Конспект урока по русскому языку ФГОС по программе
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской в 6 классе.
Тема урока: Порядковые числительные.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Методы: критического мышления, проблемный, эвристический, интерактивный
Цель урока: изучение особенностей порядковых числительных (группа, склонение, употребление)
Задачи урока:
Оборудование:
Структура урока:
Ход урока:
1.На экране интерактивной доски показывается начало видеопесни из мультфильма «Матрёшки». Стопкадр через несколько секунд, когда все матрёшки выстраиваются в ряд.
( Приветствие, представление). - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. Приехала я к вам из Елабуги не одна, а с прекрасной спутницей-матрёшкой. А она взяла с собой свою родню (показываю на столы с куклами). Сегодня матрёшка будет с нами всё занятие, она приготовила сюрпризы.
2.На экране по очереди появляется картинки и встают в одно панно: матрёшки, картина Васнецова «Три богатыря»,осьминог из мультфильма с улыбкой, сказочные коза и семеро козлят, портрет Екатерины II и Золушка.
-Посмотрите на эти картинки, подумайте, соотнесите. Что или кого вы видите? Что их объединяет? Для чего матрёшка собрала их вместе?
- Рассуждение детей и выведение предмета разговора о числительных.
- Что каждый день делает Золушка? Она наводит по…(порядок). Значит, о чём мы сегодня будем говорить? Определите тему урока. Итак…
-Порядковые имена числительные.
- На ваших столах для каждого приготовлены листочки-матрёшки, на них вы сегодня будете писать. (Показываю и объясняю.) Сверху на платочке матрёшки запишите тему урока. ( На экране слайд с темой урока.)
-Дети ведут записи. Тема на эталоне-матрёшке.
3.Определение целей урока.
-А что вы знаете об имени числительном?
- Дети делятся своими предыдущими знаниями из своего опыта.
-Что нового вы хотите узнать?
-Дети делятся своими предположениями.
- Действительно, мы поговорим об особенностях порядковых имен числительных: признаках, употреблении и отличии от других частей речи.
4. Начало составления эталона. Работа со слайдом «Мамадыш».
На экране виды города Мамадыш, затем выводится отдельно название города.
- В вашем городе каждый человек находит родное и близкое для себя. Как вы думаете, где оно находится? Посмотрите на слово внимательно, загляните внутрь его.
-Мама дышит.
-Как расположились буквы в начале слова?
-Есть повторяющиеся буквы М и А.
-Которая по счёту М?
-Первая и третья буква.
-Которая по счёту А?
-Вторая и четвёртая.
-Что мы сейчас с вами делали?
-Считали по порядку имена числительные.
-Значит, что обозначает порядковое имя числительное?
- Порядковое имя числительное обозначает порядок предметов при счёте.
-А какие вопросы мы задавали к порядковому имени числительному?
-Они отвечают на вопросы какой и который по счёту?
-А откуда шёл вопрос к числительным?
-Вопросы задавались от имени существительного.
-Сделайте вывод о сочетаемости и изменяемости имени прилагательного. ( Возможны наводящие на ответ примеры: первая буква, первое слово, первые буквы, о первой букве.) Что можно определить по имени существительному?
-Можно определить род, число и падеж.
На магнитной доске цветной макет матрёшки-пазла (голова и очертания). По мере работы «одеваем» поэтапно матрёшку, верх платья (порядок при счёте), середина передника (какой? который по счёту?), низ передника (род, число, падеж). Дети по очереди открытия знаний выходят к доске. Итог зачитывает один учащийся по своему эталону.
-А какая часть речи отвечает на такой же вопрос (какой?) и изменяется так же?
-Имя прилагательное отвечает на вопрос (какой?) и изменяется по родам, числам, падежам и обозначает признак предмета.
5.Задание в парах: собери предложения. Внутри кукол-матрёшек спрятаны пословицы и фразеологизмы, разрезанные пополам. Проверка с выходом к интерактивной доске (ученик нажимает на нужной строке не матрёшку, появляется правильный ответ). От каждого стола один ребёнок отвечает.
Работать до седьмого пота.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Идти на все четыре стороны.
Первый блин комом.
Семь пятниц на неделе.
-Какие пословицы помогли вам в работе? Найдите в предложениях порядковые имена числительные и докажите свою точку зрения.
-Первый, до седьмого (анализ по эталону).
6.(1) Спящий режим интерактивной доски. Включается приятная мелодия без слов из детской песни о дружбе.
Работа в четвёрках: разберите слова по подгруппам, определяя их по признакам вместе. Ребята разбирают 12 слов из конверта под матрёшкой на три группы: порядковые числительные, существительные и прилагательные.
-Какие группы слов у вас получились? Есть другие мнения?
-По часовой стрелке перейдите к соседнему столу и проверьте, правильно ли выполнена работа? ( Идёт движение по классу).
-Вернитесь на место и проверьте по слайду ваши слова. Читаем вслух по очереди.
-сороконожка пятикомнатная пятый
-двойник двойной сотый
-шестиклассник треугольный тринадцатый
-семидневка трёхэтажное двадцатый
-Составьте словосочетания с порядковыми числительными, а теперь предложения.
-Дети работают с третьей группой слов.
6.(2)Работа со слайдами по картинам Шишкина.
-Посмотрите внимательно на картину. Что вы видите? Красота соснового леса вдохновила художника на создание этой картины. Имя автора связано с Елабугой.
-Догадайтесь, о ком идёт речь?
- Иван Иванович Шишкин.
-185-летний юбилей был совсем недавно. 185-летний - это имя числительное или прилагательное?
-Дети рассуждают и доказывают свою точку зрения - это имя прилагательное.
6 .(3) Работа со слайдом МАТРЁШКА.
Полное имя Матрона –мать , родительница рода.
-Как это слово связано с нашей темой?
-Спрятано мама три раза.
-Которая по счёту Ё в слове, в алфавите?
-В слове – 4-ая, в алфавите – 7-ая.
-Эта буква появилась в алфавите в 18 веке благодаря академику княгине Екатерине Дашковой. Слайд о Дашковой.
7.Рефлексия. Итоги урока.
-Что нового узнали? Что вызвало затруднение?
-Учащиеся высказывают свои мнения.
8. Домашнее задание.
-Вы любите сказки?
-Найдите сказки и пословицы с именами числительными и отправьте мне по электронной почте. Задание на дом и мой адрес указаны на обратной стороне листов- матрёшек.
9.Оцените себя сами.
Поставьте себе 5, если вы не ошибались на листы- матрёшки.
Поставьте 4 ,если допустили 1-2 ошибки.
Поднимите руки те ребята, кто получил пятёрки и четвёрки.
-Не теряйте хорошего настроения и будьте счастливы!
Давайте поаплодируем друг другу, все умницы!
Спасибо за урок, до свидания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.