Тема исследования «Гармонизация эмоционального благополучия детско-родительских отношений средствами танцевально- двигательной терапии».
Оценка 4.8

Тема исследования «Гармонизация эмоционального благополучия детско-родительских отношений средствами танцевально- двигательной терапии».

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
психологическая работа
Взрослым
25.10.2021
Тема исследования «Гармонизация эмоционального благополучия  детско-родительских отношений средствами танцевально- двигательной терапии».
Тема моей работы по самообразованию «Гармонизация эмоционального благополучия детско-родительских отношений средствами танцевально- двигательной терапии». Aктуaльность дaнной тeмы обусловлена тем, что детско-родительские отношения далеко не всегда несут эмоциональное благополучие. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.Педагог и психолог П. П. Блонский отмечал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей». Из этих слов и как показывает практика, следует, что в психологическом сопровождении нуждаются не только наши ученики, но и их родители.
Гармонизация эмоционального благополучия сретствами ТДТ.docx

«Танец - это живой язык, которым говорит человек...

Танец требует общения прямого, потому что его

 носителем и посредником является сам человек,

 а инструментом выражения - человеческое тело»

                                                                       Мери Вигман

Тема моей работы по самообразованию «Гармонизация эмоционального благополучия  детско-родительских отношений средствами танцевально- двигательной терапии».

Aктуaльность дaнной тeмы обусловлена тем, что детско-родительские отношения  далеко не всегда несут эмоциональное благополучие.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки  своего воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической  грамотности, чтобы решить свои проблемы.Педагог и психолог П. П. Блонский отмечал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей». Из этих слов и как показывает практика, следует, что в психологическом сопровождении нуждаются не только наши ученики, но и их родители.

В  государственном образовательном стандарте образования сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс». Применение ГОСО РК  направлено на реализацию принципа единства обучения и воспитания...», что не возможно без взаимодействия с родителями.

Перечисленные документы определяют роль психолога в образовательном процессе и обеспечении психологического благополучия каждого ребенка, создании благоприятных условий для участия семьи в образовательном процессе.

Таким образом, семья, привыкшая к традиционному воспитанию, не может самостоятельно  перестроить свою воспитательную среду. Учитывая, что для ребенка  на любом возрастном этапе важно внимание семьи, необходимо оказать действенную помощь семье в приобщении к современным условиям воспитания.

В семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, к окружающим людям, к жизни в целом.

        В то же время чрезвычайно актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы: влияние творчества, в частности танцев и музыки, на эмоциональное благополучие в коммуникации. Как показывают результаты многочисленных психолого-педагогических исследований (О. Кон, А. В. Мудрик  именно в общении происходит становление человеческой личности, формирование эмоциональной сферы. Описывая роль эмоций в коммуникации, Томкинс выделил десять типов свободы эмоциональной системы. Именно благодаря эмоциям мы выражаем отношения друг к другу и танец как нельзя лучше помогает нам их прочувствовать. Важность танцев для коммуникации документально подтверждается ранними исследованиями, предпринятыми в сфере невербального общения, такими как работы Дарвина (Darwin, 1965).

Сегодня танец используется для выражения человеческих эмоций, мыслей и установок, являясь  коммуникацией посредством движения. Жизнь человека с самого рождения связана с музыкой и танцами. Они помогают выражать все  эмоции человека и развиваться. На сегодняшний день возрос общественный интерес к методам, оказывающим положительное влияние на организм и психику человека посредством искусства, в том числе танца. Вместе с тем, на практике стало социально важным обосновать влияние методов терапии на эмоциональное благополучие в отношениях между детьми и родителями.

Анализ работ по проблемам взаимодействия  педагога-психолога с родителями, с их разносторонностью и несомненной теоретической и практической значимостью,  позволил  нам выявить существующее противоречие между возможностью использовать  методы и формы работы педагога- психолога с родителями  и отсутствием систематической  работы по реализации такого подхода  в  организации образования.  Общение с различными семьями позволило увидеть, как присутствие творчества в повседневной жизни семьи может помочь в решении трудностей, которые в ней возникают.  

Таким образом,  не теряющая своей актуальности  в современной науке и практике  образования проблема взаимодействия педагога-психолога с родителями и  ее недостаточная разработанность в  психолого-педагогической  практике послужили основанием для выбора темы исследования «Гармонизация эмоционального благополучия  детско-родительских отношений средствами танцевально- двигательной терапии».

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании теоретических и методических основ системы работы педагога-психолога с семьями учащихся направленной на коррекцию эмоционального благополучия детско-родительских отношений, а т.ж.  разработке и реализации на этой основе программы и методических рекомендаций, обеспечивающих эффективность этого процесса в школе.

Научная значимостьисследования заключается в разработке и апробации программы «Эмоции и 7Я» (с использованием средств танцевально-двигательной терапии)

Методологическую основу исследования составили:   

- вопросы консультирования семьи: А.Я.Варга, А.Н.Елизаров и др.;-

Кроме того, теории: позиции и роли, лидерство в семье: З.Фрейд, А.Адлер, С.Макаренко и др.; аспекты межличностных и семейных отношений А.Н.Волков, Л.Я.Гозман, М.Палаццолли и др.. развитие учения В.Райха о мышечно-эмоциональных блоках, методика танцевальной терапии  Мэрион Чейз.

Методы исследования, используемые для решения поставленных в исследовании задач:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;  интерпретация, обобщение передового психолого-педагогичес-кого  опыта и массовой практики;

- эмпирические:  диагностические задания и стандартизированные методики диагностики; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, анализ эффективности результатов опытно-экспериментальной работы (качественный и количественный).

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- обоснована психолого-педагогическая  необходимость взаимодействия с родителями и детьми;

- раскрыта суть процесса взаимодействия психолог-родитель-ребенок;

- проведен анализ  форм и методов работы с родителями и детьми;

Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации:

-программы «Эмоции и 7Я» (с использованием средств танцевально-двигательной терапии);     

- методических рекомендаций  к программе «Эмоции и 7Я»

Практическая значимость исследования  состоит в возможности реализации в практике педагога-психолога школы:

-программы «Эмоции и 7Я»;    

- методических рекомендаций  к программе «Эмоции и 7Я».

Обобщение передового педагогического опыта позволило разработать содержание и основные направления опытно-экспериментальной работы по  разработке  и внедрению в учебно- воспитательный процесс   школы программы «Эмоции и 7Я» (с использованием средств танцевально-двигательной терапии);  которая  проводилась на базе КГУ «Калиновская ОШ» Тайыншинского района Северо-Казахстанской области. В экспериментальном исследовании  приняли участие 20 родителей. Исследование проходило в 3 этапа:

I этап  Констатирующий эксперимент (январь 2019 год)

Цель:  выявление родительского отношения, родительских установок, и наклонностей родителя к определенному стилю воспитания; степень гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности и их причины; определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственному ребёнку и эмоциональное благополучие в детско-родительских отношениях.

Для диагностики использованы следующие методики:  Тест - опросник  родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин), «Мера заботы».

Вывод: таким образом, на основании результатов диагностики констатирующего эксперимента, сопоставляя результаты диагностических методик, направленных на выявление уровня детско-родительских отношений и уровня внимания, суммируя полученные данные, мы обнаружили нарушения в детско-родительских отношениях и в уровне достатка внимания, которые оказывают влияние на эмоциональное состояние детей у участников ЭГ.
        Следовательно, необходима работа по  гармонизации детско-родительских отношений, а именно разработка программы, включающая в себя систему занятий, направленных на развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в семье.

II этап  Формирующий эксперимент (февраль- апрель 2019 г.)

Его цель: разработка и  внедрение специально разработанной по итогам первого этапа исследования психолого-педагогической программы «Эмоции и 7Я» (с использованием средств танцевально-двигательной терапии).

Материал программы основан на тренингах. Разнообразные формы и методы,  используемые в работе,  направлены на  развитие и гармонизацию детско-родительских отношений в семье.

Разработаны ожидаемые результаты реализации программы, функции тренингов, методы и формы работы, применяемые в программе, структура тренинга.

   Срок реализации программы 2 месяца. Программа рассчитана на 8 часов (1 раз в неделю). Продолжительность занятия 80-120 минут.

 

 

Структура тренинга

I этап – разогрев

Упражнение «Лови ритм»

Упражнение «Боди джаз»

Упражнение «Больше всего я хочу, чтобы…»

II этап – основная деятельность

Упражнение «Театр руками»

Упражнение «Огонь и лед»

Упражнение «Общий танец с предметом»

Упражнение «Коллективный рисунок»

Упражнение «Групповой танец»

III этап – завершение

Упражнение «Моя проблема в общении»

Завершение «Я сейчас хочу сказать…» «Свеча пожеланий»

        

III этап  Контрольный эксперимент (май 2019 год).

Цель: проверка эффективности формирующего эксперимента.

Для выявления изменений в родительских отношениях и уровне внимания использованы те же методики, что и при констатирующем зэксперименте.

Анализ результатов на основе практической творческой деятельности  выглядит следующим образом:

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма результатов групповой  диагностики с использованием диагностики детско-родительских отношений.

 

Рисунок 5. Сравнительная диаграмма результатов групповой     диагностики с использованием методики «Мера заботы»

 

Данный эксперимент  позволил сделать определенные выводы:

- включенность родителей  в систему целенаправленной  работы   по психолого-педагогической программе «Эмоции и 7Я» помогла снять напряженность в детско-родительских отношениях, сформировать знания у родителей о психолого-педагогических особенностях детей, устранить отрицательные эмоции, установить доброжелательное, чуткое отношение к детям со стороны родителей и доказать родителям, что семья – это единый организм.

Подводя итог, можно сказать, что метод танцевально-двигательной терапии актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает психологам, педагогам, воспитателям, родителям и конечно же самому ребенку справиться с возникающими трудностями во взаимоотношениях.

Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать и изменить эмоциональный фон в детско-родительских отношениях, установить благоприятные межличностные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по использованию методики танцевально-двигательной терапии.

С помощью ТДТ можно:

- восстановить  нормальное кровообращение;

- сбросить накопившуюся усталость за день или неделю;

- укрепить мышечный корсет - необходимое условие для хорошей осанки в школе;

- развить межличностное групповое взаимодействие;

- контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

-  общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения;

- создать ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения;

- снять эмоциональное и мышечное напряжение;

- слаженные, ритмичные движения обладают колоссальным терапевтическим эффектом; особенно значим эффект многократно повторяющийся ритмического или мелодического оборота.

Техники танцевальной терапии

1. Спонтанный, неструктурированный танец для самовыражения и выражения отношения к чему или кому-либо.

2. Круговой танец. Использование кругового танца занимает в танцевальной терапии особое место, в силу того что круговой танец – это сознание первобытного человека. Круговой групповой танец выполняет такие функции, как снижение тревожности и сопротивления; становление чувств общности, сопричастности; развитие внутригруппового единства и межличностных отношений.

3. Аутентичное движение. Аутентичное движение, с одной стороны, считается одним из методических приемов танцевальной терапии, который представляет собой внутренне направленные движения, во время выполнения которых тренер  выступает в роли наблюдателя. А с другой стороны, аутентичное движение – метод аутентичного движения, способствующий выражению разнообразных аспектов.

Подходы и методы в ТДТ

Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии выделены Т. А. Шкурко:

- использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X. Лефко);

Например:  упражнения «Огонь и лёд», «Костер»

- использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак);

 Например:  упражнения «Хровод», «Хулиган», «Театр рук», «Групповой танец» и т.д.

- аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями  (С. Мусикант);

Например:  упражнения  «Доверься мне»

- целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон);

- ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз);

Например:  упражнения «Лови ритм», «Охота»

- эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Рудестам);

Например:  упражнения «Тень», «Зеркало», «Ведущий и ведомый»

- экспериментирование с движением и прикосновением, что позволяет осознать причины собственной ригидности и ограниченности (Р. Лабан), а также изучить потребность в контакте, поддержке, любви (Д. Мак-Нили);

Например:  упражнения «Водоросли»

- техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие добиться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз);

Например:  упражнения «Боди джаз», «Надувная кукла»

-использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер);

Например:  упражнения «Костер»

- целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т.д.;

Например:  упражнения «Танец трех жизней», «Танец с предметом»

- организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами, «подстрочного комментария» к движениям (X. Пейн)

Например:  упражнения «Я сейчас хочу сказать», психологический шеринг.

Виды дыхательных упражнений

1) упражнения, характеризующиеся углубленным вдохом и выдохом: достигается это путем рационального сочетания грудного и брюшного дыхания;

Например:  упражнения «Сосредоточься на дыхании», медитация

2) упражнения, характеризующиеся определенным ритмом: стабильным (например, «ритмичное дыхание»), замедленным («дыхание с паузами»), ускоренным (например, с частотой до 100–150 дыхательных циклов в минуту).

Например:  упражнения «Дыхание на счёт» (5 на вдохе, 7 на выдохе)

3)упражнения, отличающиеся повышенной интенсивностью вдоха, выдох совершается толчком;

Например:  упражнения «Ха-дыхание»

4) упражнения, основанные на изменении просвета воздухоносных путей, например «дыхание через одну ноздрю».

Например:  упражнения «Дыши по сигналу»

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что танцевально - двигательную терапию можно использовать для личного развития и самосовершенствования, для решения конкретных проблем во взаимоотношении. ТДТ используется для того, чтобы создать безопасный телесный образ, а также помогает развитию более привлекательного образа тела, который прямо связан с положительным образом «Я», с самооценкой и эмоциональным состоянием, способствует психологической поддержке.

Основной вывод данной работы состоит в том, что применение этого метода в процессе развития личности не только полезен, но и необходим в силу эффективности его средств.

По результатам проведённого исследования литературных источников, создана программа, которая позволит оптимально и творчески решать психологические задачи, используя ТДТ.

Дальнейшая научно-практическая работа в направлении разработки эффективных методов воздействия посредством ТДТ для различных возрастных периодов представляется особенно интересной.

Подводя итог, мы можем сказать, что метод ТДТ актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает подростку  справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию танца. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в мир творчества.

  В результате анализа полученных результатов, мы, считаем возможным, сформулировать следующие выводы и предположения:

Проведённое исследование выявило существенную роль ТДТ в межличностном общении.

В целом можно сказать, что цели и задачи исследования выполнены, рабочая гипотеза получила своё подтверждение.

 

 


 

Танец - это живой язык, которым говорит человек

Танец - это живой язык, которым говорит человек

Как показывают результаты многочисленных психолого-педагогических исследований (О

Как показывают результаты многочисленных психолого-педагогических исследований (О

Научная значимость исследования заключается в разработке и апробации программы «

Научная значимость исследования заключается в разработке и апробации программы «

ОШ» Тайыншинского района Северо-Казахстанской области

ОШ» Тайыншинского района Северо-Казахстанской области

Структура тренинга I этап – разогрев

Структура тренинга I этап – разогрев

Упражнение «Больше всего я хочу, чтобы…»

Упражнение «Больше всего я хочу, чтобы…»

Упражнение «Общий танец с предметом»

Упражнение «Общий танец с предметом»

Упражнение «Групповой танец»

Упражнение «Групповой танец»

Завершение «Я сейчас хочу сказать…» «Свеча пожеланий»

Завершение «Я сейчас хочу сказать…» «Свеча пожеланий»

III этап Контрольный эксперимент (май 2019 год)

III этап Контрольный эксперимент (май 2019 год)

Подводя итог, можно сказать, что метод танцевально-двигательной терапии актуален в наши дни

Подводя итог, можно сказать, что метод танцевально-двигательной терапии актуален в наши дни

Методические рекомендации по использованию методики танцевально-двигательной терапии

Методические рекомендации по использованию методики танцевально-двигательной терапии

С. Мусикант); Например: упражнения «Доверься мне» - целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К

С. Мусикант); Например: упражнения «Доверься мне» - целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К

Например: упражнения «Дыхание на счёт» (5 на вдохе, 7 на выдохе) 3)упражнения, отличающиеся повышенной интенсивностью вдоха, выдох совершается толчком;

Например: упражнения «Дыхание на счёт» (5 на вдохе, 7 на выдохе) 3)упражнения, отличающиеся повышенной интенсивностью вдоха, выдох совершается толчком;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021