Тема: «Особенности детско¬-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта и основной причины бродяжничества и суицида»
Оценка 4.6

Тема: «Особенности детско¬-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта и основной причины бродяжничества и суицида»

Оценка 4.6
doc
18.03.2020
Тема: «Особенности детско¬-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта и основной причины бродяжничества и суицида»
Детско-родительские отношения.doc

 

Тема: «Особенности детско­-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта и основной причины бродяжничества и суицида»

 

Личность подрастающего человека формируется не в вакуу­ме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспита­ния. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Таких малых групп в жизни ребенка несколько: семья, школьный класс, неформальные группы общения и др. Но главной и первичной является все же семья.

Самые близкие кто может помочь своему ребенку освоиться в обществе это родители. Однако родители, если они не являются лучшими друзьями подростка, косвенно влияют на него, а именно как наставники, как носители психологической информации, опытные люди, которые уже интегрировались в обществе.

Место родителей в подростковом возрасте занимают косвенное положение. Однако сформированность у подростка чувства доверия, самостоятельности, защищенности, предприимчивости, умелости до подросткового возраста способствует облегчению идентификации [24]. Если это не выработано, то подросток обладает такими свойствами как: недоверчивость, неуверенность, чувство вины и сознания своей неполноценности. Спутанность ролей (спутанности идентичности) также возникает при трудностях самоидентификации. Жизнь подростка, в нездоровой среде, усугубляя временным фактором и изменениями в собственной личности, давят на неопытную подрастающую личность.

Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем, трудностей с обучением в школе, сложностей в общении со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Нарушения внутрисемейных отношений приводит к формированию различных отклонений в физическом, психическом развитии, в эмоциональной и поведенческой сферах. Это наносит непоправимый вред здоровью ребёнка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, формирует различные нарушения поведения

Дефицит внимания к ребёнку приводит к ухудшению его успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Это также проявляется в злобности, агрессивности, мрачности, замкнутости, а также в формировании вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и совершении противоправных действий при обеспечении безопасности, каждодневного ухода за ребенком развиваются крепкие привязанности детей и родителей, которые способны сохраняться долгие годы. Даже в тех случаях, когда дети из нормально функционирующих семей длительное время находятся в разлуке с родителями, у ребенка остается ощущение своих корней, которые способны сохраняться долгие годы. Именно это ощущение внушает человеку чувства уверенности и безопасности, помогает справиться с потерями и оценить приобретения, которые происходят на протяжении всей его сознательной жизни.

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению фрустрирующих переживаний, без которых не обходится семейная жизнь и воспитание детей.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка.

«Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла. Так, женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали недостаточно внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях .

Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом.

В дисфункциональных семьях эмоциональные проблемы у детей и подростков проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка.

Рассмотрим подробнее, каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении детей? Они отражаются в имеющихся классификациях семей, где часто появляются дети с отклоняющимся поведением. Эти классифика­ции в основном не противоречат, а дополняют друг друга.

Остановимся на них подробнее.

А.Е. Личко выделяет четыре типа неблагополучных ситуа­ций в семье:

1) гиперопека различной степени: от желания быть соучаст­ником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании;

2) гипопека, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая «кумира» семьи. Для нее характер­ны постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая «золушек» в семье. Автор отмеча­ет, что в 80-е гг. появилось много семей, где родители уделяли преимущественно внимание себе, а не детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных се­мей, способствующих появлению трудных детей:

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития роди­телей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка;

2) конфликтные семьи, где родители не стремятся испра­вить недостатки своего характера либо где один из ро­дителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстра­тивно. Более старшие протестуют против существующе­го конфликта, встают на сторону одного из родителей;

3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и прин­ципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

4) педагогически некомпетентные семьи. В них надуман­ные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку.

В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.Н. Исаев считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающие к возникновению отклоне­ний в поведении детей и подростков, является неправильное семейное воспитание. Они выделяют три типа неправильно­го воспитания:

1) отвергающее (непринятие). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве;

2) гиперсоциализирующее. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется также в чрезмерной озабоченности буду­щим ребенка и его семьи;

3) эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уров­нем ответственности, когда ребенку навязывается пред­ставление «Я-большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих

Одним из направлений в работе педагога-психолога является - повышение психологической и педагогической грамотности родителей, так как во все времена главным действующим лицом в сфере воспитания остаются родители, и только в семье закладывается фундамент духовной культуры человека. Конфликты в семье, невротизация родителей, вызывают у детей чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение, что способствует истощению еще неокрепшей нервной системы ребенка.

Поэтому психологический дискомфорт в семье серьезно сказывается на психическом развитии и соматическом здоровье ребенка. А если учесть, что  младший и подростковый школьный возраст является важным сенситивным периодом для становления нравственно-полноценной личности ребенка, то актуальность данной проблемы очевидна.

В случае не партнерских взаимоотношений (когда родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его) у ребенка не возникает доверия к миру. Это негативно сказывается на его развитии: угнетает познавательную активность, снижает самооценку, приводит к отстранению от сверстников. В то же время, при сверхконтроле и сверхвключенности родителей во взаимоотношения детей со сверстниками у ребенка возникает болезненная зависимость от родителей, страх перед новыми проблемами и ситуациями, что в конечном итоге приводит к формированию и закреплению у них чувства незащищенности.

Задачи  по данной  работе ставятся следующие:

·         создание условий для раскрытия личности каждого ребенка: возможности проявить себя, свои чувства и эмоции;

·         содействие повышению самооценки детей;

·         обучение  социально приемлемому реагированию в стрессовых ситуациях и умению корректировать свое поведение;

·         создание условий для принятия внутреннего «Я» и преодоления застенчивости, неуверенности, агрессивности;

·         знакомство детей и родителей с арсеналом вербального и невербального выражения чувств, развитие умения осознавать и адекватно реагировать на них;

·         предоставление возможности родителям увидеть своих детей в компании сверстников и анализировать особенности их поведения;

·         способствовать эмоциональному сближению ребенка и родителя.

Принимая во внимание тот факт, что лекционные собрания и групповые консультации имеют существенный недостаток. Родителям говорят о необходимости менять себя и свое поведение, о необходимости более чуткого или внимательного отношения к детям. В результате, родители, получая много информации, оценок и указаний, свыкаются с мыслью «мы должны». Они, понимая, что многое делают неправильно, чувствуют себя виноватыми. Все это сдерживает позитивное развитие взаимоотношений, а также является поводом для поддержки «перевернутой» иерархии и еще большего увеличения власти детей над родителями. В связи с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, и мы остановились на консультациях по запросам родителей, тренинговых занятий для родителей.

Преимущества работы  заключались в том, что:

  • во-первых, прорабатываются важные вопросы в контексте общей темы;
  • во-вторых, проходит осознание общности многих проблем.

Работа педагога-психолога, направленная на сопровождение психического развития детей, заключается в интеграции возможностей педагогов и родителей и координации их совместной деятельности. На первом этапе была проведена диагностическая работа с использованием различных методик.

Информация, полученная в результате диагностических мероприятий, позволяет выделить детей с проявлениями дезадаптации.

Второй этап - встречи и консультации с целью мотивирования родителей на взаимодействие в детско-родительских отношений.

На каждой встрече надо создавать ситуацию успеха для каждого родителя, для чего используются безоценочные суждения действий родителей. Особое внимание уделяется развитию у детей и родителей навыков уверенного поведения и адекватной самооценки. Ребенок оценивает себя «глазами» близких ему людей-родителей, что оказывает влияние на его статус в обществе сверстников, на способы взаимодействия с окружающими его людьми и на его психическое здоровье в целом.

Многообразие отношений между членами семьи, непосредственность, искренность чувств, которые они питают друг к другу, многообразие форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребенка и является фактором психологического комфорта.


Тема: « Особенности детско­-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта и основной причины бродяжничества и суицида »

Тема: « Особенности детско­-родительских отношений, как фактор психологического дискомфорта и основной причины бродяжничества и суицида »

Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам

Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам

В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и

В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и

В связи с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, и мы остановились на консультациях по запросам родителей, тренинговых занятий для родителей

В связи с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, и мы остановились на консультациях по запросам родителей, тренинговых занятий для родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020