Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Реферат на тему:
«Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой»
Выполнила: ученица 11 «а» класса
Шеянова Екатерина Денисовна
Руководитель: Путимцева Валентина Михайловна,
учитель высшей квалификационной категории
г.Верхотурье
Оглавление.
I.Введение. стр.
Она родилась на рубеже двух веков. 3
II. Основная часть.
Любовь к Родине – особая любовь.
1.Признание в любви к Царскому селу и Петербургу. 4-5
2.Навеки с Россией. 6 -7
3.Годы тяжелых жизненных испытаний. 8 -11
4.Вершина гражданской поэзии – поэма «Реквием». 12 -13
5.Анна Ахматова – гражданин и патриот своей страны. 14
III.Заключение.
Признание творчества читателями неизменна и вечна. 15
Литература. 16
I.Введение.
Она родилась на рубеже двух веков.
В
русском языке много слов с корнем «род»: родной, родник, родина, народ,
природа. Все эти слова в нашем сознании неотделимы друг от друга.
Существовало и противостояние личности и общества, поэта и царя, художника и
власти. Это противостояние особенно обострилось после революции и гражданской
войны. Одни писатели связали свою судьбу с судьбой Родины. Они остались в
России, не захотев променять ее на чужбину. Это А. Ахматова, А. Блок, С.
Есенин, Б. Пастернак. Меня, как и многих других, интересует такой выбор Анны
Ахматовой.
Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог
быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе
эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений:
революций, мировых войн, репрессий.
Ахматова гордилась тем, что застала краешек
столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого
"серебряного века".
«Великая земная любовь» - вот движущее начало всей ахматовской лирики. Лирическая героиня ее стихов – натура страстная, чувствительная, легко ранимая. Она и любит, и чувствует все как-то тоньше, проникновеннее. Но любовь к Родине – это особая любовь.
II.Основная часть.
Любовь к Родине – особая любовь.
Патриотическая лирика поэтессы начиналась с
признаний в любви к «обледенелому саду», который «весь сверкает и хрустит», к
зеленой ветке, распустившейся раньше других, к кисти рябины, которая так похожа
на собственную судьбу. Ее родина – это
Пустых небес прозрачное
стекло,
Большой тюрьмы белесое
строенье…
А город помнит о судьбе
своей:
Здесь Марфа правила, и
правил Аракчеев.
Любовь к родному городу
пройдет через все творчество Ахматовой. Сначала это будет признание в любви
Царскому Селу, в котором «невозможно песен не слагать».
1910 год. Свое возвращение в Царское Село Ахматова отметила примечательным стихотворением «Первое возвращение»:
На землю
саван тягостный возложен,
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятен и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,
Как будто мира наступил конец.
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец.
Странное и
необычное стихотворение. Чувствуется, что Ахматова говорит не только о том, что
миновала и навсегда осталась в прошлом целая полоса жизни, проведенная в
Царском Селе. Нет, стихотворение намекает на большее — на то, что изменилась
сама жизнь, ее привычный уклад…
Затем говорит о любви к Петербургу-Ленинграду. В стихотворениях Ахматовой Петербург - это не символ чего-то, это сам город: «...Мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду...» Хотя в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны или эпохи. Строки из того же стихотворения «Петроград, 1919»:
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но наш священный град Петра
Невольным памятником будет
Совсем юная, она заявляет:
Но ни на что не
променяем пышный
Гранитный город славы и
беды,
Широких рек сияющие
льды…
И голос Музы еле
слышный.
В 1941 году читателя
буквально пронзят проникновенные строки-признания: «И ленинградцы вновь идут
сквозь дым рядами: для славы мертвых нет…» Это преклонение Ахматовой перед
теми, кто отважно, просто и мудро жил, защищая свой город, свою страну. Но еще
задолго до войны ее Родина много перенесет, и испытает все трудности сама
поэтесса. 1917 год… Революция, гражданская война, смерть и страдания…
Тема Родины все более властно
звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война —
величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над рябинами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Родина корчится от боли, и Ахматова молит
судьбу, "чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей".
Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год.
И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно
здесь. Наверное, были минуты сомнения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда..."
Но любовь к Родине была сильнее, ощущение
неразделимости своей судьбы с судьбой народа окажется той силой, которая
поможет принять существенное для нее решение:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Пройдя пять лет скорбного пути с
окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию
(в 1921 году расстрелян муж —поэт Николай Гумилев), Ахматова уверенно скажет:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
И постепенно "я" превращается в
"мы":
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
Это "мы", выросшее из ощущения
родства со страной, с горькой ее судьбой, особенно часто будет звучать в годы
Великой Отечественной войны.
Ахматова категорически отвергает любую мысль об эмиграции. Чуть позже она скажет еще более категорично: «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам». По-мужски категорично она отвергнет «их грубую лесть». Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути можно считать ее стихотворение «Мне голос бал. Он звал утешно… », написанное в 1917 году и направленное против тех, кто в годину суровых испытаний намеревался оставить Родину:
Мне голос
был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
(1917 г.)
В этом стихотворении Ахматова выступила как страстный поэт-гражданин, поэт-патриот. Через пять лет, в 1922 году, появляется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Из него видно, что чувство, одушевившее поэтессу в 1917 году, не исчезло, а окрепло до степени непоколебимой убежденности в своей правоте:
Не с теми я,
кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Стихотворение
"Ты — отступник" адресовано конкретному человеку, в основе его
ситуация из личной жизни Анны Ахматовой. Ее близкий друг, художник Борис Анреп
уезжает из России в Англию.
Для чего ты, лихой ярославец,
Коль еще не лишился ума,
Загляделся на рыжих красавиц
И на пышные эти дома?
Так теперь и кощунствуй, и чванься,
Православную душу губи,
В королевской столице останься
И свободу свою полюби.
В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну, свою веру, святые иконы. Он губит свою "православную душу", как бы отдавая ее дьяволу, и теперь "не страшны ни моря, ни битвы/ Тем, кто сам потерял благодать".
В творчестве Ахматовой 30-х годов произошел своего рода взлет, рамки ее стиха расширились, вобрав в себе обе переживаемые нею великие трагедии — и начавшуюся Вторую мировую, и другую войну — развязанную преступной властью против своего же народа. И материнское горе («…сына страшные глаза — окаменелое страданье»), и трагедия Родины — все вошло в ее стих, обуглило и закалило его:
Нет! И не
под чуждым небосводом —
И не под защитой чуждых крыл —
Я была тогда с моим народом,
В стихотворениях 30-х годов, создававшихся на тревожном фоне
начавшейся мировой войны, А. Ахматова обращается к фольклору — к народному
плачу, к причитанию. Сердцем она уже чувствовала предстоящую трагедию:
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху,
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке, —
Но матери сын не узнает,
И внук отвернется в тоске.
И клонятся головы ниже,
Как маятник, ходит луна.
Так вот — над погибшим Парижем
Такая теперь тишина.
Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из “Реквиема”:
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне...
Ахматова не считает происшедшие в стране беды ни временными нарушениями законности, которые могли бы быть легко исправлены, ни заблуждениями отдельных лиц. Ведь речь шла не только о ее личной судьбе, а о судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв... Оставаясь проповедницей общечеловеческих моральных норм, Анна Ахматова понимала свою “несвоевременность”, отверженность в государстве-тюрьме:
Не лирою влюбленного
Иду пленять народ —
Трещотка прокаженного
В моей руке поет.
Успеете нахаятъся,
И воя, и кляня.
Я научу шарахаться,
Вас, смелых, от меня.
В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям:
Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам со свечой идти и выть.
Вершиной гражданской поэзии Анны Ахматовой можно назвать ее поэму “Реквием”, которая была опубликована только в 1988 году. “Реквием”, “сотканный” из простых “подслушанных”, как пишет Ахматова, слов, с большой поэтической и гражданской силой отразил свое время и страдания материнской души:
Магдалина билась и рыдала
, Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
В поэме просматривается форма притчи, плача. Это плач матери, потерявшей своего сына. Поэма доказывает нам, что сталинский режим не задавил поэтического слова Ахматовой, которая правдиво и открыто говорит о трагедии своего поколения. В годы войны Ахматова не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в Ташкенте, она не переставала думать и писать о покинутом городе. В ее стихах и материнские слезы и сострадание:
Постучи кулачком — я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда...
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у,меня не просил.
Принеси же мне веточку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Лирика Анны Ахматовой в военные годы полна сострадания судьбе страны и веры в ее будущее:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
Особое место
в творческом наследии А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой
родины, народа. Ахматова-поэт очень остро ощущает противоречия своего времени,
трагедию современного ей человека. Для нее это не абстрактные темы, ибо ее
личная судьба была тесно связана с судьбой родины и народа…
В
годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного
бытия, пишет стихи, отражающие духовный настрой сражающейся России. Интимная
лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В
цикл "Ветер войны" входят стихотворения, утверждающие силу, волю,
мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой — мать, жена, сестра,
провожающая русского солдата.
Заключительным аккордом звучит стихотворение "Родная
земля", В нем представлены разные значения слова "земля". Это и
грунт ("грязь"), и пыль ("хрустит на зубах"), но это и
нравственная почва, и первоматерия ("ложимся в нее и становимся ей").
В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все,
что на ней находится. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни.
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
"Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных", — скажет она потом.
Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была
полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени.
Лирическая героиня поэтессы — это и страстный патриот своей родины, и
страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды
времени. История России в поэзии Анны Ахматовой — это прочувствованный рассказ
смелой женщины, сумевшей в годы всеобщего молчания сказать правду.
Такого масштаба
обобщения и трагического величия не достигал тогда никто из современных поэтов,
включая тех, которые правдиво повествовали о виденном без надежды на публикацию
(их произведения увидели свет лишь после 1986 года). Но главным творческим и
гражданским достижением Ахматовой явилось создание поэмы «Реквием»,
непосредственно посвященной годам «большого террора» — страданиям
репрессированного народа. Когда в 60-е годы «Реквием» стал ходить в
самиздатских списках, отзывы читателей, доходившие до Ахматовой, были
единодушны и в общем сводились к тому, что сказал ей А. Солженицын: «Это не вы
говорите, то Россия говорит!..».
Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой
войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту "двадцать
четвертую драму Шекспира", которую пишет в страшное время, "уже мы не
в силах читать!" Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные
судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от
общечеловеческих норм, личное горе (арест сына). Ахматова сама удивлялась,
почему стих не замолчал, ведь "перед этим горем гнутся горы, не течет
великая река".
К началу новых испытаний, ждавших народ в годы
войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии.
Война застала Ахматову в Ленинграде, городе,
который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной
трагедией (арест сына во второй раз). И опять звучит "мы" в военной
лирике:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
И так, по-матерински просто, но пронзительно,
прозвучит стихотворение «Победителям», прочитав которое каждый сразу вспоминал
своего, дорогого, любимого, единственного:
Вот о вас и напишут
книжки:
«Жизнь свою за други
своя»,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алешки,
Гришки, -
Внуки, братики, сыновья!
Любовь к Родине у
Ахматовой лишена каких-либо философских метаний. Россия – это люди, это ее
город, ее друзья, ее стихи, ее Муза. Ее речь, родной русский язык, который она
чувствует поразительно тонко, которым она безукоризненно владеет. Поэтому и не
воспринимаются пафосно следующие знаменитые строки:
Не страшно под пулями
мертвыми лечь,
Не горько остаться без
крова,-
Но мы сохраним тебя,
русская речь,
Великое русское слово.
Война расширяет Родину до просторов
Азии, где поэтесса находится в эвакуации. Ахматова не описывает войну — она ее
не видела, но считает себя обязанной оплакать великие жертвы своего народа:
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Во всех военных стихах звучит мужественная
скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему
многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы.
Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и
патриотом, можно сказать:
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала, это все мое —
Душа мое и тело.
Это взгляд с высоты самолета, но это взгляд
Поэта, поднявшегося на эту высоту любовью к Родине и народу. Ахматова всегда
была "там, где мой народ, к несчастью, был". И мы должны быть вечно
благодарны великой поэтессе, что она, к счастью, была, есть и будет со своим
народом.
Ахматова навсегда сохранит верность своей
родине, вместе с ней она пройдет все трудности, которые выпали ее согражданам.
Поэтесса вместе с другими будет стоять у ворот тюрьмы с «передачкой» в руках,
она будет писать письма поддержки тем, кто осужден невинно.
Суров, печален и правдив
рассказ Ахматовой о тех страшных годах. Она никого не будет проклинать, а
выстоит, выдержит все, что выпало на долю её страны, потому что это - ее
страна. И любовь к ней неизменна и вечна. Любовь эта будет неоднократно подтверждена
в стихах
III. Заключение.
И Ахматовой читатель верил и верит. Она не «с теми», кто издавал
несправедливые постановления, кто необъективно судил ее поэзию. Признание
читателей пришло, независимо от мнений тех, кто издавал постановления. Ахматова
будет много ездить по стране, неоднократно побывает за рубежом. Но по-прежнему
самым радостным и счастливым будет для нее возвращение домой.
Уже в пожилом возрасте
Ахматова признавалась: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь
со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми
ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что
жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
Узнав жизненный путь Анны Ахматовой, который она выбрала, выстрадала, пронеся через все веру в Россию,ее народ, я поняла, что такое величие любви к Отчизне. И примером такой безграничной любви к Родине были и есть яркие страницы жизни этой великой женщины, матери, поэтессы.
Список литературы.
Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматово. – М.:Изд-во МГУ, 2003.
Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт. – сост. Е.И. Болдырева. – М.: Дрофа,2006.
http://anna.ahmatova.com/
http://www.examen.ru/
http://ahmatova.niv.ru/
http://www.axmatova.ru/
http://www.literrat.ru/
http://www.akhmatova.org/bio/vzh.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.