Тема: Организм.
Оценка 4.6

Тема: Организм.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
7 кл—8 кл
23.04.2020
Тема: Организм.
1.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Урок 1

Тема: Организм.

Тип урока изучение нового материала с первичным закреплением.
Цель урока:
 формирование представления о многообразии живых организмов и уровнях организации жизни.

Задачи:

Обучающие:

1) продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов;

2) рассмотреть особенности живых организмов;

3) формировать умение выявлять признаки царств живых организмов, умение характеризовать свойства уровней организации живой материи, выявлять иерархию структурных уровней биосистем.

4) формировать основные биологические понятия: клетка, ткани и органы, организм, вид, популяция, биоценоз, биосфера (живое, косное и биокосное вещество), уровень организации;

Развивающие:

1) формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2) формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3) развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

Воспитательные:

1) воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.
Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Метапредметными результатами изучения  темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать признаки основных групп живых организмов (бактерии, грибы, растения, животные);

– определять основные органы растений (части клетки).

–  понимать смысл биологических терминов;

Оборудование: таблица «Уровни организации живой природы», «Пределы жизни на Земле», «Организм – единое целое», ИКТ. Электронное приложение: «Организм», учебник с. 8

Понятия: вид, популяция, природное сообщество, экосистема, биосфера, организм, обмен веществ, превращение энергии, размножение, наследственность, изменчивость, индивидуальное развитие, средообразующая деятельность.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Целевая установка

3. Актуализация опорных знаний

4. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока

5. Изучение новой темы

6. Первичное закрепление изученного материала.

7. Рефлексия учебной деятельности.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание

Ход урока:

1.      Организационный момент. Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих. Поздравляю с новым этапом вашей школьно жизни и желаю удачи и успехов в учебе, интересных событий и незабываемых впечатлений. Подписываем тетради.

 

2.      Целевая установка: Знакомство с учебником, основными компонентами комплекса (УМК).

-Откройте содержание учебника по биологии, ознакомитесь с названиями параграфов и дайте краткий ответ на вопрос: что мы будем изучать на уроках в 7 классе.

 

3.      Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

-Я хочу узнать насколько хорошо вы запомнили материал 6 класса, ответьте на следующие вопросы:

1.      Какие ткани, органы и системы органов различают у растений и животных?

2.      Что такое ткань?

3.      Что такое орган?

4.      Каковы способы размножения организмов?

5.      Как происходит рост и развитие организмов?

 

4.      Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и целей урока. Вводная беседа. Работа по учебнику. Мотивирую обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

- Организм. Что для вас значит это слово?

Организм – это особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое;

- Из каких взаимосвязанных частей состоит организм?

- Каковы общие признаки живых организмов?

Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимся поставленных целей урока.

 

5.      Усвоений новых знаний и способов действий.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ

-Ребята, вспомните, сколько и какие царства живой природы вы знаете? (4: Растения, Животные, Грибы, Бактерии).

-Правильно, и все они нас окружают.

-А кто мне скажет, почему жизнь на Земле не прерывается? А неживой природе свойство воспроизведение себе подобных? (Нет). Правильно, это одно из важных свойств живых организмов.

-Вы знаете, что живая природа организована сложно (иерархичность живого). Она представляет собой единое целое и состоит из взаимосвязанных частей (рис. 1.1. Организация живой природы) – клеток, организмов, видов, популяций, природных сообществ и экосистем. (Запись в тетради)

 

Уровни организации живого:

кhello_html_3ae76132.gifhello_html_3ae76132.gifhello_html_3ae76132.gifhello_html_3ae76132.gifhello_html_3ae76132.gifлетка ткани органы система органов организм …..

Почему я в конце схемы поставила стрелку и многоточие? Какие еще уровни отсутствуют в схеме?

-hello_html_77299ca9.pngВспомним, что является наименьшей единицей жизни? (Клетка). (Клетки в многоклеточном организме)

-В зависимости от количества клеток, какими могут быть организмы? (Одно- и многоклеточными).

-Клетки объединяются в ткани, ткани – в органы, органы – в системы органов, системы органов – в организм, организм – в вид (Примеры видов животных), популяции (особи одного вида) (примеры популяций), популяции – в природные сообщества (популяции разных видов) (Береза – природное сообщество), природные сообщества – в экосистемы, экосистемы – в биосферу (глобальная экосистема Земли) (Оболочки Земли, Пределы жизни на Земле).

В экосистемах между живой и неживой природой происходит круговорот веществ.

 

2. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

-Прежде, чем мы начнем изучать признаки живых организмов, мы должны разобраться, что же такое организм.

Организм – это особь, живое существо, состоящее из взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое, обладающее признаками, отличающими его от неживой материи.

Условия, необходимые для существования организма:
1. Обмен веществ
2. Превращение энергии

Общие признаки живых организмов:

1. Единство химического состава (в состав живых организмов входят белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды, основные химические элементы живых существ: С,О,N и H).

2. Единый принцип структурной организации (все живые организмы состоят из клеток, кроме вирусов. Вне клетки жизни нет.).

3. Самовоспроизведение (репродукция). Биологический «смысл жизни» любого организма – оставить потомство, т.е. в размножении. Живые организмы способны размножаться – воспроизводить себе подобных. Репродукция тесно связана с другими фундаментальными свойствами живых организмов — наследственностью и изменчивостью.

4. Наследственность — способность живых организмов передавать свои признаки и свойства следующему поколению с помощью носителей информации ДНК и РНК. При половом размножении сходство родителей и потомков никогда не бывает полным. Каждый организм имеет свои особенности, которые отличают его от родителей.

5. Изменчивость — это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства (существовать в различных формах и вариациях).

6. Рост и развитие. Рассказывая об этом признак, следует напомнить, что процессы роста и развития характерны для всех живых организмов и являются общими свойствами живой материи. Они взаимосвязаны, но не тождественны. Расти — значит увеличиваться в размерах и массе с сохранением общих черт строения. Развитие же сопровождается изменением живых объектов, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

7. Раздражительность - это способность отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями. Реакция многоклеточных животных на раздражители осуществляется с помощью нервной системы и называется рефлексом. Организмы, которые не имеют нервной системы, например, простые или растения, лишенные рефлексов, их реакция на воздействие внешних факторов выражается в изменении характера движения или роста. Ответные реакции простейших одноклеточных животных называют таксис. Например, положительный фототаксис — движение по направлению к свету, отрицательный фототаксис — движение в направлении от света.

- Какие движения характерны для растений (тропизмы, настии).

8. Питание – поступление веществ из внешней среды – распад веществ – преобразование веществ – доставка в клетки – создание органических веществ, богатые энергией – синтез новых необходимых веществ – движение, рост, развитие.

9. Индивидуальное развитие (онтогенез) – это процесс, который проходит каждый организм от зарождения до смерти или нового поколения. Продолжительность жизни организмов не одинакова: час, сутки, неделя, месяц, год(ы). Все многоклеточные организмы проходят сложный путь индивидуального развития.

 

2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМОВ НА СРЕДУ ОБИТАНИЯ

Живые организмы сильно влияют на среду обитания уже тем, что живут в ней. Они дышат, питаются, выделяют продукты обмена, растут и размножаются, перемещаются в пространстве, проявляют разные формы активности. В результате этого изменяется и газовый состав воздуха, микроклимат, почва, чистота вод и др. особенности местообитания. Влияние организмов на среду обитания называется их средообразующей деятельностью.

Фотосинтез – главный источник кислорода в земной атмосфере. Растения создают условия для дыхания миллиардам живых существ, включая людей.

Увлажняя воздух, задерживая движение ветра, растительность создает особый микроклимат, смягчающий условия существования многих видов.

Почвообразующая деятельность живых организмов. Совместная деятельность множества организмов создает почву. Сбрасывая ежедневно листву, растительность образует на поверхности земли слой мертвого органического вещества – источник пищи и среда обитания для мелких организмов, которые разрушают и перерабатывают его до неорганических молекул = питание растений, почвенный гумус - лучшее развитие корневищ, систем растений.

 

5.      Первичное закрепление изученного материала.

Устанавливаю осознанность восприятия материала обучающимися, организую первичное обобщение, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Подвожу обучающихся к выводу о необходимости знать уровни организации живого. Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи между уровнем и его составляющей. Обеспечиваю положительную реакцию учеников на работу одноклассников.

Работа с электронным приложением .

- Что такое организм?

- Почему необходимо знать структурную организацию живого?

 

5.      Рефлексия учебной деятельности.

Акцентирую внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

 

8. Подведение итогов. Оцениваю работу обучающихся во время урока, комментирую оценки.

 

9. Домашнее задание: п.1 , с.8-9, –читать, учить, пересказывать, отвечать на вопросы.

 


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

Оборудование: таблица «Уровни организации живой природы», «Пределы жизни на

Оборудование: таблица «Уровни организации живой природы», «Пределы жизни на

Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний.

Уровни организации живого: к летка ткани органы система органов организм …

Уровни организации живого: к летка ткани органы система органов организм …

Самовоспроизведение (репродукция)

Самовоспроизведение (репродукция)

Фотосинтез – главный источник кислорода в земной атмосфере

Фотосинтез – главный источник кислорода в земной атмосфере
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020