МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Тема: «Изучение влияния фразеологизмов на речь современного школьника».
Автор: Ракипов Артур, ученик
Руководитель: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов
Нижневартовск
I.Введение…………………………………………………………..…………..…2
II.Основная
часть………………………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть………………………………………………………….…3
2. Практическая часть……………………………………………………………..3
2.1. Употребление слов-паразитов в речи……………………………………. 3 2.2. Анкетирование и анализ полученных результатов по использованию слов-паразитов………………………………………………………………….…….……4
2.3. Употребление фразеологизмов в речи…………………………………....6
2.4. Источники происхождения фразеологизмов……………………………6
2.5. Фразеологический словарик. По страницам русской истории………7
2.6. Лексические головоломки с фразеологизмами…………………………..8
III. Заключение……………………………………………………………….…..9
Список информационных источников.……………………………………....10
Приложение 1……………………………………………………………………... I
Приложение 2……………………………………………………………………... I Приложение 3………………………………………………………………….….III Приложение 4…………………………………………………………………..….V
Приложение 5…………………………………………………………………..… IX
I. Введение.
Сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень важной, потому что в последнее время часто в стенах школы и за ее пределами употребляются слова-паразиты. Ученики на переменах общаются только на «своем» сленговом языке, считая, что «так все сейчас говорят, это модно».
Но как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту. «Хромое слово – хромая речь», - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное, а речь не была «хромой», а красивой, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
А что значит – «знать слова»? Как этого добиться? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну. И помогут вам в этом этимология и фразеология – две волшебницы, владеющие несметными сокровищами.
Фразеологизмы есть в каждом языке, они связаны с традициями и обычаями народа, с его историей. Большинство их сохранилось в русском языке с древних времен (например, бить баклуши, знать назубок и др.). Не зная фразеологизма, понять его значение трудно, потому что оно не равно общей сумме значений слов, входящих в него. Например, «кот наплакал» означает «очень мало», а «бить баклуши» - «бездельничать». Поэтому фразеологизм – это всегда секрет, загадка языка.
Объект исследования – речь учеников.
Предмет исследования: слова-паразиты и фразеологизмы, используемые школьниками для общения и допускаемые ими ошибки.
Цель проекта: Узнать откуда произошли фразеологизмы и определить их роль в русском языке. Выяснить слова-паразиты и фразеологизмы, используемые учениками 3 класса.
Задачи проекта:
1. Выяснить что такое фразеологизмы и слова-паразиты.
2. Исследовать источники фразеологических оборотов.
3. Провести анкетирование среди учащихся и родителей и сделать выводы.
4. Оформить сборник игр и лексических заданий по данной теме.
5. Составить краткий словарь наиболее употребляемых фразеологизмов.
Гипотеза: современные школьники способны, имея сведения о фразеологизмах, обогатить ими свой словарный запас и свести к минимуму употребление сленга в своей речи.
Сначала я изучила литературу по теме. Особенно мне помог в поиске ответов на многое вопросы «Толковый словарь русского языка». С. И. Ожегова. Про фразеологизмы в детской литературе я прочитала во фразеологическом словаре «Почему мы так говорим». В «Большом фразеологическом словаре для детей» я нашла фразеологизмы из античной мифологии, правда, материал стал понятен только при помощи взрослых.
II. Основная часть
1.Теоретическая часть
Сейчас для русского языка настало трудное время, а наша речь изменилась в худшую сторону. Изменения, которые происходят в нѐм, заставляют учѐных говорить о том, что он теряет свою глубину. Но всѐ-таки остаются важными подкреплѐнные фактами утверждения тех учѐных, которые говорят: «Авторитет русского языка по-прежнему высок в мире».[1]
Исследователи сходятся во мнении, что проблема основана на том, что в литературный язык очень сильно проникает разговорный. Особо выделяют молодѐжный сленг[2], считая его виновником засорения русского языка Одной из важнейших проблем в России является низкая культура речи[3]. На уроках нас знакомят с литературным языком, объясняя правила употребления русского языка. Но речь наша засорена. А в общении с одноклассниками мы используем другой язык. Почему это происходит? От чего зависит? Мы решили заняться исследованием слов-паразитов, влияющих на культуру речи.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова. Новизна результатов заключается в том, что в данном проекте дается оценка проблеме сохранения русского языка в нашем современном обществе. Какие сорные слова встречаются в речи учащихся моего класса? Как бороться с употреблением нашими одноклассниками таких слов? Как сделать речь выразительной, образной? Способны ли учащиеся, имея сведения о фразеологизмах, обогатить ими свой словарный запас и свести к минимуму употребление сленга в своей речи. В своей работе я попытаюсь ответить на эти вопросы.
2. Практическая часть
2.1. Употребление слов-паразитов в речи Когда ж мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех».
Б.Заходер Люди используют разные слова-паразиты с разной целью. Например, ребенок, который долго думает, прежде чем произнести следующее слово, говорит «это». А, слово «просто так» говорят дети, которые не могут объяснить причину своего поступка. Еще этим словом злоупотребляют дети, которые часто оправдываются: «Я просто хотела это потрогать, а оно сломалось» и т. д. «Это самое» украшает речь детей с плохой памятью или ленивых, тех, кто даже и не старается вспомнить нужное слово. «Ну, понимаете» – это пример ребенка, робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
Три месяца мы наблюдали за учениками нашего класса. В классе часто звучат слова-паразиты. Одна группа слов употребляется ими для эмоциональной окраски речи, например, «блин». Другие слова служат для замещения пауз: «ну», «вот», «ну это». Такие слова-сорняки дети употребляют и во время ответа на уроке. Многие наши одноклассники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «ну-у-у», «э-э-э», «а-а-а» или «м-мм».
Также в классе часто звучат слова, которые употребляются, когда ученик не может найти подходящее слово: «как бы», «это который».
Мальчики же не хотят признаваться в употреблении слов-паразитов. Самым употребительным у них оказалось слово «блин». На втором месте по количеству употреблений являются слова «здрасьте, «офигеть». Единичные случаи употребления среди мальчиков имеют слова-паразиты «а-а-а», «э-э-э», «это». При этом в речи всех детей звучат постоянно такие слова: комп, сѐня, ок, седня, спасибки, щас, чѐ ?
В отдельную группу можно отнести слова-паразиты на букву «ѐ». Это всем известные «ѐлки-палки», «ѐ-моѐ», «ѐшкин кот». Также существуют и звуки-паразиты. Многие дети имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
2.2. Анкетирование и анализ полученных результатов по использованию словпаразитов
Мы решили провести анкетирование среди учащихся нашего класса для исследования их речи. Нами были составлены и предложены анкеты[4]. В анкетировании принимали участие 27 учеников 3 «А» класса. Первая анкета состояла из шести вопросов и преследовала цель выяснить осведомлѐнность учащихся о словах-паразитах. (Приложение 1)
1. Знаете ли вы, что такое слова – «паразиты»?
Да - 27 чел. |
Нет - 0 чел |
Мы видим, что со словами-паразитами в нашем классе знакомы все ребята.
2. Часто ли вы употребляете слова – «паразиты»?
Да - 12 чел. |
Нет – 16 чел |
Всего немногим меньше половины ребят признаются, что часто употребляют слова-паразиты в своей речи. 16 опрошенных считают, будто такие слова употребляют редко.
3. Откуда вы узнали о словах – «паразитах»?
В школе - 8 чел. |
Дома -8 чел. |
Из телевизора -5 чел. |
Из интернета -4 чел. |
Другие варианты -3 чел. |
|
Из таблицы мы видим, что большинство учеников считают, что узнали о словах-паразитах из школы, из телевизионных передач и ещѐ от членов своих семей.
4. Для чего вы их употребляете?
Делают речь понятнее для друзей - 16 |
Нужны для связи слов - 4 чел. |
чел. |
|
Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи - 8 чел. |
Другие варианты -0 чел. |
Никто из детей не назвал ни одной причины использования слов-паразитов, кроме предложенных в анкете. Отсюда можно сделать вывод, что о причинах и целях употребления сорных слов учащиеся особенно не задумываются.
5. Нужны ли слова – «паразиты» в нашей речи?
Да - 3 чел. |
Нет - 22 чел. |
Не думал(а) об этом. - 3 чел. |
Пятым был задан вопрос о необходимости присутствия в речи слов-паразитов. Большинство опрошенных считают, что эти слова не нужны, но всѐ равно употребляют их в своей речи.
6. Стараетесь ли вы обойтись без них?
Да - 16 чел. |
Нет - 5 чел. |
Не думал(а) об этом. - 7 чел. |
В ответах на шестой вопрос анкеты большинство ребят признались, что стараются обойтись без слов-паразитов, то есть прилагают все усилия, чтобы следить за чистотой своей речи. Часть опрошенных вообще не думали об этом. И только 5 участников исследования не задумываются над тем, что и как они говорят.
Вторая анкета состояла из одного вопроса и нескольких вариантов ответов и должна была помочь выявить наиболее часто употребляющиеся слова-паразиты в нашей речи. Слова-паразиты нашего класса мы распределили в такую таблицу. Таблица 1.
Слова - паразиты как часть речи |
||
№ |
Группа |
Слова – паразиты |
1 |
Существительные |
Блин, лох |
2 |
Местоимения |
это, это самое, как его, там |
3 |
Частицы |
ну, вот, так, просто, как бы |
4 |
Другие слова |
наверное, кажется, значит, короче, например, понимаешь, слушай, конечно |
Вывод. Мы выяснили что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса. Иногда дети специально употребляют слова-паразиты, если не хотят отвечать на «неудобный» вопрос и стараются потянуть время. Пока ученик произносит нараспев «ну это», «ну понимаете», «ну как сказать» и т.п., он с волнением, растерянностью думает над тем, что и как ответить. Какое значение у слов-паразитов?
• Во-первых, они дают время обдумать продолжение своей фразы. Если ученик волнуется или хочет быстрее высказаться, количество сорняков увеличивается.
• Во-вторых, от употребления слов-сорняков надо избавляться, контролируя свою речь. О человеке употребляющем их, говорят: «Сказал так много, но ничего не сказал».
• В-третьих, иногда ученик осознанно прибегает к словам - «паразитам». Например, если задан «неудобный» вопрос, а надо ответить. Чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, он произносит «видите ли», «ну как сказать» и др.
2.3. Употребление фразеологизмов в речи
Следующим этапом моей работы было проведение анкетирования среди учителей, работающих в нашем классе (3 чел.), учащихся (28 чел.), их родителей (41 чел.). Всего было опрошено 76 человек. Мы попросили написать те фразеологизмы, которые они употребляют в своей речи чаще всего и объяснить с какой целью.
Эта информация была обработана. В этом мне помогала мама. В каждой группе мы расположили выражения по мере их употребления. А результаты оформили в виде таблицы. Было установлено, каждая группа чаще всего употребляют такие выражения: Таблица 2.
|
Родители |
Учащиеся |
Учителя |
1 |
Горе луковое |
Ловить ворон |
Как об стенку горохом |
2 |
Как свои 5 пальцев |
Задирать нос |
Витать в облаках |
3 |
Голова идет кругом |
Не вешать нос |
С глазу на глаз |
4 |
Мозолить глаза |
Мчаться пулей |
Медвежья услуга |
5 |
Уплетать за обе щѐки |
Высосать из пальца |
Как дважды два |
6 |
Ломать себе голову |
Стоять на ушах |
Клевать носом |
Вывод. Фразеологизмы очень украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
2.4. Источники происхождения фразеологизмов
Итак, отправимся в путешествие за крылатыми выражениями. Я попыталась узнать как можно больше информации по теме, а исследование я начала с работы со словарем.
Фразеологизм – это устойчивое выражение с самостоятельным значением.[5] Например, бить баклуши, точить лясы.
Работая над этой темой, я выяснил, что русский язык богат фразеологизмами. К ним относят пословицы, поговорки, крылатые выражения. Изучив разную литературу по теме, я выяснила, что фразеологизмы появились из разных источников: (Приложение 2.)
1. Античная мифология («Ахиллесова пята», «муки Прометея»).
2. Библейские предания («Всемирный потоп», «избиение младенцев»).
3. Страницы русской истории («несолоно хлебавши», «где раки зимуют»). Многие из них пришли к нам из античной мифологии и библейских преданий. Их можно разделить на такие группы:
Источники фразеологических оборотов по происхождению Таблица 3.
1. |
Природные явления |
«Много снега – много хлеба», «Весна красна цветами, а осень плодами» |
2. |
Мифология |
«Золотое руно», «Ахиллесова пята», «Муки Прометея» |
3. |
Библейские предания |
«Козел отпущения», «Всемирный потоп». |
4. |
Реальные исторические события |
«Пусто, словно Мамай прошѐл», «Кричать во всю Ивановскую» |
5. |
Пословицы, поговорки |
«Цыплят по осени считают», «Правда глаза колет» |
6. |
Сказки |
«По щучьему веленью», «Это всѐ присказка, сказка будет впереди», «ни в сказке сказать, ни пером описать» |
7. |
Басни |
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела» |
8. |
Песни, загадки, литературные произведения |
«Страшнее кошки зверя нет» |
Я уже говорила о том, что фразеологизмы – это неделимые сочетания слов. Но, изучая эту тему, я заметила, что во многих используют одни и те же слова, но значения выражений сильно меняются. Например, «мозолить глаза», «говорить в глаза», «с глазу на глаз». Поэтому их мы ещѐ разделили по сочетанию слов в этих выражениях.
1. Слова, обозначающие живые существа:
а) человек «мастер на все руки» |
г) птицы «гусь свинье не товарищ» |
б) животные «делать из мухи слона» |
д) насекомые «комар носа не подточит» |
в) растения «яблоку негде упасть» |
е) земноводные «как уж на сковородке» |
2. Слова, обозначающие неодушевленные предметы:
а) явления природы «как ветром сдуло» |
г) драгоценности «золотые руки» |
б) продукты «кашу маслом не испортишь» |
д) одежда «спустя рукава», «дело в шляпе» |
в) инструменты «тянуть клещами» |
е) домашняя утварь «носить воду в решете» |
3. С сочетанием числительных:
а) «Как дважды два», «Опять двадцать пять», «С пятого на десятое».
А сейчас мы с вами от «мухи со слоном» перейдѐм к неживой природе.
«Тише воды ниже травы», «Капля камень долбит», «Под лежачий камень вода не течѐт», «Ждать у моря погоды», «От зари до зари», «Апрель с водой, а май с травой».
Будут у нас осадки («Льѐт как из ведра», «Как снег на голову», «Белые мухи», «Жить в радужном свете», «Пронѐсся как гром и молния» «Коси, коса, пока роса», «Как грибы после дождя»), облака («Витать в облаках», «Спуститься с облаков»), солнце («Появился как красно солнышко», «Не солнышко: всех не обогреешь») и ветер («Ветер в голове гуляет», «Держать нос по ветру», «Ищи ветра в поле», «Бросать слова на ветер», «На семи ветрах».
2.5. Фразеологический словарик. По страницам русской истории.
А) Есть на земле два царства, которые никогда не воюют между собой и так дружат, что не могут обойтись одно без другого. Они и живут на одной территории и все у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных - ФАУНА и царство растений – ФЛОРА. Мы тоже живем вместе с ними и должны стараться узнать о них как можно больше. Чтобы разгадать их секреты, надо быть внимательным и наблюдательным. Докопаться до истоков того или иного названия зачастую непросто. Я расскажу лишь о некоторых из них.
Фразеологический зверинец. Голоден как волк. Надут как индюк. Хитер как лиса. Нем как рыба. Труслив как заяц. Грязный как свинья. Здоров как бык. Упрям как осел. Изворотлив как уж. Болтлив как сорока. Колючий как еж.
Курам на смех. С давних времен курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает. Хотя имеет крылья, не вьет гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак – не рыба, а курица – не птица. Отсюда и выражение: «курам на смех»; «мокрая курица» (о человеке, имеющем жалкий вид); «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке); «куриная память» (о забывчивом человеке).
Где раки зимуют. Многие помещики любили кушать свежих раков, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах водоема и там зимуют. Ловили раков зимой провинившиеся крестьяне из ледяной воды. Промерзнут в ветхой одежке, застудят руки и после этого тяжело болеют. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
Б) Об истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, по рукописям и надписям на памятниках, глиняных черепках, служивших вместо бумаги. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы используем слова и выражения, которые порождены давними обычаями. Знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше узнать язык, более сознательно им пользоваться. Мы нашли более 300 фразеологизмов. Вот некоторые из них. (Приложение 3.)
Загребать жар чужими руками. Этот фразеологизм означает: пользоваться результатами чужого труда. А о каком жаре идет речь? Жар – это горящие угли. Загребать их из печи было для хозяйки делом совсем непростым: проще и легче было бы для нее сделать это «чужими руками».
Ни кола (ни двора). В старину в некоторых местностях колом называлась полоса пахотной земли шириной в 2 сажени (4,5м). «Не иметь ни кола» значило: не иметь клочка земли. Выражение «ни кола ни двора» означает наивысшую степень бедности.
Как пить дать. По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение «как пить дать» в значении: точно, несомненно.
2.6. Лексические головоломки с фразеологизмами
Следующим этапом моей работы, является сбор занимательного материала по данной теме. Этот материал мы используем на уроках русского языка и литературы. Читая художественные книги, я заметила, что фразеологизмы используются во многих жанрах. Мы нашли их в сказках, рассказах, баснях, пословицах и поговорках. (Приложение 5.)
Крылатые выражения, взятые из сказок: Поди туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю что. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. С антонимами и синонимами: и стар и млад, черным по белому, вокруг да около, от мала до велика и т. д. Загадки-шутки: Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу вверх ногами). В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? Ясно как дважды два четыре. (Приложение 4.)
Заключение.
Проведенные мной исследования доказывают, что у современного русского языка есть проблемы. Мы засоряем нашу речь словами-паразитами и чаще всего такие слова используются из-за бедности словарного запаса. Наблюдения и анкетирование выявили слова-паразиты употребляемые учащимися 3 «А» класса. К лидерам среди них можно отнести слова «блин», «здрасьте», «комп», «ок», «седня», «щас», «чѐ» ? Для избавления от этих слов нужен самоконтроль.
Также я выяснила, что русский язык очень богат фразеологизмами. К ним относятся пословицы, поговорки, крылатые выражения. Анкетирование показало: ребята нашего класса используют фразеологизмы в своей речи, расширили круг своих знаний по данной проблеме, заинтересовались вопросом обогащения своей речи за счет фразеологизмов. А еще сделали интересные презентации о различных фразеологизмах русского языка, которые были использованы на уроках. Употребление фразеологизмов делает нашу речь богаче.
И хотя сленг «живет» своей жизнью и влияет на литературный язык. Но я считаю, что мы должны стараться говорить правильно. Для этого я разработала меры, которые необходимо предпринимать, чтобы добиться успеха в этом вопросе:
1. Надо много читать и пополнять свой словарный запас.
2. Руководствоваться правилами русского языка и значением слов.
3. Избегать употребления сленга, так как русский язык необыкновенно красив и богат!
Таким образом, моя гипотеза о том, что современные школьники способны, имея сведения о фразеологизмах, обогатить ими свой словарный запас и свести к минимуму употребление сленга в своей речи подтвердилась. Я считаю, мои исследования очень полезны для всех, кто хочет быть грамотным человеком, кто бережет наш русский язык.
Перспектива. Разработать серию пятиминуток с фразеологизмами для уроков русского языка и литературы.
1. Волина. В. В., 1000 игр с буквами и словами. М., «АСТ- ПРЕСС». 1996.
2. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. - № 15.
3. Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник. 2001.
4. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. М., Школьная пресса, 2004
5. Розе Т.В., Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009
6. Слова-паразиты // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EB%EE%E2%E0%EF%E0%F0%E0%E7%E8%F2%FB
7. Чойдон З.Ч. Русский язык как средство международного и межнационального общения // Русский язык: исторические судьбы и современность: М., 2007.
Приложение 1
1. Знаете ли вы, что такое слова – «паразиты»?
2. Часто ли вы употребляете слова – «паразиты»?
3. Откуда вы узнали о словах – «паразитах»?
В школе____ Дома____
Из телевизора____ Из интернета______ Другие варианты ________________________________________
4. Для чего вы их употребляете?
Делают речь понятнее для друзей____
Нужны для связи слов_____
Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи_____ Другие варианты ________________________________________ 5. Нужны ли слова – «паразиты» в нашей речи?
Да____ Нет____ Не думал(а) об этом____ 6. Стараетесь ли вы обойтись без них?
Да____ Нет____ Не думал(а) об этом____ Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Мы проводим исследование об употреблении ребятами нашего класса слов-«паразитов». Укажите, пожалуйста, какие слова – «паразиты» вы употребляете в своей речи.
Блин ___ Просто___ Как его___ Это ___ Так ___ Короче___
Как бы___ Ну это ___ Вот ___ Э-э-э…___ А-а-а…___
Другие варианты ___________
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.
Приложение 2 Фразеологический словарик.
1. Фразеологизмы, пришедшие к нам из античной мифологии и библейских преданий.
Авгиевы конюшни. В Древней Греции жил царь Авгий. Он был любителем лошадей. 3000 коней стояли в его конюшнях, но их не чистились 30 лет и они по самые крыши заросли навозом. На службу к царю Авгию поступил силач Геракл, которому царь и поручил очистить конюшни, т. к. никто этого не смог сделать. Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь. Выражение «авгиевы конюшни» мы употребляем, когда хотим сказать о крайней запущенности, загрязненности.
Нить Ариадны. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра. Переносное значение выражения «нить Ариадны»: средство выйти из затруднения или руководящее начало.
Ахиллесова пята. Ахилл – любимый герой легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Его мать Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунала мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной.
В одном из сражений Парис, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой. Вавилонское столпотворение. По библейскому преданию, жители Вавилона хотели добраться до небес и начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос. Употребляется выражение в значении: суматоха, беспорядок.
Геркулесов труд, подвиг. Геркулес (Геракл) – герой мифов, одаренный необыкновенной силой, совершивший 30 подвигов. Имя его стало нарицательным для человека, обладающего большой физической силой. Выражение употребляется тогда, когда говорят о каком-либо деле, требующем необыкновенных усилий.
Золотое руно. Участники первого дальнего плавания на корабле «Арго» (аргонавты), преодолев препятствия, завладели золотым руном – золотой шерстью барана. Это выражение стало крылатым. «Золотым руном» называют золото, богатство, которым стремятся овладеть; «аргонавтами» - смелых путешественников, искателей приключений.
Золотой дождь. Выражение пришло из греческих мифов о Зевсе, который пленился красотой Данаи, дочери аргосского царя, и явился к ней в виде золотого дождя. Это выражение употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение.
Козел отпущения. По библейскому преданию, у древних евреев существовал обряд: в специальный день грехоотпущения священник возлагал руки на голову живого козла, перенося на него тем самым грехи своего народа. После этого козел изгонялся в пустыню. В нашей речи - это человек, на которого всегда сваливают чужую вину, ответственность за чужие обязанности.
Пиррова победа. По описанию Плутарха, победа над римлянами в 279 году до н.э. стоила эпирскому царю Пирру стольких жертв, что, когда он узнал об этом, то воскликнул: «еще одна такая победа, и мы погибли». И в самом деле, в следующем году его войска были разбиты теми же римлянами. Фразеологизм означает следующее: победа, не оправдывающая понесенных за нее жертв; победа, равная поражению.
Прометеев огонь. Муки Прометея. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей выкрал пламя у богов на Олимпе, и передал его смертным. За это бог Зевс осудил его на страшную казнь: его приковали к скалам на вершинах Кавказа; каждый день орел терзал его тело, а ночью оно заживало для новых мук. Потом могучий Геракл, освободил его. Мы говорим: «Муки Прометея», желая описать бесконечные страдания.
Рог изобилия. Жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Но жена родила Зевса, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, что они пожелают. Выражение «рог изобилия» стало символом достатка, богатства.
Со щитом или на щите. В Древней Греции потерять оружие считалось огромным позором. Победитель должен вернуться только со щитом. Павшего в бою воина на щите уносили его товарищи. На щите означало гибель. «Со щитом или на щите?» - спрашивают и теперь, подразумевая, удачен или неудачен исход дела.
Ящик Пандоры. В Древней Греции жили люди, не зная горя, болезней и старости. Но Прометей похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора из любопытства открыла ларец и рассыпала все несчастья. Выражение «ящик Пандоры» имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.
Приложение 3
2. По страницам русской истории.
Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч людей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Вилами на воде писано. Выражение это означает следующее: очень все сомнительно, неясно. Первоначальное значение слова вилы –«круги», а не вид сельскохозяйственного орудия. Слово вышло из употребления, а выражение, тем не менее осталось. Означает оно нечто неточное, неясное, сиюминутное, исчезающее столь же быстро, как круги на воде.
Время истекло. Свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло. Отсюда произошли такие выражения, как «сколько воды утекло с тех пор» (как давно это было). «текущий год» и т.д.
От доски до доски. Это выражение связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.
Зарубить на носу. «Зарубить на носу» означает запомнить крепконакрепко. Раз и навсегда. Слово нос тут означает памятную дощечку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали разные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Знать назубок. Знать назубок – значит, например, превосходно выучить стихотворение, и, вообще, отлично в чем-либо разбираться. Раньше знать или проверить назубок понималось почти буквально. Поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, - значит, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.
Не видно ни зги. Зга – старинное русское слово. Оно произошло от стъга (стежка, дорожка, тропинка). Поэтому выражение означает: не видно дороги, пути.
Во всю Ивановскую. Во всю Ивановскую можно громко кричать. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди оглашали указы и документы, касавшиеся жителей Москвы и народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Красная строка. Книги на Руси начали печатать более 400 лет назад, а раньше переписывали от руки. Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению «писать с красной строки».
На лбу у него написано. Когда говорят: «У него на лбу написано», - то понимают: все ясно по выражению лица. А происходит это сочетание слов от зверского обычая клеймить лицо или лоб преступников раскаленным железом, оставляя неизгладимые уродливые знаки. У этих несчастных и на самом деле всегда на лбу было написано их горькое прошлое.
На большую ногу (жить). Знаете ли вы, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялась… длиной башмака? Башмак дворянина был в полтора фута, барона – в два, а башмак князя – в два с половиной фута. Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо «жить на большую ногу» стали говорить «жить на широкую ногу», то есть богато, не считая денег.
Подсластить пилюлю. Лекарства, принимаемые в пилюлях, не всегда приятны на вкус. Поэтому аптекари покрывали их сладким веществом золотистого цвета, надеясь обмануть маленьких детей. Становясь привлекательными на вид, пилюли не теряли горечи.
7 пятниц на неделе. Так говорят о том, кто часто меняет решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний. То есть о человеке, на которого нельзя положиться и которому нельзя доверять.
Уйти несолоно хлебавши. На Руси в старину соль была дорогой. Возили ее издалека. А дороги были плохие, налог на соль высокий. Готовя пищу, мы солим ее. А в старину варили, пекли без соли. А солили пищу уже за столом. Часто хозяин старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А сидевшему в дальнем конце стола соли иногда не хватало.
Значит, одному пересаливали, а другой уходил несолоно хлебавши. «Пересолить», означает «перестараться». «Уйти несолоно хлебавши» - не получить того, на что рассчитывал.
Приложение 4 Лексические головоломки с фразеологизмами.
Читая художественные книги, я заметил, что фразеологизмы используются в литературе. Мы нашли их в сказках, рассказах, баснях, пословицах и поговорках.
1.Сказочные фразеологизмы.
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Это все присказка - сказка будет впереди.)
2. Антонимы – синонимы.
Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы да на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.
3.Загадки – складки «Доскажи словечко».
а)Дружнее этих двух ребят |
б)Мы исходили городок |
На свете не найдешь. |
Буквально вдоль и … |
О них обычно говорят: |
И так устали мы в дороге, |
Водой … |
Что еле … |
в)Товарищ твой просит украдкой |
г)Фальшивят, путают слова, |
Ответы списать из тетрадки. |
Поют, кто в лес, … |
Не надо! Ведь этим ты другу |
Ребята слушать их не станут: |
Окажешь … |
От этой песни уши … |
(Ответ: …не разольешь; …поперек; …волочили ноги; …медвежью услугу;
…кто по дрова; …вянут.)
4.Загадки-шутки. 1. Есть ли ноги у газеты, книги? 2. В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? 3. Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?
(Ответы: а) наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету вверх ногами; б) ясно как дважды два четыре; в) их можно … согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)
5. Что это? 1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. 2) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. 3) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ответ: Нос. Уши. Ветер.) 6. Как об этом говорят? Подберите подходящий по смыслу фразеологизм. О том, кто часто меняет свои решения. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. О кротком и безобидном человеке. О болтливом человеке. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Ответы: У него 7 пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. У него язык без костей. Между двух огней.)
7. «Ни – ни!» Подбери 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни … ни». (Ответ: ни два ни полтора; ни кола ни двора; ни свет ни заря; ни много ни мало; ни дать ни взять.)
8.Рисунки-подсказки. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим: об очень большой тесноте в помещении; о полной тишине; о первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного; об удачливом, счастливом человеке; о забывчивости, плохой памяти; о том, кто сам не пользуется и другим не даѐт; о том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении; быть в постоянных хлопотах, суетиться.
(Ответы:1. Яблоку негде упасть. 2. Слышно, как муха пролетит. 3. Первая ласточка. 4. В рубашке родился. 5. Голова как решето. 6. Собака на сене.
7. Сел в галошу. 8. Вертеться как белка в колесе.)
9. Вместо фразеологизмов – синонимы.
В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости. (Ответы: медленно, близко, грустить, мало, много, худой.) 10. «Одинаковые слова».
Предлагаем вам несколько фразеологических. Отгадайте их
а) __об__ . Из__ вон плохо. Сбыть с __. Мастер на все __. Сидеть сложа __.
Золотые __;
б) __ нитками шито. Среди __ дня. Сказка про __ бычка. Черным по
__написано;
в) Как в __ канул. Толочь __ в ступе. Решетом __ черпать. Тише __ ниже травы. Много __ утекло. Выйти сухим из __;
г) __ руки. __ осень. __ век. __ дно. Сулить __ горы. __ мастер.
(Ответы: Руки. Белый. Вода. Золотой.)
11. «Три колонки». Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать». Затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро».
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
12. «Ни пуха, ни пера!» Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле. Объясните происхождение и смысл фразеологизма.
Рано утром мама – квочка Через час, едва живой, В класс отправила сыночка. Петушок идет домой.
Говорила: - Не дерись, Ковыляет еле-еле
Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, уже пора! А на нем и в самом деле Ну, ни пуха ни пера! Нет ни пуха ни пера.
13. Кто быстрее?
Назовите фразеологизмы, связанные с конем, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусем, свиньей, курицей.
(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдет; денег куры не клюют.)
14. Прочитай рассказ про мальчика Бобу и запомни фразеологизмы. Это Боба. Зовут его Боба – Зоопарк. А почему?
На переменах он задирается, как петух, а на уроках у доски молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев. С сестрой Нюрой он крокодил, а перед папой дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса. Потому что мама покупает ему игрушки.
15. Соревнование «Кто больше?»
|
Голова |
|
-человек с головой -вскружить голову -не сносить головы -как снег на голову |
-морочить голову -отвечать головой -отвечать головой
|
-сломя голову -потерять голову -голова идет кругом |
|
Нос |
|
-задирать нос -водить за нос -клевать носом -остаться с носом |
-зарубить на носу -вешать нос -держать нос по ветру |
-встретиться нос к носу -не видеть дальше собственного носа |
|
Глаз |
|
-мозолить глаза -говорить в глаза -глазом не моргнуть |
-хоть глаз выколи -как бельмо в глазу -хлопать глазами |
-пускать пыль в глаза -с глазу на глаз -открыть глаза |
|
Ухо |
|
-держать ухо востро -покраснеть до ушей -развесить уши -слышать краем уха |
-ушки на макушке -пропустить мимо ушей -медведь на ухо наступил |
-навострить уши -прожужжать все уши -уши вянут |
|
Язык |
|
-язык без костей -тянуть за язык -язык проглотить -язык не поворачивается |
-язык до Киева доведет -держать язык за зубами -не сходить с языка
|
-найти общий язык -острый на язык -злые языки |
|
Зуб |
|
-зуб на зуб не попадет -говорить сквозь зубы -в зубах навязло -ни в зуб ногой |
-зубы заговаривать -око за око, зуб за зуб -иметь зуб (на кого-либо) |
-положить зубы на полку -попасть на зуб (кому либо) -скалить зубы |
|
Рука |
|
-валиться из рук -из рук вон плохо -легкая рука -умывать руки |
-взять себя в руки -дать руку на отсечение -как без рук |
-мастер на все руки -прибрать к рукам -сидеть сложа руки |
|
Ноги |
|
-со всех ног -встать с левой ноги -идти в ногу -встать на ноги |
-сбиться с ног -потерять почву под ногами -ног под собой не чуя |
-падать с ног -путаться под ногами -одна нога здесь, другая там |
16.Знаете ли вы басни? 1) определите, из каких басен эти крылатые слова.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. От радости в зобу дыханье сперло. А ларчик просто открывался. За дерзость такову я голову с тебя сорву. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела;
2) вспомните басни, названия которых стали крылатыми. (Ответы: 1) «Ворона и лисица»; «Ворона и лисица»; «Ларчик»; «Волк и ягнѐнок»; «Волк и ягнѐнок»; «Стрекоза и муравей»; 2) «Тришкин кафтан»;
«Лебедь, рак и щука»; «Слон и моська» и др.) 17. Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки. Готовь лыжи летом. Посадка в чужие сани уже объявлена. Мал городок да дорог. Когда в соседях согласья нет… Цыплят считают и зимой. Проводили по одѐжке.
(Ответ: Готовь сани летом, а телегу зимой. Мал золотник, да дорог. Цыплят по осени считают. В чужие сани не садись. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдѐт. Встречают по одежке, провожают по уму.)
18. «Десятка». Пословицы и поговорки, связанных с временами года или месяцами.
Весна красна цветами, а осень снопами. Летний день год кормит. Весною час упустишь – годом не наверстаешь. Лето припасает, а зима проедает. Декабрь год кончает, а зиму начинает. В зимний холод всякий молод. Апрель с водою, а май с травою.
19. Пословицы «шутят». Найди и исправь ошибки.
Два сапога – тара. Трус кормит, а лень портит. Ус хорошо, а два лучше. Голод не щѐтка. Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Толочь в ступе соду. Нашла коза на камень. Терпение и пруд все перетрут. Не зная броду не суйся в моду. Мы сами с ушами. От бобра бобра не ищут. В здоровом теле здоровый пух. Крутится как булка в колесе. Яйца куницу не учат. Не делай из муки слова. Правда глаза полет. Купить кита в мешке.
20. «С ног до головы». Прочитайте. Найдите фразеологические обороты, связанные с ногой, руками, головой.
- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал. Что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унѐс! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
-Да, ведет он себя из рук вон плохо. Совсем от рук отбился. Надо бы дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда- руку даю на отсечение – он сразу перестанет руки распускать.
-Спору нет - горячая голова! – Но уж если мы с ним на свою голову сошлись, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещѐ не знаю, что мы должны сделать в первую очередь (у меня голова идѐт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит.
21. «Дурную траву с поля вон!» Вспомните, как называют в народе такого человека.
Подал руку, да подставил ногу. Моѐ горе-стрела во мне, чужое горе-стрела во пне.
Ел да устал, спал да намаялся. Язык без костей: что хочет, то и лопочет.
(Ответ: двуличный, эгоист, лентяй, болтун.)
На уроках литературного чтения или русского языка мы сочиняем четверостишия. Предлагаю вашему вниманию коллективную работу:
Две сороки на уроке.
В лесной школе на уроке |
|
Все тянули канитель. |
Стрекотали две сороки, |
|
Где раки зимуют? |
А у нас на чтении |
|
Получили по «колу» |
Стрекотали Ксении. Хоть урок был и хорош, |
|
Как индюки надулись. |
Но их водой не разольѐшь. |
|
Впредь, пусть будет всем урок |
Всем перемыли косточки, |
|
Не бери пример с сорок. |
Ну и кашу заварили, |
|
И работают пусть все, |
Всѐ выучили на зубок, Но баклуши били. Фразеологизмы в литературе |
|
Вертясь как белка в колесе. Приложение 5 |
1. В. Алеников - «Приключения Петрова и Васечкина» - Без конца, В первую очередь
2. В. Бианки - «Лесные домишки»- Без памяти
3. В. Драгунский - «Хитрый способ» (Без конца), «Друг детства» (В конце концов), - «Девочка на шаре» (Во весь голос), «Что любит Мишка» (Всей душой), «Тайное становится явным» (Глаза на лоб полезли)
4. Б. Заходер - «Страус» (Без конца), «Стихи про козла» (Была не была), «На
Горизонтских островах» (В двух словах)
5. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» (Глаза разбегаются)
6. И. Крылов «Ворона и лисица» - Во все горло
7. Н. Носов - «Витя Малеев в школе и дома» (Брать пример, В два счета, Взяться за ум, Во что бы то ни стало, Выбиться из сил, Вылететь из головы), «Тук-тук-тук» (Валиться с ног)
«Огородники» - Взять на буксир
8. Э. Успенский - «Дядя Федор, пес и кот» (В два счета, Во все горло), «Про Сидорова Вову» (В двух словах), «Праздник в Простоквашино» (В первую очередь), «Крокодил Гена и его друзья» (Вот тебе раз), «Дядя Федор, пес и кот» (В самом деле)
9. В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи» (Бить баклуши)
10. С. Михалков «Настоящие друзья» (Брать пример)
[1] Чойдон З.Ч. Русский язык как средство международного и межнационального общения // Русский язык: исторические судьбы и современность: М., 2007. С.750.
[2] Сленг – это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов.
[3] Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
[4] Приложение 1
[5] Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов. М.: Азбуковник. 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.