Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
с дидактической структурой урока, реализующей ФГОС
Тема: «Имя числительное как часть речи»
ФИО участника Конкурса : Стромко Ксения Владимировна
Наименование ОО: МБОУ СОШ № 2 г. Краснодар
Методическая проблема, над которой работает педагог: Самооценивание учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО.
Класс: 4
Предмет: русский язык
Программа обучения: УМК «Перспектива»
Цель урока:
Деятельностная : научить учащихся новым способам нахождения знания, познакомить с частью речи «имя числительное» и его значением.
Содержательная: формировать систему новых понятий, расширять ранее полученные знания и умения учащихся за счет включения новых определений и описаний.
Тип урока: Урок постановки учебной задачи
Вид урока: Интегрированный урок (русский язык + математика)
Оборудование учебник, мультимедийная установка, компьютер, презентация, карточки для групповой работы.
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Учебные ситуации, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
1.Организационный момент |
Учащиеся выполняют самооценку готовности к уроку, аккурат-ность располо-жения учебных принадлежнос-тей на парте. |
Организует ситуацию для самооценивания учащихся своей готовности к предстоящей учебной деятельности. |
- Прозвенел звонок и это значит, что мы с вами уже должны быть полностью подготовлены к предстоящему уроку русского языка. - Определите для себя какие учебные принадлежности могут вам понадобится на этом уроке, уберите с парты все лишнее. - Почему так необходимо, чтобы на вашем рабочем месте был порядок? -Запишите число, классная работа. Минутка чистописания: дв, два. |
Умение определять необходимые учебные принадлежности по отношению к конкретному уроку |
Л: Принятие образца «хорошего ученика», организация рабочего места, положительный настрой на урок. Р: самоконтроль и самооценка готовности к предстоящей деятельности. |
2. Ситуация успеха |
Выполняют задание, сверяют с эталоном на доске, выполняют самооценивание, актуализируют полученные ранее знания, строят речевые высказывания. |
Организует ситуацию успеха по ранее пройденному материалу, включает обучающихся в практическую деятельность. |
- Посмотрите на доску. Распределите данные слова на группы. (Беседовать, прекрасный, желание, интересный, берег, богатый, великолепный, багаж, тревожиться, командовать, хозяин, путешествовать) (Слайд 1)
- Что за слова я взяла для этого задания? В чем их особенность? - Сколько групп у вас получилось? - По какому признаку вы их распределили? - Сравните с эталоном на доске. Все ли правильно вы сделали? - Что было нужно для того, чтобы выполнить задание верно? (Слайд 2)
|
Умение определять части речи, распределение слов на группы по признакам, знать словарные слова. |
Л: ориентация на понимание причин успеха. Р: оценка правильности выполнения действия, осуществлять контроль результата. П: осуществлять анализ своих действий. К: формулировать полный и точный ответ, умение вести диалог. |
3. Моделирование проблемной ситуации (ситуация неуспеха) |
Слушают, выполняют задание, озвучивают свое затруднение; называют состав числа; проговаривают проблему, отделяя знание от незнания, формулируют тему и цель урока |
Организует ситуацию, неуспеха для определения границ знания и незнания, помогает определить учащимся учебную задачу. |
- Молодцы! На доске появилось еще одно словарное слово (слайд 3) – одиннадцать. Назовите состав числа одиннадцать.
- В какую из трех групп вы его можете определить? - Почему? Докажите. - Запишем предложение (один ученик у доски): «Одиннадцать учеников приняли участие в олимпиаде». -Подпишите над каждым словом к какой части речи оно относится. - Какое слово вызывает у вас затруднение? Почему? - Из вывода можно определить тему урока. Назовите ее. (Слайд 4)
- Какую цель поставим перед собой? |
Умение определять границы изученного, оформление предложения на доске и в тетради, умение осуществлять анализ предложения по составу и частям речи. |
Л: Мотивацион-ная основа учеб-ной деятельнос-ти, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новой учебной задачи. Р: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свои знания. П: ориентирова-ться на способ решения учебной задачи. К: строить высказывания, владение монологической и диалогической речью. |
4. Решение учебной задачи. Организация добывания знаний
|
Делятся на группы, вспоминают правила работы в группах, знакомятся с заданием, с этапами работы, выполняют задания, анализируют, приводят примеры. |
Организует деление на группы, создает ситуацию решения учебной задачи, определяет критерии оценивания работы, выдает шаблоны памяток, раздаточный материал (Приложения) объясняет, как будет решаться учебная задача. |
-Для достижения этой цели, нашу работу на уроке мы выстроим в группах. (Дети рассаживаются по группам по принципу «соседние парты», получаются группы из 4 человек). - К концу урока каждая из групп должна разработать из предложенных материалов памятку «Имя числительное как часть речи». Шаблоны памяток лежат перед вами ( Приложение 1). Группы, которые заполнят свою памятку правильно получают за работу на уроке отметку «5», группы, допустившие одну или две ошибки получают «4», группы, которые допустят более двух ошибок – «3» - Работа будет состоять из трех этапов: 1. Этап теории 2. Этап практики 3. Самостоятельная работа Но для начала, напомните мне правила работы в группе. - Как вы думаете, какой этап в разработке памятки будет самый важный? (Теории) Почему? 1. Этап теории: - Перед вами лежат листы, на которых написаны определения имени числительного (Приложение 2), выберите из них самое верное и запишите его в свою памятку. Вспомните, изученные числительные на уроках математики и приведите к данному правилу свои примеры. Группа, которая справится подает сигнал. - Молодцы! Перед вами листы с определениями видов имен числительных. ( Приложение 3) Подумайте, какие ошибки в них допущены, исправьте их и запишите в свою памятку со своими примерами. |
Умение работать с определениями ( с предложенным теоретическим материалом), умение подбирать примеры к заданному правилу, умение находить, анализировать и исправлять ошибки. |
Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Р: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действий. П: осуществлять запись выборочной информации, осуществлять анализ предложенного материала. К: контролировать действия партнера (одноклассника), учитывать мнения других, строить диалог. |
5. Первичное закрепление. Соотнесение выводов учащихся с теоретическим материалом, содержащемся по данной теме в учебной литературе. |
Работают с учебником, проводят анализ своей работы, исправляют ошибки, работают над упражнением. |
Организует работу с учебником, направляет учащихся к умению анализировать свою работу, организует выполнение упражнения, опираясь на полученные знания. |
- Отлично! Давайте проверим, как вы справились с первым этапом. Откройте учебники на странице 110 найдите данные правила, сравните со своими, если есть необходимость – исправьте. Для закрепления первого этапа проработаем устно упражнение под № 184 на странице 110. (Распределите имена числительные на две группы по вопросам сколько? или который? - Приведите мне примеры математической задачи с использованием вопроса «сколько?», а с вопросом «который?» |
Умение работать с текстом учебника, вычленением главного. Умение находить и исправлять допущенные ошибки, работать по заданному образцу и опираясь на полученные теоретические знания . |
Л: ориентация на понимания причин успеха в учебной деятельности Р: осуществле-ние итогового контроля по результату своей деятельности, умение вносить коррективы П: выделять существенную информацию из сообщений (определений) К: строить высказывания |
Физ. минутка |
Выполняют профилактику усталости |
Организовывает выполнение физической минутки |
- Немного передохнем и проверим ваше знание понятий «четные/нечетные числа». Будьте внимательны, когда я назову четное число ваша задача сделать хлопки над головой, когда вы услышите нечетное число –наклоны туловищем в правую и левую стороны |
Умение ориентироваться в задании |
Л: установка на здоровый образ жизни Р: выполнять заявленную задачу по образцу. |
6. Самостоя-тельная работа (Применение полученных знаний на практике) |
Выполняют задания из учебника, заполняют памятку, записывают результат. |
Организует ситуацию отработки полученных знаний для решения учебной задачи, следит за работой в группе. |
Второй этап нашей работы будет заключаться в практической деятельности. На странице 111 найдите упражнение 187. Благодаря этому упражнению вы полностью заполните вашу памятку. Упражнение выполняете следующим образом: сначала вы самостоятельно записываете в свою тетрадь все пословицы, фразеологизмы, поговорки, сказки, которые содержат имена числительные. Затем, каждый из вас, зачитывает вашей группе свои примеры. Со всех ваших общих ответов нужно будет выбрать 4 примера и записать их в памятку. |
Умение выполнять задание из учебника (соблюдая требования), вычленять главное, осуществлять самостоятельную запись. |
Р: планировать свои действия, вносить необходимые коррективы. П: осуществлять запись выборочной информации К:ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, адекватно использовать речевые средства. |
7. Обобщение усвоенного. Применение полученных знаний на практике. Домашнее задание. |
Завершают работу с памяткой, выполняют самостоятельно упражнение из учебника, осуществляют запись словарного слова в словари, записывают домашнее задание. |
Организует ситуацию включения нового знания в систему знаний, выполнение заданий на повторение и закрепление изученного на уроке, задает домашнее задание, обозначая два уровня его выполнения. |
Отлично! Ваша памятка готова и нам осталось закрепить полученный результат самостоятельной работой. Выполните в тетради упражнение № 186 (Запишите ответы арифметических примеров словами через запятую). Одно из слов является словарным, какое? Выпишите его в словарь, почеркните орфограмму, выделите ударение. Какие арифметические действия здесь записаны? Какие правила нужно знать, чтобы решить данные примеры? Ваше домашнее задание: соста-вить с этим словом 3 (повышенный уровень 5) предложения с союзной связью. Подчеркнуть в них основу. Определить над каждым словом его часть речи. |
Умение выполнять упражнение по образцу, используя полученные знания, оформлять запись в тетради, определять орфограмму словарного слова. |
Л: способность к оцениванию полученных знаний для применения их на практике. Р: планировать свои действия, различать способ и результат действия. П: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
8. Оценка. Обсуждение результатов |
Завершают работу, обсуждают полученный результат, выполняют самооценива-ние своей работы |
Организует обсуждение результата, собирает оформленные памятки, организовывает самооценивание учащихся, проверяет работы по образцу. |
- Итак, перед вами лежат заполненные вами памятки. - Как вы считаете, все ли у вас получилось? Подпишите их и сдайте мне. Я проверю их заполнение, пока вы заполните листы самооценки. (Приложение 4) - Заполняйте лист самооценки честно, соответственно с каждым этапом урока. - Какую оценку вы бы поставили своей группе? Почему? -Для чего составляются такие памятки? Как их можно использовать? (Оглашение результатов учащимся за работу на уроке) |
Умение оформить работу, подвести итог своей работы |
Л: способность к оценке своей учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку учителя. Р:осуществлять итоговый контроль результатов П: устанавли-вать причинно-следственные связи К: формули-ровать собствен-ное мнение и позицию |
9. Рефлексия |
Подводят итог урока, участвуют в диалоге с учителем, анализируют и осмысливают свои достижения |
Организует диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат. |
- Назовите как звучала тема нашего урока? - Какую цель мы постаивали? Какие задачи были решены для ее достижения? - Получили ли мы достаточное количество знаний? Какой вывод можно из этого сделать? Спасибо за сегодняшний урок. |
Умение вести учебный диалог, соотносить учебную задачу и пути ее решения. |
Л: способность к оценке своей учебной деятельности. Р: осуществлять итоговый контроль по результату. П: осуществлять анализ проделанной работы. К: учитывать разные мнения, строить понятные для партнера и учителя высказывания. |
Приложение 1. Шаблон памятки
Определение имени числительного (с примерами)
|
|
Виды числительных (с примерами)
|
|
Фразеологизмы, пословицы, поговорки, названия сказок в которых присутствуют имена числительные
|
|
Приложение 2. Определения имени числительного
1) Имя числительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает точное количество предметов или число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие?
2) Имя числительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? или который?
3) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает точное количество предметов или число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? или который?
Приложение 3. Группы имен числительных
Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Количественные обозначают точное количество предметов или число и отвечают на вопрос который? (два, один, двадцать пять). Порядковые обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? (третий, пятый, двадцать шестой).
Приложение 4. Лист самооценки.
Этап урока |
Все получилось, было легко |
Получилось все, но столкнулся с трудностями |
Остались моменты, которые требуют пояснения (не все понятно) |
1. Этап теории
|
|
|
|
2. Этап практики
|
|
|
|
3. Самостоятельная работа
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.