ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: история
Класс: 6
Базовый учебник: И.Л.Андреев. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 кл. : учебник/ И.Л.Андреев, И.Н.Федоров. – М.: Дрофа, 2016
Тема урока: Московское княжество в конце XIV-середине XV века.
|
Цели урока:
~ дидактическая: дать характеристику развитию Московского княжества в конце XIV-середине XV века.
~ развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации, работать с контурной картой;
~ воспитательная: воспитание уважительного отношения к прошлому своей страны.
Задачи:
~ личностные: обсудить вопрос о последствиях междоусобной борьбы и внешних угроз в XV веке;
~ метапредметные: развить навыки сравнительного анализа, навыки работы с иллюстрациями, текстом учебника, художественным текстом, видеоматериалом, развить умение работать с картой;
~ предметные: дать характеристику направлениям внутренней политики Василия I, познакомить учащихся с ходом и итогами междоусобной войны второй четверти XIV в., дать характеристику поместной системы, раскрыть понятия Государев Двор, местничество, поместье, Юрьев день ;
Ожидаемые результаты:
~ личностные: учащиеся смогут осмыслить социальный опыт предшествующих поколений, высказать собственное мнение о поместной системе землевладения, причинах и последствиях введения Юрьева Дня;
~ метапредметные:;
~ предметные: учащиеся смогут определять понятия Государев Двор, местничество, поместье, Юрьев день, давать характеристику внутренней политике Василия I, устанавливать причинно-следственные связи междоусобных войн
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Необходимое оборудование:
ü Компьютер
ü Мультимедийный проектор
ü Презентация к уроку
ü Рабочая тетрадь: В.А. Клоков. История России с древнейших времен до XVI века 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.Л.Андреева, И.Н.Федорова/ В.А.Клоков, Е.В.Симонова. М.: Дрофа, 2016.
ü Контрольно-измерительные материалы. История России 6 класс/ Сост. К.В.Волкова.- 5-е изд.- М.: ВАКО, 2017
План урока:
I Вводная часть
а) Актуализация имеющихся знаний
б) Постановка учебных задач
в) Совместное исследование проблемы
г) Моделирование
II Основная часть (информационно-аналитический блок)
а) Формирование новых знаний и умений по вопросам
1. Правление Василия I.
2. Феодальная война второй четверти XV в.
3. Поместная система и служилые люди.
4. Юрьев день.
III Заключительная часть
а) Контроль на этапе окончания учебной темы
б) Инструктаж домашнего задания
в) Рефлексия
Структура и ход урока:
Основные этапы организации учебной деятельности и их цели |
|
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
1. Актуализация имеющихся знаний Цель: закрепление и углубление, контроль знаний по предмету |
Беседа Работа с иллюстрациями (презентация)
Работа с тестами Тест № 20 Беседа |
Организует проверку домашнего задания Задание классу: ответить на вопросы
Задание классу: выполнить задания в карточках
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Русские земли в XII-первой половине XV века». Чтобы обозначить тему сегодняшнего урока давайте вспомним 1. Какое княжество стало центром русских земель? 2. Назовите годы правления Дмитрия Донского. Конец правления Дмитрия Донского – это какая часть какого века? сформулируйте тему урока. |
Фронтальная форма работы Предполагаемые ответы обучающихся:
Выполнение тестовых заданий
Возможные ответы:
Формулировка темы: Московское государство в конце XIV- первой половине XV века |
Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность |
2. Постановка учебных задач Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи |
Беседа Работа со схемой C учебником с. 171 (§ 24, эпиграф, понятия)
|
Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Задание классу: на странице 174 учебника представлена родословная Рюриковичей второй половины XIV- начала XVI века. Назовите имя сына Дмитрия Донского, которому он завещал московский престол. Давайте сформулируем первую задачу урока. Задание классу: прочитайте эпиграф к § 24. Из какого документа данная цитата? О чем она? О чем нам говорит то, что два князя просят Ордынского хана отдать каждому из них ярлык на великое княжение? Итак, вторая задача урока - Познакомиться с ходом и итогами междоусобной войны Задание классу: на с. 171 учебника представлены понятия, котороые мы должны рассмотреть. Прочитайте их. Давайте сформулируем еще одну задачу нашего урока
|
Предполагаемые ответы обучающихся: Василий I Формулировка задачи: Дать характеристику правления Василия I Предполагаемые ответы обучающихся: О борьбе князей друг с другом Обучающиеся работают с учебником Формулировка задачи: Познакомиться с ходом и итогами междоусобной войны Обучающиеся работают с учебником Формулировка задачи: Дать характеристику поместной системы, раскрыть понятия Государев Двор, местничество, поместье, Юрьев день |
Познавательные анализ объектов с целью выделения признаков самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного Личностные самоопределение себя как представителя человечества как вида |
3. Совместное исследование проблемы. Цель: поиск решения учебной задачи. |
Беседа |
Организует устный коллективный анализ учебной задачи. ?? Предложите ваши варианты решения учебной задачи. ?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы? ?? Для чего нам знать об этом? |
Обучающиеся предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний
|
Познавательные рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Личностные действие смыслообразования т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность |
4. Моделирование Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. |
Беседа
|
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. ?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о древнейших людях?
|
Обучающиеся формулируют план решения проблемы: 1. Правление Василия I. 2. Феодальная война второй четверти XV в. 3. Поместная система и служилые люди. 4. Юрьев день. |
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации Регулятивные: целеполагание на основе соотнесения известного и ещё неизвестного Личностные: самоопределение себя как представителя человечества как вида |
5. Формирование новых знаний и умений Цель: формирование новых знаний и умений. |
Работа с учебником с. 171-173
Работа с контурной картой Беседа
Работа с рабочей тетрадью с. 62 № 2
Беседа
Работа со словарем в учебнике на с. 228-235 |
Организует учебное исследование для решения учебной задачи.
Задание классу: прочитать п. 1 § 24 и ответить на вопросы ?? Каковы итоги правления Василия I? ?? С какими внешнеполитическими угрозами столкнулось Московское государство во годы правления Василия I
Задание классу: выполнить задание 1 части 1-3 на с. 61-62 рабочей тетради
Согласно завещания Дмитрия Донского после смерти Василия I великокняжеский престол должен был занять его брат Юрий Дмитриевич, князь Галицкий и Звенигородский. Долгое время он не предъявлял претензий на престол. И в 1425 году великокняжеский престол занял сын Василия I – Василий II. Но после смерти литовского князя Витовта, который приходился дедом Василия II по матери, Юрий Дмитриевич заявил о своем праве на великокняжеский ярлык. Для решения конфликта князья отправились в Орду. Хан отставил ярлык за Василием II, но с той поры началась вражда между ним и его дядей, князем Юрием, которого поддержали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяко. Задание классу: На основании п. 2 § 24 с. 173-175 выполнить задание 2 в рабочей тетради (составить развернутый план ответа «Война за Московский престол»
Задание классу: Ответить на вопросы:
Основу войска составлял так называемый Государев Двор – бояре, удельные князья и так называемые дети боярские - помещики. Движение по служебной лестнице было тестно связано с системой местничества. Если на Западе армия была наемной, то на Руси создавать войско можно было только на основе наделения служилого человека землей. Поместье, в отличие от вотчины выдавалось только на время службы. Поместные земли приносили доход своим владельцам так как были заселены крестьянами, которые несли повинности в пользу помещика. Крестьяне, если помещик их не устраивал могли перейти на другие земли, но только за неделю до и после Юрьева дня – 26 ноября, выплатив при этом пожилое. Задание классу: Работая в парах выписать из словаря понятия Государев двор, поместье, местничество, Юрьев День |
Обучающиеся работают с учебником Ожидаемый ответ обучающихся: ??
??
Выполняют задания в рабочей тетради
Ожидаемый ответ обучающихся: Божественное творение, вмешательство инопланетян. Вывод: вопрос о происхождении человека до сих пор остаётся открытым.
Выполняют задания в рабочей тетради. Составление развернутого плана ответа
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Ожидаемый ответ обучающихся:
Обучающиеся работают со словарем, выписывают понятия в тетрадь
|
Познавательные: извлечение необходимой информации материала учебника, монологической речи; обозначать на контурной карте земли присоединенные к Московскому княжеству в годы правления Василия I, город, занятый Тамерланом; рассказывать причинах междоусобных войн, ориентация и восприятие текстов и изобразительного материала; выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей; извлечение необходимой информации из художественного текста; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него Личностные: Формировать представление о ценности мира
|
6. Применение имеющихся знаний для решения частных задач. Цель: закрепление и углубление знаний. |
Рабочая тетрадь с. 62-63 № 3, 4,5
|
Задание классу: Работая в парах выполнить задания 3,4,5 на с. 62-63 в рабочей тетради
|
Обучающиеся выполняют задания в рабочей теради |
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта Личностные: ориентация в межличностных отношениях |
7. Инструктаж домашнего задания Цель: постановка учебных задач. |
д\з на доске
|
Создание условий для дальнейшего углубления и систематизации знаний. Домашнее задание:
|
Обучающиеся записывают домашнее задание. |
Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |
8. Рефлексия. Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий |
|
Создаёт условия для осмысления ребенком своих действий. Задание классу:
|
Обучающиеся рефлексируют, оценивают свою работу на уроке. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения Личностные: формирование навыков самооценки |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.