ТЕМА. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

  • docx
  • 05.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0026179.docx

ТЕМА. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Краткое содержание темы

 

В соответствии с международными определениями инновация рассматри- вается как конечный результат инновационной деятельности, получивший во- площение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, исполь- зуемого в практической деятельности.

В зависимости от размеров производства, ресурсов, имеющихся в распо- ряжении предприятия, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и ряда других факторов предпри- ятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности:

·        фундаментальные исследования;

·        поисковые исследования – прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

·        прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

·        ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;

·        только промышленное освоение;

·        только производство.

Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспек-

тах:

1.    Управление НИОКР (объект управления – непосредственно исследова-

ния и разработки).

2.    Управление инновационными проектами (объект управления – иннова- ционные проекты).

3.    Управление внешними условиями, влияющими на эффективность осу- ществления инновационной деятельности.

Инновационный проект охватывает жизненный цикл новшества от мо- мента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или ис- пользования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, ос- воение производства продукта, проведение пробных продаж, развертывание массового или серийного выпуска, организацию работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, пре- кращение его выпуска.

Каждое предприятие вне зависимости от формы собственности и размер- ных характеристик разрабатывает инновационную стратегию. К основным эле- ментам инновационной стратегии предприятия относятся:

-         совершенствование уже производимых изделий и применяемых техно- логий;

-         создание и освоение новых продуктов и процессов;

-         повышение качественного уровня технико-технологической научно- исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;


 

-         повышение эффективности использования кадрового и информацион- ного потенциала предприятия;

-         совершенствование организации и управления инновационной деятель- ностью;

-         рационализация ресурсной базы;

-         обеспечение экологической и технологической безопасности;

-         достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных преиму- ществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогично- го назначения;

-         повышение организационной и управленческой культуры на предпри- ятии.

Инновационная стратегия должна соответствовать общей стратегии разви- тия предприятия и способствовать ее реализации. Выбор той или иной страте- гии определяется внешними условиями, в то время как ее реализация зависит от внутренней организации и выполнения каждого вида деятельности.

Основные виды инновационных стратегий

1.     Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалифи- кации персонала. Для ее осуществления необходима ориентация на исследова- ния в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к наступа- тельной стратегии прибегают либо крупные фирмы-лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиции лидера могут быть подорваны в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно- техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проекта.

2.   Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововве- дений, являющихся реакцией на действия конкурентов, и предполагает невысо- кий по сравнению с наступательной стратегией риск. Эта стратегия пригодна для крупных компаний, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяю- щих в своей деятельности больше внимания вопросам производства и марке- тинга, чем НИОКР, однако обладающих значительным научно-техническим по- тенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.

3.    Лицензирование (поглощающая стратегия). Основывается на приоб- ретении лучших научно-технических результатов, полученных другими пред- приятиями в ходе НИОКР.

4.    Промежуточная стратегия. Связана с поиском рыночных ниш и на- правлена на избежание прямой конкуренции на основе анализа слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ. Эта стратегия часто с успе- хом применяется мелкими предприятиями инновационного бизнеса.

5.   Создание нового рынка. Обеспечивается радикальными инновациями, когда можно добиться высокой нормы прибыли без существенного риска.

6.   «Разбойничья» стратегия. Позволяет применять новые передовые тех- нологии предприятиям, сильным в производственно-технологическом отноше- нии, но не располагающим устойчивым положением на рынке. Здесь важно по-


 

нимание того, что устойчивого успеха можно добиться лишь в том случае, ко- гда после выхода на рынок используется наступательная стратегия.

7.     Привлечение специалистов. Позволяет с минимальными затратами приобрести знания, опыт, навыки, а в некоторых случаях – ноу-хау.

8.   Приобретение компаний. Эта стратегия часто используется крупными предприятиями в отношении мелких фирм, работающих над перспективными проектами и осуществивших стартовый этап работ.

Для обеспечения производства новой продукции необходимо наличие полностью законченной и соответствующей мировым стандартам документа- ции, технологической оснастки и кадров исполнителей. Это обеспечивается системами конструкторской и технологической документации, оформленной в виде стандартов. К ним относятся:

·        Государственная система стандартизации;

·        Единая система конструкторской документации (ЕСКД);

·        Единая система технологической документации (ЕСТД);

·        Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);

·        Единая государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

·        Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и т.п.

 

Вопросы для самопроверки

 

1.  Какие этапы включает научно-технологическая подготовка производства?

2.   Какие виды документации создаются на различных этапах конструктор- ской подготовки производства?

3.   Что такое технологическая подготовка производства?

4.    Какие стандарты относятся к системе конструкторской и технологиче- ской документации?

5.   Поясните, что понимается под инновационной деятельностью предпри- ятия.

6.   Что такое инновационный проект и в чем его отличия от «классическо- го» инвестиционного проекта?

7.   Какие методы используются при планировании инновационной деятель- ности?

8.   Как можно оценить риск инновационного проекта?

9.   Перечислите и раскройте смысл основных видов инновационных страте-

гий.

 

 

Задачи 1 уровня

 

Задача 13.1

Определить расходы предприятия на создание и внедрение в производство новой продукции, если известно, что необходимый объем инвестиций в основ-


 

ные и оборотные средства соответственно составляет 280,0 тыс. д.е. и 120,0 тыс. д.е. Предполагаемый объем выпуска продукции определен в сумме 1560,0 тыс. д.е., доля прибыли составляет 7,5 %. Срок окупаемости инвестиционных затрат в основные и оборотные средства равен 4 годам.

 

Задача 13.2

В планируемом периоде предполагается за счет внедрения нововведений увеличить объем производства на 12%, среднюю заработную плату – на 8% и одновременно высвободить 30 человек. При этом доля заработной платы в про- изводственных издержках составит 40%.

В отчетном периоде годовой выпуск продукции в натуральном измерении составил 18,0 тыс. шт. при среднесписочной численности работников 230 чел.

Определить влияние внедрения нововведений на уровень производитель- ности труда и величину издержек производства.

 

Задача 13.3

Вероятность неудачи при доведении новшества до опытного образца со- ставляет 20%, вероятность неприятия нового изделия потребителем – 30%. За- траты на разработку и освоение нового изделия оцениваются в 120000 д.е. Ус- ловно-постоянные расходы на производство составят 55000 д.е. в год, условно- переменные расходы 260 д.е. в расчете на одно изделие. Продажная цена одно- го изделия по прогнозам изготовителя составит 2400 д.е., планируемый объем продаж – 80 шт. в год. Жизненный цикл нового изделия – 4 года.

Определить эффективность внедряемого новшества с учетом технического и коммерческого рисков.

 

Задача 13.4

Внедрение нового приспособления к станку, жизненный цикл которого оценивается в 4 года, позволит увеличить его производительность на 15%. Время на разработку и внедрение новшества составляет 1 год, затраты на про- ведение предпроизводственных исследований и испытаний опытного образца оцениваются в 2100,0 тыс. д.е. Под влиянием внешних факторов эта величина может увеличиться на 20%. Вероятность такого увеличения, по оценкам экс- пертов, составляет 40%.

Определить результат от внедрения нового приспособления и сделать вы- вод о его целесообразности, если известно, что производительность станка – 16000 изделий в год, а прибыль от реализации одного изделия – 350 д.е. Коэф- фициент дисконтирования равен 16%.

 

 

Задачи 2 уровня

 

Задача 13.5

Задание выполняется в группах по 5-6 человек. Необходимо подготовить выступление объемом 3-4 с., выбрав в качестве объекта исследования один из


 

регионов РФ. Выступление следует сопроводить иллюстративным материалом или подготовить электронную презентацию. Особое внимание следует уделить следующим аспектам:

1.   Социально-экономическая характеристика региона.

2.   Органы регулирования инновационной деятельности.

3.   Анализ инновационной активности в регионе (научная и исследовательская деятельность университетов, научных парков, бизнес-инкубаторов и т. д.).

4.   Приоритетные направления инновационной политики региона.

5.   Финансирование инновационных проектов в регионе.

 

 

Задача 3 уровня

 

Задача 13.6

Сравнительный анализ инновационных проектов. На предприятии рас- сматриваются три инновационных проекта. Два из них – И-1 и И-2 – связаны с совершенствованием производства продуктов, а третий – И-3 – предусматрива- ет разработку нового продукта. Показатели, характеризующие проекты, пред- ставлены в таблице 13.1.

 

Таблица 13.1

Характеристика инновационных проектов

 

 

Показатели

Значение по продуктам

И-1

И-2

И-3

всего

Цена Ц, ДЕ/шт.

80

100

150

 

Переменные затраты Зу, ДЕ/шт.

60

70

100

 

Планируемый объем реализации,

шт./год

5000

3000

1000

 

Покрытие затрат Пз, ДЕ/шт.

 

 

 

100

Доля покрытия затрат на шт. Дпз

 

 

 

 

Выручка от реализации Вр, тыс.

ДЕ\год

 

 

 

850

Переменные затраты, тыс. ДЕ/год

 

 

 

 

Покрытие затрат, тыс. ДЕ/год

 

 

 

240

Постоянные затраты Зс, тыс. ДЕ/год

94

86

80

260

Прибыль или убыток, тыс. ДЕ/год

 

 

 

 

Точка безубыточности ВЕ, тыс.

ДЕ/год

 

 

 

903

 

Рассчитайте показатели и дополните таблицу данными. Проанализируйте инновационные проекты и дайте предложения по повышению их эффективно- сти. Ранжируйте проекты по критерию (показателю) покрытия затрат:

1-й вариант – на штуку, ДЕ/шт.;


 

2-й вариант – на объем реализации, тыс. ДЕ/год.

Для оценки проектов следует ли связывать расчет покрытия затрат с ана- лизом точки безубыточности? Проверьте целесообразность понижения цены на продукт по проекту И-3 на 10%, чтобы достичь точки безубыточности. При увеличении выручки от реализации продукта И-1 на 15%, а переменных затрат на 10% в год изменится ли и как величина прибыли (в тыс. ДЕ в год) от реали- зации этого продукта?