Тема урока: Московское княжество в конце XIV-середине XV века.

  • doc
  • 20.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Московское княжество в конце XIV-середине XV века..doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: история

Класс: 6

Базовый учебник: И.Л.Андреев. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 кл. : учебник/ И.Л.Андреев,  И.Н.Федоров. – М.: Дрофа, 2016

 

Тема урока: Московское княжество в конце XIV-середине XV века.

 

Цели урока:

дидактическая:  дать характеристику развитию Московского княжества в конце XIV-середине XV века.

 ~  развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации, работать с контурной картой;

воспитательная: воспитание уважительного отношения к прошлому своей страны.

Задачи:

личностные: обсудить вопрос о последствиях междоусобной борьбы и внешних угроз в XV веке;

~  метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;

~  предметные: дать характеристику направлениям внутренней политики Василия I, познакомить учащихся с ходом и итогами междоусобной войны второй четверти XIV в., дать характеристику поместной системы,  раскрыть понятия Государев Двор, местничество, поместье, Юрьев день ;

Ожидаемые результаты:

личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о поместной системе землевладения, причинах и последствиях введения Юрьева Дня;

~  метапредметные:;

~  предметные: учащиеся смогут определять понятия Государев Двор, местничество, поместье, Юрьев день, давать характеристику внутренней политике Василия I, устанавливать причинно-следственные связи междоусобных войн

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Необходимое оборудование:

ü  Компьютер

ü  Мультимедийный проектор

ü  Презентация к уроку

ü  Рабочая тетрадь: В.А. Клоков. История России с древнейших времен до XVI века 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Федорова/ В.А.Клоков, Е.В.Симонова. М.: Дрофа, 2016.

ü  Контрольно-измерительные материалы.  История России 6 класс/ Сост. К.В.Волкова.- 5-е изд.- М.: ВАКО, 2017

План урока:

I Вводная часть

а)      Актуализация имеющихся знаний

б)     Постановка учебных задач

в)     Совместное исследование проблемы

г)      Моделирование

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

а)      Формирование новых знаний и умений по вопросам

1. Правление Василия I.

2. Феодальная война второй четверти XV в.

3. Поместная система и служилые люди.

4. Юрьев день.

III Заключительная часть

а)      Контроль на этапе окончания учебной темы

б)     Инструктаж домашнего задания

в)     Рефлексия

 

Структура и ход  урока:

Основные этапы организации учебной деятельности и их цели

 

Содержание педагогического взаимодействия

 

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление, контроль знаний по предмету

 

Беседа

Работа с иллюстрациями (презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с тестами

Тест № 20

Беседа

Организует проверку домашнего задания

Задание классу: ответить на вопросы

  1. Какое архитектурное сооружение изображено на слайде? Где расположено? В годы правления какого князя был создан данный собор?
  2. Перед вами миниатюра из «Царского титульника» с изображением Ивана Калиты. Назовите годы его правления. 
  3. Какие имена пропущены в схеме?
  4. Давайте вернемся к мировому наследию русской культуры. Перед вами картина советского, российского художника Ильи Глазунова из цикла «Куликово поле». На переднем плане картины изображен  какой-то князь. Назовите его имя, годы правления. В какой момент

Задание классу: выполнить задания в карточках

 

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Русские земли в XII-первой половине XV века». Чтобы обозначить тему сегодняшнего урока  давайте вспомним

1.    Какое княжество стало центром русских земель?

2.    Назовите годы правления Дмитрия Донского.  Конец правления Дмитрия Донского – это какая часть какого века? 

сформулируйте тему урока.

Фронтальная форма работы

Предполагаемые ответы обучающихся:

  1. Успенский собор в Москве. Был построен в годы правления Ивана Калиты.
  2. 1328-1340
  3. Симеон Гордый, Иван Красный
  4. Дмитрий Донской 1359-1389

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение тестовых заданий

 

 

Возможные ответы:

  1. Московское
  2. 1359-1389 гг.
  3. Конец XIV века.

 

 

 

Формулировка темы: Московское государство в конце XIV- первой половине XV века

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Беседа

Работа со схемой

C  учебником с. 171 (§ 24, эпиграф, понятия)

 

 

 

 

 

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Задание классу: на странице 174 учебника представлена родословная Рюриковичей второй половины XIV- начала XVI века. Назовите имя сына Дмитрия  Донского, которому он завещал московский престол. Давайте сформулируем первую задачу урока.

Задание классу: прочитайте эпиграф к § 24. Из какого документа данная цитата? О чем она? О чем нам говорит то, что два князя просят Ордынского хана  отдать каждому из них ярлык на великое княжение?

Итак, вторая задача урока - Познакомиться с ходом и итогами междоусобной войны

Задание классу: на с. 171 учебника представлены понятия, котороые мы должны рассмотреть. Прочитайте их. Давайте сформулируем еще одну задачу нашего урока

 

 

 

 

Предполагаемые ответы обучающихся:

Василий I

Формулировка задачи:

Дать характеристику правления Василия I

Предполагаемые ответы обучающихся:

О борьбе князей друг с другом

Обучающиеся работают с учебником

Формулировка задачи:

Познакомиться с ходом и итогами междоусобной войны

Обучающиеся работают с учебником

Формулировка задачи:

Дать характеристику поместной системы,  раскрыть понятия Государев Двор, местничество, поместье, Юрьев день

Познавательные

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного

Личностные

самоопределение себя как представителя человечества как вида

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

 

 

Беседа

Организует устный коллективный анализ учебной задачи.

?? Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

?? Для чего нам знать об этом?

Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к  выводу о недостаточности имеющихся знаний

 

Познавательные

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные

оценка – выделение и осознание учащимся того,    что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Личностные

 действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность

4. Моделирование

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Беседа

 

 

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное  представление о древнейших людях?

 

Обучающиеся  формулируют план решения проблемы:

1. Правление Василия I.

2. Феодальная война второй четверти XV в.

3. Поместная система и служилые люди.

4. Юрьев день.

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации

Регулятивные:

целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного

Личностные:

самоопределение себя как представителя человечества как вида

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

 

 

Работа с учебником с.  171-173

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с контурной картой

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с рабочей тетрадью с. 62 № 2

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем в учебнике на с. 228-235

Организует учебное исследование для решения учебной задачи.

 

Задание классу: прочитать п. 1 § 24 и ответить на вопросы

?? Каковы итоги правления Василия I?

?? С какими внешнеполитическими угрозами столкнулось  Московское государство во годы правления Василия I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание классу: выполнить задание 1 части 1-3 на с. 61-62 рабочей тетради

 

Согласно завещания Дмитрия Донского после смерти Василия I великокняжеский престол должен был занять его брат Юрий Дмитриевич, князь Галицкий и Звенигородский. Долгое время он не предъявлял претензий на престол. И в 1425 году великокняжеский престол занял сын Василия I – Василий II. Но после смерти литовского князя Витовта, который приходился дедом Василия II по матери, Юрий Дмитриевич заявил о своем праве на великокняжеский ярлык. Для решения конфликта князья отправились в Орду. Хан отставил ярлык за Василием II, но с той поры началась вражда между ним и его дядей, князем Юрием, которого поддержали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяко.

Задание классу:

На основании п. 2 § 24 с. 173-175 выполнить задание 2 в рабочей тетради (составить развернутый план ответа «Война за Московский престол»

 

Задание классу:

Ответить на вопросы:

  1. Каковы итоги междоусобных войн?
  2. Кто составлял основу войска князей?

Основу войска составлял так называемый Государев Двор – бояре, удельные князья и так называемые дети боярские  - помещики. Движение по служебной лестнице было тестно связано с системой местничества. Если на Западе армия была наемной, то на Руси создавать войско можно было только на основе наделения служилого человека землей. Поместье, в отличие от вотчины выдавалось только на время службы. Поместные земли приносили доход своим владельцам так как были заселены крестьянами, которые несли повинности в пользу помещика. Крестьяне, если помещик их не устраивал могли перейти на другие земли, но только за неделю до и после Юрьева дня – 26 ноября, выплатив при этом пожилое. 

Задание классу:

Работая в парах выписать из словаря понятия

Государев двор, поместье, местничество, Юрьев День

 

 

 

Обучающиеся работают с учебником

Ожидаемый ответ обучающихся:

??

  1. Укрепление авторитета Московского князя за счет его женитьбы на дочери Литовского князя Витовта Софьи.
  2. Расширение территории за счет включения в состав Московского княжества Нижегородско- Суздальского княжества, Мурома, Тарусы

??

  1. 1395 г. – нашествие Тамерлана на Русь
  2. Набег и разграбление русских земель татарами во главе с темником Едигеем в 1408 г.

Выполняют задания в рабочей тетради

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый ответ обучающихся:

Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания в рабочей тетради. Составление развернутого плана ответа

 

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Ожидаемый ответ обучающихся:

  1. Победа Василия II , утверждение единовластия на Руси
  2. Служилые люди – бояре, князья, воины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся работают со словарем, выписывают понятия в тетрадь

 

Познавательные:

извлечение необходимой информации материала учебника,  монологической речи;

обозначать на контурной карте земли присоединенные к Московскому княжеству в годы правления Василия I, город, занятый Тамерланом;

рассказывать причинах междоусобных войн, ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала;

выдвижение гипотез и их обоснование;

построение логической цепи рассуждений;

установление причинно-следственных связей;

извлечение необходимой информации из художественного текста;

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Личностные:

Формировать представление о ценности мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Применение имеющихся знаний  для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний.

Рабочая тетрадь с.  62-63 № 3, 4,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание классу:

Работая в парах выполнить задания 3,4,5 на с. 62-63 в рабочей тетради

 

 

 

 

 

Обучающиеся выполняют задания в рабочей теради

Познавательные:

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в межличностных отношениях

7.  Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач.

 

д\з на доске

 

Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний.

Домашнее задание:

  • Поработайте с вопросами и заданиями к §24
  • Рабочая тетрадь № 5 с. 63.

 

 

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.

8. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

 

 

 

Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий.

Задание классу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимся того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование навыков самооценки