Тема: «Выбор профессии. Профессионально-жизненная позиция »
Цель: Научить выбирать предполагаемую профессию специальность в соответствии с индивидуальными возможностями.
Задачи:
1. Систематизировать знания о профессиях, которым обучают в коррекционных группах ПТУ Краснодарского края.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки ( научить узнавать адреса и телефоны предприятий, вести диалог с работодателем).
3. Формировать профессионально-жизненную позицию, адекватную реакцию уч-ся на рекомендации педагога по выбору специальностей, соответствующих уровню их возможностей.
4. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: карточки со словами пословиц, схема « Дерево ваших возможностей», плакат с перечнем специальностей; плакат с перечнем документов для поступления в ПТУ; подборка газет с объявлениями; таблички для задачи (отдел кадров, приемная комиссия); Карточки (проверочный материал), тетради, ручки, карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Сообщение темы урока.
У В. Маяковского есть такие слова:
« У меня растут года,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?.»
Как вы уже поняли по стихотворению, мы сегодня будем говорить о выборе профессии по окончанию школы.
Тема нашего урока «Выбор профессии. Профессионально-жизненная позиция»
Цель нашего занятия – научиться выбирать предполагаемую специальность в соответствии с вашими индивидуальными возможностями. ( Запись темы урока в тетрадях)
(Актуализация знаний)
а) Работа с деформированным текстом пословицы « Труд человека кормит, а лень портит» ( составить пословицу из разрозненного текста)
- Дифференцированное задание – работа парами за партой.
- Индивидуально- у доски.
Вопросы :
- Что получилось?
- Какое здесь ключевое слово? (труд)
- Что делает труд? (кормит)
- Как вы это понимаете? ( ответы учащихся о важности труда для
достижения благополучия)
- Какой можно сделать вывод? ( чтобы достойно жить надо много
трудиться)
б) - Знаете ли вы где работают ваши родители?
- Для чего они трудятся?
- Что влияет на выбор места работы? ( высокий заработок, любовь к
профессии, престижность и
отсутствие выбора )
в)- Каким рабочим специальностям обучают в нашей школе?
- Какими специальностями овладели вы на уроках труда?
- Нравятся ли вам эти специальности, или вы хотите получить другие
профессии по окончании школы?
- Какие вы знаете профессии не требующие высокой квалификации, где
вы могли бы работать без профессиональной подготовки? ( уборщики,
дворники, санитарки, на благоустройстве станицы)
- Многие ребята, закончив школу, нашли работу и достойно трудятся.
- Знаете ли вы выпускников, которые благополучно устроились в жизни?
г) Предложить для рассмотрения схему « Дерево ваших возможностей»
- Перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:
Корни- это ваша семья, интернат.
Ствол- школа, где вы получили первоначальное образование и
трудовые навыки.
Ветви- это дороги, которые вы выбираете, и от того, по какой дороге
вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь (техникум, институт,
ПТУ, курсы, временная работа, работа на «хозяина», криминал,
попрошайничество, на иждивении у родителей, у «спонсора», удачная
женитьба, замужество).
- Видите, ветка «техникум-институт» сломана. Что это значит?(ответы )
Да в силу ваших индивидуальных способностей, эта дорога вам не
доступна, но есть ещё много вариантов ( работа со схемой).
- Какую дорогу вы никогда бы не выбрали?
- Где можно продолжить обучение в нашем районе ?
ПУ № 130 с. Красноусольский)
- Каких специалистов готовят в нём? ( перечень на стенде)
- Все ли специальности доступны нашим выпускникам? Почему?
- Кто из вас хочет поступить в ПУ130 с Красноусольский?
Адрес:
Телефоны:
Документы необходимые для поступления в ПУ №130 (на стенде).
д) Ситуация,когда нужно пойти работать.
Куда нужно обратиться по вопросу трудоустройства ( список учреждений
на стенде).(запись адресов и телефонов в тетрадь)
-Ребята, как вы думаете откуда ещё можно взять необходимую
информацию?( из газет и телевидения)
е) Практическая работа: обзор газетных объявлений с целью выявить рынок труда, где требуются специалисты по профессиям, преподаваемым в школе.
Рекомендация учителя: - при выборе соотносите свои потребности со своими возможностями, не переоценивайте себя, т.к. работать придётся самостоятельно, без помощи учителей и воспитателей.
-Итак, требуются ли рабочие, по специальностям, преподаваемым в школе?
-А какие неквалифицированные работники требуются? ( работа с газетными объявлениями)
- Что вы выбрали для себя?
- Да, ребята, при желании всегда можно найти источник заработка.
Логическая задача.
Имеются две таблички: ОТДЕЛ КАДРОВ
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
- В какой кабинет нужно обратиться по поводу трудоустройства, а в какой по поводу поступления на учебу в учебное заведение? (работа с табличками)
д) формирование имиджа
- Знаете ли вы пословицу: « Встречают по одёжке, провожают по уму»?
Когда вы придёте поступать или трудоустраиваться на работу, то первое, на что обратит внимание работодатель, - это на ваш внешний вид.
Одежда должна быть чистой, отутюженной, обувь начищена, макияж и причёска- скромными, вид официальным. Недопустимо приходить в спортивной одежде.
1. Закрепление.
1. Подведение итога урока.
Вопросы:
- О чём мы говорили на уроке?
- Что нового вы узнали для себя?
- Куда будете обращаться по поводу трудоустройства?
- Какие нужно иметь документы?
- Как должен выглядеть человек, поступающий на работу?
2) Проверка усвоенных знаний.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов, выберите и подчеркните
правильные.
КАРТОЧКА №1
Куда нужно обратиться по вопросу трудоустройства?
- Отдел кадров предприятия ;
- Комиссию по трудоустройству молодёжи;
- Паспортную службу;
- Молодёжную биржу труда;
- Бюро по трудоустройству населения.
КАРТОЧКА № 2
При трудоустройстве надо предъявить:
- паспорт;
- квитанцию о квартирной плате;
- военный билет;
-трудовую книжку;
- документ об образовании.
1. Итог урока.
- Ребята, пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
Цитата: « Хорош тот человек, который думает не о самом себе, а обо всех людях. Но для того чтобы быть полезным людям, надо найти своё место в жизни, выбрать такую работу, которую человек будет выполнять с особым старанием и любовью»
- Надеюсь, что вы найдёте достойное место в жизни, и мы будем с гордостью о вас вспоминать.
5. Домашнее задание.
Узнать № телефонов молодёжной биржи труда.
Подобрать в местной газете объявления о приёме на работу.
КАРТОЧКА №1
Куда нужно обратиться по вопросу трудоустройства?
- Отдел кадров предприятия ;
- Комиссию по трудоустройству молодёжи;
- Паспортную службу;
- Молодёжную биржу труда;
- Бюро по трудоустройству населения.
КАРТОЧКА № 2
При трудоустройстве надо предъявить:
- паспорт;
- квитанцию о квартирной плате;
- военный билет;
-трудовую книжку;
- документ об образовании.
КАРТОЧКА №1
Куда нужно обратиться по вопросу трудоустройства?
- Отдел кадров предприятия ;
- Комиссию по трудоустройству молодёжи;
- Паспортную службу;
- Молодёжную биржу труда;
- Бюро по трудоустройству населения.
КАРТОЧКА № 2
При трудоустройстве надо предъявить:
- паспорт;
- квитанцию о квартирной плате;
- военный билет;
-трудовую книжку;
- документ об образовании.
ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ. ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ. ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
Профориентационная игра для подростков с элементами тренинга
«Турнир знатоков профессий».
Цель: Представление информации о мире профессий, оказание психолого-педагогической поддержки учащимся, открытие перед учащимися перспектив дальнейшего личностного роста, помощь подросткам в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий.
Ход занятия:
I. Психологический настрой.
- Я рада приветствовать вас на нашем занятии, рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание, и надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет весьма успешным. И чтобы немного снять напряжение, предлагаю выполнить одно несложное упражнение. Назовите, пожалуйста, по кругу, своё имя и качество, которое характеризует вас.
Например: Я- Татьяна, целеустремленная.
- Спасибо большое, очень приятно, что у вас такое хорошее настроение, не смотря на то, что за окном холодный зимний день. Прежде чем мы приступим к теме нашего занятия, которую я пока ещё не назвала, я хотела бы, чтобы вы
Распределились на две группы. Я предлагаю выбрать каждому карточку с тем цветом, который вам нравится. (учащиеся выбирают карточку определенного цвета, на обратной стороне, которой стоит цифра, определяющая группу).
- И так, группы сформированы. Прошу участников занять свои места.
II. Вступительное слово.
- Профессиональная деятельность человека занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что еще одну треть
Своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке туда. С этой целью мы поведем «Турнир знатоков профессий».
III. Разминка Игра «Цепочка».
- Я сейчас произнесу название профессии, а вам необходимо на последнюю букву данной профессии назвать следующую профессию.
Например: врач-часовщик и т.д.
Педагог-
IV. Проведение турнирных состязаний.
Первый тур «Назови профессию».
1. Этот человек занимается оформлением витрин, выставок, оборудует витрины, разрабатывает их дизайн. (Витражист)
2. Этот человек должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, должен владеть компьютером и другой оргтехникой. (Секретарь-референт).
3. Это специалист в области прав человека. Он консультирует по различным вопросам, помогает совершать сделки, помогает правильно составлять договора (Юрист).
4. Человек данной профессии наиболее рационально составляет бюджет предприятия, планирует расходы предприятия (Экономист).
5. Основная задача этих специалистов – исследование спроса на производимую продукцию и организация её сбыта, то есть поиск клиентов (Маркетолог).
6. Его профессия может показаться легкой, но от неё зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда его знают в лицо, так как чаще видят со спины (Дирижер).
7. К его профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус-негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание – гипертония, то есть пониженное артериальное давление. Ему сложно планировать личную жизнь, так как люди этой профессии часто отсутствуют дома (Бортпроводник).
8. Он работает с пропановой грелкой. Работает на ногах, стоя у печи при температуре 60º-90º. Ни одно учебное заведение не обучает этой профессии (Стеклодув).
9. Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор машинного доения).
10. Мы на закате с поля возвращались.
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки (Поэт).
Второй тур «Черный яищик».
- Догадайтесь, что лежит в «черном ящике». Моя подсказка: это орудие туда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.(Ложка. Музыканты-ложкари; врач в домашних условиях поверяет горло больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой).
Третий тур «Креативное мышление».
- Кем могли работать в наши дни Волк из сказки «Семеро козлят» (Пародистом)
Красная шапочка (Социальным работником),
Баба-Яга (Летчик),
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет (Ювелир),
Попугай Кеша (Артист).
Четвертый тур «Мир профессий».
Вам будут зачитаны характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени подходят данной характеристике: самая зеленая…, самая сладкая…, самая денежная…, самая общительная …., самая серьезная…, самая экстремальная…, самая короткая …, самая редкая…, самая творческая…., самая волосатая…, самая мобильная…
Пятый тур «Вторая пофессия знаменитостей».
1.А. П. Бородин написал оперу «Князь Игорь». Какой еще профессией владел автор данного музыкального произведения? (химик).
2.Мальчик розу увидал
Аромат ее впивал
Любовался вволю.
Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области деятельности известно его имя? (Ботаника).
3.Кто был профессионалом в дипломатии и литературе? (А.С. Грибоедов).
4. Этот писатель занимался одновременно литературной деятельностью и врачебной. Одно из его произведений «Белолобый» (А. П. Чехов).
Шестой тур «Кто есть кто?».
- Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо выбрать правильный ответ.
* Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
* Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор.
(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).
* Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.
* Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
1. провизор;
2. прозектор;
3. проректор;
4. продюсер.
* Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
(сокращение от словосочетания «школьный работник»)
Седьмой тур «Диагностический».
- Эта игровая методика предложена психологом В. Петелиной.
1.Вам необходимо выбрать любую из этих сверхъестественных способностей.
Если вы выбрали способность летать, то, вероятно, вам легче воспринимать явления и события в целом, без лишней детализации. Вы нуждаетесь в свободе поступков. Вам свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно, вы станете хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумайте о работе над глобальными проектами.
2. Если вы выбрали способность путешествовать во времени, то, возможно, вас интересуют причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Вам должно быть очень интересно, как жили люди в разные времена и как они живут сейчас в разных странах. Вам должна понравиться работа, где вы сможете реконструировать прошлое и моделировать будущее. Обратите внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.
3. Если вы выбрали сверхъестественную способность быть невидимым, то, наверное вы любите быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Вы предпочитаете «смотреть в корень» проблемы и видеть суть дела. Может быть, вы способны видеть решение таких задач, о которых другие не подозревают. Физика, политика, математика, медицина – вот сферы деятельности, на которые следует обратить внимание.
4. Если вы выбрали невероятную способность принимать облик других людей, животных, вещей, то, возможно, вы человек, который вписывается в любую ситуацию, в любую компанию. Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Вам подойдут профессии, связанные с общением. Способность к перевоплощению – качество необходимое людям искусства –писателям, актерам.
5. Способность читать чужие мысли может в реальной жизни трактоваться, как способность чувствовать то, что на самом деле стоит за словами. Понимать человека «с полуслова», предвидеть действия другого человека, анализируя его поведение, поступки. Этим людям важно понимать, что думают и чувствуют другие люди. Им можно рекомендовать следующие профессии: юрист, психолог, педагог, социолог.
V. Подведение итогов занятия.
"Трудоустройство"
Задачи:
· учить учащихся грамотно составлять различного вида деловые документы;
· знакомить учащихся с нормами современного этикета;
· развивать у учащихся навыки работы в коллективе;
· развивать интеллектуальное творчество школьников;
· учить учащихся творчески подходить к выполнению заданий.
Цели:
· работать по развитию грамотной устной и письменной речи;
· приобщать учащихся к чтению и изучению специальной справочной литературы;
· работать по развитию эстетического вкуса;
· формировать у школьников чувства гражданственности, любви к родному краю.
Оборудование: Словарь, раскладушка о профессиях, объявления, газеты, база данных о вакансиях, Трудовой кодекс, портфолио, ноутбук, песочные часы. Презентация – Приложение 1.
Словарь (на доске) : Вакансия, работодатель, трудоустройство, резюме, стиль одежды, информация, диплом, склонности, способности, «Если для одного работа – мать, а для другого – мачеха».
План урока
I. Словарная работа.
II. Вводная беседа.
III. Поиск работы (деловая игра).
IV. Смотреть обсуждать сюжет.
Ход урока
I. Организационный момент
СБО
– Какой сейчас урок?
Сейчас интегрированный урок социально-бытовая ориентировка и развитие слухового восприятия.
Ребята, на уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно. (говорят вместе с учителем) А в этом вам помогут образцы высказывания.
– Прочитайте пословицы, (читают)
· «Терпенье и труд всё перетрут»
· «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
· «Землю солнце красит, а человека – труд»
– Скажите, о чем они?
Это пословицы о труде.
Пословицы о работе.
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Я думаю, что мы будем говорить о труде, о работе.
Мне кажется, мы будем говорить о работе, о труде.
– Да ребята сегодня тема урока: ТРУДОУСТРОЙСТВО
– Скажите как вы понимаете слово ТРУДОУСТРОЙСТВО?
– Что такое труд?
ТРУД – работа, занятие, дело.
– А что такое устроить?
Устроить – это значит определить, найти хорошее место работы.
– Прочитайте план урока. (читают план урока)
– Словарная работа. (читают)
Вакансия – должность, место.
Работодатель – человек, который даёт работу.
Резюме – автобиография.
Диплом – документ об образовании.
Стиль (одежды) – форма поведения.
Информация – сведения о работе.
Способность – талант, умение.
Склонность – желание чего-либо.
РСВ
Фразы на слух:
1. Какие у тебя жизненные планы? (Спроси у…)
2. Какие ты знаешь профессии? (Спросить друг друга)
3. Кем ты хочешь быть? (4чел. На слух)
СБО
II. Вводная беседа (о важности выбора работы).
– Ребята, сегодня наша задача с вами на уроке: подумать о выборе достойной работы.
Многие из вас, ребята, после окончания колледжа, училища пойдут на работу. Но чтобы устроиться на работу, одного диплома недостаточно. Необходимо понравиться работодателю. Поэтому так важно знать нормы этикета и уметь грамотно оформлять деловые бумаги, необходимые при устройстве на работу. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим (читают с экрана)
РСВ
– Скажите, куда надо обращаться, если у тебя нет работы? <— РСВ
Можно обратиться в бюро занятости.
Можно искать работу по объявлениям, в газете.
Можно посетить интернет.
Посоветоваться с родителями, друзьями.
СБО
– Хорошо, правильно, способов найти работу много. Мы проведем деловую игру.
– Как будем искать? У нас есть различная информация. (сл./зр.)
Дайте мне, пожалуйста, газету «Работа».
Я хочу найти работу в базе данных о вакансиях.
Я почитаю объявления, можно мне газету
Я обращусь в интернет
Я посоветуюсь с родственниками( по телефону)
(поставить песочные часы, раздать газеты, объявления, и т.д.)
– Какую работу вы выбрали? (сл./зр.)
Я выбрал(а) работу…
–Молодцы все выбрали работу. Скажите, а как вы выбирали работу? (сл./зр.)
Меня заинтересовала высокая заработная плата.
Я выбрала работу по месту жительства.
Я выбрал(а) работу…., потому что я люблю…. .
Я выбрал(а) эту работу ……. потому что мне нравится работа на компьютере.
Я люблю рисовать и хочу работать художником оформителем.
– Молодцы все выбрали по своим интересам. Таня по ..., Маша по ...
– Давайте сделаем вывод. Как же нужно выбирать работу? (сл./зр.)
Работу надо выбирать, учитывая:
– О чем надо помнить, когда идешь трудоустраиваться?
(Ребята перечисляют)
· о стиле одежды,
· о правилах поведения,
· о документах,
· о формах общения.
1. Стиль одежды. (Какой должен быть стиль одежды?) <— РСВ (слухозрительно)
(выходит к доске и рассказывает)
· Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем)
· Брюки стандартной длины.
· Строгая блузка с юбкой или брюками.
· Платье или юбка средне длины.
· Джинсы и одежда из джинсовой ткани, однотонные
· В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт. Чулки и колготы телесного или черного цвета, без орнамента, носить всегда.
· Обувь – модели неярких тонов.
СБО - Ещё о чём надо помнить?
Альберт (Как правильно вести себя с работодателем?) <— РСВ (слухозрительно)
(выходит к доске и рассказывает)
Вести себя скромно, говорить чётко, громко, сохранять на лице улыбку. Нельзя кричать спорить.
СБО – Ещё о чём надо помнить?
Маша (Нужны ли документы? Какие?) <— РСВ (слухозрительно)
(выходит к доске и рассказывает)
· заявление о приеме на работу,
· медицинская справка,
· документ об образовании,
· ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика),
· страховое пенсионное свидетельство,
· фотографии,
· резюме,
· папки портфолио.
СБО – Ещё о чём надо помнить?
Все 4. Формы общения с работодателем.
Какие формы общения с работодателем? РСВ (слухозрительно)
– Здравствуйте! Разрешите войти?
– Здравствуйте! Можно войти?
– Разрешите обратиться по поводу работы. Меня зовут …
– Добрый день! Можно войти?
– Извините, пожалуйста, можно мне спросить.
III. СБО
1. Итог. Что мы узнали?
Мы узнали:
· о стиле одежды,
· о правилах поведения,
· о документах,
· о формах общения.
2. Видеосюжет (подготовили учащиеся 11 класса) (Приложение 2)
– А теперь давайте посмотрим видеосюжет и узнаем о чём надо помнить, когда идёшь к работодателю?
Установка: смотрите внимательно, думайте ответы. (говорят вместе с учителем)
За столом сидит работодатель, что-то пишет, разговаривает по телефону, дает объявление в газету о наборе специалистов.
По классу проходит мальчик , размахивает газетой «Работа» и выкрикивает: «Газета «Работа». Свежий выпуск. Требуются молодые, инициативные, грамотные специалисты!» (перечисляет профессии)
К работодателю приходят девушка и юноша . Вульгарно одетые, жуют жвачку, в ушах наушники. «Здрасьте, это вам требуются специалисты? Так это мы»
Работодатель: «Здравствуйте. Что ж, очень рад. Давайте посмотрим ваши дипломы, резюме, автобиографии». Ребята замешкались, не совсем корректно ведут себя.
Работодатель: посмотрел документы, прощается с молодыми людьми и сообщает, что такие работники ему не нужны .
– Посмотрели? Подумали?
– Как вы думаете, почему работодатель отказал молодым людям?
Потому что грубо говорили.
Я думаю, что неправильный стиль одежды.
Мне, кажется, что у них документы не все.
Итог:
– Сейчас ребята подведём итог урока.
РСВ
Что мы сегодня узнали на уроке? Фраза на слух)
Мы узнали:
· Куда обратиться, если нет работы.
· О чем надо помнить, когда идешь к работодателю.
Есть такое выражение: «Для кого работа - мать, а для кого – мачеха».
Если для одного работа – мать, это значит что работа для человека любимая, интересная. А кому работа не нравиться, не интересно работать, и работают без любви. Для них работа – мачеха.
Оценка знаний учащихся:
... скажи, как работали ребята?
… Кто лучше всех работал, отвечал на уроке?
Спасибо за урок! До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.