Тема: РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ». ЛЕГЕНДА О ДАНКО
Цели: познакомить с легендой, определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование.
Методические приемы: чтение, пересказ, аналитическая беседа.
Ход урока
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя.
Среди рассказов Горького есть реалистические и романтические произведения.
— Вспомните, какие произведения называются реалистическими? романтическими?
(Романтизм, романтический — направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
Реализм, реалистический — творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.)
— К каким произведениям — романтическим, реалистическим — относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?
Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы света.
Безумству храбрых поем мы славу».
2. Анализ легенды о Данко.
1) Где происходят события легенды?
Задание: близко к тексту рассказать описание леса, состояние людей.
«Не своротить камня с пути думою».
— Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».)
Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты).
— Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели — пройти через весь лес.)
— В чем, по мнению людей, вина Данко?
— Почему в его сердце вскипевшее на них негодование угасло? («... От жалости к людям...».)
— Что сделал для людей Данко? Что изумило их? (Сравнения: сердце — солнце, люди — камни.)
— Как велика благодарность людей Данко? («...Люди... не заметили смерти... наступил на гордое сердце ногой...».)
— Какова тема отрывка? (Тема любви к людям, самопожертвования во имя жизни других.)
— Какова основная мысль. (В жизни всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.)
— Отражена ли главная мысль легенды в иллюстрации?
3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов — «Что сделаю я для людей...» до конца).
III. Подведение итогов урока.
— Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.