Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
9а |
9б |
____________Р.С-С.Алиханова |
Тема: Селекция – эволюция, направляемая человеком
Образовательные цели : познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм. Рассмотреть предковые формы современных сельскохозяйственных растений и животных, с центрами их происхождения и одомашнивания. Познакомить с работами Н. И. Вавилова и И.В. Мичурина. Рассмотреть основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Сравнить действие естесственного и искусственного отбора
Развивающие цели: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинно- следственные связи, отработать умение учащихся работать с дополнительной литературой.
Воспитательные цели: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.
Тип урока: комбинированный
Ход урока Организационный момент: Приветствие класса.
Побудительная мотивация: Одной из главных физиологических потребностей человека является - потребность в еде. Эта потребность была присуща первобытному человеку и человеку современному. В современном мире много стран, население которых, голодает и многие семьи не знают, что будет, есть их семья на обед. Это страны Африки и Латинской Америки. Продовольственная проблема - глобальная проблема человечества. Решить эту проблему помогает такая наука, как селекция, с которой мы сегодня и познакомимся.
Итак, тема нашего урока: Селекция – эволюция, направляемая человеком
Без знания основ генетики селекция как наука, не могла бы развиваться. Поэтому мы должны вспомнить основные понятия генетики
Актуализация: Работа с терминами в виде фронтального опроса.
Ген
Генетика
Генотип
Наследственность
Изменчивость
Фенотип
Мутации
Основная часть урока:
Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции.
Например:
1. Предком коровы является тур.
2. Предком Овцы мериноса является муфлон.
3. Предками Арабского жеребца и Владимирского тяжеловоза является дикая лошадь Прежевальского.
4. Предками различных пород собак является дикий волк.
Вопрос классу: Чем занимается наука селекция? Как дать определение этой науке?
(Заслушиваются ответы)
Определение записывается в тетрадь.
Селекция - это наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.
Сейчас на несколько минут мы представим, что мы селекционеры.
Первый ряд обдумывает ответ на первое задание, второй ряд на второе задание. Время 2 минуты.
Первое задание: Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов, которые будут выращиваться для приготовления томатного сока? Какими признаками бы вы наделили свой сорт? Почему?
Второе задание: Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?
Человеку для разных целей необходимы разные признаки. В первом случае это вкусовые качества томата, во втором случае это форма и размер.
Как человек может сформировать фенотипические признаки?
Может ли человек воздействовать на генотип?
Какие мутагенные факторы вам известны? (колхицин, рентген, ультрафиолет)
Итог: Человек может способствовать возникновению мутаций и отбирать нужные ему признаки. Этим и занимается наука селекция.
Выдающийся селекционер Николай Иванович Вавилов сказал, что: «Селекция – это эволюция, направляемая волей человека».
В чем заслуга этого выдающегося человека мы сейчас узнаем из рассказа.
Выступление ученика:
Николай Иванович Вавилов выдающийся генетик и селекционер.
В поисках исходного материала для получения новых гибридов растений Н.И. Вавилов организовал в 20-30-е годы десятки экспедиций по всему миру. Во время этих экспедиций было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов.
В настоящее время эта уникальная коллекция хранится во всероссийском институте растениеводства и используется селекционерами в их практической работе.
Так, например, известный сорт озимой пшеницы Безостая-1 был получен в результате гибридизации аргентинской пшеницы из коллекции Н.И. Вавилова с отечественными сортами.
Анализируя собранный материал, Николай Иванович Вавилов заметил, что в некоторых районах наблюдается очень большое разнообразие сортов определенных видов культурных растений, а в других районах такого разнообразия нет. Ученый предположил, что район наибольшего генетического разнообразия является центром его происхождения и одомашнивания. На карте показаны восемь центров происхождения важнейших культурных растений. Эти центры совпадают с очагами человеческой культуры.
Селекция –от лат от лат. «selectio» - отбор . Что же это за наука? Формулируем определение понятия « селекция».
Селекция - наука о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.
Штамм – чистая культура микроорганизмов
Сорт, порода – совокупность особей одного вида, созданные человеком в процессе искусственного отбора
Как вы считаете, давно ли зародилась селекция?
Примитивная селекция растений возникла
одновременно с земледелием.
Начало сельскохозяйственной деятельности было положено примерно 10 тысяч лет
назад, когда перешел к оседлому образу жизни, начал осваивать новые территории,
приступил к культивированию ряда растений и содержанию животных. С переходом к
оседлому образу жизни человек поставил свое благополучие в полную зависимость
от ограниченного набора видов растений и животных.
Какой процесс предшествовал выведению пород животных?
Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы – одомашнивание.
Как началост одомашнивание? Широкое одомашнивание начинается с 8- 7 тыс. до н.э.
Какие дикие животные стали предками домашних?
Волк – собака, тарпан – лошадь, банкивская курица – домашняя курица, дикий тур – крупный рогатый скот, муфлон, архар и аргали – овцы.
Чем отличаются дикие формы от домашних?
Первоначально в основе селекции лежал искусственный отбор, когда человек отбирает растения или животных с интересующими его признаками. До XVI— XVII веков отбор происходил бессознательно: то есть человек, например, отбирал для посева лучшие, самые крупные семена пшеницы, не задумываясь о том, что он изменяет растения в нужном ему направлении. Только в последнее столетие человек, еще не зная законов генетики, стал использовать отбор сознательно или целенаправленно, скрещивая те растения, которые удовлетворяли его в наибольшей степени.
Как вы считаете, какая наука является теоретической базой селекции?
Научная селекция базируется на работах Ч. Дарвина и Г. Менделя.
В 1868 г. вышла работа Ч. Дарвина « Изменение животных под влиянием одомашнивания», в которой домашние голуби заняти одно из центральных мест. Изучая породы птиц и проводя работы по их скрещивания, ученый пришел к выводу, что их многообразие – результат селекции., а предком голубей был дикий сизый голубь.
Пионером в разработке научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов.
Доклад учащихся о селекционерах Н.И. Вавилове и И.В. Мичурине.
Николай Иванович Вавилов выдающийся генетик и селекционер.
В поисках исходного материала для получения новых гибридов растений Н.И. Вавилов организовал в 20-30-е годы десятки экспедиций по всему миру. Во время этих экспедиций было собрано более 1500 видов культурных растений и огромное количество их сортов.
В настоящее время эта уникальная коллекция хранится во всероссийском институте растениеводства и используется селекционерами в их практической работе.
Так, например, известный сорт озимой пшеницы Безостая-1 был получен в результате гибридизации аргентинской пшеницы из коллекции Н.И. Вавилова с отечественными сортами.
Анализируя собранный материал, Николай Иванович Вавилов заметил, что в некоторых районах наблюдается очень большое разнообразие сортов определенных видов культурных растений, а в других районах такого разнообразия нет. Ученый предположил, что район наибольшего генетического разнообразия является центром его происхождения и одомашнивания. На карте показаны восемь центров происхождения важнейших культурных растений. Эти центры совпадают с очагами человеческой культуры.
Вопросы классу:
1. С какой целью Вавилов Н.И. организовал в 20-30 годы десятки экспедиций по всему миру?
2. Какой вывод был сделан ученым, после анализа собранного материала?
Работа в тетради: Сейчас вам предлагается на основе текста ст.123-125 учебника заполнить таблицу: (10 мин.)
Центры происхождения |
Название растений |
1.Индийский |
Рис, цитрусовые, огурцы, баклажаны |
2. Китайский |
Просо, соя, гречиха, вишня, слива |
3. Среднеазиатский |
Пшеница, горох, бобы, лен, чеснок |
4. Преднеазиатский |
Рожь, ячмень, инжир, роза |
5. Средиземноморский |
Капуста, маслины, свекла, клевер |
6. Абиссенский |
Сорго, бананы |
7. Центральноамериканский |
Кукуруза, тыква, хлопчатник, перец |
8. Южноамериканский |
Томаты, картофель, ананас, фасоль |
Какими же методами пользовались ученые-селекционеры?
Работа с раздаточный материалом и дальнейшее составление схемы: Методы селекции растений.
Явление гетерозиса у растений
А отличаются ли методы в селекции животных? А какие особенности у селекции животных?
Селекция животных и растений – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки. Успешная работа селекционеров – основа благосостояния страны.
Как вы понимаете это высказывание?
Селекционная работа имеет огромное народнохозяйственное значение. Замена малоурожайных сортов высокопродуктивными селекционными сортами представляет собой один из основных путей повышения урожайности. В настоящее время и в нашей стране, и за рубежом селекционно-генетическая работа приводит к замечательным результатам.
Вопросы для закрепления
1. Что такое инбридинг? 2 В чем недостаток инбридинга?
3 . Что такое аутбридинг?4. В чем состоит явление гетерозиса и каковы его генетические основы?
5. Что такое массовый и индивидуальный отбор в селекции растений?
Домашнее задание: выучить конспект и параграф
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.