Тема урока: «Строение и функции органов дыхания».
Оценка 5

Тема урока: «Строение и функции органов дыхания».

Оценка 5
docx
биология +1
8 кл
01.05.2020
Тема урока: «Строение и функции органов дыхания».
27.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

8а        8б

____________З.И.Яндиева

Тема урока: «Строение и функции органов дыхания».

Цель: Изучить строение и функции органов дыхания.

Задачи:

Образовательная: познакомиться со строением органов дыхания в связи с их функциями.

Развивающая: продолжить работу по изучению строения и функций организма человека, активизируя мыслительную деятельность и самостоятельное добывание знаний, умение связывать строение и функции организма.

Воспитательная: обратить внимание на бережное отношение к здоровью; своему и близких людей. Воспитывать чуткость и внимательное отношение к людям.

Оборудование: презентация, инструктивные карточки 1,2,3, шарик, словарь терминов, плакат «Строение органов дыхания»;

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята! Я рада видеть вас с улыбками на лице.

II.  Актуализация опорных знаний (5 мин.)

-Что такое дыхание? (Дыхание- это процесс обеспечения клеток организма кислородом, использование его в окислении органических веществ с высвобождением энергии, удаление углекислого газа.)

- Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д)

- На какие два взаимосвязанных этапа можно разделить дыхание?

(Внешнее дыхание-газообмен; поступление кислорода и удаление углекислого газа.

Клеточное дыхание – использование кислорода в биологическом окислении у живых организмов.)

- Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)

- Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?

- Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? (можно, так как мы используем в дыхательной системе легкие).

- Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)

У вас на столах лежат инструктивные карты, посмотрите на карточку №1. Какие органы дыхания человека вы знаете? Подчеркните из них те, которые, по вашему мнению, можно отнести к органам дыхания.

III. Усвоение новых знаний (25 мин.)

  1. Определение темы и целей урока. Исходя из задания инструктивной карты скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы узнаем? (тема записывается на доске и в тетрадях).
  2. Строение органов дыхания.

Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.

Обратимся к плакату “Строение органов дыхания” и посмотрим расположение этих путей. Подумаем и определим, какие из них относят к верхним, а какие – к нижним.

Приступаем к изучению строения и выполняемых функций органов дыхания. Путеводителем по дыхательной системе будет являться словарь терминов, а гидом – пузырек воздуха.

В процессе изучения строения и функций органов дыхания оформим получаемые знания в виде таблицы. (начертите ее в тетрадях) На уроке мы с вами заполним название и функции органов дыхания. Дома, используя словарь терминов, вы заполните строение органов дыхания.

Органы дыхания и их функции

Название органов

Строение

 Функции

1. Носовая полость

Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, очищает и губительно действует на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняет слизь из носовой полости. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов, благодаря чему вдыхаемый воздух согревается. В задней части носовой полости находятся обонятельные  клетки, воспринимающие запахи.

1. согревание воздуха
2. очищение воздуха
3. увлажнение воздуха
4. обезвреживание бактерий
5. орган обоняния

2. Носоглотка

полость, которая находится в черепе человека на уровне скул и соединяет носовую и ротовую полости

проведение воздуха

3. Гортань

это орган, соединяющий глотку с трахеей, состоящий из хрящей. Самый крупный из них щитовидный хрящ, ниже – перстневидный . Гортань расположена на уровне 4-6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок - голосовых связок- это небольшого размера мышечные складки, похожие на лоскуты кожи, которые крепятся к внутренней стороне гортани

Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка – надгортанник. Он исполняет роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании пищи.

участвует в образовании звуков, проведении воздуха

4. Трахея

дыхательное горло, непосредственное продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 11—13 см, состоящей из 16—20 хрящевых полуколец, соединённых плотной волокнистой соединительной тканью. Трахея выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием.

прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение

5. Бронхи

две тонкие трубки, состоящие их хрящевых колец. Бронхи постепенно разветвляются на все более мелкие, доходя до тончайших веточек – бронхиол, образуя бронхиальное дерево – густую сеть разветвленных бронхов.

прохождение и очищение воздуха

6. Легкие

Разветвлённая сеть мелких бронхов с лёгочными пузырьками – альвеолами. Лёгкие расположены в грудной полости и одеты лёгочной плеврой. Плевра также выстилает грудную полость с внутренней стороны – это пристеночная плевра. Между лёгочной и  пристеночной плеврой находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью.

газообмен

Носовая полость образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, которая увлажняет поступающий воздух, очищает и губительно действует на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняет слизь из носовой полости. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов, благодаря чему вдыхаемый воздух согревается. В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи.

Задание: предложите запись функций носовой полости в сокращенном варианте и внесите их в таблицу. (Исходя из строения, функциями носовой полости является очищение, увлажнение, согревание воздуха, обезвреживание микробов, восприятие запахов.  (коротко записали  функции)

Носоглотка- полость, которая находится в черепе человека на уровне скул и соединяет носовую и ротовую полости. Основная функция- проведение воздуха. (коротко записали) Из носовой полости воздух через носоглотку попадает в глотку. Глотка сообщается с ротовой полостью, поэтому человек может дышать и ртом и носом.

 Почему дышать рекомендуется носом, а не ртом? (Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний).

Дальше наш пузырек воздуха попадает в гортань. Гортань – орган голосообразования. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине. Гортань состоит из хрящей. Самый крупный из них щитовидный хрящ. Он состоит из двух четырёхугольных пластинок. У мужчин они соединены под углом и образуют кадык. У женщин пластинки щитовидного хряща сходятся под прямым углом. Задние углы каждой пластинки вытянуты верхний и нижний рожки. Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая образует две пары складок - голосовых связок. Это небольшого размера мышечные складки, похожие на лоскуты кожи, которые крепятся к внутренней стороне гортани и участвуют в образовании голоса. Над входом в гортань располагается хрящевая пластинка – надгортанник. Он исполняет роль клапана, закрывающего вход в гортань при глотании пищи. Главные функции гортани- голосообразование, проведение воздуха. (коротко записываем)

Учитель: Наблюдение.  

Почему  приём пищи не мешает дыханию?

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.

Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.

Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.

Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Какие правила гигиены мы можем вывести? (Во время приёма пищи не разговаривать, не есть большими кусками).

Обучающийся № 5.А если человек все-таки подавился? Как помочь? Конечно, в организме человека есть отличный механизм сопротивления подобным ситуациям - кашель. Кашель - это самый эффективный способ устранения инородного тела из дыхательных путей. Если же человек не в состоянии кашлять (инородное тело полностью закрыло трахею, а воздуха в легких уже недостаточно) - первое что нужно сделать - наклонить человека вперед-вниз (или перекинуть на живот через колено, спинку кресла...) и сильно похлопать открытой ладонью между лопаток (по направлению ко рту). Помните, нужны именно направляющие движения, а не просто хлопки. При этом инородное тело может немного сдвинуться к широкому краю трахеи, освободить проход для воздуха и человек вновь сможет кашлять. Если кашель возобновляется - прекратите хлопать.

Если кашель не возобновляется - встаньте сзади человека, обхватите его его за талию руками, обхватите кулак одной руки второй рукой, так чтоб кулак упирался в живот. Установите одну свою ногу между ступнями пострадавшего, а вторую чуть сзади. Это позволит вам устоять, если пострадавший потеряет сознание. Несколько раз с силой рваните кулак на себя и вверх (под диафрагму). Смысл этой манипуляции заключается в том, что вы вызываете резкое повышение внутрибрюшного давления, которое передается на диафрагму и легкие. А в легких всегда есть небольшое количество воздуха, которое не используется при дыхании, и которого вполне достаточно для удаления инородного предмета.

Обучающий № 6. Дальше пузырек воздуха попадает в трахею.   Это дыхательное горло, непосредственное продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 11—13 см, состоящей из 16—20 хрящевых полуколец, соединённых плотной волокнистой соединительной тканью. Трахея выстлана слизистой оболочкой. Эпителий, выстилающий трахею, называют мерцательным, так как его реснички совершают 10-15 качаний в секунду в противоположную сторону и перемещают попадающие с воздухом частицы пыли вместе со слизью вверх в глотку, где они проглатываются или удаляются наружу. Ученые подсчитали, что в легких человека скопилось бы полведра пыли к концу жизни, если бы не деятельность этих ресничек.

Что расположено позади трахеи там, где нет хрящевых колец? (пищевод).

Пищу необходимо тщательно пережевывать, так как трахея и прилегающий пищевод разделены тонкой мышечной стенкой. Большой кусок пищи растягивает ее и перекрывает дыхательные пути, что приводит к нехватке кислорода. Назовите главные функции трахеи. (прохождение воздуха и дальнейшее его очищение - запись).

Обучающийся №7. Пузырек воздуха путешествует дальше. (слайд №12) Нижний конец трахеи делится на две более тонкие трубки – бронхи (правый и левый). Бронхи постепенно разветвляются на все более мелкие, доходя до тончайших веточек – бронхиол, образуя бронхиальное дерево – густую сеть разветвленных бронхов. Главные функции-  продолжают очищать и увлажнять воздух.(запись в таблице )

Обучающийся №8. Бронхи образованы хрящевыми кольцами. А стенки бронхиол образованы эластичными гладкомышечными волокнами. Заканчиваются бронхиолы гроздьями лёгочных пузырьков – альвеолами.(слайд №13) Стенки альвеол образованы одним слоем эпителиальных клеток, расположенных на тончайшей эластичной мембране. Изнутри альвеолы покрыты особым веществом (сурфактантом), которое предупреждает спадание альвеол во время выдоха. Сурфактант поддерживает постоянный объём пузырьков и не дают им смыкаться. Альвеолы густо оплетены кровеносными сосудами – здесь осуществляется газообмен между лёгкими и кровью.

Разветвлённая сеть мелких бронхов с лёгочными пузырьками – альвеолами образуют лёгкие. Легкие человека — это парный губчатый орган.

Лёгкие расположены в грудной полости и одеты лёгочной плеврой. Плевра также выстилает грудную полость с внутренней стороны – это пристеночная плевра. Между лёгочной и пристеночной плеврой находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью. Она облегчает скольжение лёгочной стенки во время вдоха и выдоха. Место входа в легкие главных бронхов, лёгочных артерий и вен называются воротами лёгких. Каждое легкое делится на доли. В правом три доли, а левое делится только на две доли.  Главная функция легких – газообмен. (запись в таблице)

Задание: Почему правое и левое легкое имеют разное количество долей? (чтобы не мешать работе сердца).

Какое воздействие оказывает курение на легкие? (слайд №14) (легкие чернеют, сурфактант   выделяется не равномерно, альвеолы местами склеиваются)

Ребята, куда делся наш пузырек воздуха, который путешествовал с нами?(ушел в кровеносную систему)

Сейчас я предлагаю проверить усвоение полученных знаний. Ответьте на вопросы теста на соответствие в инструктивной карте. Давайте вместе проверим правильность ответов (взаимоконтроль).

IV. Первичная проверка понимания (8 мин.)

Карточки

Назовите органы, обозначенные цифрами.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591895/img2.gif

ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме “Строение органов дыхания” (взаимоконтроль)

  1. Не пропускает пищу в гортань.
  2. Не дают трахее сужаться.
  3. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его.
  4. Поверхностный слой воздухоносных путей.
  5. Выстилает наружную поверхность легких.
  6. Основной орган дыхания человека.
  7. Внутри содержит голосовые связки.
  8. Самая длинная часть воздухоносного пути.
  9. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.

Шифр для ответов.

А) слизистая оболочка 
Б) легкие 
В) бронхи 
Г) трахея 
Д) носовая полость 
Е) надгортанник 
Ж) гортань
З) хрящевидные полукольца
И) плевра

Проверьте свои ответы.

1 – Е  
2 – З 
3 – Д 
4 – А 
5 – И
6 – Б 
7 – Ж 
8 – В
9 – Г

Кроссворд по теме “Дыхательная система”

По горизонтали:

1. Детская инфекционная болезнь;
3. Орган, в котором располагаются голосовые связки;
4. Лимфатические образования глотки;
8. Инфекционная болезнь лёгких;
9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;
11. Рентгеновское обследование лёгких;
12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих носовую полость с глоткой;
13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у курильщиков.

2. Заболевание глоточных миндалин;
3. Воспаление гайморовых пазух;
5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;
6. Лёгочный пузырёк;
7. Лёгочная или пристеночная оболочка;
10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с органами пищеварения.

Ответы

По горизонтали: 1 – дифтерия; 3 – гортань; 4 – миндалины; 8 – туберкулез; 9 – бронхи; 11 – флюорография; 12 – носоглотка; 13 – рак

По вертикали: 2 – тонзиллит; 3 – гайморит; 5 – трахея; 6 – альвеола; 7 – плевра; 10 – глотка .

V. Подведение итогов урока (2 мин.)

Мы закончили изучение анатомического строения органов дыхания человека.  Что нового вы сегодня узнали? (строение органов дыхания, их названия, классификацию, выполняемые функции, гигиену дыхания, а также выявили зависимость строения от функций).

А как вы думаете, зачем вам необходимы эти знания? Где вы их сможете применить? (при оказании ПМП, соблюдение правил личной гигиены).

VI. Домашнее задание (3 мин.)


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? (можно, так как мы используем в дыхательной системе легкие)

Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? (можно, так как мы используем в дыхательной системе легкие)

Носовая полость Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей

Носовая полость Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей

Носоглотка- полость, которая находится в черепе человека на уровне скул и соединяет носовую и ротовую полости

Носоглотка- полость, которая находится в черепе человека на уровне скул и соединяет носовую и ротовую полости

Если кашель возобновляется - прекратите хлопать

Если кашель возобновляется - прекратите хлопать

Место входа в легкие главных бронхов, лёгочных артерий и вен называются воротами лёгких

Место входа в легкие главных бронхов, лёгочных артерий и вен называются воротами лёгких

Е 2 – З 3 – Д 4 – А 5 –

Е 2 – З 3 – Д 4 – А 5 –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020