Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее. Выступление из опыта работы на областном форуме
Оценка 4.7

Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее. Выступление из опыта работы на областном форуме

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
12.04.2020
Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее. Выступление из опыта работы на областном форуме
Опытом о краеведческой работе и о поисково - исследовательской деятельности в школьном музее «Истоки» по истории казачества присутствующие узнали из выступления Н. Г. Тихоновой, руководителя, и выпускников казачьего класса - воспитанников музея МБОУ «СОШ №117 им. М. В. Стрельникова».
ФОРУМ 2019 СОШ 117.docx

Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее

 

Аннотация

13 февраля 2019 года в г. Оренбурге состоялся областной образовательный форум "Музейная педагогика как эффективная социальная технология формирования образовательной и воспитывающей среды в образовательной организации".

Программа форума была очень содержательная и интересная.

Опытом о краеведческой работе и о  поисково - исследовательской деятельности в школьном музее «Истоки» по истории казачества присутствующие узнали из выступления Н. Г. Тихоновой, руководителя, и выпускников казачьего класса - воспитанников музея МБОУ «СОШ №117 им. М. В. Стрельникова». Выступление было ярким, с элементами театрализации. Ребята продемонстрировали интересный видеофильм о своей работе, рассказали о традициях и быте казаков, полностью была раскрыта тема написания исследовательских работ, проведена виртуальная экскурсия по школьному музею.

Современный музей – это не просто хранилище памяти поколений, а мощная культуроформирующая сила. Современный музей выходит за классические рамки экспозиционно – выставочной работы. Он призван дать детям намного больше, чем сухие исторические сведения. И в то же время сам он нуждается в совершенно новых, инновационных формах работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее

 

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного находим.

 

В школе № 117 г.Сорочинска особая роль отводится школьному музею «Истоки». Профиль музея: историко-краеведческий и истории казачества РФ.

История казачества - один из самых интересных и менее изученных сюжетов богатейшей истории нашей Родины. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца в былинах называют казаком.

Деятельность нашего музея тесно связана с казачьей тематикой, в музее проводятся различные мероприятия, организовываются выставки, которые охватывают все процессы и явления, посвященные казачеству. Сюда совершают экскурсии учащиеся школы и гости, где они знакомятся с историей возникновения казачества, бытом, традициями и культурой этого самобытного народа.

Активистами школьного музея «Истоки» являются воспитанники из казачьих классов школы. Они занимаются организационной, музейно-поисковой, исследовательской и проектной работой. Благодаря собранному материалу, в музее имеются постоянные экспозиции «Любо, братцы, любо!», «Оренбургское казачье войско», «Сорочинское казачье общество». Выставлен макет Сорочинской крепости. А история Сорочинска тесно связана с казачеством.

Занимаясь исследованием по теме «Сорочинский край-казачий край», мы разработали маршрут экскурсии одного дня. Узнали, что крепость была военным форпостом обеспечения безопасности юго-восточных границ Российского государства. О происхождении названия Сорочинской крепости существует две версии.

По одной из них- по названию речки Сорочка- притока Самары.

По другой – по прозвищу посыльного сорочинского казака Якова Арефьева «Сорока».

Первым атаманом крепости в 1737 году был Алексей Соколов, есаул из яицких казаков. Несли казаки пограничную службу. Сорочинская крепость неоднократно принимала на себя удары иноземных завоевателей: башкирских и татарских кочевников.

Не обошло стороной нашу крепость крестьянское восстание под предводительством Е.Пугачёва.  В марте 1774 года по пыльным улицам крепости скакали казаки, встречая хлебом – солью народного царя Емельяна Пугачева. Под колокольный звон Емельян Пугачев вошел в крепость, но военная удача отвернулась от повстанцев: у села Пронькино Пугачев был разбит правительственными войсками, сжег «фортецию» и отступил к станице Татищевой. Службу несли команда из трех десятков гарнизонных солдат и отряд из полусотни казаков во главе с атаманом К.И.Никитиным. Но иногда жители до сих пор находят предметы времен Пугачева.

В 1833 году, собирая материалы для написания повести «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта» по пути из Самары в Оренбург, останавливался А.С. Пушкин в Сорочинской крепости на почтовой станции. Здесь гений русской литературы беседовал с со старым казаком Иваном Попковым. В нашем городе имеется единственный в России- памятник книге- пушкинской повести «Капитанская дочка», который открыт в 2005 году.

В годы гражданской войны село Сорочинское стало ареной сражения красных и белых и переходило из рук в руки. Гражданская война все - таки разделила казаков на красных и белых. Оренбургское казачество в своем большинстве осталось верным принесенной царю присяге. И потому выступало на стороне «белых».

В годы гражданской войны всех казаков большевики считали врагами советской власти, поэтому ни с кем не церемонились: множество офицеров, чиновников, казаков и даже казачек было расстреляно, еще больше посажено в тюрьмы Большевистская власть расказачила Россию. Извращая историческую правду, казакам приписывали чудовищные качества и поступки, их хотели превратить в антинародную силу; казачьи традиции, уклад пытались предать забвению.

Новое поколение восстанавливало страну из руин, осваивало целину, боролось за выполнение пятилетних планов… Словом, потомки славных казаков не стремились, выделиться, заявить о себе. Каждый на своем месте просто делал свое дело, стараясь внести посильный вклад в процветание страны.

Особое место в истории Сорочинска занимают годы Великой Отечественной войны. Свыше десяти тысяч сорочинцев ушли на фронт защищать свою Родину от фашистского нашествия, более половины из них не вернулись.

Исследовательская работа Дука Анастасии «Казак Сорочинского городского округа-участник Парада Победы» помогла выяснить роль казачества в победе над фашизмом через изучение боевого пути гвардейца-казака Трунова Федора Ивановича. В краеведческом музее г. Сорочинска хранится одежда казака Трунова Ф.И. – участника Парада Победы в Москве (парадный китель и награды переданы).  Боевую службу Трунов Ф.И. начал в составе формировавшейся в Оренбурге одиннадцатой Морозовской казачьей кавалерийской дивизии. Родина высоко оценила его ратные подвиги. Грудь героя-земляка украшали ордена и медали.

На основании данных материалов мы можем сделать вывод, что сорочинские казаки самоотверженно защищали рубежи Отечества и сыграли важную роль в историческом развитии Сорочинского края.

В девяностые годы XX века началось возрождение казачества. Мы являемся сейчас свидетелями того, как российское казачество возрождается, крепнет.  

Казачество продолжает выполнять свои исторические задачи:

- охрана государства;

-  воспитание подрастающего поколения, работа по формированию нравственности, патриотизма, мужества у детей и молодежи является систематической и целенаправленной.

  30 декабря 1995 года зарегистрировано Сорочинское городское казачье общество. У каждого поколения есть часть жизни, ставшая историей, которую никому не дано переписать.  На базе МБОУ «СОШ № 117» г. Сорочинска 1 сентября 2010 года создан казачий класс.

Казачата участвуют в следующих направлениях музейно-поисковой деятельности:

1.Организация проектной деятельности.

2. Накапливание материалов по истории и этнографии казачества.

3. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом казаков.

4. Собирание произведений фольклора: казачьих песен, пословиц.

5. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов.

6.  Изучение и описание музейных предметов, создание экспозиций, проведение экскурсий, вечеров о казачестве  и культуре.

В музее реализованы такие работы как: «Какое счастье -коснуться живых истоков!» (1 место во всероссийском конкурсе), «Символ Веры, могущества и единения России через традиции моей семьи» (призер в областном конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина – природа, культура, этнос»), «Мы наследники казачьих традиций» (3 место в Зональном конкурсе), «Оренбуржье – казачий край» (1 место в областном конкурсе), «Оренбуржье – форпост России» (2 место в областном конкурсе), «Казак Сорочинского городского округа- участник Парада Победы» (2 место в областном конкурсе). Собранный исследовательский материал был использован в социальных проектах «Дом музей «Казачий быт» (городской этап всероссийской акции "Я - гражданин России», 2 место) и «Казачья конюшня» (областной конкурс «Я- гражданин России», II место).

Разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии, расширяет образовательное пространство как интерактивную развивающую среду, позволяющую решать задачи современного образования на принципах диалога музея и школы, стимулировать интенсивный творческий рост школьников в процессе коллективного общения.

Все обучающиеся школы пользуются имеющимися в школьном музее возможностями. Достигнуты определённые результаты:

1. Расширены мероприятия для школьников;

2. Сохранены и пополнены фонды музея;

3.Созданы условия   для развития творческих способностей учащихся;

4. Написание учащимися исследовательских работ;

5.   Были оформлены новые экспозиции.

6. Члены музея школы являются активными участниками различных конкурсов.

Казачата неоднократно становились Победителями областного смотра-конкурса на лучшую организацию военно-патриотического воспитания, исследовательской и музейно-поисковой деятельности и присваивался статус «Лучший казачий кадетский класс Оренбургской области».

Школьный музей часто участвует в конкурсах школьных музеев и музейных комнат. В 2015 году школьный музей «Истоки» стал лидером в городском смотре- конкурсе среди школьных музеев, и присвоен статус «Лучший музей».

В 2016 году в смотре-конкурсе школьных музеев и музейных комнат Сорочинского городского округа стал победителем в номинациях:

- номинация «Лучший музей» - 3 место;

- в номинации «Виртуальный музей» -1 место.

2017 год на очном этапе Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения диплом 1 степени в номинации: «Мероприятие на базе школьного музея». А школьный музей отмечен дипломом победителя.

Участие в исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

История учит: ничто так не объединяет граждан, как любовь к своей стране, общие духовные корни, обычаи и традиции. 

Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Поэтому мы должны не только бережно хранить эти традиции, но использовать их в своих семейных и школьных традициях: петь дедовские песни, плясать народные танцы, хорошо знать свою историю, праздники и обряды, гордиться своими корнями. 

 

 

Казачьи традиции храня,

Мы память чтим и свято бережем,

Все, что досталось от далеких предков

Мы в маленьком музее сбережем!

 

Экскурсия по музею. Тема «Традиции и обычаи казаков»

 

 1: Мы спешим сказать вам – “Здравствуйте!”

 2: – “Благости!”

 3: – “Радости!”

 1: Удач, успехов и везенья!”

Прекраснейшего настроения.

 2: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.

 3: «Помни, брат, что у казаков: Дружба -обычай; Товарищество -традиция; Гостеприимство -закон»

 1: Как выглядит одежда казака и казачки? 

 2: Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился.

3: Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск.

 1: О, а штаны-то с лампасами.

 2: Лампасы указывают принадлежность их хозяина к вольному воинству.

 3: Самое интересное: в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте.

  1: Ценилась одежда, шитая матерью или женой.

 2: У казаков было много мастериц. Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

 3: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

 1: Что же еще в сундуке? (Достает скалку). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

26- Посмотрите какой! (Ставит на стол утюг).  Из чего он сделан?

Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, или раскаляли его на печи и гладили белье.

В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги.

«Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» - гласит пословица.

 3: Люди занимались гончарным делом. В каждой казачьей семье была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин.

Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

 1: Занимались кузнечным делом – каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.

 2: Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные. Рушники - традиционный элемент украшения казачьего жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.

 3: Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди.

-Хороша хата, но если казак не трудится, то семья останется голодной.

 1: Семьи у казаков были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Важнейшими традициями были:

•          уважительное отношение к старшим;

•          безмерное почитание гостя;

•          уважительное отношение к женщине (матери, сестре, жене);

•          преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.

 2: Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами, ухаживал за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно - политической жизни станицы.

3: На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её контролем находилось всё: питание семьи, забота о белье и ремонт одежды, забота о воспитании детей.

Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рациональному ведению хозяйства. Шить, вышивать, вязать на спицах и крючком - это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

 1: А вот и самовар! Почему он так называется? Самовар сам варит и кипятит воду. Есть труба для топки.

 2: Самовар - символ уюта, тепла, семейного очага. Самовары стоили дорого, их берегли, ухаживали за ними, передавали по наследству.

 3: Самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, – на стол мечи». 

 2: Казаки широко отмечают календарные церковные и обрядовые праздники: масленицу, рождество, крещение, пасху

 


1Мы – казаки, мы любим труд,

Порядок, храмы вековые,

Свой долг, обычаи, уют,

Веселье, пляски огневые.

 2: И хорошо, чтоб в наши дни

Не только мы с тобой одни

Традиции могли беречь,

И землю от врага стеречь.

 



 

Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее

Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее

Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее

Тема: Поисково-исследовательская деятельность в школьном музее

В годы гражданской войны всех казаков большевики считали врагами советской власти, поэтому ни с кем не церемонились: множество офицеров, чиновников, казаков и даже казачек было…

В годы гражданской войны всех казаков большевики считали врагами советской власти, поэтому ни с кем не церемонились: множество офицеров, чиновников, казаков и даже казачек было…

Казачий быт» (городской этап всероссийской акции "Я - гражданин

Казачий быт» (городской этап всероссийской акции "Я - гражданин

Благости!” 3: – “Радости!” 1:

Благости!” 3: – “Радости!” 1:

Главой семьи, конечно, был отец

Главой семьи, конечно, был отец
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020