Тема «Организация учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся»
Оценка 4.9

Тема «Организация учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся»

Оценка 4.9
Семинары
docx
13.02.2020
Тема «Организация учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся»
выступление семинар.docx

Тема «Организация учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся»

Индивидуализация –  это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию  этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

С понятием индивидуализации обучения сопряжено понятие индивидуального подхода. И.С. Якиманская определяет его следующим образом: это основной психолого-педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребенка. Будучи принципом, индивидуальный подход, означает позицию педагога, предполагающую ориентацию на индивидуально-психологические особенности обучающихся, а индивидуализация обучения есть реализация данного дидактического положения.

Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для психолого-педагогической науки. В практике процесс обучения основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности.

Классы, в которых я преподаю, состоят из учащихся с разным развитием, разной подготовленностью, разной успеваемостью и отношением к учению, разными особенностями внимания и памяти, разными интересами. Если вести обучение применительно к среднему уровню, это приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения; «слабые» ученики все равно отстают и также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. Поскольку существуют эти индивидуальные различия между учащимися, то должны быть и разные варианты освоения учебного содержания разными детьми. Поэтому я, как и любой учитель, прежде всего, определяю индивидуальные различия между учащимися - одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, кого-то отличает быстрота умственной ориентировки; он запоминает быстро, но не прочно, другой — медленно, но продуктивно; кто-то занимается охотно, другой по принуждению. Опираясь на различие индивидуальных особенностей своих учащихся, я выбираю методы, приемы и средства педагогического воздействия.   

Индивидуализация обучения в моем понимании – это преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Поэтому следующий шаг в моей практике – на основе выявленных индивидуальных особенностей учащихся провести группирование учеников и далее обеспечивать максимально возможную вариативность учебного процесса в группах.

Интегрируя разные идеи, можно сформулировать комплекс педагогических условий, необходимых для обеспечения индивидуализации обучения:

- процессуальные условия - персональный темп прохождения учебного материала (то есть задаются временные рамки освоения темы в достаточно широком диапазоне, и ученик сам определяет, за какое время ему удастся освоить данный материал); рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся; подвижный состав учебных групп;

- содержательные условия - разнообразие и вариативность образовательной среды, разнообразие форм взаимоотношений учащихся; вариативное построение учебной программы, позволяющей формировать каждому учащемуся свою траекторию подготовки, включая последовательность повторения тем; дифференциация учебного материала по уровням и способам его освоения учащимися;

- управленческие условия - сопровождение индивидуализации обучения внутришкольным мониторингом; анализировать средства диагностики и измерений знаний, умений обучаемых; включение учащихся в деятельностьпо реализации индивидуальных учебных задач.

На практике все эти условия я реализую при подготовке к ОГЭ: провожу первичное тестирование, анализирую результаты, разбираем подробно вместе с учениками несколько вариантов, затем класс делю на группы по усвоению материала. Каждому ученику выдаю персональную карту по подготовке:

 

Модуль алгебра

Модуль геометрия

Модуль реальная математика

№ задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кол-вовыполненных

заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

которая позволяет и мне и ученику наглядно видеть какие задания не получаются . далее работаю с группами. Для более слабых учеников ставится сначала задача научиться решать минимум заданий, чтобы перейти порог, отрабатываем следующие темы:

·                   вычисления

·                   решение линейных уравнений и неравенств

·                   решение квадратичных уравнений и неравенств

·                   графики функций

·                   прогрессии

·                   площади фигур

·                   применение теоремы Пифагора

·                   задачи на проценты

для сильных и подготовленных учеников, считаю, что пока не освоена 1 часть, не следует приступать ко второй; во второй части последовательно объясняю решение одного задания, и далее следует его отработка совместно или в группах. Кстати, один из разработчиков КИМ Семенов также считает, что ученику сначала надо добиться уверенного выполнения тех заданий, которые ему наиболее удаются (это, как правило, допороговые задания), а затем намечать перспективу продвижения.

Индивидуализация образования в нашей  школе   осуществляется через:

Вариативность содержания:

·                     базовый компонент;

5-9 классы 5 часов в неделю, 10 и 11 классы 4 часа в неделю.

·                     школьный компонент;

элективные курсы 5,6,8 классы 1час в неделю, 7 класс 0,5 часа в неделю, 9,10,11 классы 1 час в неделю с занесением в расписание (в основном подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)

·                     личностный компонент образования  -

лично провожу дополнительные занятия, консультации, курсы

Формы  деятельности учащихся

·                   коллективные;

·                   групповые;

·                   индивидуальные;

·                   самостоятельные

Методы образовательного процесса:Методы образовательного процесса это совокупность приемов и подходов отражающих формы взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Все методы можно разделить на три группы: пассивные, активные и интерактивные, последние должны в нашей практике применяться наиболее часто.

·                     проблемно-поисковые;

·                     проблемные;

·                     экспериментальные;

·                     проектные;

·                     аналитические;

·                     самостоятельные;

·                     фронтальные.

Коллективные -работа над проблемой совместно всем классом, выдвижение версий, способов решения и т. д.

Групповые формы - работа в парах ( повторение теории, взаимопроверка) ,кооперативно-групповая (малые и большие группы), например на уроках геометрии в начале для повторения устно задачи на готовых чертежах, дифференцированные группы-по уровню подготовленности.

Индивидуальные - подразумевают самостоятельное выполнение одинаковых задач.

Самостоятельные – подразумевают самостоятельное усвоение некоторого материала , (эта форма деятельности для меня наиболее затруднительна, так как она не возникает на пустом месте. Ученики должны постепенно и системно к ней готовиться :  сначала в совместной работе, затем – доля самостоятельной работы увеличивается, но учитель оказывает индивидуальную помощь).

На этапе усвоения материала я действую так:

·                     - показ образца решения задачи(проблемы);

·                     - развёрнутое пояснение;

·                     - рекомендации по использованию справочной литературы;

·                     - организация самостоятельной работы.

Например, в 5 классе, фрагмент урока

Тема: «Среднее арифметическое»

Перед обучающимися я ставлю следующую проблему: как должны выставляться четвертные оценки? Дети охотно выдвигают разные версии. Предлагают набор некоторых оценок. Я показываю, как посчитать, и как это операция называется в математике, т.е. показываю образец решения и обсуждаем алгоритм действия. Организация самостоятельной работы состоит в том, что по образцу далее каждый считает свой средний балл. Дома, помимо задач, предлагаю еще найти, где в жизни можно применить нахождение среднего арифметического.

На этапе закрепления учебного материала вся группа получает общее задание, а отдельные учащиеся – задания, дифференцированные по трудности.

Необходим выбор учебных индивидуальных заданий учащимся на этапе мотивации в зависимости от характера и направленности познавательных интересов.

Например, в 9 классе

Тема: «Целое уравнение и его корни»

Ученики делятся на диффренцированные группы, сначала решаем общее задание, затем по группам даю задания по уровню сложности: стандартные простые уравнения, стандартные более сложные уравнения и сложные, которые содержат несколько этапов решения. Подчеркните, что можно предоставить учащимся самим выбрать уровень сложности.

Индивидуализация обучения напрямую зависит от организации обратной связи в процессе обучения, важное место здесь занимает контроль. Полученная в ходе контроля информация позволяет принимать решения по устранению недостатков и пробелов в знаниях, определению дальнейших шагов учащегося в изучении предмета. Контроль нуждается в специальной организации.

Я делаю так. На первичном этапе усвоения в конце урока, провожу небольшой математический диктант или блиц-опрос, буквально 5-6 простых заданий.

Напримерпо теме формулы сокращенного умножения 7 класс

на следующем уроке уже можно выявить проблемы в усвоении нового материала. Анализируя результаты, можно скорректировать дальнейшую работу. В каждом классе есть более успевающие ученики – мои помощники, за которыми закреплены 3-4 человека, в их обязанности входит проверка теории и домашнего задания в своей группе. Задания даю разноуровневые:

общее                                              дополнительное для более подготовленных

 

Заключение

Задача обучения в школе — создание условий, которые обеспечивали бы всестороннее развитие способностей всех детей. Наряду с этим стоит задача выявления школьников, обнаруживающих глубокие интересы, склонности и способности в определенных областях. Им надо создавать условия для дальнейшего развития. Нужен не уравнивающий, нивелирующий всех школьников подход к их способностям, а такой, который всесторонне развивал бы способности каждого и одновременно максимально развивал бы у ученика то, к чему он проявляет особенно большой интерес и склонность.Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.

«Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения».


 

Тема «Организация учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся»

Тема «Организация учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся»

Опираясь на различие индивидуальных особенностей своих учащихся, я выбираю методы, приемы и средства педагогического воздействия

Опираясь на различие индивидуальных особенностей своих учащихся, я выбираю методы, приемы и средства педагогического воздействия

На практике все эти условия я реализую при подготовке к

На практике все эти условия я реализую при подготовке к

Индивидуализация образования в нашей школе осуществляется через:

Индивидуализация образования в нашей школе осуществляется через:

Коллективные -работа над проблемой совместно всем классом, выдвижение версий, способов решения и т

Коллективные -работа над проблемой совместно всем классом, выдвижение версий, способов решения и т

На этапе закрепления учебного материала вся группа получает общее задание, а отдельные учащиеся – задания, дифференцированные по трудности

На этапе закрепления учебного материала вся группа получает общее задание, а отдельные учащиеся – задания, дифференцированные по трудности

Анализируя результаты, можно скорректировать дальнейшую работу

Анализируя результаты, можно скорректировать дальнейшую работу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020