Тема занятия. «История русского народного костюма от древних славян до XIX века»
Цель учебного занятия: помочь учащимся увидеть особенности русской одежды в историческом контексте, а так же создать куклу-закрутку в народном костюме.
Задачи:
1. сформировать умения осуществлять поиск необходимой информации в области истории костюма;
2. формирование понимания у учащихся как представляли устройство мира наши предки;
3. формирование представления, почему использовали те или иные элементы отделки одежды;
4. сформировать понимание у учащихся, какое значение имел костюм для наших предков;
5. ответить на вопрос, почему наши предки уважительно относились к ткачихам, портнихам – словом к рукодельницам?
Форма учебного занятия: путешествие
Фома организации работы: индивидуально -групповая
Образовательные технологии: информационные, групповые, личностно-ориентированные
Материально-техническое оснащение занятия:
1. Мультимедиа: ноутбук, медиапроектор, презентация «Костюм – история и современность»
2. Зрительный ряд:
- выставка творческих работ учащихся;
- выставка иллюстраций (особенности быта и костюма древнерусской эпохи);
- театральные костюмы (пошитые учащимися, определенной эпохи из школьной костюмерной);
- швейные изделия, пошитые учащимися на занятиях кружка дополнительного образования «Модельер».
3. Для творческой работы:
- ножницы, заготовки для кукол-закруток, ткань х/б, кружева, тесьма, ленты, фурнитура, искусственные цветы, нитки, иглы.
План занятия.
I.Организационный момент. 2 мин
II.Основная часть.
1.Вступительное слово учителя о предстоящем путешествии в мир русского костюма - 5 мин.
2. Путешествие в мир костюма Древней Руси - 10 мин.
1 остановка «Устройство мира по представлению древних славян»
2 остановка «Символика в отделке одежды, домашней утвари и декоре жилища»
3. Путешествие в мир русского костюма – 10 мин.
3 остановка «Особенности русского костюма»
4 остановка «Понёвы»
5 остановка «Конечная»
III. Конкурс авторских кукол «Кукольный сундучок» (практическая работа) - 50 мин.
IV. Рефлексия. 9 мин.
V.Итог. 4 мин.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать вас.
Сегодня речь пойдет о многовековой истории народного костюма неразрывно связанной с народными поверьями и приметами, пришедшими к нам из глубины времён как память о наших предках. А помогут мне сегодня ваши одноклассники, которые выступят в роли экскурсоводов, они заранее подобрали материал, по которому мы составили маршрут путешествия. (слайд № 1)
II. Основная часть.
1.Вступительное слово учителя.
Весьма устойчивая традиция рисует домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего занятыми за прялкой (демонстрация иллюстраций, наглядного материала). Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Поэтому воспитание девочек было направлено на то, чтобы вырастить из них умелых хозяек. Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности, накапливаясь в особом сундуке...
Костюм несет в себе определенный художественный образ, который развивается и изменяется вместе с жизнью общества, дополняя облик человека и связывая его с общепринятыми эстетическими идеалами, в нем отражается неповторимое своеобразие страны и народа. (слайд №2)
Сегодня мы совершим путешествие в мир русского костюма и узнаем:
- как представляли устройство мира наши предки;
- почему использовали те или иные элементы отделки одежды;
- какое значение имел костюм для наших предков;
- почему наши предки уважительно относились к ткачихам, портнихам – словом к рукодельницам. (слайд №3)
И так, в добрый путь!
2. Путешествие мир костюма Древней Руси (слайд № 4)
1 остановка: «Устройство мира по представлению древних славян»
Первый экскурсовод:
Как представляли себе свой мир славяне-язычники? Ученые пишут, что он казался им похожим на большое яйцо, посередине подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - Мир людей. Нижняя – «исподняя» сторона, Нижний Мир, мир Мертвых. Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять небес, каждое имеет свое собственное предназначение: одно – для солнца и звезд, седьмое по счёту наши предки считали «твердью небесной», «хлябями», прозрачным дном Океана, где хранятся запасы неиссякаемой живой воды. (слайд № 5)
Славяне считали, что на каждое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир и Мир людей, и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас в сказках, вышивках, в одежде, предметах быта и в убранстве жилища (слайд № 6)
2 остановка: «Символика в отделке одежды, домашней утвари и декоре жилища»
Второй экскурсовод:
Орнамент в народном костюме имеет магически-религиозное содержание, поэтому в его основе символика:
земли – защитницы, кормилицы;
солнца – всепроникающего света, побеждающего тьму;
воды – небесной благодати; растительности, птиц и животных.
Функцию оберегов выполняли и украшения (слайд № 7)
Символы добра – это знаки: солнца, воды, богинь, животных, птиц, растений. Располагали их в самых уязвимых местах одежды - по горловине, рукавам, подолу, разрезам. Обязательным элементом-оберегом, считался пояс, по древнему поверью он отделял верхний мир (мир живых) от нижнего мира (мира мертвых), наши предки считали верхом неприличия появиться на людях без пояса, про такого человека говорили: «Он распоясался», т.е. нарушил установленные правила. (слайд № 8)
Вышивка часто содержала символы Земли, возделанного поля, зерен, ростков. Основными магическими символами были: круг (крест) - солнце, белый свет; ромб - поле, земля; ромб с точками - засеянное поле; знаки воды - волнистая или ломаная линии; семена растений. (слайд № 9)
В этом стилизованном платье под Древнюю Русь мы попытались воспроизвести все элементы отделки – это аппликация имитирующая вышивку, по вороту и рукавам использовали аграрно-заклинательную символику (знаки засеянного поля, семян, небесной влаги) по подолу изделия выполнена имитация Мирового Древа, знаки солнца. Потеряв со временем свой языческий смысл, эти орнаменты остались своеобразной эстетической основой художественного оформления одежды. (слайд № 10)
Вопросы на закрепление
Вопрос №1 (слайд № 11)
Второй экскурсовод:
А теперь ребята, попробуем найти в рисунке вышивки, упомянутые стилизованные элементы, и какая функциональная нагрузка оберегов?
(Вода обычно изображалась волнистыми линиями; земля – ромб или квадрат; солнце - крест, круг, овал; зерна – сердечки. Оберегали человека от неблагоприятных событий, отгоняли нечисть.)
Вопрос № 2 (слайд № 12)
Первый экскурсовод:
Как вы думаете, можно ли считать, что перед нами завершенный наряд юной девушки, и какой важный элемент одежды упущен? (нет, наряд не завершен, в нем не хватает пояса, это означало – распоясаться, человек, нарушивший установленный порядок)
3. Путешествие в мир русского костюма (слайд № 13)
3 остановка «Особенности русского костюма»
Третий экскурсовод:
После принятия христианства в X веке на Руси под влиянием Византии входят в употребление длинные не приталенные одежды. Характерными чертами мужского и женского костюмов становятся статичность и простота силуэта:
а) прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов; (слайд № 14)
б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;
в) Русские одежды обычно украшались вышивками - шелком, жемчугом. Часто одежду отделывали мехом (соболь, куница, бобер). В народных костюмах использовали овчину, мех лисы, зайца, белки. Характерной отделкой русского костюма была оторочка цветной тканью, использование декоративных узорных тканей с эффектом золота и серебра, крупным орнаментом; отделка вышивкой, мехом, создание динамической формы за счет контрастных цветов. Для парадных одежд боярства использовали привозные дорогие ткани, так как, до XVII века в России не было своего крупного ткацкого производства, и ткани привозили из Византии, Ирана, Китая, Италии, Испании, Англии и Голландии. Основными привозными тканями были парча-аксамит (ткань с золотыми узорами), тафта, бархат, золотный бархат (шитый золотыми нитками). Все дорогие привозные ткани на Руси носили название – паволока, «серикус» - китайская шелковая ткань (по латыни Китай – Серес). (слайд № 15)
г) Особенное значение придавалось головному убору, в котором воплощалась идея неба, солнца, древа жизни, устремленного к небу, птиц. Эта устремленность к небу отражалась и в названиях: "кокошник" (кокош - петух), "кика", "кичка" (утка). Украшались они вышивками с изображением солнца, белого света. В женском костюме от головного убора до груди шли подвески - рясны, имитирующие струи дождя, небесной влаги. Девушки носили распущенные волосы или косу, вплетая в нее нити жемчуга, ленты. Часто вокруг головы повязывали ленту, а иногда надевали венец. Замужние женщины закрывали волосы под головным убором. По эстетическим требованиям снимать головной убор женщина не могла даже при близких родственниках. (слайд № 16)
4 остановка «Понёвы»
Четвертый экскурсовод:
По мнению историков, слово «понёва» первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «завеса». Древние понёвы представляли собой три несшитых полотнища, скреплённых на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез – спереди или сбоку. Длина понёвы соответствовала принятым нормам в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было подоткнуть за пояс – это означало носить понёву «кульком». Поневы были распашными и назывались «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём полотнищам добавлялось четвертое – «прошва». Его делали из другой материи, оно было короче, и снизу надставляли «подподольником» из куска основной ткани. Внешне получалось что-то вроде передника, который украшался вышивкой в зависимости от возраста женщины – яркие, нарядные носили незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались скромной отделкой. (слайд № 17)
Вопросы на закрепление (слайд № 18)
Вопрос № 1
Третий экскурсовод:
Как вы думаете, ребята, что означает слово «опростоволоситься»? С чем это связано? (Попасть в неловкую ситуацию, по эстетическим требованиям снимать головной убор замужняя женщина не могла даже при близких родственниках)
Вопрос № 2
Четвертый экскурсовод:
Скажите ребята, а сегодня, на что похожи понёвы? (понёвы похожи на юбки)
5 остановка «Конечная»
Первый экскурсовод:
Мы сегодня ребята совершили путешествие в мир русского костюма и узнали, что испокон веков жила и крепла на Руси традиция, что каждая девочка, с малолетства училась быть хозяйкой, а это - и ткачиха, и белошвейка, словом, рукодельница. Достичь совершенства, быть искусницей, можно было, только свято соблюдая традиции, что предполагало ежедневный напряжённый труд, творческая искорка, стремление быть хорошей хозяйкой. В те времена даже дочери и жены князей «обязаны» были быть не только красивее всех, им и за прялкой надлежало быть «вне конкуренции». (слайд № 18)
Второй экскурсовод:
Слово «одеяние», часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, вслушаемся: «одеяние» — «то, что одевают». Употреблялся и близкий вариант — «одение». Сегодня мы видим, как продолжают традиции искусно шить «одеяние», переданные нам нашими предками юные мастерицы – рукодельницы. (слайды № 19 - 23) (третий и четвертые экскурсоводы показывают на наряды юных мастериц и театральные костюмы)
III. Практическая часть: конкурс авторских кукол «Кукольный сундучок» (слайд № 24)
Учитель:
В конце нашего путешествия мы вам, ребята, предлагаем изготовить кукол-закруток в народных костюмах. Вы можете работать по желанию, как в группах, так и индивидуально, фантазия приветствуется.
По окончании работы мы устроим выставку-конкурс ваших творений, где вы сами можете оценить работы друг друга.
(ребята приступили к выполнению творческой работы, им помогают экскурсоводы – семиклассники)
IV. Рефлексия.
Учитель:
Ребята, возьмите свои творения, поставьте на экспозиционный стол, а экскурсоводы присвоят им номера и если вам какая либо кукла понравилась (свои не оцениваем), то на листочках с номерами, ставите знак «плюс».
(ребята выполняют задание)
А теперь экскурсоводы подсчитайте плюсы. Победит та работа, у которой окажется наибольшее количество плюсов.
За творческие работы можно присудить:
одно – 1 место,
два – 2 место,
три – 3 место, а также могут быть приз зрительских симпатий, за традиционность, креативность и т.д. (каждый ребенок должен быть поощьрён)
V. Итог.
Первый экскурсовод:
И так мы совершили путешествие в прошлое и узнали, что костюм стал не только средством защиты от непогоды, но и знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни.
Второй экскурсовод:
Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его возраст (например: достигла ли женщина брачного возраста, просватана ли она или она замужем).
Третий экскурсовод:
В каждую историческую эпоху народ вырабатывал свою систему символов, которые изменялись с течением времени под влиянием тех или иных исторических событий.
Четвёртый экскурсовод:
Искусство красиво шить одежду передалось от наших предков, для них это было первой необходимостью. Возможно, и нам не стоит забывать традиции изготовления одежды, так мы не прервем нашу связь между прошлым, настоящим и будущим. (слайд № 25)
Этапы занятия |
Методы обучения |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
I.Организационный момент |
Словесный |
следит за дисциплиной |
слушают |
II. Основная часть |
|||
1. Вступительное слово учителя о предстоящем путешествии в мир русского костюма |
Наглядный (иллюстративный материал). Словесный (рассказ) методы контроля |
следит за дисциплиной в классе, показывает иллюстрации, наглядный материал |
Слушают и смотрят |
2. Путешествие в мир костюма Древней Руси. |
|||
1 остановка «Устройство мира по представлению древних славян»
2 остановка «Символика в отделке одежды, домашней утвари и декоре жилища» |
Наглядно - словесный (презентация), (рассказ), частично-поисковый (дети отвечают на вопросы), методы поощрения (похвала, одобрение) |
Учитель контролирует выступающих, следит за дисциплиной в классе, показывает презентацию, контролирует путешествие детей по остановкам. |
Ребята слушают, смотрят и отвечают на вопросы экскурсоводов |
3. Путешествие в мир русского костюма |
|||
3 остановка «Особенности русского костюма»
4 остановка «Понёвы»
|
Наглядно - словесный (презентация), (рассказ), частично-поисковый (дети отвечают на вопросы), методы поощрения (похвала, одобрение) |
Учитель контролирует выступающих, показывает презентацию, контролирует путешествие детей по остановкам. |
Ребята слушают, смотрят и отвечают на вопросы экскурсоводов |
5 остановка «Конечная»
|
Наглядно - словесный (презентация)
|
Учитель контролирует выступающих, показывает презентацию |
Ребята слушают, смотрят |
III. Практическая часть: конкурс авторских кукол «Кукольный сундучок» |
|||
изготовление кукол-закруток в народных костюмах. |
Творческая работа, частично-поисковый (дети определяют образ, подбирают ткани, фурнитуру), методы поощрения (похвала, одобрение) |
Учитель контролирует выполнение задания, оказывает помощь. |
Изготавливают кукол-закруток по своему придуманному образу |
IV.Рефлексия |
Словесный (объяснение задание), наглядный (оценивают работы товарищей), методы поощрения (похвала, одобрение) |
Учитель контролирует выполнение задания, оказывает помощь. Выявляет победителя |
показывают, что у них получилось, учатся оценивать работы других, прислушиваются к чужому мнению |
V. Итог |
Словесный |
Учитель произносит заключительное слово, объявляет победителей и призеров по разным номинациям |
Поздравляют победителя и призеров |
Библиографический список
Литература:
1. Андреева А. Ю./Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2011. – 136 с., ил.
2. Брун Ф., Тильке М. /История костюма. Энциклопедия/ АОЗТ изд-во «ЭКСМО»- М, 1996, 463с с ил.
3. Котова И. Н., Котова А. С./Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб. : «Паритет», 2010.–240 с.: ил. + вкл.
4. «Как шить красиво»: Пер. с англ./ Предисл. В. Зайцева. – М.: Мир, 1990 –368 с., ил. – (Школа практических знаний).
5. Салариа Д., Морли Ж./ альманах «Штрихи времени» для младшего и среднего школьного возраста. «Одежда для работы и отдыха»/изд-во «Росмэн», М – 1994, 54 с. с ил.
6. «Традиционные промыслы и ремёсла». Альманах. М.: ООО «Издательство «Родникъ», 1997, № 3 – Л. В. Беловинский. Типология русского народного костюма. – 48 с., 16 таблиц илл.
Интернет источники:
1. http://blog.t-stile.info/istoriya-tuniki-1/ рубрика «Нюансы моды» /статья «История туники»| Автор: Лариса Клепачева/опубликовано 04.04.2013
2. http://mir-kostuma.com/rus/item/32-slavs-suit/ рубрика «Костюм славян и Древней Руси»
3. http://fb.ru/article/168943/drevnyaya-rus-odejda-odejda-na-rusi-jenskaya-mujskaya-detskaya/ статья /«Автор статьи: Анастасия Сорокко, опубликовано 12.09.2012
4. http://fb.ru/article/243966/odejda-slavyanskaya-opisanie-traditsii-istoriya/ статья/ автор Алексей Михеев/ 25 Апреля, 2016
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.