Тема урока: Видоизменения подземных побегов
Оценка 4.9

Тема урока: Видоизменения подземных побегов

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл—7 кл
23.04.2020
Тема урока: Видоизменения подземных побегов
поурочная разработка
8.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Тема урока: Видоизменения подземных побегов

Тип урока: Комбинированный, исследовательский

Цели урока: Выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.

Рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: принятие социальной роли обучающегося;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

умение управлять своей познавательной деятельностью;

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Давать определение понятиям, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, создавать обобщения, делать выводы.
  • Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
  • Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.
  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
  • Описывать самостоятельно проведенные опыта. Объяснять явления, выявленные в ходе опыта.
  • Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах, графиках и таблицах.
  • Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Регулятивные УУД:

  • Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении опыта в рамках предложенных условий.
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • Выполнять учебные действия в материализованной форме, учитывать алгоритмы и правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи.
  • Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности.
  • Осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (алгоритмами).

Коммуникативные УУД:

  • Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками
  • Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.

Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью

Предметные: давать определение изученных понятий:

корневище, клубень, луковица, видоизменения подземных побегов.

Выявлять отличительные признаки корневища, луковицы, клубня.

Приводить примеры растений.

Находить: общие признаки корневища, луковицы, клубня, доказывающие, что это видоизменения побега.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о видоизменениях побега.

Методы обучения: исследовательский, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, презентация, муляжи корнеплодов, гербарий.

 

Этапы

1. Организация начала занятия

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся.

Здравствуйте! Как настроение? Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания

Организует взаимопроверку

задания «Закончи предложение».

Вегетативные органы растений ….

Побег – это….

Основной надземный орган растения – это …

Побег состоит из осевой части, которая называется …

К боковым частям побега относятся …

Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется …

Новый побег развивается из …

Главный признак, отличающий побег от корня …

Через корень растение получает из почвы воду и …

Все корни растения составляют его …

В корневой системе одуванчика хорошо выражен его …

Корневую систему одуванчика называют …

Корневую систему, где не развивается главный корень называют …

 

Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации.

 

3. Подготовка к основному этапу занятия

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.

П -

Стоит он задумчивый,
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки 
На жёлтом лице. (подсолнух)

О -

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (одуванчик)

Б -

И лист и почки - всё врачует,
И сок - целебное сырьё.
Шумит от ветра, если дует,
Краса России - ствол её. (береза)

Е -

По округе славится
Зелёная красавица:
Сарафан - как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка - с опушечкой,
С острою макушечкой. (ель) 

Г -

Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один -
Тёмно-красный георгин. (георгин)

Получается слово ПОБЕГ. Это и есть объект нашего исследования.

Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями?

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть- видоизмененные побеги.

Запишите тему урока: «Видоизменения подземных побегов» (слайд 3).

Цель: доказать, что клубень, луковица, корневище являются видоизменёнными побегами.

Гипотеза: если клубень, луковица, корневище являются видоизменёнными побегами, то мы обнаружим составные части побега: стебель, почки и листья.

Задачи: 1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища в ходе лабораторной работы

2. Определить, какие функции выполняют видоизменённые побеги.

 

* Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги?

Нужно изучить строение этих органов.

* Следовательно, какова наша задача на уроке?

Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.

 

4 Изучение нового материала.

1. Корневище

Вопросы:

* Откуда корневище получило свое название?

- Из-за внешнего сходства с корнем.

* Как отличить корневище от корня?

- У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.

Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни.

Кроме ландыша , корневища имеют черника, ирис, пырей

* Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

- Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега.

 

2. Клубень

*Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня?

- Стебель, почки, ростки.

У клубней стеблевая часть утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества.

* А как называются почки у клубня?

- Почки называются глазками.

Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.

3. Луковица

* Что общего у луковицы с побегом?

- У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев. Из почек образуются дочерние луковицы, которые называются детками или зубками.

Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.

* Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?

- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.

* А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?

- Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.

* Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?

- Различием в среде обитания, различием в функциях.

* Давайте вспомним функции частей побега (слайд 9).

Укажите соответствие частей побега выполняемой функции.

Части побега: Функции: А) - 5

А) Почка 1. Фотосинтез Б) – 1, 3

Б) Лист 2. Опорная В) – 2, 4, 6.

В) Стебель 3. Испарение воды

4. Проведение веществ

5. Образование побегов

6. Осевая

 

* Какие еще функции вы можете назвать для корневища, клубни, луковицы? Вспомните, как человек использует картофель, лук, чеснок?

1. Запас питательных веществ (слайды 10, 11).

Это главная функция подземных видоизмененных побегов. В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и разные сахара. Кроме того, в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и придающие горький вкус этим растениям. Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует для получения лекарственных препаратов (солодка, ландыш).

2. Вегетативное размножение (слайды 12, 13).

Из почек, имеющихся у этих побегов, могут вырасти надземные побеги. Так человек выращивает картофель, репчатый лук, чеснок, гладиолусы, тюльпаны, нарциссы. Но есть у этой функции и отрицательные последствия для человека. Пырей древние греки называли «агропирон» - «огонь полей». На 1 м2 это растение может дать корневищ общей длиной 500 м, с 25 тыс. почек. Единственный эффективный способ борьбы с ним - удаление корневищ.

3. Переживание неблагоприятных условий (слайд 14). Луковицы в отличие от корневища и клубня служат, прежде всего, для выживания в период жесткой летней засухи. Вода, которая содержится в тканях чешуевидных мясистых листьях луковицы, обеспечивает растению жизнь.

После обсуждения функций записать их в тетрадь (слайд 15).

 

Рефлексия.

Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока? покажите мне клубень… луковицу…корневище

 

Закрепление:

А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока. Даны утверждения. Вам нужно оценить их правильность (слайд 16).

1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек. (Есть).

3.Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.

4. Верхушечные и боковые почки клубня называются детками. (Глазками).

5. Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня. (Наличие листьев, почек).

6. Основная масса луковицы образована листьями.

 

Б. Отгадайте загадки и покажите отгадки

1) У лысой головки
Есть глазки и бровки,
Глаза чуть-чуть раскосы, А брови – безволосы. (Клубень картофеля)

* О каких глазках и бровках идет речь?

 

2) Десять бочек туго
Вставлены друг в друга,
И только дно у них одно.

(Луковица, общее дно - укороченный стебель)

* Про какие бочки и дно говорится в загадке?

 

3) В земле веревочка, а в ней – кладовочка. (Корневища растений - пырея, ландыша, ириса, солодки.)

* Что за кладовочка находится в корневище?

8. Информация о домашнем задании

Параграф 33-34


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении опыта в рамках предложенных условий

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, в том числе при выполнении опыта в рамках предложенных условий

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся

Стоит он задумчивый, В жёлтом венце,

Стоит он задумчивый, В жёлтом венце,

Задачи: 1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища в ходе лабораторной работы 2

Задачи: 1. Выявить наличие стебля, почек, листьев у клубня, луковицы, корневища в ходе лабораторной работы 2

Как можно доказать, что клубень – это побег?

Как можно доказать, что клубень – это побег?

Б) Лист 2. Опорная В) – 2, 4, 6

Б) Лист 2. Опорная В) – 2, 4, 6

Закрепление: А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока

Закрепление: А. Проверьте себя, как вы поняли материал урока

Параграф 33-34

Параграф 33-34
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020