Тема: «Работа педагога-психолога с родителями выпускников при подготовке детей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Психологический комфорт во время подготовки и сдачи экзаменов»
Оценка 4.7

Тема: «Работа педагога-психолога с родителями выпускников при подготовке детей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Психологический комфорт во время подготовки и сдачи экзаменов»

Оценка 4.7
docx
18.03.2020
Тема: «Работа  педагога-психолога с родителями выпускников при подготовке детей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Психологический комфорт во время подготовки и сдачи экзаменов»
работа педагога-психолога с родителями выпускников.docx

                              

Тема: «Работа  педагога-психолога с родителями выпускников при подготовке детей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Психологический комфорт во время подготовки и сдачи экзаменов»

Работа педагога-психолога с родителями:

1)   просвещение по проведению ЕГЭ и ОГЭ;

2)   психопрофилактическая работа с родителями:

-     родительское собрание «Психологический комфорт в семье во время экзаменов»;

-     консультации «Психологический комфорт в семье во время экзаменов»; работа по запросу родителей.

 

Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок;
  • который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научится поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание, прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков  и поощрении того, что он делает. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.

Экзамен в любой форме для большинства людей является стрессом. Владение собой в острых ситуациях возможно лишь в том случае, если человек имеет реальный опыт переживания и разрешения стрессовых ситуаций.  

Большую роль в поддержке детей играют родители. Родители, как и дети, переживают по поводу ЕГЭ, их пугает все и другая школа, в которой будет проходить ЕГЭ и само тестирование. Но если у взрослых такое восприятие, то каково же детям, как все это перенесет ребенок? Психологический настрой очень важен, ведь от него зависит успешность сдачи экзамена. Так чем же родители могут помочь своим детям? Лучшая помощь – это научиться поддерживать своего ребенка до экзамена и во время него.

  • Помощь в организации режима дня - распределение учебного материала по дням, определение ежедневной нагрузки, составление плана. Наиболее простой способ заучивания учебного материала - это разделить его на смысловые блоки, каждый блок озаглавить и составить план всего параграфа или билета. Ребенок выучивает по отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет целиком.
  • Соблюдение режима дня - важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности ребенок должен высыпаться.
  • Особое значение в период сдачи и подготовки к экзаменам имеет эмоциональной настрой взрослых. Эмоционально спокойная, ненапряженная атмосфера позволяет ребенку чувствовать уверенность в себе, создает ситуацию успеха.

Помните, что в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь "подкармливать" их положительными эмоциями. Ни в коем случаи не ругайте, не давите на психику, даже если первый экзамен ребёнок сдаст не так, как Вы рассчитывали. А перед экзаменом, не забудьте пожелать "Ни пуха, ни пера".  

 

                                                     Тренинг для родителей

Тема: «ЕГЭ без проблем»

Цель: снижение родительской тревожности в период подготовки и сдачи ЕГЭ выпускниками.

Задачи: создание благоприятного эмоционально-психологического климата; формирование навыков позитивного общения с ребёнком; формирование у родителей выпускников навыков саморегуляции.

Категория аудитории: родители выпускников школы.

Место в системе работы: единичное занятие.

Оборудование: листы бумаги А4 по количеству участников, фломастеры, доска, мел, манная крупа, поднос, газеты, коробка, карандаши.

Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции, душевный комфорт и адекватная поведенческая реакция. Поскольку большую часть времени обучающиеся проводят в семье, то становится неоспоримым тот факт, что дискомфортное психологическое состояние родителей может пагубно влиять на ребёнка. 

Трудно найти родителей, которые в преддверии ЕГЭ сохраняли бы спокойствие: тревожась о предстоящем испытании, родитель обрушивает на ребёнка огромное количество требований, что не только не помогает, но и вызывает психологический дискомфорт выпускника. Отсутствие видимого беспокойства ребёнка по отношению к экзамену также негативно воспринимается родителями и интерпретируется как безответственность. Как правило, родители забывают, что ребёнка контролирует ещё и учитель. В итоге выпускники оказываются в своеобразном психологическом капкане: с одной стороны тревожные родители, с другой – требования учителя.

Данный тренинг направлен на снижение тревожности родителей перед выпускными экзаменами и на стабилизацию их психологического здоровья, поскольку психологический комфорт родителей, их положительные эмоции – один из важнейших факторов успешности и психологического здоровья выпускника школы.

Конспект тренинга

I.                   Организационный момент. Знакомство с группой.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! Разрешите вам представиться. Меня зовут … (представление).

II.                Введение в проблему

- Скоро ваши дети закончат обучение в школе. Кто-то, получив аттестат,  пойдет учиться в ВУЗ, кто-то захочет немного отдохнуть, ну а кто-то уже решил, что пойдёт работать. Но это будет еще не скоро. Что же ожидает ваших детей в этом году? (Ответы).

- Совершенно верно, ЕГЭ. И многое, конечно, будет зависеть от вас. Как вы думаете, чем вы можете помочь своему ребёнку? (Ответы).

- Репетиторы, дополнительные занятия, интернет. Но этого недостаточно. Вы можете помочь своему ребёнку тем, что перестанете тревожиться. Казалось бы, какая же связь между вашей тревогой и экзаменами ребёнка?

III.             Чем мы похожи?

Упражнение «Плюсы и минусы»

(Ведущий раздаёт листы А4 каждому родителю).

- Сейчас я попрошу разделить ваш листок пополам. На одной части листа напишите, пожалуйста, плюсы ЕГЭ, а на второй – минусы. (Родители работают около 5 минут).

- Сейчас я попрошу вас по очереди прочитать положительные стороны экзамена. (Родители зачитывают, ведущий фиксирует основные моменты на доске). А теперь прочитайте минусы. (Ведущий записывает на доске минусы ЕГЭ).

- Посмотрите на доску. Вы считаете, что… (Обсуждение: чего больше – минусов или плюсов; что больше тревожит родителей).

Упражнение «Рисуем эмоции»

- Сейчас я попрошу вас разделиться на пары. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и лист бумаги, положите свою руку на листок и обведите её. У вас получился трафарет вашей ладони. Теперь в каждом пальчике рисунка напишите эмоцию, которую вы испытываете при упоминании о ЕГЭ. (Родители рисуют и пишут около 5 минут).

- Все выполнили задание, молодцы. Теперь каждая пара сравнивает свои «ладошки»: что общего в рисунках, чем рисунки отличаются. (Обсуждение, каждая пара высказывается по очереди).

- Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции). Можно сделать вывод, что все родители перед экзаменом своих детей испытывают похожие переживания, а значит,  хорошо понимают друг друга. А насколько хорошо родители понимают собственного ребёнка?

 

IV.             Игра «Пойми меня»

- Сейчас мы с вами поиграем. Мне нужны четыре добровольца. Остальные родители будут наблюдателями.

 (Каждый из четырёх родителей получает от ведущего записку с ролью, которую он будет играть. Роли: выпускник, родитель, учитель, директор школы.).

- Каждый из вас получил листок с какой-то ролью. И сейчас ваша задача состоит в том, чтобы присутствующие здесь родители по вашим словам, позам, движениям смогли догадаться, кого вы изображаете. (Родители-добровольцы импровизируют, остальные внимательно следят за ними).

- Молодцы. Кого изображали родители? Как вел себя каждый из них? Легко ли приходилось родителю, который изображал выпускника? Почему? (Обсуждение).

V.                Учимся снижать тревожность

- Ну что ж, как вы заметили, что у вас много общего. И то, что вас объединяет  на сегодняшний момент, – это ваша тревожность. Наблюдая за нашими добровольцами, которые только что разыграли перед нами небольшую сценку, вы почувствовали, наверное, насколько тяжело приходится вашему ребёнку в период выпускных экзаменов. И теперь представьте, насколько усугубляется психологическое состояние  ваших детей, когда родительская тревога умножается на экзаменационную тревожность детей. А ведь именно в этот период выпускникам нужна эмоциональная поддержка. Сможет ли родитель поддержать своего ребёнка, если он сам находится в состоянии тревожности и раздражения? (Ответы)

- Конечно, это будет проблематично. Поэтому сегодня мы будем учиться расслабляться.

Упражнение «Рисую спокойствие»

- Уважаемые родители, сейчас мы с вами порисуем. Только вместо бумаги с красками и карандашами у нас будет поднос с манной крупой, а вместо кисточек – пальцы рук. Рисуйте все, что хотите. Вы можете рисовать одной рукой, можете двумя. Попробуйте расслабиться во время рисования, не думать о проблемах и заботах. (Во время рисования можно включить спокойную тихую музыку. Время упражнения до 10 минут).

 

Упражнение «Газетный баскетбол»

- Сейчас я попрошу разделиться на две команды. Каждый участник команды берёт газету, хорошенько её комкает и бросает в корзину. Команды чередуют броски. (Бросать можно неограниченное количество раз. Участники могут подсчитывать попадания газетных мячей в корзину, а потом выбрать победителя и дать ему какое-нибудь звание, например, «самый меткий». Упражнение можно выполнять до 10 минут).

Упражнение «Нарисуй и передай»

- Возьмите лист бумаги и выберите самый приятный для вас цвет карандаша (пройти по рядам с пачкой карандашей; хорошо, если в пачке будет по несколько карандашей одинакового цвета, поскольку один и тот же цвет могут выбрать несколько родителей). Как только я хлопну в ладоши, вы начнёте рисовать всё, что захотите. По моему хлопку передайте свой лист соседу слева, который продолжит рисовать ваш рисунок. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся обратно хозяину.

Упражнение «Торт и свечи»

- Давайте представим, что у каждого из вас сегодня праздник – день рождения и вам подарили большой аппетитный торт со свечами. Закройте глаза, представьте этот торт, вспомните, какие эмоции вы испытывали в детстве, когда у вас был праздник. А теперь очень медленно дуем на воображаемые свечи, чтобы погасить их. (Родители медленно задувают воображаемые свечи).

- Не все свечи погасли, подуем ещё раз. (Упражнение можно повторять до пяти-десяти раз, чтобы дыхание стало ровным и спокойным). 

VI.             Рекомендации родителям выпускников

- Молодцы! Все эти упражнения вы можете делать в любое время. Можете поиграть в газетный баскетбол со своим ребёнком, можете порисовать пальцами не только на манной крупе, но и на муке, или на бумаге красками. Сейчас я раздам вам буклеты с рекомендациями, которые помогут правильно вести себя по отношению к ребёнку в экзаменационный период, а также снять нервно-психическое напряжение.

      (Родителям раздаются буклеты с рекомендациями).

Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены

Памятка для родителей

·                    Не говорите ребёнку о своих страхах и тревожных предчувствиях. Помните: тревожась сами, вы увеличиваете стресс ребёнка.

·                    Верьте в своего ребёнка, не скупитесь на похвалу.

·                    Спокойно разговаривайте с ребёнком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте.

·                    Делитесь опытом по преодолению трудностей, рассказывайте о том, как вы справляетесь со сложными для вас ситуациями.

·                    Помните: количество полученных баллов на ЕГЭ не является совершенным измерением возможностей вашего ребёнка.

·                    Контролируйте режим ребёнка, не давайте ребёнку переутомляться.

Способы снятия нервно-психического напряжения

Памятка для родителей

·                    Регулярно принимайте витамины.

·                    Займитесь спортом: спортивные занятия помогают справиться с большим выбросом адреналина.

·                    Принимайте контрастный душ.

·                    Порисуйте пальцами с помощью муки, песка или красок. Это занятие поможет не только расслабиться, но и доставит огромное удовольствие.

·                    Комкайте газеты: устройте соревнование, кто дальше бросит скомканную газету.

·                    Громко спойте любимую песню или покричите как можно громче.

·                    Посмотрите на горящую свечу.

·                    Чаще гуляйте на свежем воздухе. Особенно хороши поездки на природу.

 

VII.          Завершение тренинга. Рефлексия.

- Наша встреча подошла к концу. Вам понравилось наше занятие? Что больше понравилось? Пригодятся ли вам мои советы? (Ответы).

-  Надеюсь, что вы воспользуетесь моими рекомендациями, и ваш ребёнок сдаст ЕГЭ без проблем. Всем спасибо! До свидания!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ

·         Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите поддержку в любом случае. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

·         Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

·         В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо.

·         Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

·         Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

·         Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

·         Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

·         Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

·         Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

·         Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

·         Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

·         Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

·         Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: · пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; · внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); · если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

·         Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

·         Практика показывает: переедание непосредственно перед экзаменом тормозит умственную активность.

 

 


 

Тема: «Работа педагога-психолога с родителями выпускников при подготовке детей к сдаче

Тема: «Работа педагога-психолога с родителями выпускников при подготовке детей к сдаче

Соблюдение режима дня - важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность

Соблюдение режима дня - важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность

Конспект тренинга I.

Конспект тренинга I.

Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции)

Как видите, вас очень многое объединяет (назвать общие эмоции)

Упражнение «Газетный баскетбол» -

Упражнение «Газетный баскетбол» -

Спокойно разговаривайте с ребёнком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте

Спокойно разговаривайте с ребёнком об экзаменах, выслушивайте его опасения и предлагайте решения, а не поучайте

Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок

Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020