой.
6 Рассыпанные буквы С — Ш. Лисёнок хочет закрыть их фишками разного цвета. Давайте ему поможем. Обучающиеся читают слоги, закрывая фишками синего цвета слоги с буквой С, зелёного цвета слоги с буквой Ш на индивидуальных карточках.
7.Слайд 10. Лисёнок любит читать, пытается составить слова по первым звукам названий картинок. Давайте ему поможем. (Приём биоэнергопластики – сочетание речи с движениями руки вверх – вниз.) Кисть вверх – на звук Ш, кисть вниз на звук С.
¢ Ша-са-ша-са-са-ша
¢ Со-со-шо-со-шо-шо
¢ Су-шу-шу-су-шу-су
¢ Ши-ши-сы-сы-ши-сы
8.Разгадывание зашифрованных слов по первым звукам картинок. Предлагаетстя ряд картинок: собака-осёл-волк-аист (по первым звукам собираем слово СОВА), школа-учебник-барабан- азбука (ШУБА).
9.Слайд 11. А зайчонок любит придумывать слова на разные звуки. Вот что он знает на звук С – сосна, солнышко, морковка. Правильно? Придумайте слова со звуком С, потом - Ш
( игра с перекидыванием мяча).
10.Прочитайте слова, покажите букву, которая пропала.
…кола
...апка
…обака
…ова
…умка
…околад
11.Слайд 12. У лесных малышей переменка. Они прыгают, кувыркаются, резвятся. Давайте и мы отдохнём!
Динамическая пауза: Мишка по лесу идёт. В лапах шарик он несёт.
Шарик в небо улетел, мишка громко заревел!
12.Дыхательная гимнастика: Надуваем быстро шарик, он становится большой.
Вдруг шар сдулся – стал он мягкий и худой.
13.Мимическая гимнастика: Каким был медвежонок, когда шар лопнул? (показать грусть)
Каким он стал, когда надул другой шарик? (показать радость)
14.Чтение и исправление ошибок в стихах.
Лесные ученики любят сочинять стихи. Вот так:
Слайд 13. Сладко спит в берлоге миска.
На столе с салатом мишка.
Слайд 14. На лицо надета Машка.
Имя нашей кошки маска.
Слайд 15. Сочинял писатель башню.
Рисовал художник басню.
15. Рефлексия в сочетании с развитием мелкой моторики.
Чему научились на занятии? Что понравилось и запомнилось?
Выложите буквы занятия из «Волшебных ниточек».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.