Тема: РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ». ЛЕГЕНДА О ДАНКО

  • Лекции
  • docx
  • 06.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДАНКО.docx

Тема: РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ».      ЛЕГЕНДА О ДАНКО

 

Цели: познакомить с легендой, определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование.

Методические приемы: чтение, пересказ, аналитическая беседа.

 

Ход урока

 

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Среди рассказов Горького есть реалистические и романтические произведения.

— Вспомните, какие произведения называются реалистическими? романтическими?

(Романтизм, романтический — направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Реализм, реалистический — творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.)

— К каким произведениям — романтическим, реалистическим — относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

 

Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы света.

Безумству храбрых поем мы славу».

 

2. Анализ легенды о Данко.

1) Где происходят события легенды?

Задание: близко к тексту рассказать описание леса, состояние людей.

«Не своротить камня с пути думою».

— Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».)

Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты).

Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели — пройти через весь лес.)

— В чем, по мнению людей, вина Данко?

— Почему в его сердце вскипевшее на них негодование угасло? («... От жалости к людям...».)

Что сделал для людей Данко? Что изумило их? (Сравнения: сердце — солнце, люди — камни.)

Как велика благодарность людей Данко? («...Люди... не заметили смерти... наступил на гордое сердце ногой...».)

— Какова тема отрывка? (Тема любви к людям, самопожертвования во имя жизни других.)

Какова основная мысль. (В жизни всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.)

— Отражена ли главная мысль легенды в иллюстрации?

 

3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов — «Что сделаю я для людей...» до конца).

 

III. Подведение итогов урока.

— Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете