Краткое содержание темы
В соответствии с международными определениями инновация рассматри- вается как конечный результат инновационной деятельности, получивший во- площение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, исполь- зуемого в практической деятельности.
В зависимости от размеров производства, ресурсов, имеющихся в распо- ряжении предприятия, характера продукции, традиционных форм организации научно-технической деятельности в отрасли и ряда других факторов предпри- ятие может осуществлять следующие виды инновационной деятельности:
· поисковые исследования – прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;
· прикладные НИР – ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;
· ОКР – промышленное освоение – производство – сбыт;
· только промышленное освоение;
· только производство.
Управление инновациями может рассматриваться в трех основных аспек-
тах:
1. Управление НИОКР (объект управления – непосредственно исследова-
ния и разработки).
2. Управление инновационными проектами (объект управления – иннова- ционные проекты).
3. Управление внешними условиями, влияющими на эффективность осу- ществления инновационной деятельности.
Инновационный проект охватывает жизненный цикл новшества от мо- мента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или ис- пользования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, ос- воение производства продукта, проведение пробных продаж, развертывание массового или серийного выпуска, организацию работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, пре- кращение его выпуска.
Каждое предприятие вне зависимости от формы собственности и размер- ных характеристик разрабатывает инновационную стратегию. К основным эле- ментам инновационной стратегии предприятия относятся:
- совершенствование уже производимых изделий и применяемых техно- логий;
- создание и освоение новых продуктов и процессов;
- повышение качественного уровня технико-технологической научно- исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;
- повышение эффективности использования кадрового и информацион- ного потенциала предприятия;
- совершенствование организации и управления инновационной деятель- ностью;
- рационализация ресурсной базы;
- обеспечение экологической и технологической безопасности;
- достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных преиму- ществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогично- го назначения;
- повышение организационной и управленческой культуры на предпри- ятии.
Инновационная стратегия должна соответствовать общей стратегии разви- тия предприятия и способствовать ее реализации. Выбор той или иной страте- гии определяется внешними условиями, в то время как ее реализация зависит от внутренней организации и выполнения каждого вида деятельности.
1. Наступательная стратегия. Отличается высоким риском и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Требует высокой квалифи- кации персонала. Для ее осуществления необходима ориентация на исследова- ния в сочетании с применением новых технологий. Как правило, к наступа- тельной стратегии прибегают либо крупные фирмы-лидеры рынка в отраслях с высоким уровнем конкуренции, где позиции лидера могут быть подорваны в результате массового внедрения конкурентами более совершенных в научно- техническом отношении продуктов, либо мелкие предприятия, выживание и рост которых напрямую зависят от реализации данного проекта.
2. Оборонительная стратегия. Основана на быстром внедрении нововве- дений, являющихся реакцией на действия конкурентов, и предполагает невысо- кий по сравнению с наступательной стратегией риск. Эта стратегия пригодна для крупных компаний, имеющих устойчивую рыночную позицию и уделяю- щих в своей деятельности больше внимания вопросам производства и марке- тинга, чем НИОКР, однако обладающих значительным научно-техническим по- тенциалом для быстрой реакции на действия конкурентов.
3. Лицензирование (поглощающая стратегия). Основывается на приоб- ретении лучших научно-технических результатов, полученных другими пред- приятиями в ходе НИОКР.
4. Промежуточная стратегия. Связана с поиском рыночных ниш и на- правлена на избежание прямой конкуренции на основе анализа слабых сторон конкурентов с учетом собственных преимуществ. Эта стратегия часто с успе- хом применяется мелкими предприятиями инновационного бизнеса.
5. Создание нового рынка. Обеспечивается радикальными инновациями, когда можно добиться высокой нормы прибыли без существенного риска.
6. «Разбойничья» стратегия. Позволяет применять новые передовые тех- нологии предприятиям, сильным в производственно-технологическом отноше- нии, но не располагающим устойчивым положением на рынке. Здесь важно по-
нимание того, что устойчивого успеха можно добиться лишь в том случае, ко- гда после выхода на рынок используется наступательная стратегия.
7. Привлечение специалистов. Позволяет с минимальными затратами приобрести знания, опыт, навыки, а в некоторых случаях – ноу-хау.
8. Приобретение компаний. Эта стратегия часто используется крупными предприятиями в отношении мелких фирм, работающих над перспективными проектами и осуществивших стартовый этап работ.
Для обеспечения производства новой продукции необходимо наличие полностью законченной и соответствующей мировым стандартам документа- ции, технологической оснастки и кадров исполнителей. Это обеспечивается системами конструкторской и технологической документации, оформленной в виде стандартов. К ним относятся:
· Государственная система стандартизации;
· Единая система конструкторской документации (ЕСКД);
· Единая система технологической документации (ЕСТД);
· Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП);
· Единая государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
· Система стандартов безопасности труда (ССБТ) и т.п.
1. Какие этапы включает научно-технологическая подготовка производства?
2. Какие виды документации создаются на различных этапах конструктор- ской подготовки производства?
3. Что такое технологическая подготовка производства?
4. Какие стандарты относятся к системе конструкторской и технологиче- ской документации?
5. Поясните, что понимается под инновационной деятельностью предпри- ятия.
6. Что такое инновационный проект и в чем его отличия от «классическо- го» инвестиционного проекта?
7. Какие методы используются при планировании инновационной деятель- ности?
8. Как можно оценить риск инновационного проекта?
9. Перечислите и раскройте смысл основных видов инновационных страте-
гий.
Задача 13.1
Определить расходы предприятия на создание и внедрение в производство новой продукции, если известно, что необходимый объем инвестиций в основ-
ные и оборотные средства соответственно составляет 280,0 тыс. д.е. и 120,0 тыс. д.е. Предполагаемый объем выпуска продукции определен в сумме 1560,0 тыс. д.е., доля прибыли составляет 7,5 %. Срок окупаемости инвестиционных затрат в основные и оборотные средства равен 4 годам.
В планируемом периоде предполагается за счет внедрения нововведений увеличить объем производства на 12%, среднюю заработную плату – на 8% и одновременно высвободить 30 человек. При этом доля заработной платы в про- изводственных издержках составит 40%.
В отчетном периоде годовой выпуск продукции в натуральном измерении составил 18,0 тыс. шт. при среднесписочной численности работников 230 чел.
Определить влияние внедрения нововведений на уровень производитель- ности труда и величину издержек производства.
Вероятность неудачи при доведении новшества до опытного образца со- ставляет 20%, вероятность неприятия нового изделия потребителем – 30%. За- траты на разработку и освоение нового изделия оцениваются в 120000 д.е. Ус- ловно-постоянные расходы на производство составят 55000 д.е. в год, условно- переменные расходы 260 д.е. в расчете на одно изделие. Продажная цена одно- го изделия по прогнозам изготовителя составит 2400 д.е., планируемый объем продаж – 80 шт. в год. Жизненный цикл нового изделия – 4 года.
Определить эффективность внедряемого новшества с учетом технического и коммерческого рисков.
Внедрение нового приспособления к станку, жизненный цикл которого оценивается в 4 года, позволит увеличить его производительность на 15%. Время на разработку и внедрение новшества составляет 1 год, затраты на про- ведение предпроизводственных исследований и испытаний опытного образца оцениваются в 2100,0 тыс. д.е. Под влиянием внешних факторов эта величина может увеличиться на 20%. Вероятность такого увеличения, по оценкам экс- пертов, составляет 40%.
Определить результат от внедрения нового приспособления и сделать вы- вод о его целесообразности, если известно, что производительность станка – 16000 изделий в год, а прибыль от реализации одного изделия – 350 д.е. Коэф- фициент дисконтирования равен 16%.
Задача 13.5
Задание выполняется в группах по 5-6 человек. Необходимо подготовить выступление объемом 3-4 с., выбрав в качестве объекта исследования один из
регионов РФ. Выступление следует сопроводить иллюстративным материалом или подготовить электронную презентацию. Особое внимание следует уделить следующим аспектам:
1. Социально-экономическая характеристика региона.
2. Органы регулирования инновационной деятельности.
3. Анализ инновационной активности в регионе (научная и исследовательская деятельность университетов, научных парков, бизнес-инкубаторов и т. д.).
4. Приоритетные направления инновационной политики региона.
5. Финансирование инновационных проектов в регионе.
Задача 13.6
Сравнительный анализ инновационных проектов. На предприятии рас- сматриваются три инновационных проекта. Два из них – И-1 и И-2 – связаны с совершенствованием производства продуктов, а третий – И-3 – предусматрива- ет разработку нового продукта. Показатели, характеризующие проекты, пред- ставлены в таблице 13.1.
Таблица 13.1
Характеристика инновационных проектов
Показатели |
Значение по продуктам |
|||
И-1 |
И-2 |
И-3 |
всего |
|
Цена Ц, ДЕ/шт. |
80 |
100 |
150 |
|
Переменные затраты Зу, ДЕ/шт. |
60 |
70 |
100 |
|
Планируемый объем реализации, шт./год |
5000 |
3000 |
1000 |
|
Покрытие затрат Пз, ДЕ/шт. |
|
|
|
100 |
Доля покрытия затрат на шт. Дпз |
|
|
|
|
Выручка от реализации Вр, тыс. ДЕ\год |
|
|
|
850 |
Переменные затраты, тыс. ДЕ/год |
|
|
|
|
Покрытие затрат, тыс. ДЕ/год |
|
|
|
240 |
Постоянные затраты Зс, тыс. ДЕ/год |
94 |
86 |
80 |
260 |
Прибыль или убыток, тыс. ДЕ/год |
|
|
|
|
Точка безубыточности ВЕ, тыс. ДЕ/год |
|
|
|
903 |
Рассчитайте показатели и дополните таблицу данными. Проанализируйте инновационные проекты и дайте предложения по повышению их эффективно- сти. Ранжируйте проекты по критерию (показателю) покрытия затрат:
1-й вариант – на штуку, ДЕ/шт.;
2-й вариант – на объем реализации, тыс. ДЕ/год.
Для оценки проектов следует ли связывать расчет покрытия затрат с ана- лизом точки безубыточности? Проверьте целесообразность понижения цены на продукт по проекту И-3 на 10%, чтобы достичь точки безубыточности. При увеличении выручки от реализации продукта И-1 на 15%, а переменных затрат на 10% в год изменится ли и как величина прибыли (в тыс. ДЕ в год) от реали- зации этого продукта?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.