Консультативная работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Жизнь – это вечный экзамен,
Да жаль, расписания нет.
И в жизни мы часто тянем
Невыученный билет.
И вспоминаем старательно,
задумчиво в пол глядим,
Но некому подсказать нам:
Мы с жизнью один на один.
Актуальность психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.
Подготовка к экзаменам – процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету. Период подготовки и сдачи экзаменов характеризуется возрастанием нагрузки на организм и психику школьника. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушения режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее состояние и сопротивляемость организма. Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников.
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности обучающихся.
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.
Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков у выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и ЕГЭ и позволят каждому обучающемуся более уверенно чувствовать себя во время экзамена.
Одним из направлений работы психологической службы является индивидуальная и групповая консультативная работа. Её задачи:
1. Оказание помощи при трудностях в обучении, общении или психическом самочувствии.
2. Обучение навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития.
3. Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:
1. Консультирование и просвещение педагогов.
2. Консультирование и просвещение родителей.
3. Консультирование школьников.
В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе. Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ является то, что целью таких консультаций является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ, и желания преодолевать трудности обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В целом задача консультативной работы психолога по психологической подготовке к ГИА и ЕГЭ составляет контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Указанная задача включает следующие конкретные составляющие:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в
воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития
ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными трудностями
обучения и их психологическое сопровождение;
3) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по
психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей,
родителей и других лиц;
4) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при
консультации с детьми и родителями;
5) психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью
лекционной и других форм работы.
Перспективной формой организации консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.
Психологическая подготовка выпускников также включает в себя формирование положительного отношения к экзамену. Эта работа направлена на преодоление «мифологии». Проработка «мифологии» является необходимым условием продуктивной работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Если этот этап пропущен, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной работе. Основной целью проработки является осознание существующих предубеждений и их обсуждение с обучающимися, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к экзамену.
Как помочь ученикам в процессе подготовки к ГИА и ЕГЭ
В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать. Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным.
Организация занятий
Питание и режим дня
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.