Открытый урок учителя начальных классов
Халиловой Хадижат Ибрагимхалиловна
Тема урока: «Правописание парных согласных»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
СЛАЙД 1 «ТИТУЛЬНЫЙ»
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
- Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо. Вижу-класс наш хоть куда!
Ну, начнём урок, друзья.
- Здравствуйте, дорогие ребята. У меня сегодня хорошее настроение, у вас, надеюсь, тоже. Улыбнитесь друг другу, гостям. Итак, начинаем наш урок.
Определение темы и целей урока.
(+Словарная работа).
- Поднимите руку те, кто любит веселиться и играть. Сегодня я приглашаю вас в парк развлечений «Весёлая орфография».
СЛАЙД 2. «ПАРК ВЕСЁЛАЯ ОРФОГРАФИЯ».
В этом парке мы будем не только развлекаться, но и закреплять свои знания. А чтобы попасть туда, нам нужны пригласительные билеты. Они у меня. Вы, наверное, знаете, что в парках развлечений бывают тематические дни. И я предлагаю вам узнать, какой же будет сегодня тема в нашем парке. Для этого нужно выполнить задание. Если вы всё сделаете правильно, то получите билеты в парк.
-На доске вы видите слова. В каждом из них пропущено по одной букве. Наша задача – вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор..
- Кто желает пойти к доске? Какую букву будем вставлять? Почему?
Народ, завод, морковь, сапог, мороз, тетрадь, город.
- Ещё раз внимательно посмотрите на все эти слова. Что их объединяет? (В каждом есть парный согласный).
- Может быть, вам вспомнилось какое-то правило? Как не ошибиться в правописании парного согласного? (Рассказывают).
- Кто теперь попробует определить тему дня в нашем орфографическом парке развлечений? («Правописание парных согласных»).
- Какие цели мы перед собой поставим? (Закрепить знания о правописании парных согласных, поиграть, получить заряд хорошего настроения).
Какие парные согласные Вы знаете? Назовите.
Напишите число. Классная работа.
Минутка чистописания
Запишем в тетрадь: Б-П,В-Ф,Г-К,Д-Т,З-С,Ж-Ш
- Я вижу, вы умные дети. И вы заслужили билеты. Я их вам отдаю. Помогите, пожалуйста, мне раздать билеты. В этих билетах мы сейчас будем выполнять интересные задания.
«Конструктор» (конструирование предложения).
- Кто из вас любит конструировать? Сейчас вы будете конструировать предложение. На доске Вы видите слова.Из этих слов нужно составить предложение и правильно записать его в ваши тетрадь
- Кто уже справился? Прочитай ваше предложение. НА ПОЛЯНЕ РАСТЁТ ВЫСОКИЙ ДУБ. Молодцы.
- Есть ли в этом предложении слова с парными согласными? (Дуб). – Какое слово будет проверочным к слову дуб? (Дубы).
Аккуратно убираем карточки обратно в конверт. СЛАЙД 3 «ДУБ».
- А знаете ли вы, ребята, что дуб-это долгожитель среди деревьев, возраст некоторых дубов превышает 500 лет. Дерево может вырасти до 30 метров в высоту, а диаметр ствола у некоторых гигантов превышает 3 метра.
А как называется местность где можно увидеть много дубов? ( дубрава).
Разбор предложения.
СЛАЙД 4 «ЗООПАРК».
«Зоопарк» (запись названий животных).
- В нашем парке есть всё, даже зоопарк. Давайте заглянем и туда.
- В первой клетке у нас косолапый…кто? (медве…ь).
- Во второй клетке горбатый …кто? (верблю...).
- В третьей клетке длинношеий ….кто? (жираф).
- В четвёртой клетке царственный …кто? (ле…).
- В пятой клетке изворотливый …кто? (уж).
- В шестой клетке у нас огромный кто? (сло…).
- Ребята! Ваша задача – в ваших билетах написать названия животных рядом со словами, обозначающими их признаки. Задание понятно? Приступаем к выполнению. Все справились?
Выполним самопроверку.
СЛАЙД 5. «САМОПРОВЕРКА ЗООПАРК».
Посмотрите на экран. Проверьте себя. Кто всё сделал без ошибок? Просигнальте.
- Вы большие молодцы, и поэтому я покажу вам всех животных.
СЛАЙД 6. «МЕДВЕДЬ»
Косолапый медведь.
-Знаете ли вы, что у белых медведей кожа чёрная?
СЛАЙД 7. «ВЕРБЛЮД»
Горбатый верблюд.
- Знаете ли вы, что зимой для защиты от холода у верблюда отрастает пышная грива?
СЛАЙД 8. «ЖИРАФ»
Длинношеий жираф.
- Знаете ли вы, что несмотря на длинную шею, жираф не дотягивается головой до земли. Чтобы попить воды, жираф опускается на колени или расставляет ноги, уменьшая свой рост?
СЛАЙД 9. «ЛЕВ»
Царственный лев.
- Знаете ли вы, что лев может развить скорость до 60 километров в час?
СЛАЙД 10. «УЖ»
Изворотливый уж.
- Знаете ли вы, что ужи хорошо ныряют, плавают, и могут подолгу оставаться под водой?
СЛАЙД 11. «СЛОН».
Огромный слон.
- Знаете ли вы, что слоны-ближайшие родственники ныне вымерших мамонтов?
СЛАЙД 12. «КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ?».
Ещё раз посмотрите внимательно на все эти слова.
- Что их объединяет? (В них есть парные согласные на конце слова).
- Какое слово здесь лишнее? (Слон). – Почему? (Потому что это слово не содержит парной согласной).
- Молодцы.
«Два острова». Деление слов на группы.
- Ребята, сейчас мы поработаем в парах. На ваших партах лежат карточки со словами. Эти слова нужно поселить на два разных острова. На первом острове будут жить слова, у которых в середине слова парный согласный [зэ], а на втором острове - слова, у которых в середине слова парный согласный [эс]. Эти буквы пропущены, их нужно вставить. Распределите слова на два столбика, а потом запишите их в свои билеты так же в два столбика. Когда справитесь, поднимите вверх соединённые руки.
- Проверим, правильно ли вы выполнили задание. Посмотрите на экран. (Показать на экране).
- Кто всё выполнил правильно, поднимает зелёный кружок, у кого были ошибки – поднимите красный кружок.
СЛАЙД
13. «ДВА ОСТРОВА. САМОПРОВЕРКА».
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение, остальные обучающиеся помогают ему.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лед – на льды –
Будешь грамотным и ты.
Физминутка
Волшебные превращения слов» (изменение слов).
Измените слова так, чтобы они оканчивались на согласный.
флаги - флаг |
луга - |
пироги - |
пруды- |
враги - |
пруты- |
берега - |
утюги - |
сапоги - |
лесорубы- |
СЛАЙД 14. ВЗАИМОПРОВЕРКА «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ».
Посмотрите на экран. Сейчас мы выполним взаимопроверку. Обменяйтесь билетами с соседом по парте. Проверьте работу друг у друга. Верните листочки обратно их владельцу. У кого в работе не было ошибок? Поднимите зелёный кружок, у кого были ошибки-красный.
«Лесная прогулка». Вставить нужную букву.
СЛАЙД 15. «Лес».
Хорошо нам в нашем парке развлечений. Посмотрите на фото. Там всё по-другому. Что изображено на фотографии? (Лес).
Что такое лес?
Лес-это особое сообщество на Земле.
Какую пользу приносит лес? Это дом для животных, растений, грибов. Защита воздуха, водоемов и почв. Место отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарственных растений. Источник древесины.
Самостоятельная работа.
Задание. Прочитайте текст и вставьте нужную букву в словах.
Дети выполняют задание в тетради.
Жил в лесу ё__. Раз он нёс на спине гри__. Навстречу ему медве__ь.
- Зачем ты, ё__, гри__ несёшь?
- Я сварю из него су__ на обе__.
Проверка: от каждой группы 1 ученик объясняет одно слово. (По мере объяснения на доске открывается буква)
Игра «Отвечай быстро» (с мячом).
СЛАЙД 17. «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ».
1) б-п (бочка-почка)
2) в-ф (Веня-Феня)
3) г-к (горка-корка)
4) д-т (дочка-точка)
5) ж-ш (жар-шар)
6) з-с (злой-слой)
7) г-к (голос-колос)
8) д-т (день-тень)
9) г-к (гора-кора)
10) д-т (доска-тоска)
11) б-п (бой-пой)
12) г-к (год-код)
13) ж-ш (жили-шили)
14) б-п (балка-палка)
15) д-т (дом-том)
16) в-ф (ваза-фаза)
Рефлексия.
- Над чем сегодня работали? Какое умение закрепляли?
Итак, ребята, мы посетили все уголки нашего парка развлечений. Остаётся подвести итоги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.