Тема «Дифференциация звуков С - Ш, букв С – Ш в игре «Лесная школа».

  • docx
  • 21.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дифференциация звуков С - Ш, букв С – Ш в игре «Лесная школа.docx

                              Логопедическое занятие

Тема «Дифференциация звуков С -  Ш, букв С – Ш в игре «Лесная школа».  

Цель: Различение  звуков  С - Ш изолированно, в слогах, словах, фразах.

Задачи: 

Образовательные: Уточнить артикуляцию звуков С — Ш, выделяя сходство и различие. Формировать  умение синтезировать слова по первым звукам названий картинок, тренироваться в определении гласных – согласных и количества слогов в словах.

Коррекционно – развивающие: Развивать фонематический слух, фонематические представления, мыслительные операции, уточнять зрительный образ букв С, Ш, зрительное внимание и восприятие,  общую моторику, мимику,  навык плавного речевого выдоха, применять методы биоэнергопластики  при чтении слогов.

Воспитательные: Воспитывать положительное отношение к занятиям по развитию речи.

Оборудование: зеркала, мяч, картинки, карта на ватмане с «рассыпанными» буквами С,Ш, шерстяные ниточки. Презентация к занятию.

Ход:

1.Вводная часть, настрой на занятие.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии наши глаза будут внимательно… (смотреть и всё видеть), наши уши готовы… (слушать и всё слышать), наша голова хорошо работает -  всё  понимает и запоминает. Мы с вами научились правильно произносить  многие звуки речи. Очень важно их различать и не путать. А  какие звуки  «дежурят» на сегодняшнем занятии, вы узнаете из загадок.

Определите тему занятия, отгадав загадки.

 

2.Слайд 3.-Села мышка в уголок, съела бублика кусок. (Буква С).

 Слайд 4. -Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл. (Буква Ш).

Уточнение темы: «Различаем С - Ш».

 

3.Артикуляция и произношение звуков С, Ш. (перед зеркалами)

Слайд 5.  Таблица  с  алгоритмом деятельности. Рассказать, как расположены речевые органы при произношении данных звуков.

Слайд 6.Связь речевых звуков с неречевыми: С – ветер воет, холодная воздушная струя. Символ – снежинка.  Ш – змея шипит. При выдохе воздушная струя тёплая. Символ – солнышко.

Слайд 7. Произношение звуков по «Звуковой дорожке».


4.Слайд8. Введение в основную часть – сказку. Ребята, а вы хотите узнать, как  проходят занятия в сказочной лесной школе? Там  учится много разных зверят.  Учитель Ёж  разучивает с Ежатами чистоговорки.

Язык вверх – ша, ша, ша - каша, пирожки, лапша.

Язык вниз – са, са, са - сахар, масло, колбаса.

 

 5.Упражнение на развитие  фонематического слуха.

Слайд 9.  Рысёнок развивает слух.  Как  услышит шорох - насторожит уши, готовится к прыжку. А вы, если услышите слово со звуком С – хлопните в ладоши, со звуком Ш – топните ногой.

 

6 Рассыпанные буквы С — Ш.  Лисёнок  хочет закрыть их  фишками разного цвета. Давайте ему поможем. Обучающиеся читают слоги, закрывая фишками синего цвета слоги с буквой С, зелёного цвета слоги с буквой Ш на индивидуальных карточках.

 

7.Слайд 10. Лисёнок  любит читать, пытается составить слова по первым звукам названий картинок. Давайте ему поможем. (Приём биоэнергопластики – сочетание речи с движениями руки вверх – вниз.) Кисть вверх – на звук Ш, кисть вниз на звук С.

¢  Ша-са-ша-са-са-ша

¢  Со-со-шо-со-шо-шо

¢  Су-шу-шу-су-шу-су

¢  Ши-ши-сы-сы-ши-сы

8.Разгадывание зашифрованных слов  по первым звукам картинок.  Предлагаетстя ряд картинок: собака-осёл-волк-аист (по первым звукам собираем слово СОВА), школа-учебник-барабан- азбука (ШУБА).

9.Слайд 11. А зайчонок любит придумывать слова на разные звуки. Вот что он знает на звук С – сосна, солнышко, морковка. Правильно? Придумайте слова со звуком С, потом  - Ш

( игра с перекидыванием мяча).

10.Прочитайте слова, покажите букву, которая пропала.

          …кола

          ...апка

          …обака

          …ова

          …умка

          …околад

 

11.Слайд 12. У лесных малышей переменка. Они прыгают, кувыркаются, резвятся. Давайте и мы отдохнём!

Динамическая пауза: Мишка по лесу идёт. В лапах шарик он несёт.

                                     Шарик в небо улетел, мишка громко заревел!

12.Дыхательная гимнастика: Надуваем быстро шарик, он становится большой.

                                                  Вдруг шар сдулся – стал он мягкий и худой.

13.Мимическая гимнастика: Каким был медвежонок, когда шар лопнул? (показать грусть)

                                     Каким он стал, когда надул другой шарик? (показать радость)

14.Чтение и исправление ошибок в стихах.

Лесные ученики любят сочинять стихи. Вот так:

Слайд 13. Сладко спит в берлоге миска.

                 На столе с салатом мишка.

 Слайд 14. На лицо надета Машка.

                   Имя нашей кошки маска.

Слайд 15. Сочинял писатель башню.

                  Рисовал художник басню.

 

15. Рефлексия в сочетании с развитием мелкой моторики.

Чему научились на занятии? Что понравилось и запомнилось?

 Выложите буквы занятия из «Волшебных ниточек».