Тема: Меня не понимают родители! Что делать?
Оценка 5

Тема: Меня не понимают родители! Что делать?

Оценка 5
Разработки уроков
docx
детская психология
7 кл—9 кл
12.01.2023
Тема: Меня не понимают родители! Что делать?
Беседа с элементами тренинга с целью формировать адекватную самооценку у школьников, умение критически относиться к себе и своим действиям, воспитывать чувство ответственности за свои поступки
родители меня не понимают.docx

Тема: Меня не понимают родители! Что делать?

Цель:

1.     формировать адекватную самооценку у школьников, умение критически относиться к себе и своим действиям,

2.     воспитывать чувство ответственности за свои поступки

Вид классного часа: проблемный

Форма: беседа с элементами тренинга.

Ход беседы.

Слайд 1 Я хочу сегодня с вами обсудить важную тему, актуальную во все времена, тему «отцов и детей». Взаимоотношения родителей и детей - основа каждой семьи.

-Итак, тема беседы сегодня: Меня не понимают родители. Что делать?

-Надеюсь, что наша беседа пройдет в форме дискуссии. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения

Слайд 2 В качестве эпиграфа я взяла слова Сократа «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе».

Каждому из нас случалось попадать в неприятные ситуации, которые возникают между людьми по самым разным причинам. Эти ситуации называют конфликтами. Мы сегодня попытаемся найти выходы из ситуаций вечного конфликта – конфликта «отцов» и «детей».

-Прежде чем начать нашу беседу, послушайте, пожалуйста, притчу.

 

Слайд 3 Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: «Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе».

Муж с женой посмотрели друг на друга и …..

- Как вы думаете, что было дальше?

Они заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

- О чем эта притча? Чему она учит?

 

-Действительно, стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым. Есть такая пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Взаимоотношения в семье - эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда.

Слайд 4 Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих ро­дителей современные дети.

Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться и передать свой опыт следующим поколениям. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России.

 

В России тот, кто поднимал руку на своих ро­дителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе

 

Слайд 5

Интерактивная беседа

Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями.

Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)

Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. И у мно­гих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете? 

Возможные ответы подростков:

Родители не дают свободы.

Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.

Родители ненавидят своих детей.

Родители все время работают, не занимаются с детьми.

Родители жадничают, не дают денег.

 

- Получается, что во всем вино­ваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?

Возможные ответы подростков:

Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.

Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.

Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому и т. п.

Классный руководитель: Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.

 

Слайд 6 -Я хочу рассказать вам историю, произошедшую на приеме у психолога, к которому на прием пришла мама с дочерью - девятиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.

Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.

 

Изложив ситуацию, мама вышла за дверь.

 

В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.

 

Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»

А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.

 

Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Как вы считаете:

-хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?

-можно ли назвать их семью счастливой?

-что отравляет отношения?

- почему между дочерью и родителями возник конфликт?

(Подростки высказываются.)

Слайд 7

- А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?

(Подростки высказываются.)

Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Примерные ответы детей:

Трудный возраст дочери.

Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.

Успеваемость, учеба.

Лень, неаккуратность.

Придирчивость родителей.

Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.

И т. П

.

-Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

 

Примерные ответы детей:

Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

Делать что тебе захочется.

Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

Иметь много обязанностей.

Жить по правилам, выполнять все законы.

 

-Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п.

-По статистики две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.

 

К какой части детей относитесь вы? (подростки высказываются.)

 

Проводим тест. «Наедине с собой»

1.     Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с родителями?

2.     Говорите ли вы со старшими по душам, советуетесь ли по личным делам?

3.     Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

4.     Знают ли родители ваших друзей?

5.     Бывают ли они у вас дома?

6.     Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7.     Скучно ли вам дома?

8.     Есть ли у вас со старшими занятия и увлечения?

9.     Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

10. Предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами во время ваших праздников?

11. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи , фильмы?

13. Бываете ли вместе на выставках, в театрах, музеях, концертах?

14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаете ли вы проводить вместе с родителями выходные?

Подсчет баллов. + -2б; «иногда, отчасти»-1б; ---- 0б

Результат:

Более 20 баллов-отношения с родителями можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов- отношения удовлетворительные.

Менее 10 баллов- контакты с родителями носят ограниченный характер.

 

 Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»

-Как мы уже говорили, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.

 

Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него?

слайд 8 а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;

б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;

слайд 9 в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение);

слайд 10 д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.

 

 Ролевая игра «Если бы психологом был я...»

Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:

Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.

Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.

Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

 

 

слайд 11 Чтобы найти компромисс и сделать так, чтобы тебя поняли родители, нужно...

пытаться найти такое решение, которое устроит всех;

уметь войти в положение другого человека;

видеть правоту другого человека;

отказаться от своего эгоизма;

не считать себя выше других;

уважать чужое мнение.

 

Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».

 

Заключительное слово

 

слайд 12 В заключении я бы хотела, чтобы вы посмотрели короткий ролик «Воробей».

-Какие мысли появились у вас после просмотра этого ролика?

Подведение итогов (рефлексия)

Как вы думаете, возможно ли избежать конфликта с родителями?

Какой самый лучший способ выхода из конфликтных ситуаций?

Мне бы хотелось подарить вам памятку:

Восемь шагов к примирению:

1.      Я принимаю решение прилагать усилие к тому, чтобы меня заметили и услышали мои родители, Но не путем криков, ссор, гнева.

2.      Мои родители имеют право на ошибки, т. к. неизвестно, кто и как обделил их любовью в детстве или во взрослой жизни.

3.      Я буду покрывать их недостатки своим прощением и любовью.

4.      Я приложу все усилия к тому, чтобы понять моих родителей и их жизнь.

5.      Я буду им говорить о том, что я их люблю, даже если мне неоднократно придется выслушивать от них обвинения, упреки и претензии.

6.      Я буду ласков с ними, даже если они грубы.

7.      Мое почтение к ним будет царским.

8.      Я принимаю решение больше не говорить им: «замолчи», «все, хватит», «ты ничего не понимаешь» и др.


 

Тема: Меня не понимают родители!

Тема: Меня не понимают родители!

Слайд 4 Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы

Слайд 4 Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы

Изложив ситуацию, мама вышла за дверь

Изложив ситуацию, мама вышла за дверь

По статистики две трети подростков конфликтуют с родителями

По статистики две трети подростков конфликтуют с родителями

Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта

Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2023