Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
6а |
6б |
6в |
____________З.И.Яндиева |
Тема урока: «Корень».
Главная идея урока: «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок!» (В.Жак).
Триединая дидактическая цель урока:
Познавательная: в конце урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, геотропизм, хемотропизм. Разъясняют особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.
Развивающая: в конце урока учащиеся умеют разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивают строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивают навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объясняют новые понятия, анализируют результаты своей деятельности и делают выводы. Развивают творческое мышление и монологическую речь.
Воспитательная: учащиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи; осуществляют сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжают формировать навык грамотного выполнения и оформления лабораторных работ. Учащиеся проявляют интерес к учебному материалу; убеждаются в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, к природе.
Методы и приёмы:
1. словесные (беседа; работа с учебником);
2. наглядные (изобразительные пособия, гербарий);
3. практические (использование карточек, лабораторная работа, дидактическая игра).
Структура занятия
1. Организационный момент: 1-2 мин.
2. Этап актуализации знаний: 5 мин.
Учитель читает стихотворение:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак)
Учитель: Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?
Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).
Учитель: Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему.
Учитель: на прошлых уроках мы изучили общие вопросы строения тела растений, выяснили функции вегетативных органов растения – корня и побега. Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типах корней и корневых систем.
Учитель: Как разнообразны условия существования на нашей планете: безводные пустыни и тропики с обилием осадков, холодная тундра и теплая степь… Везде, где есть хоть минимум условий существования, растут растения. Им нужно приспособиться к местным условиям, поэтому растения пустынь легко отличить от растений тропических лесов. Природа на них откладывает свой отпечаток. Но отличить растения с разной «пропиской» на нашей планете сможет и опытный натуралист и даже объяснить, почему возникли такие приспособления. Попытаемся и мы сегодня поучиться этому.
Начнем с корня. Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня. Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные.
1.Главный корень развивается из корешка зародыша. Он обычно толще и длиннее остальных. У растения пустыни- верблюжьей колючки- главный корень достигает более 15 метров и достает до грунтовых вод. У наших растений он не такой длинный, но все же он хорошо виден среди остальных корней. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.
2.В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Их всегда много. Они одинаковые по толщине (показывается черенок с придаточными корнями). Главный и придаточные корни ветвятся.
3.Корни, отрастающие от главного и придаточных корней, называются боковыми.
Учитель: сравните на таблице две корневые системы. Из каких корней состоит первая система (вторая)? Вводится новое понятие стержневая и мочковатая корневые системы.
-Какие преимущества и недостатки имеют растения с разными типами корневых систем?
Типы корневых систем:
* Стержневая корневая система - включает главный и боковые корни, характерна
для двудольных цветковых и голосеменных растений.
Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют- стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) . Стержневая система уходит глубоко, хорошо удерживает растение, достает глубокие грунтовые воды, но основная масса корней не разветвляется в плодородном слое почвы.
* Мочковатая - формируется из придаточных корней, которые вырастают из нижней
части побега.
Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).), Мочковатая корневая система имеет много корней, разветвляющихся в верхнем, плодородном слое почвы. При выращивание рассады специально отрывают кончик корня. Главный корень перестает расти, но от него отрастает множество боковых корней, которые будут всасывать вещества в плодородном слое почвы. Этот процесс назвали пикировкой, потому что эту процедуру проводят заостренным колышком наподобие пики.
Типы корневых систем.
(Таблица заполняется по ходу урока)
К О Р Е Н Ь |
|
Корень |
- осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным верхушечным ростом, положительным геотропизмом, имеющий радиальное строение и никогда не несущий листьев. Верхушка корня защищена корневым чехликом. |
Значение корня |
- закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, запасание органических веществ, синтез аминокислот и гормонов, дыхание, симбиоз с грибами и клубеньковыми бактериями, вегетативное размножение (у корне-отпрысковых растений). |
Главный корень |
- корень, развивающийся из зародышевого корешка. |
Придаточный корень |
- корень, развивающийся от стебля или листа. |
Боковой корень |
- ответвление главного, бокового или придаточного корня. |
Корневая система |
- совокупность всех корней растения, расположенных в почве, в воздухе, в воде или в теле растения-хозяина (у паразитирующих видов). |
Система главного корня |
- главный корень со всеми боковыми корнями и их ответвлениями. |
Система придаточных корней |
- придаточные корни со всеми боковыми корнями и их ответвлениями. |
Стержневая корневая система |
- корневая система с хорошо выраженным главным корнем стержневой формы. |
Мочковатая корневая система |
- корневая система, представленная в основном придаточными корнями, у которой не выделяется главный корень. |
Корнеплод |
- видоизмененный утолщенный главный корень, несущий при основании укороченный побег и выполняющий функцию запасания питательных веществ (морковь). |
Корневой клубень |
- видоизмененный утолщенный боковой или придаточный корень, выполняющий функцию запасания питательных веществ (георгин). |
Зоны корня |
- структуры, последовательно сменяющие друг друга по мере роста' корня в длину. |
Зона деления |
- конус нарастания, представленный верхушечной образовательной тканью, обеспечивающей рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток. |
Зона растяжения |
- зона корня, где увеличивается размер клеток и начинается их специализация. |
Зона всасывания |
- перемещающаяся по мере роста зона, где происходит специализация клеток в различные ткани и всасывание воды из почвы при помощи корневых волосков. |
Зона проведения |
- зона корня, расположенная выше зоны всасывания, где по сосудам передвигаются вода и минеральные соли, а по ситовидным трубкам углеводы. Корень в этой зоне покрыт пробковой тканью. |
Корневой чехлик |
- защитное, постоянно обновляющее клетки образование на верхушке растущего корня. |
Учитель: Чтобы понять, как корень выполняет функции, нужно знать клеточное строение корня. Этими вопросом занимается наука- анатомия растений.
А)Кончик корня покрыт корневым чехликом, защищающим его от механических повреждений. Корневой чехлик выделяет слизь, уменьшающую трение корня о частицы почвы. Клетки его все время слущиваются, но зона делящихся клеток формирует новые клетки корневого чехлика.
Б)Далее расположена зона деления клеток, формирующая новые клетки.
В)Возникающие при этом новые клетки составляют зону роста. В этой зоне клетки вытягиваются, проталкивают верхушку корня вперед.
Г) За ней находится зона всасывания или зона корневых волосков. Эта зона снаружи окружена клетками покровной ткани, некоторые из них имеют выросты- корневые волоски размером от 1 до 8 мм. Корневые волоски – это сильно удлинённые выросты наружных клеток кожицы корня. Существуют корневые волоски несколько дней. По мере роста корня образуются новые корневые волоски. Оболочка корневого волоска тонкая. На 1 мм корня насчитывается 200-300 корневых волосков. Выполнив свою функцию, они отмирают.
Д)Всасывающая зона переходит в проводящую. На поперечном срезе корня видны в зоне проведения осевой цилиндр и клетки первичной коры. Осевой цилиндр образован проводящими тканями: древесиной и лубом. По древесине поднимается вверх вода, поглощенная корнем, по ситовидным трубкам в корень поступают органические вещества. Сердцевина в центре корня бывает не всегда.
Внутреннее строение корня
Зоны корня
Зона корня |
Особенности клеток |
Какой тканью образована |
Функция |
Корневой чехлик |
Клетки мертвые, легко ослизняются |
покровная |
Защищает от механических повреждений, слизь способствует продвижению корня в почве |
Зона деления |
Клетки мелкие, постоянно делятся |
образовательная |
Клетки постоянно делятся, обеспечивая рост корня |
Зона роста |
Клетки молодые, растут, то есть удлиняются |
образовательная |
Клетки растягиваются, за счет них корень растет в длину |
Зона всасывания |
Зона представлена корневыми волосками. Корневой волосок – это вытянутая клетка |
Основная, всасывающая |
Корневые волоски всасывают растворенные в воде минеральные соли |
Зона проведения |
Зона представлена сосудами – это мертвые клетки |
проводящая |
По сосудам корня растворенные в воде минеральные вещества двигаются снизу вверх по стеблю |
Видоизменения корней.
Учитель: Иногда корни берут на себя другие функции. Они становятся непохожими на обычные корни. Их называют видоизмененными.(рассмотреть рис. на стр.38-39).
1)Корнеплоды вследствие сильного разрастания паренхимы или за счет деятельности дополнительных слоев камбия происходит утолщение корня, его видоизменение в корнеплод. У редьки, свеклы и репы большая часть корнеплода образована разросшимся основанием стебля; у моркови, наоборот, главную часть корнеплода формирует главный корень. Корнеплоды приспособлены для запасания питательных веществ.
2)Корнеклубни- это придаточные корни, выполняющие запасающую функцию (георгин).
3)Корни-прицепки у плюща- придаточные корни.
4)Ходульные корни у мангровых растений защищают их от затопления и сохраняют устойчивость во время приливов и отливов.
5) Воздушные корни у орхидеи. Свисая, они улавливают влагу из воздуха
6)Дыхательные корни растут у тропических деревьев, обитающих по болотистым побережьям океанов, например у болотного кипариса. Они растут вертикально вверх, высовываются из воды и улавливают воздух, поступающий в подводные части растения.
7)Столбовидные
корни (корни-подпорки) закладываются как придаточеные на горизонтальных ветвях
дерева. Они разрастаются и поддерживают крону. Образуется целая роща из одного
дерева(индийский баньян).
Видоизменения корней
Учитель: А теперь познакомимся с функциями корня.
Функции корня:
1. Поглощающая - вода с растворенными в ней веществами переносится через
ксилему к надземным органам, где включается в процессы фотосинтеза.
2. Проводящая - через ксилему и флоэму корня происходит движение воды и
питательных веществ.
3. Запасающая - синтезированные органические вещества по флоэме возвращаются из
наземных органов в корень и запасаются.
4. Синтетическая - в корне синтезируются многие аминокислоты, гормоны,
алкалоиды и др.
5. Якорная - закрепляют растение в грунте.
Учитель: В корне различают главный корень и боковые корни. Первичный
корень закладывается еще в зародыше, он ориентирован вниз и становится у
голосеменных и цветковых растений главным. Боковые корни формируются на
главном.
Корень - осевой орган, обладающий радиальной симметрией и неопределенно долго
нарастающий в длину, благодаря деятельности апикальной (верхушечной) меристемы.
От стебля он отличается тем, что на нем никогда не нарастают листья, а
апикальная меристема прикрыта чехликом. Корни растут в течение всей жизни
растения. Рост корня осуществляется посредством деления и растяжения клеток,
находящихся на верхушке (кончике) корня. Все корни нарастают верхушкой.
Рост корня всегда направлен вниз. В этом выражается чувствительность растения к
земному притяжению. Такое явление получило название- геотропизм –
“тяга, поворот к земле”. Поворот корня в сторону нужных ему минеральных веществ
называется- хемотропизм.
6. Домашнее задание – 2 мин.
1. Изучить параграф 31
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.