Тема: Меня не понимают родители! Что делать?
Цель:
1. формировать адекватную самооценку у школьников, умение критически относиться к себе и своим действиям,
2. воспитывать чувство ответственности за свои поступки
Вид классного часа: проблемный
Форма: беседа с элементами тренинга.
Ход беседы.
Слайд 1 Я хочу сегодня с вами обсудить важную тему, актуальную во все времена, тему «отцов и детей». Взаимоотношения родителей и детей - основа каждой семьи.
-Итак, тема беседы сегодня: Меня не понимают родители. Что делать?
-Надеюсь, что наша беседа пройдет в форме дискуссии. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения
Слайд 2 В качестве эпиграфа я взяла слова Сократа «К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе».
Каждому из нас случалось попадать в неприятные ситуации, которые возникают между людьми по самым разным причинам. Эти ситуации называют конфликтами. Мы сегодня попытаемся найти выходы из ситуаций вечного конфликта – конфликта «отцов» и «детей».
-Прежде чем начать нашу беседу, послушайте, пожалуйста, притчу.
Слайд 3 Притча о старике
Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.
За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.
Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.
Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: «Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе».
Муж с женой посмотрели друг на друга и …..
- Как вы думаете, что было дальше?
Они заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.
- О чем эта притча? Чему она учит?
-Действительно, стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым. Есть такая пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Взаимоотношения в семье - эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда.
Слайд 4 Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети.
Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться и передать свой опыт следующим поколениям. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России.
В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе
Слайд 5
Интерактивная беседа
Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями.
Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)
Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?
Возможные ответы подростков:
Родители не дают свободы.
Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
Родители ненавидят своих детей.
Родители все время работают, не занимаются с детьми.
Родители жадничают, не дают денег.
- Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?
Возможные ответы подростков:
Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому и т. п.
Классный руководитель: Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.
Слайд 6 -Я хочу рассказать вам историю, произошедшую на приеме у психолога, к которому на прием пришла мама с дочерью - девятиклассницей Таней. Наедине с психологом мама высказала наболевшее.
Мама. Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо, курение - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти пачку сигарет и тюбик моей самой дорогой помады! А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Изложив ситуацию, мама вышла за дверь.
В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.
Таня. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!»
А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослая.
Вот такие клиенты оказались сегодня на приеме у психолога. Как вы считаете:
-хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
-можно ли назвать их семью счастливой?
-что отравляет отношения?
- почему между дочерью и родителями возник конфликт?
(Подростки высказываются.)
Слайд 7
- А что такое конфликт? Как вы понимаете это слово?
(Подростки высказываются.)
Да, конфликт - это столкновение идей, взглядов, мнений. Именно такое столкновение мы и наблюдаем. А какова причина конфликта? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
Примерные ответы детей:
Трудный возраст дочери.
Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
Успеваемость, учеба.
Лень, неаккуратность.
Придирчивость родителей.
Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.
И т. П
.
-Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?
Примерные ответы детей:
Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
Получить паспорт, участвовать в выборах президента.
Делать что тебе захочется.
Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
Иметь много обязанностей.
Жить по правилам, выполнять все законы.
-Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п.
-По статистики две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.
К какой части детей относитесь вы? (подростки высказываются.)
Проводим тест. «Наедине с собой»
1. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с родителями?
2. Говорите ли вы со старшими по душам, советуетесь ли по личным делам?
3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?
4. Знают ли родители ваших друзей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?
7. Скучно ли вам дома?
8. Есть ли у вас со старшими занятия и увлечения?
9. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
10. Предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами во время ваших праздников?
11. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи , фильмы?
13. Бываете ли вместе на выставках, в театрах, музеях, концертах?
14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаете ли вы проводить вместе с родителями выходные?
Подсчет баллов. + -2б; «иногда, отчасти»-1б; ---- 0б
Результат:
Более 20 баллов-отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов- отношения удовлетворительные.
Менее 10 баллов- контакты с родителями носят ограниченный характер.
Информационная минутка «Способы выхода из конфликта»
-Как мы уже говорили, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него?
слайд 8 а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
слайд 9 в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликта (уклонение);
слайд 10 д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
Ролевая игра «Если бы психологом был я...»
Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали? Примерные ответы детей:
Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.
Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери, теряет уважение к себе.
Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
слайд 11 Чтобы найти компромисс и сделать так, чтобы тебя поняли родители, нужно...
пытаться найти такое решение, которое устроит всех;
уметь войти в положение другого человека;
видеть правоту другого человека;
отказаться от своего эгоизма;
не считать себя выше других;
уважать чужое мнение.
Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Заключительное слово
слайд 12 В заключении я бы хотела, чтобы вы посмотрели короткий ролик «Воробей».
-Какие мысли появились у вас после просмотра этого ролика?
Подведение итогов (рефлексия)
Как вы думаете, возможно ли избежать конфликта с родителями?
Какой самый лучший способ выхода из конфликтных ситуаций?
Мне бы хотелось подарить вам памятку:
Восемь шагов к примирению:
1. Я принимаю решение прилагать усилие к тому, чтобы меня заметили и услышали мои родители, Но не путем криков, ссор, гнева.
2. Мои родители имеют право на ошибки, т. к. неизвестно, кто и как обделил их любовью в детстве или во взрослой жизни.
3. Я буду покрывать их недостатки своим прощением и любовью.
4. Я приложу все усилия к тому, чтобы понять моих родителей и их жизнь.
5. Я буду им говорить о том, что я их люблю, даже если мне неоднократно придется выслушивать от них обвинения, упреки и претензии.
6. Я буду ласков с ними, даже если они грубы.
7. Мое почтение к ним будет царским.
8. Я принимаю решение больше не говорить им: «замолчи», «все, хватит», «ты ничего не понимаешь» и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.