КОНСПЕКТ УРОКА
Классы: 3 класс
Предмет: окружающий мир.
УМК: «Школа России».
Тема урока: «Что такое почва?».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Время проведения: I четверть.
Цели:
· сформировать представление о почве: ее составе и свойствах;
· научить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике;
· развивать группу УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Планируемые результаты:
Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: образцы почв, материал для опытов (кусочки сухой почвы, стаканы с чистой водой, химический стаканы, стеклянные трубочки, стеклянные воронки , фильтры, спиртовки, спички, предметные стекла, пипетки, держатели, ); презентация.
ХОД УРОКА:
Этап урока |
Время |
Содержание урока Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к деятельности |
11.50 – 11.51 (1 мин) |
Долгожданный дан звонок Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи За работу, в добрый час! |
Принимают установку учителя |
Р: настраивают себя на продуктивную работу |
2. Актуализация знаний |
11.51 – 11.53 (2 мин) |
Давайте вспомним с вами тему прошлого урока. О чём мы говорили, что узнали? Мы знаем, что растениям для роста необходимо питание, а вот откуда они берут это питание? У вас на столе есть карточки, «маршрутные листы» со смайликами. После выполнения заданий вы будете оценивать свою работу, выбрав подходящий смайлик. |
Отвечать на вопросы учителя
|
П: ориентироваться в своей системе знаний
|
3. Постановка учебной задачи и ее решение |
11.53 – 11.58 |
Определение темы и целеполагание Давайте послушаем вот такую историю: Чудесная кладовая Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышка ми? Дунешь на него оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, конечно, догадались, как она называется (Земля) (Презентация, слайд.)
У слова «земля» есть несколько значений, давайте вспомним, какие значения вы знаете? Планета, суша, территория, почва. (Презентация, слайд). И вот с последним значением мы и будем работать. А что же такое почва? На доске фиксируются ответы детей. (Земля, вещество, место обитания животных…) У нас нет однозначного ответа на этот вопрос, значит, что нам предстоит сделать? · Узнать, что такое почва; · состав почвы; · свойства почвы.
|
Формулировать тему и цели урока |
П: строить речевое высказывание; обобщать; выделять необходимую информацию.
П: формулирование познавательной цели и задач. |
4. Открытие нового знания |
11.58 – 12.05 |
Давайте откроем с вами учебник стр. 64. Рассмотрим иллюстрацию и ответим на вопросы. Что мы видим. — Какие животные живут в почве? Найдите в тексте, что такое почва? Запишите в рабочую тетрадь, что такое почва, используя информацию учебника. — Почему почва плодородна? Докажите. Ваши ответы-предположения называются гипотезами, это то, что нам нужно подтвердить (слайд). Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Для проверки гипотезы, узнаем её состав. Но перед этим, давайте вспомним, какие условия нужны для развития растения. (Слайд) Проверим, а есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав. (Слайд) Но прежде, чем мы станем исследователями, немножко отдохнём. |
Работать по учебнику, высказывать гипотезы, отвечать на вопросы учителя.
|
П: поиск и выделение необходимой информации в учебнике, в том числе решение рабочих задач.
П: Ориентироваться в учебнике; извлекать новую информацию |
5. Физминутка |
12.05-12.06 |
Мы немножко отдохнем Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели.
|
Повторять упражнения |
|
6. Первичное закрепление. |
12.06- 12.22 |
Практическая работа. Работать будете в парах, поэтому давайте вспомним правила групповой работы. Опыт №1. Заливаем стакан 1 с почвой водой. Что наблюдали? Вывод: в почве есть воздух. – Для чего нужен воздух в почве? Опыт №2 – Возьмем бумажную салфетку, положим на неё почву из стаканчика 2 и сильно сожмём. Отодвинем почву палочкой. – Что осталось на салфетке? Вывод: в почве есть вода, необходимая всему живому. Опыт №3. Палочкой разворошите почву и разложите тонким слоем. Что можно заметить в составе почвы (корешки, остатки листьев). Как называются перегнившие остатки растений и животных? (Перегной). Опыт №4. Рассмотрите осадок стакане №1. Что можно различить на дне? Какие вещества? (Песок и глина). Опыт №5. Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Что произошло? (Видим разводы, минеральные соли). |
Отвечать на вопросы учителя
Выполнять опыты, работать в рабочей тетради.
Отвечать на вопросы учителя
|
П: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач. |
7. Обобщение и систематизация знаний |
12.22-12.27 |
Достигнута ли цель эксперимента? (Да). Какие выводы сделаем? Из чего состоит почва? Для чего нужна почва? Прочитаем учебник, стр. 66. Доказали ли мы с вами, нашу гипотезу? Можем ли мы ответить на вопрос, что такое почва? |
Работать с учебником, отвечать на вопросы учителя |
П: работать с информацией в разной форме |
8. Рефлексия. |
11.27-11.29 |
- Вернитесь к карточкам и проверьте свои предположения. Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то….." (выслушать ответы 2-3 учеников) Игра «Правда или Ложь» (если правда хлопаем в ладоши, если ложь – ничего не делаем) Плодородие – главное свойство почвы?+ В почве нет воздуха?- В почве есть вода?+ Растения могут жить без солей? – Животные повышают плодородие почвы?+ А теперь, давайте подведём итоги по нашим маршрутным листам. Если все смайлики смеющиеся, то ставим себе 5. Если смайлики с улыбками, то 4. А если грустные, то Вам нужно ещё поработать на следующем уроке. (Презентация, слайд.) |
Подведение итогов, самооценивание |
Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка. |
Запись домашнего задания. |
11.29-11.30 |
Уч. стр. 64 – 68, Р.т. стр. 38, №4, 5. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.