Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
6а |
6б |
6в |
____________З.И.Яндиева |
Тема урока: Видоизменения подземных побегов
Тип урока: Комбинированный, исследовательский
Цели урока: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.
Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принятие социальной роли обучающегося;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью
Предметные: давать определение изученных понятий:
корневище, клубень, луковица, видоизменения подземных побегов.
Выявлять отличительные признаки корневища, луковицы, клубня.
Приводить примеры растений.
Находить: общие признаки корневища, луковицы, клубня, доказывающие, что это видоизменения побега.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о видоизменениях побега.
Методы обучения: исследовательский, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, презентация, муляжи корнеплодов, гербарий.
Этапы
1. Организация начала занятия
Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся.
Здравствуйте! Как настроение? Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания
Организует взаимопроверку
задания «Закончи предложение».
Вегетативные органы растений ….
Побег – это….
Основной надземный орган растения – это …
Побег состоит из осевой части, которая называется …
К боковым частям побега относятся …
Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется …
Новый побег развивается из …
Главный признак, отличающий побег от корня …
Через корень растение получает из почвы воду и …
Все корни растения составляют его …
В корневой системе одуванчика хорошо выражен его …
Корневую систему одуванчика называют …
Корневую систему, где не развивается главный корень называют …
Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.
Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.
3. Подготовка к основному этапу занятия
Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
П -
Стоит
он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки
На жёлтом лице. (подсолнух)
О -
Горел
в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)
Б -
И
лист и почки - всё врачует,
И сок - целебное сырьё.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России - ствол её. (береза)
Е -
По
округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой. (ель)
Г -
Он
стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один -
Тёмно-красный георгин. (георгин)
Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования.
Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями?
Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть- видоизмененные побеги.
Запишите тему урока: «Видоизменения подземных побегов» (слайд 3).
Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизменёнными побегами.
Гипотеза: если клубень, луковица, корневище являются видоизменёнными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья.
Задачи: 1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища в ходе лабораторной работы
2. Определить, какие функции выполняют видоизменённые побеги.
* Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?
Нужно изучить строение этих органов.
* Следовательно, какова наша задача на уроке?
Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.
4 Изучение нового материала.
1. Корневище
Вопросы:
* Откуда корневище получило свое название?
- Из-за внешнего сходства с корнем.
* Как отличить корневище от корня?
- У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.
Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни.
Кроме ландыша , корневища имеют черника, ирис, пырей
* Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?
- Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега.
2. Клубень
*Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня?
- Стебель, почки, ростки.
У клубней стеблевая часть утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества.
* А как называются почки у клубня?
- Почки называются глазками.
Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.
3. Луковица
* Что общего у луковицы с побегом?
- У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев. Из почек образуются дочерние луковицы, которые называются детками или зубками.
Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.
* Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?
- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.
* А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?
- Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.
* Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?
- Различием в среде обитания, различием в функциях.
* Давайте вспомним функции частей побега (слайд 9).
Укажите соответствие частей побега выполняемой функции.
Части побега: Функции: А) - 5
А) Почка 1. Фотосинтез Б) – 1, 3
Б) Лист 2. Опорная В) – 2, 4, 6.
В) Стебель 3. Испарение воды
4. Проведение веществ
5. Образование побегов
6. Осевая
* Какие еще функции вы можете назвать для корневища, клубни, луковицы? Вспомните, как человек использует картофель, лук, чеснок?
1. Запас питательных веществ (слайды 10, 11).
Это главная функция подземных видоизмененных побегов. В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и разные сахара. Кроме того, в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и придающие горький вкус этим растениям. Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует для получения лекарственных препаратов (солодка, ландыш).
2. Вегетативное размножение (слайды 12, 13).
Из почек, имеющихся у этих побегов, могут вырасти надземные побеги. Так человек выращивает картофель, репчатый лук, чеснок, гладиолусы, тюльпаны, нарциссы. Но есть у этой функции и отрицательные последствия для человека. Пырей древние греки называли «агропирон» - «огонь полей». На 1 м2 это растение может дать корневищ общей длиной 500 м, с 25 тыс. почек. Единственный эффективный способ борьбы с ним - удаление корневищ.
3. Переживание неблагоприятных условий (слайд 14). Луковицы в отличие от корневища и клубня служат, прежде всего, для выживания в период жесткой летней засухи. Вода, которая содержится в тканях чешуевидных мясистых листьях луковицы, обеспечивает растению жизнь.
После обсуждения функций записать их в тетрадь (слайд 15).
Рефлексия.
Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока? покажите мне клубень… луковицу…корневище
Закрепление:
А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока. Даны утверждения. Вам нужно оценить их правильность (слайд 16).
1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.
2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек. (Есть).
3.Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.
4. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. (Глазками).
5. Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня. (Наличие листьев, почек).
6. Основная масса луковицы образована листьями.
Б. Отгадайте загадки и покажите отгадки
1) У лысой головки
Есть глазки и бровки,
Глаза чуть-чуть раскосы, А брови – безволосы. (Клубень картофеля)
* О каких глазках и бровках идет речь?
2) Десять бочек
туго
Вставлены друг в друга,
И только дно у них одно.
(Луковица, общее дно - укороченный стебель)
* Про какие бочки и дно говорится в загадке?
3) В земле веревочка, а в ней – кладовочка. (Корневища растений - пырея, ландыша, ириса, солодки.)
* Что за кладовочка находится в корневище?
8. Информация о домашнем задании
Параграф 33-34
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.