Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области: «Развитие речи».
Тема НОД: «Весна, приметы весны»
в средней группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР № 3 «Солнышко»
Составила:
Андронова Татьяна Анатольевна
Учитель-логопед
1 категории
Советский
10.05.2018г.
Образовательные области:
«Речевое развитие» – развитие компонентов устной речи: лексика, грамматический строй, связная речь, произносительная сторона.
«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослыми.
«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.
«Физическое развитие» – развитие мелкой и общей моторики.
Интеграция видов деятельности:
«Социально - коммуникативное» – приобщение к нормам общения и взаимоотношения со взрослыми.
«Познавательное развитие» – развитие познавательной деятельности.
«Физическое развитие» – развитие мелкой и общей моторики.
Лексическая тема: «Весна».
Вид занятия: подгрупповая.
Формы образовательной деятельности:
• Игровая
• Двигательная
• Коммуникативная
Цель: обогащать словарь и развивать связную речи по теме «Весна, приметы весны».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— совершенствовать в обогащении словарного запаса по теме «Приметы ранней весны»;
— уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;
— уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Коррекционно-развивающие:
— упражнять в подборе к существительным прилагательные;
— закреплять фонематическое восприятие;
— образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки;
— упражнять в умении выявлять простейшие причинно-следственные связи;
— совершенствовать мелкую, общую моторику;
— учить детей составлять рассказ по опорным картинкам.
Воспитательные:
— воспитывать умения слушать друг друга;
— воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней.
Планируемый результат: закрепление пройденного материала, обогащение словаря по теме «Весна, приметы весны», совершенствование грамматического строя речи, закрепление фонематического слуха, отвечать полными предложениями.
Предварительная работа: рассматривание воспитателями картин о весне, беседа о приметах весны, дидактическая игра «Назови признаки весны», дидактическая игра «Назови детенышей животных».
Оборудование: интерактивная доска, магнитная доска, ваза с веточками березы.
Демонстрационный: видеообращение, прищепки, картинка солнце, картинки-приметы о весне (на проталинах подснежники, сосульки капают, ручьи, почки на деревьях, дикие животные с детенышами, дети в весенней одежде, перелетные птицы), символика звука [К], картинки (капуста, дом, кот, шляпа, чайник), таз с водой, сюжетная картина весны, интерактивная игра «Прогулка детей», картинки-раскраски весны.
Раздаточный: бумажные кораблики, картинки с дикими животными и детенышами, маркеры.
Технологическая карта НОД
№ |
Ход занятия |
|||
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время (примерное) |
||
I |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент |
|
|
|
|
Логопед: ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с гостями. Психогимнастика «Все мы дружные ребята» Логопед: Игра "Улыбка" Дружно за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся. |
Дети встают в круг, выполняют движения по тексту. |
1 мин. |
|
II |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия |
|
||
|
Сюрпризный момент. Логопед: ребята, нам пришло сообщение: «Здравствуйте, ребята! Мы времена года Лето и Осень. Жили мы дружно и по очереди правили миром. Но Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали замерзать. Помогите!». Ребята, поможем? Логопед: не грустите, Лето и Осень, у меня есть чудо, которое поможет победить холод. Ребята, отгадайте загадку.
|
Дети: да. Алиса: Ночью спрячется оно – Станет во дворе темно. Утром снова к нам в оконце Бьётся радостное … Дети: солнце. Коммуникативная. |
1 мин |
|
III |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|
||
1 |
Логопед: солнце – самое большое и доброе. Ой, а лучики рассыпались. Поможем солнышку, соберём лучики и расскажем какое оно солнце?
|
Дети: солнце жёлтое, круглое, ласковое, лучистое, тёплое, жаркое. Дети прикрепляют лучики-прищепки к солнцу подбирая прилагательное. Игровая. |
1 мин |
|
2 |
Логопед: вот какое солнышко получилось (солнце крепят на магнитную доску), в группе стало ярче и теплее. Ребята, смотрите подсказки, которые нам помогут. На разносе лежат картинки-приметы о весне. Логопед: что же произошло, когда появилось весенние солнце? Показывает картинку с изображением подснежники. Логопед: растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Саша, повтори. |
Дети: растаял снег, появились подснежники. Дети: растаял снег и на проталинах |
1 мин |
|
|
|
распустились подснежники (крепит картинку на магнитную доску). Коммуникативная. |
|
|
3 |
Пальчиковая гимнастика. Кап-кап-кап, звучит капель. Кап-кап-кап, звучит капель. Снова к нам пришла весна. (Хлопают в ладоши) Побежал в саду ручей (бег) Прилетели сто грачей (машут руками) И сугробы тают, тают (медленно приседают) А цветочки расцветают (встают, руки "цветок") |
Двигательная.
|
1,5 мин |
|
4 |
Логопед: А это что? (Показывает картинку с изображением сосульки). Логопед: стали таять сосульки и зазвенела капель. Ваня повтори. Сосулька, сосулька, Скажи мне, о чем Ты плачешь так горько Под нашим окном? Сказала сосулька, Сквозь слезы вздыхая: - Я плачу о том, Что на солнышке таю! Логопед: солнце светит, сосульки тают, что случилось потом? (Показывает картинку с изображением ручейка). Логопед: Настя, повтори. |
Дети: сосульки, капель. Ваня: стали таять сосульки и зазвенела капель (крепит картинку на магнитную доску).
Дети: зажурчали ручейки.
Настя: зажурчали ручейки (крепит картинку на магнитную доску). Коммуникативная. |
1,5 мин |
|
5 |
Логопед: можно запускать кораблики.
|
Ребята запускают кораблики в таз с водой. Двигательная. |
1,5 мин |
|
Логопед: На деревьях набухли почки. Паша, повтори. (Показывает картинку с изображением ветки с почками). |
Паша: на деревьях набухли почки. (крепит картинку на магнитную доску). Коммуникативная. |
1 мин |
||
6 |
Физкультурная минутка. Раз-зарядка, два-прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснутся, Любят долго потянуться, |
Двигательная. |
1,5 мин |
|
|
Обязательно зевнуть, Ну и хвостиком вильнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы: То одну, то обе вместе, Долго топчутся на месте. А кому зарядки мало - Начинаем все сначала! |
|
|
|
7 |
Логопед: что происходит в это время в лесу? (Показывает картинку с изображением диких животных с детёнышами). Логопед: верно. Влад, повтори.
|
Дети: у зверей появляются детёныши. Влад: у зверей появляются детёныши (крепит картинку на магнитную доску). Коммуникативная. |
1 мин |
|
8 |
Логопед: назовите детёнышей животных. Игра «Назови детёнышей».
|
Игра «Назови детёнышей». Игровая. |
1,5 мин |
|
9 |
Логопед: Ваня, кто детёныши у медведицы? Логопед: Илья, кто детёныши у волчицы? Логопед: Савелий, кто детёныши у зайчихи? Логопед: что же ещё происходит весной? Показывает картинку с изображением перелётных птиц. Логопед: Алиса повтори.
Логопед: как одеваются люди весной? Паша повтори. Показывает картинку с изображением детей в лёгкой одежде.
|
Ваня: у медведицы – медвежата. Илья: у волчицы – волчата. Савелий: у зайчихи – зайчата.
Дети: с юга возвращаются перелётные птицы. Алиса, повтори. Алиса: с юга возвращаются перелётные птицы (крепит картинку на магнитную доску). Паша: надевают лёгкую одежду (крепит картинку на магнитную доску). Коммуникативная. |
1,5 мин |
|
10 |
Логопед: помогите одеться на прогулку Кате. Игра «Прогулка детей» (интерактивная игра). |
Игра «Прогулка детей» (интерактивная игра). Игровая. |
1,5 мин |
|
11 |
Логопед: молодцы, ребята. Вот какой рассказ получился «Наступила весна. Солнце стало яркое и тёплое. Растаял снег и на проталинах распустились подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали ручьи. На деревьях набухли почки. |
Ответы 3 детей. Коммуникативная. |
1,5 мин |
|
Прилетели перелётные птицы. У зверей появляются детёныши. Люди надели лёгкую одежду». |
|
|
IV |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. |
||
|
Логопед: кому помогли? Логопед: как помогли Весне? |
Дети: мы помогли Весне. Дети: рассказывали о Весне. Коммуникативная. |
1 мин |
V |
Рефлексия Логопед: Весна поблагодарила нас, подарила картинки о Весне. |
Дети: спасибо. |
1 мин |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.